Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы
Московский центр развития предпринимательства
Малый бизнес Москвы


ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА
НОВОСТИ
РАССЫЛКА


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



Расширенный поиск

Бесплатные сервисы онлайн
КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
на 17.08.2017
USD59,6521-0,2745
EUR69,9958-0,3760
E/U1,1734-0,0009
БВК64,3068-0,3202
Все валюты
Москва - территория малого бизнеса


  ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА МОСКВЫ


ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ







СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА








РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА































ФОРУМ "МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ"
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ (2005 ГОД, ОКТЯБРЬ) 
 26 октября 26 октября состоялось заседание Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В ходе заседания с докладами выступили председатель Московской федерации профсоюзов Михаил Нагайцев, первый заместитель мэра Москвы при правительстве Москвы Людмила Швецова, а также председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) Елена Панина.
На заседании рассматривался вопрос «О проекте Московского трехстороннего соглашения на 2006 год между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединения промышленников и предпринимателей (работодателей).
Председатель Московской федерации профсоюзов Михаил Нагайцев сообщил, что переговоры по заключению Московского трехстороннего соглашения между заинтересованными сторонами проходят в 14 раз. Со стороны правительства Москвы в работе над проектом принимали участие представители 48 подразделений, включая представителей всех административных округов. По словам М. Нагайцева, в проект соглашения было внесено 187 замечаний.
В качестве приоритетного вопроса председатель МФП выделил противодействие переделу собственности и недружественным поглощениям. Он отметил, что, несмотря на то что статистика по поглощениям в динамике отражает позитивные изменения в этой сфере, необходимо с большим вниманием отнестись к защите предприятий, составляющих научный и промышленный потенциал города. При этом он подчеркнул, что деятельность МФП позволила разрешить в ряде случаев конфликтные ситуации, связанные с переделом собственности в досудебном порядке.
Затрагивая проблемные аспекты, М. Нагайцев сообщил, что ликвидация Фонда занятости г. Москвы негативно сказалась на политике в сфере труда. «Государственная политика занятости является пассивной», - пояснил он, выразив мнение, что необходимо создание министерства труда. В продолжение темы, говоря о «лизинге рабочей силы» или заемном труде, председатель МФП отметил, что в этом вопросе государство реализует «страусиную политику». По его словам, такой заемный труд негативно сказывается на системе коллективных договоров, а также приводит к потерям бюджета. М. Нагайцев отнес к проблемам и нехватку квалифицированных рабочих. В связи с этим он считает, что необходимо развивать учреждения среднего профессионального образования.
В ходе своего выступления председатель МФП затронул тему отказа 100 компаний присоединиться к Московскому трехстороннему договору. По его словам, основной причиной этого стало непринятие положения о городском минимуме оплаты труда. М. Нагайцев выразил мнение, что, несмотря на то что данным предприятиям была обеспечена антиреклама в городских СМИ, необходимо искать новые пути разрешения данной ситуации.
Что касается позитивных аспектов, то, по словам председателя МФП, на московских предприятиях снижается травматизм, а также в 2 раза уменьшилось количество несчастных случаев, что говорит об эффективности положений соглашения о защите труда. При этом он подчеркнул, что до сих пор значительное количество людей продолжают работать в ненадлежащих условиях. «Мы теряем людей в трудоспособном возрасте, что недопустимо», - уточнил М. Нагайцев. В заключение председатель МФП отметил, что необходимо создать систему информирования москвичей о работе Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В свою очередь, первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы Людмила Швецова отметила, что, несмотря на то что в соглашении нет второстепенных пунктов, к важным вопросам относятся защита прав трудящихся во время недружественных поглощений и захватов предприятий и стимулирование работодателей в сфере социального партнерства. Она сообщила, что в отношении городских структур было получено четкое указание мэра Москвы на активное участие в социальном партнерстве. Говоря о проблеме недружественных поглощений и захватов, заместитель мэра подчеркнула, что необходимо принятие предупреждающих мер по отношению к этим противоправным действия. Позитивную роль в разрешении ситуации играют Управление экономической безопасности правительства Москвы и Бюро экономической безопасности (МТПП). По ее мнению, особое внимание нужно уделять защите предприятий, работающих в сфере науки и промышленности. «Данную проблему нужно решать не только на городском, но и на федеральном уровнях», - считает она.
