| 28 сентября В среду в Информационном центре правительства Москвы состоялась пресс-конференция председателя Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов Геннадия Дегтева на тему: «Размещение городского заказа в связи с изменениями федерального законодательства».
Он рассказал журналистам о том, какие изменения произойдут в системе городского заказа в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступает в силу с 1 января 2006 года, а также об итогах работы Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов (Тендерного комитета) в период с 2003 по 2005 гг.
Как сообщил Г.Дегтев, количество конкурсов, проведенных по размещению городского заказа на поставки товаров, работ и услуг в первом полугодии 2005 года по сравнению с 2003г. увеличилось в 3,3 раза (с 2927 до 5636). По его словам, городскими конкурсными комиссиями за 1 полугодие 2005 г. по подрядным торгам проведено более 188 конкурсов, общая стартовая стоимость лотов на которых превысила 50 млрд рублей, при этом экономия бюджетных средств составила более 4 млрд рублей или 7,56% от стартовой стоимости. Кроме того, было проведено 72 конкурса (более 3 тысяч лотов) по закупке товаров и услуг, общая сумма закупок составила 4452,77 млн рублей (средневзвешенное конкурсное снижение – 7,42%, экономия бюджетных средств - 330,3 млн рублей) при общих затратах на содержание комитета - 44,4 млн рублей в год.
Только за 1-е полугодие 2005 года, как заявил Г.Дегтев, общая стоимость лотов, выставленных городом, достигла 105 млрд рублей, тогда как эта цифра по бюджетам всех субъектов РФ составила 332 млрд рублей. В целом по Российской Федерации суммарная стоимость лотов, выставленных на тендеры (с учетом федерального бюджета), составила 487 млрд рублей. В процентном соотношении московский показатель составляет 22% от цифры общефедерального значения и 32% от суммы лотов всех субъектов федерации, отметил Г.Дегтев.
Председатель Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов отметил, что происходит ежегодное уменьшение доли внеконкурсных закупок в системе городского заказа. Так, если в 2003 году их число составляло 50%, в 2004 – 26%, то по предварительным оценкам, в 2005 году оно составит около 5%, а в 2006 году – не более 2%. Г.Дегтев подчеркнул, что закрытыми останутся лишь заказы, связанные с государственной тайной, все остальные закупки для городских нужд Москвы планируется сделать в виде открытых конкурсов и аукционов.
Как сообщил Г.Дегтев, в настоящее время вопросы, связанные с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд, регулируются нормами различных федеральных законов. Однако с вступлением в силу ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» потребуется приведение в соответствие нормативно-правовой базы города Москвы. Привести в ее соответствие, по его словам, необходимо до конца текущего года.
Новый федеральный закон, как сообщил Г.Дегтев, устанавливает единый порядок размещения госзаказов; принципиально меняет порядок работы и ответственность заказчиков за способы, достоверность и условия заключения госконтрактов; уточняет процедуру размещения заказов; облегчает доступ претендентов к информации; определяет порядок проведения электронный торгов и т.д.
Существенным изменением он назвал и формирование уполномоченного органа по контролю в сфере размещения госзаказа. По словам Г.Дегтева, будет создан как федеральный орган, так и региональные. Кроме того, впервые в этом законе появляется ответственность за действия и бездействие государственного заказчика или уполномоченного органа. В административный кодекс планируется внести изменения о наложении штрафов на сумму от 50 до 200 МРОТ в случае установления фактов нарушения при размещении госзаказа.
Однако, по мнению В.Дегтева, в новом законе есть и недостатки. Так, по его словам, в нем недостаточно четко прописаны обязательства победителя конкурса или аукциона по условиям заключения государственного контракта.
Г.Дегтев сообщил, что за первое полугодие 2005 года заявки на участие в системе размещения городского заказа подали 1600 организаций, из них 980 приняли участие впервые, 227 заявок признаны несоответствующими квалификационным требованиям и при этом почти 90 организаций предоставили недостоверные сведения о себе. По словам Г.Дегтева, в связи с этим планируется создать городской реестр недобросовестных организаций, участвующих в конкурсах, подобно федеральному реестру недобросовестных поставщиков. Он подчеркнул, что в случае попадания организации в этот список, заявка на участие в конкурсе будет отклонена сроком на 2 года.
«На сегодняшний день сформированы все предпосылки для того, чтобы с 1 января мы могли руководствоваться новым законодательством, а участники этого процесса не испытывали никаких трудностей», - заявил Г.Дегтев.
Для субъектов малого предпринимательства, по его словам, в новом федеральном законе сохранена норма о том, что 15% городского заказа должно размещаться на предприятиях малого бизнеса. «Совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы мы особо пропишем этот порядок, чтобы на эту сумму принимать участие могли именно субъекты малого предпринимательства», - сказал он. Г.Дегтев заявил, что у Тендерного комитета и ДПиРМП есть заинтересованность в том, чтобы создать все условия, по которым закупки техники, оборудования, услуг можно было бы проводить с привлечением субъектов малого предпринимательства. Однако он отметил: «Соответствующая нормативная база пока не сформирована, и к 1 января мы обязаны ее подготовить». В настоящее время, по словам главы Тендерного комитета, следует определить, какую продукцию закупать у малых предприятий будет целесообразно. Сейчас, добавил он, МЭРТ РФ уже утверждено около 1200 наименований продукции, закупка которой является обязательной в ходе проведения торгов.
| | 22 сентября В четверг, 22 сентября, в префектуре ЦАО состоялось заседание Комиссии по административным барьерам при префекте ЦАО С.Байдакове. Основная тема, которая обсуждалась в ходе заседания, - «О мерах по совершенствованию взаимодействия органов внутренних дел и субъектов предпринимательской деятельности на территории округа».
Открывая заседание, заместитель префекта ЦАО Михаил Орлов сообщил, что, во-первых, оно посвящено вопросу взаимодействия предпринимателей с органами внутренних дел при проведении контрольных мероприятий, проверок предпринимательской деятельности. Кроме того, следует рассмотреть и вопросы налаживания взаимодействия с ними в части препятствования захвату предприятий и создания в этом отношении нормальных условий для работы субъектов малого бизнеса.
Начальник отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД ЦАО г.Москвы Тимур Валиулин сообщил, что целью деятельности управления экономической безопасности окружного УВД является предупреждение и пресечение преступлений в сфере экономики. Его деятельность регулируется рядом федеральных законов, в частности, законом о милиции и об оперативно-розыскной деятельности. По словам Т.Валиулина, злоупотребления при проведении контрольных мероприятий в сфере малого бизнеса часто возникают вследствие того, что очень упрощенно трактуются причины, вызвавшие проверку. Для предотвращения подобных злоупотреблений, а также для защиты прав предпринимателей приказом МВД РФ от 2 августа 2005 года была утверждена Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности. По словам Т.Валиулина, эта инструкция детально регламентирует проведение проверок. Он отметил, что все подразделения МВД получили эту инструкцию и теперь будут действовать только в соответствии с ней.
Выступивший в ходе заседания начальник Центра по координации контрольной деятельности на территории города Москвы Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Сергей Лебедев отметил, что под понятие «административные барьеры» попадают не только нарушения и злоупотребления при проведении контрольных мероприятий, но также, например, и различные препятствия в получении в аренду нежилых помещений или земельных участков. При этом он подчеркнул, что контроль, осуществляемый за ведением предпринимательской деятельности правоохранительными органами, не является барьером, если он осуществляется в рамках существующего законодательства. Наоборот, «государственный контроль необходим, и пока он не переходит определенных границ, барьером его считать нельзя», уверен С.Лебедев.
Обрисовывая ситуацию с проведением контрольных мероприятий в Москве, С.Лебедев сказал, что в 1995-2000 гг. контрольное давление на бизнес было настолько велико, что грозило остановкой развития предпринимательства. Вследствие этого по поручению мэра Москвы было выпущено постановление правительства Москвы о совершенствовании государственного контроля на территории города, позже вышел ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля». По мнению С.Лебедева, это значительно улучшило ситуацию с контролем предпринимательской деятельности, удалось обеспечить повышение уровня координации работы органов государственного контроля и заключить соглашения о такой координации со многими, в том числе и федеральными структурами по контролю и надзору. В целом за минувший период удалось снизить контрольное давление на бизнес и количество проверок юрлиц и индивидуальных предпринимателей, подчеркнул он. И отметил, что сегодня опросы предпринимателей показывают: среди проблем в развитии бизнеса сложности, связанные с контрольными мероприятиями, отошли на второй план.
