Стать бизнесменом теперь можно разными способами: можно создать фирму и зарегистрировать свою уникальную торговую марку, а можно – купить уже готовый бизнес. Хотя это не совсем простое дело.
Если на западе этот рынок развивается уже давно, то у нас подобной торговли до сих пор почти не было. Теперь, когда можно говорить об устойчивом, долго живущем бизнесе, российский рынок растет и становится более стабильным, но спрос пока существенно превышает предложение.
Причины продажи большей части российских компаний можно разделить на внешние – меняется маркетинговая ситуация, возникают проблемы с инвестициями, и внутренние – у владельца пропадает интерес к данному роду деятельности, появляются новые жизненные цели или владелец испытывает финансовые трудности.
Чтобы корректно продать свой бизнес, нужно учесть следующие моменты:
- Готовый бизнес лучше продавать «на взлете». Вы можете быть не готовы к спаду, поскольку он потребует дополнительных инвестиций и новых идей.
- Нужно соблюдать конфиденциальность в процессе продажи, поскольку разглашение информации о намерении продать бизнес может привести к проблемам с персоналом, арендодателем, поставщиками и клиентами.
- В этот момент важно правильно определить цену своей компании, ведь продается не будущий инвестиционный проект, а конкретный бизнес, демонстрирующий экономические показатели сейчас. По мнению специалистов, компания стоит существенно дороже, если в ней формализованы все бизнес-процессы и создана система управленческого учета. Малый бизнес известен тем, что в значительной мере ориентирован на интересы директора-собственника и во многом зависит от него.
Чаще всего продаются небольшие промышленные производства. Характерной чертой продающегося бизнеса является низкая рентабельность, обычно вызванная не объективными предпосылками и конъюнктурой, а качеством менеджмента.
Как выбрать из многообразия предложений наиболее достойное, правильно оценить его и не оказаться в положении человека, купившего «кота в мешке»?
Существует ряд правил, которых необходимо придерживаться при покупке любого бизнеса, даже самого небольшого. Все зависит от нескольких условий: где находится бизнес на момент покупки, какова его цена и что покупатель планирует дальше с ним делать - довести его до «ума» и продать или купить еще и другие активы.
При этом важно определить мотивы продавца – почему он продает свою компанию и почему именно сейчас. Необходимо изучить рынок, в котором работает предприятие, изучить законодательные изменения, которые могли стать причиной решения о продаже бизнеса. Покупатель не просто должен поверить словам и представленным документам, а провести свое расследование – поговорить с партнерами продавца, с будущими подчиненными или попросить провести аудит.
Покупателю необходимо обратить особое внимание на три важнейших компонента продаваемого: помещение, кадры и партнеров. Следует проверить, на какой срок оформлен договор аренды помещений, кому они реально принадлежат, сколько у компании учредителей, все ли согласны с покупкой, в каком состоянии партнерские отношения, как обстоят дела с персоналом, в каких условиях работают, не собираются ли увольняться, чем недовольны.
Убедитесь, что в список имущества включено все оборудование и мебель с указанием номеров моделей и дат приобретения, условий приобретения. Необходимо предоставление исключительного права на торговую марку, метод работы, эмблемы. Выясните, какова репутация бизнеса в среде потребителей и поставщиков, а также существуют ли у владельца соглашения, способные повлиять на ценность имущества или ограничить вашу свободу действий.
Нужно быть готовым к неожиданностям. В частности, к тому, что, приобретая предприятие, приобретаешь проблемы с местными органами власти.
Убедитесь, что вы хорошо понимаете суть соглашения и что с этим соглашением произойдет при смене владельца компании.
Типичные ошибки, которые совершают предприниматели:
- принимают решение на основе интуиции и внешнего вида продавца;
- не собирают информацию о бизнесе, предполагая, что заплатят деньги и получат предприятие, которое само начнет приносить прибыль;
- неграмотно ведут торги;
- не оценивают перспективность выбранной сферы для инвестиций.
Надеемся, наши советы помогут вам совершить удачную покупку.
    Предлагаем вашему вниманию КАЛЬКУЛЯТОР, с помощью которого вы можете рассчитать непосредственно стоимость своего предприятия, используя имеющиеся у вас данные.
    Для поиска интересных предложений приглашаем воспользоваться нашей базой данных.
Желаем успехов в ваших начинаниях!
|