По словам Л. Швецовой, в настоящее время в столице осуществляется комплекс мероприятий по обеспечению безопасности условий труда. Она выразила мнение, что даже на малых предприятиях необходимо в штатное расписание включить сотрудника, отвечающего за охрану труда. К стратегическим вопросам Л.Швецова отнесла борьбу с бедностью. В настоящее время 18,2% москвичей живут за чертой бедности. При этом 5 лет назад их было около 29%. «Заработная плата должна поэтапно приближаться к прожиточному минимуму», - подчеркнула она.
Председатель МКПП Е. Панина в своем докладе затронула тему участия промышленных предприятий в реформе ЖКХ. Она акцентировала внимание на том, что зачастую город закупает за рубежом втридорога то, что производят московские промышленные предприятия для нужд ЖКХ.
Что касается темы недружественных поглощений и захватов, то, по мнению Е. Паниной, необходимо переработать соответствующую законодательную базу, в том числе и на федеральном уровне. По ее оценке, существующие законы позволяют захватчикам найти лазейки для осуществления противоправных действий. Председатель МКПП выразила мнение, что только комплексные меры, включающие оперативное вмешательство, усовершенствование законодательства и общественную обструкцию, принесут результаты.
Говоря о развитии экономики, Е. Панина отметила, что позитивное влияние на этот процесс оказывает развитие в городе малого и среднего предпринимательства. «Налоговые доходы от поступлений со стороны малых предприятий выросли на 20% по сравнению с прошлым годом», - уточнила она. Председатель МКПП подчеркнула, что в деле борьбы с бедностью развитие данного сектора экономики является приоритетным. «Развитие реального сектора экономики может обеспечить рост экономики», - подытожила она.
В отношении борьбы с «отказниками», то есть предприятиями, не вошедшими в трехстороннее соглашение, Е. Панина предложила ввести карательные меры в виде запрета на использование городской инфраструктурой. В частности, участвовать в конкурсах на размещение городского заказа. «Дурной пример заразителен», - пояснила она, отметив, что после принятия положения о минимальной оплате труда количество отказников может возрасти.
После завершения выступлений члены комиссии приступили к обсуждению протокола разногласий, состоящего из двух пунктов. Первый пункт относился к городскому минимуму оплаты труда. Однако данное разногласие было снято с повестки в связи с достижение предварительной договоренности. В соответствии с проектом соглашения на 2006 год с 1 мая следующего года минимум оплаты труда составит 4100 руб., а с 1 августа 2006 г. – 4900 руб. Второй пункт разногласий, относящийся к квотированию рабочих мест, вызвал бурные дебаты. Согласно протоколу разногласий, в случае невозможности выполнения квот рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет работодателям предполагается ежемесячно вносить компенсационную плату в размере прожиточного минимума в целевой бюджетный фонд квотирования с целью использования фонда для создания рабочих мест для москвичей, испытывающих трудности в поиске работы на рынке труда. Согласованная позиция правительства и профсоюзов заключается в том, чтобы работодатели добровольно на основе обязательств различного уровня, действующих в системе социального партнерства, выплачивали компенсационную стоимость квотируемого рабочего места за каждого нетрудоустроенного инвалида в размере прожиточного минимума. Подобная уплата, согласно данной позиции, освобождает работодателя от административной ответственности.
Что касается работодателей, то они предлагали исключить этот пункт. По оценке Е. Паниной, предложенная формулировка может быть рассмотрена только после того, как содержащиеся в ней предложения будут включены в закон г. Москвы «О квотировании рабочих мест». В связи с этим было принято решение, предложенное М. Нагайцевым, в течение двух дней разработать формулировку и согласовать с трехсторонней комиссией. В заключение председатель МФП выразил мнение, что по данному вопросу будет принято согласованное решение.