Кроме того, С.Лебедев сообщил, что в рамках работы по дальнейшему совершенствованию порядка проведения контрольных мероприятий было выпущено два приказа: МВД РФ и Генеральной прокуратурой - о защите прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении проверок. Однако он отметил, что для улучшения этой работы необходимо, в частности, более активно информировать предпринимателей об их правах и возможностях их отстаивания.
Директор Центра развития предпринимательства Центрального административного округа г.Москвы Татьяна Белоус также в своем выступлении коснулась недавно вышедшей инструкции МВД и отметила, что она регламентирует сферу контрольных мероприятий, «чувствительную прежде всего для малого и среднего бизнеса». Эта инструкция, по ее словам, направлена на снижение количества проверок и, как следствие, – на снижение административных барьеров для бизнеса. Отметив позитивное значение данной инструкции, Т.Белоус тем не менее подчеркнула, что необходим также и контроль за ее выполнением.
Т.Белоус считает, что выпуск последних приказов МВД и Генпрокуратуры свидетельствует, что единичные решения в области регламентирования контрольной деятельности начинают складываться в общую систему, направленную в том числе и на поддержку малого бизнеса.
В заключение М.Орлов выразил надежду, что данная встреча даст импульс для дальнейшей работы в плане усовершенствования системы контроля в сфере предпринимательства. В этом отношении органы внутренних дел уже предприняли конкретные шаги: были внесены изменения в закон о милиции и создана уже упомянутая инструкция. Однако, подчеркнул М.Орлов, «любой закон, каким бы хорошим он ни был, сработает только тогда, когда это будет востребовано теми предпринимательскими структурами, на защиту которых он направлен».
Комментируя по просьбе ИА «Альянс Медиа» итоги заседания, М.Орлов сообщил, что в целом у комиссии по административным барьерам две функции – рассмотрение конкретных жалоб предпринимателей и выработка системы работы по улучшению делового климата в ЦАО. В рамках решения второй задачи и проходят подобные встречи со всеми контролирующими органами, пояснил он, в ходе которых анализируется состояние проблем и вырабатываются пути их решения.
Отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа» относительно динамики числа нарушений в сфере предпринимательской деятельности, начальник УВД ЦАО Александр Мельников заявил: сейчас пока нельзя сказать, что «ситуация в данной сфере стабилизировалась». Он отметил также, что имеет место и «криминализации этой сферы». По его словам, недружественные поглощения, силовые захваты предприятий – проблема, которая появилась не так давно, 1-1,5 года назад, однако сегодня она стоит очень остро. «Мы ищем различные правовые методы, как с бороться с этими проблемами», - заявил А.Мельников.
Кроме того, он отметил, что планируется принять решение о работе подобных комиссий по административным барьерам на уровне управ.
| | 21 сентября В среду, 21 сентября, в ходе пленарного заседания конференции «Кредитные ресурсы для малого и среднего бизнеса» выступил член президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Павел Сигал. По его словам, проблема доступа малых предприятий к кредитным ресурсам обсуждаетcя давно, сейчас диалог между бизнесом и властью стал очень активным и плодотворным. Тем не менее, считает он, до сих пор в этой сфере остается много нерешенных проблем, а также таких, которые только декларируются решенными.
П.Сигал, опираясь на данные проведенного «ОПОРОЙ РОССИИ» исследования, заявил, что только 15,9% российских малых предприятий за все время своего существования пользовались банковскими кредитами, в то время как кредитная поддержка требуется 90% таких предприятий. Еще хуже обстоят дела в сфере микрокредитования. Так, в России, по официальным данным, действует около 4,5 млн ПБОЮЛ, потребность в кредитных ресурсах которых составляет более 4 млрд долларов, а удовлетворяется эта потребность не более чем на 5-7%. Причем, отметил П.Сигал, ситуация не улучшается, «то есть нельзя сказать, что количество предприятий малого бизнеса, пользующихся банковскими кредитами, ежегодно растет».
По словам П.Сигала, благоприятная внешнеторговая конъюнктура привела к тому, что в России сейчас избыток денежных средств, однако они не доходят до малого бизнеса. Основные финансовые ресурсы сосредоточены либо в различных государственных фондах, либо в крупнейших банках - Сбербанке, Внешторгбанке и др. П.Сигал сообщил, что эти банки декларируют, что реализуют программы по кредитованию малого бизнеса, однако практика показывает, что малым предприятиям кредит в этих банках получить все еще сложно. Так, для получения кредита малому предпринимателю по-прежнему нужно потратить минимум несколько недель, а не дней, как заявляют в своих программах банки. Причем у крупных банков срок выдачи кредита значительно выше, чем у малых и средних.
П.Сигал отметил, что существуют и субъективные, и объективные причины сегодняшней ситуации с кредитованием малого бизнеса. К объективным причинам он отнес то, что банкам не интересно кредитовать малый бизнес. Также причина - в политике, которую проводит Центробанк и отчасти Минфин по отношению к кредитным организациям. По словам П.Сигала, Центробанк заявляет, что будет поддерживать программы кредитования малого бизнеса и при этом – ужесточать требования к малым и средним банкам. Но основными кредиторами малого и среднего бизнеса являются малые и средние банки, заявил П.Сигал. «Поддержка кредитования малого бизнеса на данном этапе заключается в поддержке малых и средних банков», - уверен он.
Говоря о государственной поддержке кредитования малого бизнеса, П.Сигал отметил, что эта работа сейчас ведется, в частности, МЭРТ принимает в ней активное участие. Однако, считает он, проблема не в нехватке денег, проблема в рациональном их использовании. В качестве примера он привел создание в России бизнес-инкубаторов. Во многих странах они эффективно работают на поддержку малого бизнеса, однако там они создаются по такому принципу, чтобы в их услугах не было дефицита, сообщил П.Сигал. «Если есть дефицит на льготу, то обязательно будет коррупция, особенно в России. Поэтому если число бизнес-инкубаторов ограничено, если мест в них не хватает, то для любого предпринимателя, который туда попадет, ставка будет рыночной, а разница осядет в чьем-то кармане», - заявил он. Кроме того, существует следующая проблема: финансовая поддержка оказывается исключительно государственным бизнес-инкубаторам, в то время как в стране сейчас создаются и частные, финансировать которые не позволяет Бюджетный кодекс. Однако «любое частное предприятие намного эффективнее государственного», считает П.Сигал. Следовательно, по его мнению, эту проблему необходимо решать.
В заключение П.Сигал подчеркнул, что «проблема сейчас заключается не в отсутствии денег на кредитование малого бизнеса, деньги есть, проблема - в создании условий, при которых эти деньги будут доступны малому бизнесу».
| | 20 сентября 20 сентября в здании Московской городской думы состоялось заседание объединенной комиссии Московской городской думы и Московской областной думы по координации законотворческой деятельности. На обсуждение было вынесено два вопроса: о развитии фондового рынка в интересах г. Москвы и Московской области; об инновационной политике в г. Москве и Московской области.
По первому вопросу было принято решение: с целью разработки региональной целевой комплексной программы государственной поддержки и защиты граждан на рынке финансовых услуг утвердить состав рабочей группы объединенной комиссии по вопросу развития фондового рынка в интересах г. Москвы и Московской области. Перед рабочей группой поставлена основная задача – разработка скоординированной среднесрочной региональной целевой комплексной программы государственной поддержки и защиты граждан на рынке финансовых услуг. Обязанности сопредседателей рабочей группы возложены на депутата Московской городской думы Ирину Рукину и депутата Московской областной думы Андрея Епишина.
Большую часть времени заседания объединенной комиссии заняло обсуждение проблемы развития инновационной деятельности в Москве и Московской области.
В своем докладе председатель комиссии Московской городской думы по экономической политике Ирина Рукина отметила, что особая роль в формировании целостной научно-промышленной и инновационной политики на сегодняшний день ложится на регионы. «Именно через региональные программы, через возможности, заложенные во взаимодействии регионов в законодательной деятельности, можно решить сложные задачи по развитию инновационной деятельности в РФ», - подчеркнула И. Рукина.
Она сообщила, что в Москве накоплен положительный опыт по развитию инновационной деятельности, который будет полезен и для других регионов, в частности, Московской области. В столице принят закон «Об инновационной деятельности в г. Москве», создано 9 технопарков, работают центры трансфера технологий, реализуется проект «Пром Сити Москва». Однако, по ее словам, главная проблема инновационных разработок - в обеспечении рынков сбыта. «Как показывает опыт, этот вопрос может быть решен заранее, если грамотно продумана вся схема внедрения инновационной разработки», - считает она.
В своем докладе председатель Комитета по научно-промышленному комплексу Московской областной думы Александр Гарнаев главный акцент сделал на развитии наукоградов на территории Московской области. В качестве "прорывных моментов", которые произошли на территории области в развитии инновационно ориентированной экономики, он назвал решение о создании объединенной авиакомпании в г. Жуковском, а также решение правительства РФ о придании Московской области статуса ОЭЗ.
А. Гарнаев также отметил, что с учетом потенциала области, инновационная деятельность на территории МО будет реализовываться в 29 наукоградах с общим количеством населения в 1,3 млн человек, а также на базе 200 научных центров и 170 предприятий оборонного комплекса. Одним из важнейших вопросов развития инновационного процесса он назвал перевод части московских производственных мощностей на территорию Московской области.
Обсуждение вопроса инновационного развития проходило довольно бурно. Законодателей Московской областной Думы волновало, что с увеличением количества наукоградов произойдет еще более неравномерное развитие территорий области. Кроме того, многим из них было непонятно, почему докладчики из Москвы и Мособласти по-разному трактуют эффективные пути развития инновационной деятельности. И. Рукиной пришлось объяснять, что инновационное развитие не может быть унифицировано для всех регионов. Если для МО актуально развитие наукоградов, то Москве «необходимо создание наиболее разветвленной инфраструктуры для развития инноваций». Впрочем, по мнению И. Рукиной, без создания инфраструктуры и различных ее форм (бизнес-инкубаторов, технопарков и т.д.), предполагающей существенные капитальные вложения, развитие инноваций невозможно ни в Москве, ни в Московской области. Еще одной общей проблемой она назвала необходимость поиска рынков сбыта инновационой продукции.
Депутат МГД Михаил Москвин-Тарханов предостерг И. Рукину от видения роли государства только в обеспечении рынков сбыта. "Не стоит забывать о венчурном финансировании малого инновационного бизнеса, иначе мы придем к тому, что инновации будут работать только при создании самолетов, танков и пушек, а выокотехнологичные товары народного потребления мы будем закупать за границей, как это было во времена СССР", - пояснил депутат.
По итогам работы совместной комиссии был принят проект решения о разработке программы взаимодействия в инновационной политике в г. Москве и Московской области.
По завершении заседания И. Рукина пояснила журналистам, что речь идет только о программе взаимодействия, и ни в коем случае не о единой программе. «Главная цель сегодняшнего заседания - понять друг друга и выстроить направления в общей работе. Мы должны искать точки соприкосновения, не концентрируя внимание на различиях», - сказала она.
И. Рукина отметила, что Московской области очень интересен опыт Москвы по созданию территориально-отраслевых кластеров, реализация процесса перевода московских предприятий в область. «Москву, в свою очередь, интересует колоссальный рынок сбыта наших инноваций. Зачем покупать импортную продукцию, когда можно посмотреть, что есть в Москве», - отметила И. Рукина.
В эксклюзивном интервью ИА «Альянс Медиа» Ирина Рукина подчеркнула, что инновационные разработки, как правило, рождаются не на крупных промышленных предприятиях, а в малом бизнесе. Именно малые предприятия инициируют новейшие разработки, которые зачастую открывают новые отрасли. И в мире существует система частного венчурного финансирования инновационных разработок, после чего разработка внедряется в крупных промышленных корпорациях. «У нас, к сожалению, не сложилась подобная система. Нет еще собственников компаний и холдингов, которые умеют хорошо считать и готовы вложить на первом этапе средства, чтобы потом сделать мощный рывок в новых технологиях и опередить конкурентов», - подчеркнула председатель комиссии Московской городской Думы по экономической политике.
Отмечая неизбежность инновационного пути развития, И. Рукина заявила, что на первом его этапе необходимо активное участие государства. По ее мнению, не обязательно финансировать проекты - это могут быть гарантии со стороны государства или создание инфраструктуры. Она считает, что вложение средств из московского бюджета в создание технопарков, бизнес-инкубаторов, проекта «Пром Сити Москва» обусловлено существующими условиями на рынке. «Маленькие компании имеют разработки, но не способны самостоятельно сделать капитальные вложения и запустить производство. Это неподъемные деньги для малого бизнеса, и здесь необходимо участие государства», - считает она.
По словам И. Рукиной, проект «Пром Сити Москва» уникален тем, что на этой территории инновационного развития будут создан отраслевой кластер, куда войдут промышленные предприятия, профильный малый бизнес, наука, причем будет создана вся инфраструктура, где можно «опробовать все инновации». «Малого бизнеса может быть ровно столько, сколько есть помещений под малый бизнес. А то, что касается производственного и инновационного малого бизнеса, то ему нужно иметь не только маленькую лабораторию, но и производственное помещение, чтобы разработку внедрить», - пояснила она.
И. Рукина также отметила, что «работа с инновациями требует режима ручной настройки, каждый случай - уникальный, и невозможно всех подчинить единой системе», но необходим специальный орган власти, который будет этими вопросами заниматься. По ее мнению, в Москве подобная система складывается структурно, есть конкретное должностное лицо – заместитель руководителя Департамента науки и промышленной политики города Москвы Андрей Ушаков, на сегодняшний день он отвечает за это направление деятельности. «В Москве есть лицо, принимающее ответственные решения в департаменте промышленности. Все инновационные разработки должны направляться к специалистам и ответственным лицам, которые смогут правильно выстроить пути их реализации и внедрения, что очень важно», - пояснила И. Рукина.
Она также отметила, что в Москве разработан действенный механизм - создание биржи высоких технологий. Очень часто изобретатели и научные работники заняты одними и теми же разработками. Такое дублирование было всегда: в советское время в оборонной промышленности работало 9 главков, и все они дублировали друг друга. По мнению И. Рукиной, подобная практика продолжается и сейчас, и бороться с подобными явлениями довольно трудно: «У нас внутренний рынок не развит даже по взаимопоставкам товаров и услуг, не говоря уже о более высоких стадиях развития, таких, как обмен рынками сбыта». Поэтому биржа высоких технологий должна быть создана вначале в Москве, а потом необходимо создать ее на общероссийском уровне.
| | 16 сентября В пятницу, 16 сентября, министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Михаил Вышегородцев принял участие в ток-шоу «Деловой Москвы» на ТВЦ. Дискуссия на ток-шоу была посвящена проблеме закрытия в столице нецивилизованных торговых рынков. Как напомнил ведущий, к концу 2005 года в Москве должны закрыться 22 рынка, а через 3-4 года еще 150.
М.Вышегородцев сообщил, что для отбора рынков, которые предполагается закрыть, существуют строгие критерии, сам порядок отбора строго регламентирован и прописан в постановлении правительства Москвы. По словам министра, в настоящее время на 22 столичных рынках идут строительные работы, создаются современные торговые комплексы, реализуется программа реконструкции существующих объектов. Он подчеркнул, что строительство новых торговых центров идет поэтапно, существующий бизнес сохраняется.
Как сообщил М. Вышегородцев, нельзя говорить собственно о закрытии рынков: на месте нецивилизованных рынков появятся торговые комплексы, торговля станет цивилизованной. «Если сейчас рынок закрывается, то только для того, чтобы через какое-то время на этом же месте был открыт новый торговый комплекс, где была бы представлена та же самая торговля, а может быть, еще больше и еще лучше», - пояснил он. И добавил, что, как правило, современные нецивилизованные рынки "плоскостные", а строящиеся торговые комплексы занимают 3-5 этажей.
В качестве примера по превращению столичных рынков в цивилизованные торговый комплексы М.Вышегородцев привел работу рынка в Коньково, в котором «то же, что было и раньше, но не на улице и в контейнерах, а цивилизованно». Таким же примером может служить и рынок возле метро «Новые Черемушки», где вместо рынка построен торговый центр, на первом этаже которого разместились предприятия малого бизнеса. Также министр привел примеры одновременной работы неорганизованного рынка и строительства рядом торгового комплекса. В частности, такая ситуация наблюдается в Митино.
На вопрос, нельзя ли стандартизировать подход ко всем московским рынкам, М.Вышегородцев ответил, что в каждом конкретном случае решение принимается индивидуально. «В основе лежит решение рабочей группы и межведомственной комиссии, на которой присутствуют все представители городских и федеральных служб. Ни разу не было такого, чтобы не учитывалось мнение префектур, районной управы, центра санэпидемконтроля, пожарной службы и проч. Принимается взвешенное решение, оно утверждается мэром. Все это в абсолютном согласии», - рассказал министр.
При этом министр не стал отрицать, что могут возникнуть затруднения при оформлении земельных участков при строительстве крупных торговых центров, в связи с чем будут продлеваться сами сроки строительства. По его словам, это может быть связано, например, с тем, что не дают разрешения Москомархитектура или Москомприрода. М.Вышегородцев пояснил, что для работы неорганизованного рынка не нужно проведения сложных согласований с различными московскими ведомствами, но если речь идет о строительстве капитального здания, нужно провести весь комплекс работ по оформлению исходно-разрешительной документации.
М.Вышеговорцев подчеркнул, что «власти Москвы не борются с рынками, власти Москвы хотят, чтобы в столице торговля была цивилизованной, обеспечивались качество и безопасность пищевых продуктов, поступление налогов от работы рынков». Однако одновременно правительство Москвы занимается и регулированием рынка занятости. В связи с принятием решения, что закрывается тот или иной рынок, власти города в обязательном порядке, и Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы за этом строго следит, предлагают предпринимателям, работающим на этих рынка, на выбор несколько вариантов либо земельных участков, либо получения в аренду других помещений. «Никто без работы не останется», - заверил министр. И подчеркнул, что, кроме того, московским предпринимателям при размещении в новых торговых комплексах будет отдаваться предпочтение.
В ходе ток-шоу М.Вышегородцев также сообщил, что объем налоговых поступлений от нецивилизованных рынков составляет лишь 10% от тех налогов, которые платят крупные торговые комплексы.
| | 14 сентября 14 сентября в Рамках проводимых Дней Вологодской области в Москве в Камергерском переулке состоялось открытие выставки-ярмарки изделий ремесленников и предприятияй народных художественных промыслов Вологодчины. Организаторами выставки выступили Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы, префектура Центрального административного округа г.Москвы, администрация Вологодской области, Центр ремесел Восточного административного округа г.Москвы «Русское подворье».
Выступая в ходе открытия, первый заместитель губернатора Вологодской области Виктор Репишин отметил, что сотрудничество двух российских регионов, закрепленное соглашением между правительством Москвы и правительством Вологодской области, развивается уже долгие годы. В ходе Дней Вологодской области свою продукцию в Москве представляют вологодские ремесленники различных сфер деятельности.
Министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Михаил Вышегородцев в своем выступлении сообщил, что в ходе Дней Вологодской области пройдет ряд выставок, семинаров и конференций. «Нам приятно принимать в Москве мастеров, ремесленников Вологодчины и предоставить им возможность продемонстрировать свое мастерство», - заявил министр. Он подчеркнул, что Москва планирует и дальше в рамках соглашения о сотрудничестве между столицей и Вологодской областью развивать взаимодействие, «предоставлять возможность товарам вологодских предпринимателей попадать на рынок Москвы». Причем, отметил он, важно также, чтобы и товары московских производителей находили свой рынок сбыта в Вологодской области.
По словам М.Вышегородцева, правительство Москвы уделяет большое внимание развитию ремесленничества, в частности, столица – один из немногих регионов РФ, который принял закон о ремесленной деятельности. Мэр Москвы Юрий Лужков, отметил министр, также придает большое значение развитию производства товаров народных промыслов. Сейчас подписано постановление правительства Москвы об открытии в каждом административном округе столицы магазинов по продаже товаров народных промыслов. «Я думаю, что Москва, которая претендует на то, чтобы быть туристической столицей России, должна внимательно относиться к сувенирной продукции. Мы все делаем для того, чтобы эта работа развивалась, в частности, постоянно действует выставка «Вернисаж в Измайлово», есть предприятие «Русский сувенир». Мы всячески поддерживаем эту работу», - сказал М.Вышегородцев.
Отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа» о том, как будет развиваться это напарвление сотрудничества Москвы и Вологодской области, первый заместитель губернатора Вологодской области сказал, что те мероприятия, которые проводит для поддержки и развития ремесленничества Вологодская область, востребованы и в Москве. В рамках сотрудничества правительств Москвы и Вологодской области в прошлом году область посетили московские ремесленники.
По словам М.Вышегородцева, товары ремесленников Вологодчины представлены не только на выставках, проходящих в рамках Дней, но и в целом на рынке столицы. Он сообщил также, что сейчас в Москве реализуется туристическая программа правительства Москвы «Золотой кольцо Москвы». «Есть желание правительства Москвы, чтобы на этом туристическом маршруте были представлены сувениры, причем не только московские, но и всех регионов России», - пояснил министр.
В тот же день в белом зале мэрии Москвы состоялась церемония подписания протокола к соглашению о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между правительствами Москвы и Вологодской области, который включает план мероприятий на 2005-2010гг. Его подписали мэр Москвы Ю. Лужков и губернатор Вологодской области В.Позгалев.
В ходе церемонии подписания соглашения Ю.Лужков отметил рост товарооборота между Москвой и Вологодской областью: если в 2003 году он составлял 9,7 млрд рублей, то в 2004 уже превысил 12 млрд рублей. Это стало возможным благодаря совместным усилиям правительств обоих регионов, подчеркнул он. «Если мы можем так сформировать нашу экономику, чтобы она пользовалась возможностями соседей, товаропроизводителей России, – мы будем развиваться. Мы не упустим этот шанс», - заявил мэр Москвы.
| | 14 сентября 14 сентября в Центральном доме предпринимателя в рамках работы V специализированной выставки МБМ-КОНСАЛТ 2005: «Консультирование и обучение в сфере малого бизнеса» состоялся круглый стол на тему «Возможности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства г. Москвы». В работе круглого стола приняли участие: начальник отдела развития инфраструктуры Московского центра развития предпринимательства Сергей Павловский, генеральный директор Национального делового партнерства «Альянс Медиа» Марк Аранович, генеральный директор Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства Артем Киселев, директор Межрегионального маркетингового центра "Москва" Сергей Шабельников, представители малого бизнеса г. Москвы.
Открывая работу круглого стола, Сергей Павловский тезисно остановился на принципах организации инфраструктуры поддержки предпринимательства г. Москвы. Он подчеркнул, что построение в Москве инфраструктуры поддержки МП осуществлялось в тесном взаимодействии трех составляющих: государственной власти в лице правительства Москвы; общественных объединений предпринимателей; организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
По словам С. Павловского, на сегодняшний день реализуется Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства на 2004-2006 гг., которая состоит из нескольких подпограмм по отдельным направлениям поддержки. Так, организации, которые занимаются финансовой поддержкой, решают такие задачи, как развитие и стимулирование приоритетных для города направлений деятельности малого предпринимательства, куда относятся инновационная и производственная деятельность. Проект, например, инновационного предприятия, который проходит соответствующую экспертизу, может претендовать на получение безвозмездной субсидии в размере 250 тыс. руб. В комплексной программе также предусмотрены средства для поддержки начинающих предпринимателей. При одобрении бизнес–проекта на окружной и городской конкурсной комиссиях предприниматель получает безвозвратную субвенцию в размере 120 тыс. руб.
Как сообщил С. Павловский, на сегодняшний день на стадии подписания находится постановление правительства Москвы об увеличении суммы субвенций до 250 тыс. руб. для начинающих предпринимателей и до 750 тыс. руб. на высокотехнологические инновационные проекты. С. Павловский также отметил, что в течение 2004 г. и в первой половине 2005 г. профинансировано более 500 проектов малого предпринимательства на сумму 1 млрд 155 млн руб.
Конкурсными комиссиями административных округов поддержано 318 заявок малых предприятий на предоставление финансов на общую сумму более 91 млн руб., на поддержку начинающих предприятий - на сумму 33 млн руб. Свыше 7,5 млн руб. выделено в виде грантов на реализацию инновационных проектов малого бизнеса. Кроме того, Московской лизинговой компанией малым предприятиям на условиях лизинга передано свыше 500 едниц технологического оборудования, транспорта и спецтехники на общую сумму 120 млн руб.
C. Павловский также отметил, что предусмотрена интегральная поддержка малых предприятий, которая предусматривает предоставление малым предприятиям целого комплекса услуг по размещению производства и складских площадей, включающих внутреннюю инфраструктуру, обслуживающую функционирование предприятия. Примером такой поддержки являются технопарк «Зеленоград», «Загорье», технопарк МГУ и т. д. Кроме того, интеральная поддержка - это и производственно-технологические зоны, такие как на территории ОАО «Метромаш», где на сегодняшний день размещено 35 малых производственных предприятий, где создано более 1000 рабочих мест.
С. Павловский подчеркнул, что в результате реализации городской и окружных программ поддержки и развития малого предпринимательства, а также деятельности городских и окружных организаций инфраструктуры поддержки улучшается динамика качественных показателей малого бизнеса Москвы. По данным статистики, количество МП в 2004 г. увеличилось на 3% и составило порядка 200 тыс. единиц субъектов малого предпринимательства. Количество занятых в малом бизнесе возросло на 34%, объем валовой выручки увеличился на 44% и достиг 3 трлн 179 млрд рублей.
В своем выступлении генеральный директор Национального делового партнерства «Альянс Медиа» Марк Аранович рассказал присутствовавшим о работе системы информационной поддержки предпринимателей в г. Москве. Он отметил, что на сегодня в ней насчитывается порядка 40 сайтов, где собрана информация по всем аспектам предпринимательской деятельности. «Информационное обеспечение – это нервная система предпринимательской деятельности. Именно благодаря информационной поддержке малые предприниматели могут получить все необходимые данные о том, какие шаги они должны предпринимать для развития бизнеса, осуществления связи с административными органами власти». Всю эту информацию можно получить в свободном доступе в информационных базах данных Российского делового портала «Альянс Медиа», на таких его сайтах как «Производители товаров и услуг», «Деловые предложения», «Инвестмаркет», других тематических сайтах – «Предпринимательское право», «Бухучет», «Охрана труда» и др.
М. Аранович предложил предпринимателям сосредоточить внимание на том, каким образом, используя ресурсы «Альянс Медиа», получить всю необходимую информацию по созданию и ведению бизнеса. Портал «Малый бизнес Москвы», например, дает возможность получить всю информацию о том, как создать новое предприятие, включая вопросы получения финансовой поддержки, которую оказывает Департамент поддержки и развития МП.
М. Аранович охотно откликнулся на предложение предпринимателей провести мастер-класс по использованию ресурсов портала «Альянс Медиа» для начинающих предпринимателей. Он подчеркнул, что ответы на все интересующие вопросы предприниматели могут получить также на «горячей линии». Это самая простая система консультирования на сайте, которая работает надежно. Кроме того, на портале "Малый бизнес Москвы" можно получить информацию об отдельных сферах деятельности малых предприятий, конкретные формы создания малого предприятия с перечнем типовых документов, необходимых для регистрации деятельности, а также оценить перспективность собственного бизнес-проекта.
Все ресурсы представленные на портале «Альянс Медиа», М. Аранович условно разделил на четыре основных блока. Первый блок - это ресурсы, необходимые для осуществления практической деятельности, второй – ресурсы делового сотрудничества, третий – электронные СМИ, и четвертый блок – образовательный. К первому блоку М. Аранович отнес в первую очередь сайт "Предпринимательское право", на котором представлено 102 тыс. 900 документов, необходимых для ведения предпринимательства. Касаясь ресурсов делового сотрудничества, он отметил, что необходимо обратить внимание на ресурс «Деловые предложения», на котором размещено более 100 тыс. предложений от предприятий и организаций Москвы и других регионов РФ, а также от представителей зарубежных компаний.
Кроме того, предусмотрены тематические форумы, на которых предприниматели могут в открытом доступе обменяться любой интересующей их информацией. М. Аранович также подчеркнул, что посещаемость Российского делового портала «Альянс Медиа» доходит до 40 тыс. обращений в день. В Системе дистанционного бизнес-образования (СДБО) на сегодняшний день зарегистрировано порядка 18 тыс. пользователей, которые по 53 модулям в сети Интернет имеют возможность получать знания, а впоследствии и сертификаты о повышении квалификации.
Генеральный директор Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства (МЦС) Артем Киселев в своем выступлении сообщил, что используя информационный ресурс, МЦС предлагает малым производственным предприятиям Москвы и их возможным региональным партнерам уже отработанные механизмы для получения и размещения заказов. По его словам, на сегодняшний день на сайте МЦС размещено порядка 1 тыс. заказов. Малое предприятие также получает возможность узнать о потенциальном заказчике, после чего оно может самостоятельно выйти на него. МЦС также оказывает необходимую консультационную помощь по пониманию тех требований, которые крупный заказчик может предъявить к малому предприятию. В целом в информационной базе МЦС было размещено 4,5 тыс. заказов стоимостью от 5 тыс рублей до 2-2,5 млн рублей.
Сергей Шабельников, генеральный директор Межрегионального маркетингового центра «Москва», рассказал о развитии межрегиональных связей малых предприятий Москвы и регионов РФ. По его словам, одним из последних проектов стала организация деловых миссий московских предпринимателей в регионы России. В 2005 году было организовано уже 6 подобных мероприятий. В рамках подготовки к деловым миссиям было проведено более 1068 предварительных переговоров, 836 встреч с компаниями. Итогом этой работы стало заключение 364 контрактов, подписанных московскими предприятиями.
В заключение все участники круглого стола еще раз предложили предпринимателям активнее использовать предлагаемые столичной инфраструктурой поддержки МП возможности и ресурсы.
| | 13 сентября Cегодня на заседании правительства Москвы рассматривался вопрос «О дополнительных мерах по совершенствованию работы с молодежью и студентами в городе Москве». Выступая с основным докладом, председатель Комитета по делам семьи и молодежи Олег Пильщиков подчеркнул, что, к сожалению, на федеральном уровне отсутствует концепция, стратегия и законодательные нормы государственной молодежной политики, и каждый субъект РФ проводит ее по-своему. Принятие в столице закона «О молодежи», двух программ «Молодежь Москвы», особое внимание города к проблемам молодых москвичей – все это позволило создать фундамент поддержки молодежи во всех сферах.
Сегодня в Москве почти 2 млн молодых людей в возрасте до 30 лет, в городе более 300 государственных и негосударственных вузов, где обучается около 1 млн студентов. Опрос, проведенный в вузах Москвы? сообщил председатель комитета, показывает, что студенты в основном поддерживают инициативы по развитию взаимоотношений с властью, развитию диалога. Но эти инициативы необходимо поддерживать и стимулировать путем расширения возможностей участия молодых в городской жизни, реализации собственного потенциала, предпринимательской инициативы, карьерного роста.
Представленный проект постановления, по словам О. Пильщикова, состоит из пяти разделов, посвященных: усилению взаимодействия властных структур с молодыми гражданами и их общественными организациями; занятости, трудоустройству и содействию предпринимательской инициативе молодых людей; обеспечению здорового образа жизни молодежи, развитию спорта, досуга; информационному сопровождению молодежной политики; организационному и финансовому обеспечению.
Говоря о поддержке предпринимательских инициатив молодежи, помощи в открытии своего дела, предоставлении частичной занятости для учащейся молодежи, О. Пильщиков подчеркнул, что только активное и предметное участие всех органов исполнительной власти позволит решить эти проблемы. Дополнительные механизмы есть, нужна воля, чтобы их применить, считает он. «К 2008г. прогнозируется увеличение количества рабочих мест в малом предпринимательстве на 300-400 тыс., одним из факторов, который позволит достичь этих цифр, является решение вопросов адаптации молодых москвичей к рыночной экономике, стимулирование городом предпринимательских инициатив молодежи путем создания системы льгот и преференций, развитие бизнес-инкубаторов, возможностей частичного кредитования молодежи в малом бизнесе» - заявил председатель комитета. Он сообщил, что на реализацию дополнительных мер по реализации молодежной политики в г.Москве согласовано выделение средств в размере 152,5 млн руб.
Как подчеркнул содокладчик по данному опросу, заместитель председателя Мосгордумы Олег Бочаров, молодежь проявляет активный интерес к судьбе своей страны, города, пытается понять логику действий властей, однако она готова и будет участвовать только в реальных, конкретных проектах и программах.
Выступая в ходе обсуждения данного вопроса, министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаил Вышегородцев предложил разработать подпрограмму по предпринимательству в молодежной среде в рамках Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства г.Москвы. Кроме того, полагает министр, в рамках решения проблемы занятости молодежи, необходимо разработать предложения по профориентации, трудоустройству, временной занятости молодежи. Эти предложения, по его мнению, должны в первую очередь включать предложения, направленные на то, чтобы обязать работодателей (как в случае квотирования рабочих мест для инвалидов) предоставлять в обязательном порядке данные о существующих вакансиях. Министр также считает, что необходимо создать общемосковскую биржу труда для молодежи, где были бы представлены интересные предложения по интересующим ее вакансиям.
Завершая обсуждение вопроса, мэр Москвы Юрий Лужков отметил, что задача властей – создать условия, при которых молодежь поверила бы в свою необходимость в ближайшей перспективе, в т.ч. в сфере управления городом, поверила бы в свою востребованность. Он привел данные исследования Romir, согласно которым молодежь в большинстве своем придает ценность тем же человеческим качествам, которые ценились и раньше, но проявляет известную аполитичность, хотя и хочет участвовать в бизнесе, что с точки зрения политики государству выгодно. Мэр столицы считает, что городские власти должны помочь молодежи в реализации этих целей, и необходимо так выстроить работу с молодежью, чтобы она могла бы получить возможность реализовать себя в рамках ее интересов. Мэр заявил, что он готов исполнение программ «Мой двор – мой подъезд», «Выходи во двор – поиграем» целиком отдать на реализацию молодежным организациям.
Ю. Лужков также считает важным участие молодежи в принятии властных решений, управлении городским хозяйством. В этом плане, полагает он, в состав комиссий при структурах правительства Москвы необходимо включать представителей молодежи.
Предлагая принять проект постановления, мэр Москвы подчеркнул: «Молодежь будет чувствовать свою необходимость, когда в государстве появится стратегия больших целей, когда появятся реальные дела. Сегодня в большей степени главным ограничителем в этом плане является отсутствие больших государственных целей в экономике, ее реальном секторе».
| | 9 сентября 9 сентября состоялась встреча министра правительства Москвы, руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Михаила Вышегородцева и президента Международного центра финансово-экономического развития (МЦФЭР) Дмитрия Черника. На встрече также присутствовали: советник мэра, председатель Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы Александр Иоффе, ведущие специалисты МЦФЭР, сотрудники Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы; представители СМИ.
Открывая встречу, Д.Черник рассказал о том, чем занимается МЦФЭР. МЦФЭР, сообщил он, - это холдинг, состоящий из трех компаний: издательского дома, выпускающего 25 журналов и от 90 до 110 наименований книг; образовательной фирмы, где ежегодно обучаются около 17 тысяч человек; фирмы «МЦФЭР-консалтинг», работающей на рынке аудиторско-консалтинговых услуг. Кроме того компания занимается вопросами налогового планирования, оптимизации налогообложения, налогового и бухгалтерского учета. В области налогового консультирования, отметил Д.Черник, МЦФЭР занимает 10-е место в РФ. Кроме того, по его словам, МЦФЭР является базовой организацией Палаты налоговых консультантов России.
«Наши специалисты готовы к такой работе, как разработка методических материалов, крупных программ и проектов, предложений по изменению законодательства о малом бизнесе. У нас есть понимание проблем и все возможности для эффективного взаимодействия», - заявил президент МЦФЭР. Он назвал недостаточной поддержку малого предпринимательства на государственном уровне и выразил надежду, что сотрудничество МЦФЭР и Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы станет полезным как для предпринимателей, так и для России в целом.
По словам руководителя ДПиРМП М.Вышегородцева, основная цель встречи – обсудить и наметить пути совместных действий, прежде всего, в сфере законодательства Москвы и РФ (анализ действующего законодательства и разработка нового). Он напомнил, что в настоящее время в Государственной думе находятся три проекта закона о госполитике по развитию малого предпринимательства в РФ. «Наша задача - из трех законопроектов, которые обсуждаются, попытаться сделать так, чтобы Госдума при поддержке МЭРТ, правительства вышла с консолидированным проектом закона, который был бы во благо предпринимательству и принят в этом году», - сказал министр. Он отметил, что в этом законе запланировано прописать все категории малого бизнеса - от микропредпринимательства до среднего предприятия.
Еще одной сферой для сотрудничества МЦФЭР и ДПиРМП М.Вышегородцев назвал налоговое законодательство. Здесь, по его словам, работа могла бы быть направлена на анализ действующего налогового законодательства, внесение изменений в него, инициирование их принятия в Мосгордуме, Госдуме. Министр отметил, что необходимо рассмотреть и возможность более широкого применения единого налога на вмененный доход в г.Москве, проанализировать последствия такого нововведения для предпринимателей. "Этот налог тяжелый в администрировании и пока не показал положительных результатов применения в рекламной деятельности", - отметил министр.
Он также добавил, что следует уделить внимание инициативе по разработке федерального закона о ремесленной деятельности. Кроме того, посмотреть возможность изменения Бюджетного кодекса в части устранения препятствий для получения предпринимателями бюджетных кредитов.
Министр подчеркнул, что сегодня согласно БК РФ бюджет субъекта РФ, если он не дотационный, может на поддержку МП выделять бюджетные кредиты, а также субсидии и субвенции. Однако бюджетные кредиты для предпринимателей практически недоступны из-за отсутствия у них залогового обеспечения, сложностей в оформлении. В настоящее время, как отметил министр, поставлена задача сделать так, чтобы бюджет, выделяя деньги, ежегодно в дальнейшем возвращал их, а они в дальнейшем вновь направлялись на поддержку МП.
Министр рассказал о том, как работает эта схема в Казани, по итогам своей недавней поездки в республику Татарстан. По его словам, там действует тот же БК РФ, однако, создана структура, не являющая структурой госвласти, - Агентство по развитию предпринимательства. Бюджет Казани на целевые расходы этого учреждения выделяет средства и они направляются на финансовую поддержку МП. Деньги могут направляться на лизинг, в технопарки, в инновационные венчурные фонды. «Главное, что, попадая в Агентство по развитию предпринимательства, эти деньги прекращают быть бюджетными и госучреждение имеет право заключать договора на возвратной основе. Это не кредиты, не субсидии, не субвенции, это займы», - пояснил министр.
Он добавил каждый год бюджет перечисляет в это госучреждение деньги, в результате чего их объем возрастает, и они вновь идут на поддержку малого предпринимательства. Кроме того, по его словам, в схеме финансовой поддержки МП в Казани задействованы и банки. Так, правительство создает гарантийный фонд, взяв на себя 50% гарантий по кредитам МБ, остальные 50% берут на себя банки. При этом предприниматель обращается за кредитом непосредственно в банк, банк анализирует проект предпринимателя, анализирует риски и кредитует малое предприятие.
Что касается Москвы, то здесь «необходимо либо вносить изменения в бюджетное законодательство РФ, либо методологически разрабатывать схему и решать задачу постепенного перехода от субсидирования к финансированию в виде кредитов, подтягивать банковские средства», - заявил М.Вышегородцев и предложил специалистам МЦФЭР вместе поработать над решением вышеобозначенных задач, а также рассмотреть опыт Казани с точки зрения его соответствия Бюджетному кодексу РФ. Он предложил экспертам МЦФЭР разработать свои варианты оборачиваемости возвратных средств.
Министр отметил, что в процессе работы МЦФЭР и ДПиРМП могут появиться и новые направления работы. «Если мы с вами начнем работать, то в процессе работы будем находить новые формы взаимодействия, которые принесут результаты, которые должны почувствовать предприниматели в повседневной работе», - заявил министр.
М.Вышегородцев отметил, что не менее важной задачей сотрудничества МЦФЭР и ДПиРМП является «объединение усилий всех информационных ресурсов для малого предпринимательства, предоставление возможности предпринимателям получать информацию о всех направлениях их поддержки в одном месте».
Тему разговора о налоговом законодательстве продолжил А.Иоффе. Он подчеркнул, что налоговая проблематика и административные барьеры делят первое и второе места в списке всех проблем малого бизнеса. По его словам, во многом это связано с несовершенством законодательной базы. Что касается более широкого применения ЕНВД в Москве, то, как подчеркнул А.Иоффе, бизнес настаивал на добровольности применения этого налога, однако пока проблема остается. Требуется «интеллектуальная поддержка» и в решении проблемы уплаты НДС предприятиями, применяющими упрощенную систему налогообложения, отметил А.Иоффе.
«Глобальная тема – это перспектива снижения налогового бремени на предпринимателей», - заявил А.Иоффе. Он подчеркнул, что это касается и единого социального налога. Кроме того, по его словам, существует проблема налоговой статистики.
Широкий круг вопросов, которые можно было бы решать совместно с МЦФЭР, связан и с методикой обучения предпринимателей малого бизнеса, консалтингом и другими направлениями, отметил А.Иоффе.
Проанализировав схему финансовой поддержки МП в Казани, А.Иоффе напомнил, что в Москве в качестве подобного госучреждения действовал Московский фонд поддержки и развития малого предпринимательства. Это было до момента, пока в БК РФ не были внесены изменения, направленные на то, чтобы целевые деньги получал непосредственно их потребитель. «В этой коллизии Бюджетного кодекса РФ необходимо разобраться финансистам и правоведам. Когда бюджетные деньги перестают быть бюджетными, они в любом случае остаются целевыми и подконтрольными», - подчеркнул А. Иоффе.
Участники мероприятия наметили круг проблем, которые предстоит решать, договорились о сотрудничестве, взаимной работе в решении вышеперечесленных задач развития малого бизнеса.
| | 7 сентября В среду, 7 сентября, на заседании Совета предпринимателей при префекте Центрального административного округа г.Москвы выступил советник мэра Москвы, руководитель Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы Александр Иоффе.
Он сообщил, что в ближайшее время выйдет постановление правительства Москвы о корректировке Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства г.Москвы на 2004-2006 гг., в связи с чем необходимо будет подкорректировать и соответствующие окружные программы. В связи с этим, считает председатель ОЭС, назрела необходимость активизации работы межведомственных комиссий по административным барьерам при развитии предпринимательства, причем не только городской, но и окружных. «Это очень важное направление, где аккумулируются реальные проблемы предпринимателей, а этих проблем не так мало», - заявил А.Иоффе. Как важный момент в этой работе он отметил необходимость донести до предпринимателей информацию о работе городской комиссии по административным барьерам с тем, чтобы предприниматели могли обращаться туда по проблемам, которые их беспокоят.
Следующий вопрос, который необходимо решать как можно скорее, считает А.Иоффе, - это размещение Территориального центра развития предпринимательства ЦАО. "Десятки тысяч малых предприятий, самое большое количество, которые работают в городе (и всех префектур), не имеют своего дома. Мы начинаем отставать от других регионов", - сказал советник мэра. Он выразил обеспокоенность, что центры развития малого предпринимательства уже открыты в Карачаево-Черкессии, других, даже самых депрессивных регионах РФ, а Москва в этом плане начинает отставать.
А.Иоффе также затронул проблему продвижения малого бизнеса в сферу ЖКХ. Он подчеркнул, что сфера жилищно-коммунального хозяйства очень объемна, включает в себя множество различных видов деятельности. Что касается возможности вхождения в ЖКХ малого бизнеса, то здесь, по его мнению, по каждому виду деятельности, относящемуся к ЖКХ, возможности для малого бизнеса необходимо рассматривать "отдельно и тщательно". «Проблему не решить без очень серьезного внимания к ней тех служб, которые отвечают за ЖКХ в городе. Вопрос не стоит так, чтобы всеми силами поддержать малый бизнес в ЖКХ, напротив, если есть в ЖКХ проблемы, то посредством малого бизнеса их можно решить», - сказал А.Иоффе. По его мнению, надо выделить проблемы, существующие в ЖКХ, и дать возможность решить эти проблемы посредством привлечения малого предпринимательства.
| | 7 сентября В среду, 7 сентября, министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы (ДПиРМП) Михаил Вышегородцев встретился с председателем Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы РФ Валерием Драгановым. По итогам встречи М.Вышегородцев дал интервью ИА «Альянс Медиа».
По его словам, в ходе встречи обсуждалось три блока вопросов. Первый был посвящен участию Москвы в работе над проектом федерального закона о государственной политике по развитию малого предпринимательства. М.Вышегородцев сообщил, что на сегодняшний день существует три варианта законопроекта, разработанные: Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы в 2002 году; Торгово-промышленной палатой РФ совместно с МЭРТ; заместителем председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму ГД Еленой Паниной совместно с группой депутатов ГД.
По словам М.Вышегородцева, «департамент не претендует здесь на какое-либо лидерство, главное, чтобы у нас сам проект был принят, дело двигалось, и был принят такой закон, который был бы на благо малому бизнесу».
Министр отметил, что сегодня с В.Драгановым была достигнута договоренность о том, что Москва будет принимать активное участие в работе над данным законопроектом. Будет создана рабочая группа, в которую войдут как сами разработчики трех законопроектов, так и представители экспертного сообщества. М. Вышегородцев отметил, что на сегодняшней встрече В.Драганов предложил ему сопредседательствать в экспертной группе по разработке данного закона совместно с Е.Паниной. «Будем работать над сближением позиций, хотя я могу сразу сказать, что они особенно не различаются. Эти три законопроекта похожи», - отметил М.Вышегородцев.
Тем не менее министр считает, что работа по выработке единого законопроекта необходима. «Нужно консолидированный проект вносить на обсуждение Госдумы, постараться, чтобы в этом году он был принят. Я думаю, что малое предпринимательство ждет этого закона», - подчеркнул он. «Сроки по разработке закона крайне сжаты, - отметил министр, - но мы начнем работать не с нуля, все проекты уже готовы, нужно просто начать их сближать, делать из них тот документ, который будет поддержан Правительством РФ и не встретит противников в субъектах Федерации».
Второй блок вопросов, которые обсуждался в ходе встречи, был связан с реформированием налогового и бюджетного законодательства. По словам М.Вышегородцева, была достигнута договоренность о том, что Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы представит в Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы РФ свои предложения по изменению налогового законодательства в плане его упрощения, решения «вопросов ситуации с НДС». «Будем смотреть, каким образом еще можно упростить систему учета и отчетности для малых предприятий», - отметил министр. По его мнению, основная проблема заключается в реформировании Бюджетного кодекса, который сегодня практически не дает возможности выдавать малому предпринимательству бюджетные кредиты. «Нужно упрощение этой процедуры, нужно ввести в Бюджетный кодекс такие положения, которые позволяли бы выдавать малому бизнесу кредиты, когда сам субъект федерации принимает решения о выдаче таких кредитов», - отметил М.Вышегородцев. Он сообщил, что ДПиРМП такой законопроект также готовит.
Наконец, третий блок вопросов, поднятых в ходе встречи, был связан с разработкой федерального закона о ремесленничестве. По словам М.Вышегородцева, ДПиРМП вел работу по созданию этого закона с Госдумой предыдущего созыва, представлял на ее рассмотрение свой законопроект. Сегодня в ходе встречи была достигнута договоренность, что департамент вновь представит в комитет этот законопроект, будет создана рабочая группа по его доработке. «Я считаю, что если в России будет принят такой закон, то он будет только на благо ремесленничества», - подчеркнул министр.
| | 7 сентября Сегодня в здании префектуры Центрального административного округа г. Москвы состоялось заседание Cовета предпринимателей при префекте ЦАО г.Москвы. В ходе мероприятия выступил министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Михаил Вышегородцев.
Он подчеркнул, что Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства ЦАО на 2004-2006 годы реализуется, основным показателем ее успешности является рост количества субъектов малого предпринимательства в округе. «Я, как вновь назначенный руководитель, буду всячески поддерживать выполнение подобных программ поддержки и развития малого предпринимательства на территориях, в административных округах. Никаких резких движений по изменению политики департамента в этом отношении не произойдет», - заявил министр. По его словам, в рамках реализации Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства г.Москвы на 2004-2006 годы будут поддержаны и территориальные программы.
Министр отметил, что все принципы выдачи субсидий малым предприятиям на текущий год сохранятся. Однако, как напомнил М.Вышегородцев, мэр Москвы Ю.Лужков на заседании правительства Москвы поставил задачу о переходе к возвратности средств, выделяемых городом на поддержку малого предпринимательства. Он пояснил, что речь идет о кредитах и постепенном переходе от субсидий и субвенций к кредитованию. «Такая политика будет заявлена. На заседание правительства в первом квартале 2006 года будет вынесен вопрос о комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства на 2007-2009 годы, где эту политику необходимо будет четко выдерживать», - заявил М.Вышегородцев. Министр пояснил, что бюджетных денег не хватит на то, чтобы оказать финансовую поддержку всему малому бизнесу: сюда необходимо привлекать банковское сообщество.
М.Вышегородцев добавил, что приоритеты, заявленные в действующей комплексной программе, будут сохранены, с тем, чтобы росло количество малых предприятий, индивидуальных предпринимателей. Однако, считает он, наряду с необходимостью увеличивать количество малых предприятий, необходимо еще улучшать качество предоставляемых малыми предприятиями услуг. "Качество услуг, предоставляемых малыми предпринимателями, будет проверяться так же строго, как и эффективность использования средств, выданных малым предприятиям из бюджета", - отметил М.Вышегородцев.
Следующим приоритетным направлением, сообщил министр, станет совершенствование законодательства. Он отметил, что, помогая предприятиям в финансовом плане, привлекая банковское сообщество, иностранные кредиты, можно помочь ограниченному числу малых предприятий. В то время как приняв участие в подготовке хорошего закона на уровне РФ, можно помочь многим малым предприятиям. «Сейчас ведется активная работа для того, чтобы в осеннюю сессию ГД наконец-то приняла новый закон о господдержке малого предпринимательства в РФ», - сказал он. Здесь, по его словам, вопрос касается не только рамочного закона о господдержке малого предпринимательства, но и налогового законодательства в части увеличения порогового значения для перехода на «упрощенку».
Он также подчеркнул, что в правительстве Москвы обсуждается вопрос о введении в городе единого налога на вмененный доход. М.Вышегородцев считает, что здесь вместе с Общественно-экспертным советом по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы необходимо всесторонне обсудить, во благо ли будет такое нововведение для предпринимателей. «Мы гордимся или гордились до определенного момента, что в Москве нет этого закона, потому что он субъективен, а также может уменьшить поступления в бюджет», - заявил он. Так, при применении ЕНВД в рекламной деятельности, сообщил М.Вышегородцев, из 1 млрд запланированных средств в бюджете оказалось пока 400 млн рублей. «Я не ставлю здесь задачу собираемости средств в бюджет, но я хочу движения навстречу друг другу: власть идет навстречу предпринимателям и ждет движения предпринимателей навстречу власти», - сказал М.Вышегородцев.
Министр правительства Москвы также сообщил, что на днях состоялась его встреча с первым заместителем мэра в правительстве Москвы, руководителем Комплекса городского хозяйства Петром Аксеновым. «Комплекс готов пойти на проработку вопроса, каким образом гарантировать малому бизнесу долю в 15% горзаказа, заложенную в законе. Я думаю, что мы этот вопрос до конца проработаем», - сказал министр.
М.Вышегородцев также отметил, что оставляет желать лучшего информированность бизнес-сообщества о возможностях системы поддержки малого предпринимательства в городе: «масса того, чем обладает город в поддержке малого бизнеса, неизвестно бизнес-сообществу».
В интервью ИА «Альянс Медиа» после заседания руководитель ДПиРМП пояснил, что департамент не намерен полностью отказываться от субсидирования малых предприятий. «Мы будем продолжать субсидировать, но основной упор мы будем делать на возвратность средств», - сказал он. М.Вышегородцев напомнил, что кроме средств на субсидирование малого бизнеса есть и средства, закладываемые на кредитование малого бизнеса. «Если бесплатные деньги все с удовольствием забирают, то те 30 млн рублей, которые были выделены на бюджетные кредиты, не потрачены. На следующий год планируется уже 50 млн рублей на эти цели. Нам необходимо будет этот сектор активизировать и постепенно переходить от субсидирования к кредитованию», - сказал министр. По его словам, необходимо либо законодательно упростить доступ малых предприятий к бюджетным кредитам, либо создавать систему венчурных фондов, как это сейчас делается МЭРТ РФ в отношении инновационных предприятий. «Когда 50% денежных средств дают федералы, 50% - город, все это собирается в венчурный фонд, после чего фонд отбирает инновационные проекты», - пояснил руководитель ДПиРМП. -Решив эту проблему, подтянув сюда уполномоченные банки, деньги будут опять возвращаться в бюджет города, и в следующий год они станут плюсом к тем деньгам, которые выделяются на эти цели», - сказал он.
На вопрос ИА «Альянс Медиа» о том, какова будет политика департамента в отношении решения других проблем малого предпринимательства, в частности, преодоления административных барьеров и обеспечения нежилыми помещениями, министр ответил, что в части преодоления административных барьеров департамент будет опираться на постановление правительства Москвы о совершенствовании контрольной деятельности, также будет активизирована работа городской и окружных межведомственных комиссий. «Мы будем использовать ту практику, которую сейчас взяли за основу федеральные министерства об упорядочении проверок», - сказал он. М.Вышегородцев пояснил, что уже подписано соглашение о совместной работе в этом отношении департамента, межведомственной комиссии и Госпожнадзора Москвы по упорядочению проверок. Также планируется встреча с налоговой службой, где будет обсуждаться комплекс вопросов, касающихся налоговых проверок. Подобная практика будет продолжена и с другими ведомствами.
Что касается нежилых помещений, то значительное место в решении этой проблемы будет отведено, по мнению М.Вышегородцева, строительству бизнес-центров, расчитанных на 10-20 тысяч кв. м, путем соинвестирования самими малыми предприятиями. «Мы всячески будем продвигать эту идею в городе. Одно постановление по этому поводу уже выпущено, далее это пойдет по всему городу», - сказал министр.
Относительно предложения, озвученного на заседании (о переходе от тотальной поддержи малого бизнеса к адресной поддержке предприятий, нужных городу) он заявил: «Это правильная политика. Мы не можем поддерживать всех, тем более, что торговля и так развивается полным ходом без вмешательства города. А другие отрасли, такие как ЖКХ, инновационный малый бизнес нужно поддерживать». Им необходима как финансовая поддержка, так и поддержка нежилыми помещениями. «Надо поддерживать эффективных, "клонировать" успешных предпринимателей в городе», - сказал М.Вышегородцев. Он пояснил, что главным критерием адресной поддержки малого предпринимательства должен стать критерий необходимости определенного вида бизнеса городу. Сегодня это наука, ЖКХ, инновационный бизнес и туризм.
|
| Последние события |
| АРХИВ КАЛЕНДАРЯ СОБЫТИЙ | 2010 год | | | 2009 год | | | 2008 год | | | 2007 год | | | 2006 год | | | 2005 год | | | 2004 год | | | | 2003 год | | | | 2002 год | | | 2001 год | | | 2000 год | | | 1999 год | |
|