В свою очередь, первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Владимир Крышталев, отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа», как он оценивает проект трехстороннего соглашения на 2006 год, отметил, что в этом соглашении поднимаются важные вопросы, связанные с интересами всех трех сторон. Он акцентировал внимание на том, что данное соглашение применительно к малому предпринимательству затрагивает интересы, связанные как с социальной защитой людей, занятых в сфере малого бизнеса, так и с охраной труда. «Трехстороннее соглашение развивается системно год за годом», - подчеркнул В. Крышталев.
Что касается проблем в отношении кадров, с которыми сталкивается малый бизнес, то, по словам замруководителя ДПиРМП, они связаны с тем, что в малый бизнес приходят не всегда подготовленные в сфере права и экономики кадры. Причем это относится как к руководителям бизнеса, так и к работникам. Однако этих сложностей становится все меньше. «Мы уделяем существенное внимание вопросам подготовки и переподготовки предпринимателей – как руководителей, так и работников, в том числе и по вопросам социальной защиты и соблюдения трудового законодательства, - резюмировал В. Крышталев. - Проблемы есть, но их масштаб уменьшается».
 25 октября Сегодня состоялось очередное заседание правительства Москвы. Единственным пунктом повестки дня был вопрос «О программе прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы на 2006-2008 годы». По итогам обсуждения программа была одобрена.
В качестве основного докладчика на заседании выступил министр правительства Москвы, руководитель Департамента науки и промышленной политики г.Москвы Евгений Пантелеев. Он подчеркнул, что новая программа по сути будет являться продолжением городской программы развития науки и технологий предыдущих лет (с 2002 по 2005 гг.). По его словам, за период 2002-2005 гг. профинансировано более 2,5 тысяч проектов по 25 городским отраслевым программам и приоритетным направлениям развития науки и технологий. Объем бюджетных средств, затраченных на реализацию мероприятий Городской программы развития науки и технологий города Москвы на 2002-2004 годы, составил 3,3 млрд рублей. К выполнению научно-технических разработок было привлечено свыше 560 научных организаций, в том числе 120 организаций Российской академии наук и высших учебных заведений, расположенных в городе Москве.
Министр отметил, что среди основных направлений, над которыми осуществлялась работа, - разработка новых методов лечения онкологических, инфекционных и других заболеваний, разработки в области кардиологии, а также исследования в области альтернативных видов топлива. Однако, по словам Е.Пантелеева, не все задачи, обозначенные в Городской программе развития науки и технологий города Москвы, были выполнены. Часть из них перешли в новую программу прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы на 2006-2008 годы. В новой программе разработки в области медицины и городского хозяйства также будут в числе приоритетных направлений, отметил Е.Пантелеев.
Cогласно новому варианту программы, на ее выполнение из бюджета города должна выделяться сумма в размере 900 млн рублей ежегодно. По мнению Е.Пантелеева, этого недостаточно, и необходимый объем средств - не менее 1% городского бюджета.
В качестве содокладчика выступил Владимир Систер, генеральный директор ОАО «Московский комитет по науке и технологиям». Он сообщил, что в городе удалось создать прозрачную систему экспертизы и отбора проектов. Объем выделенных грантов за последние четыре года увеличился в 3 раза. "Впервые стали выделяться гранты субъектам малого предпринимательства. Ежегодная доля их участия не менее 10-20%, - заявил он. Основными направлениями, по которым малый бизнес работает в сфере прикладных научных исследований, являются разработка программного обеспечения, машиностроение и т.д.
В заседании также принял участие заместитель министра образования и науки РФ Владимир Фридлянов. Он подчеркнул, что представленная программа в полной мере соответствует приоритетам в области науки и техники, обозначенным Президентом РФ. Вместе с тем он высказал несколько предложений и замечаний по программе. Так, по его словам, необходимо указывать показатели тех целей, которые должны быть достигнуты программой, при этом каждый показатель должен быть количественным. Одним из таких показателей, по его словам, должен стать удельный вес расходов бюджета г.Москвы на науку. Также это могут показатели, связанные с изобретательной активностью, с привлечением внебюджетных источников финансирования.
В. Фридлянов также подчеркнул, что такую крупную программу необходимо "сопровождать". «Чиновник не может объективно сопровождать программу, для сопровождения программы нужно иметь независимую организацию, которая бы давала независимую оценку реализации программы», - сказал он. В целом, по его словам, программу необходимо одобрить. Руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, выступая на заседании, заявил, что главное отличие московской программы прикладных научных исследований и проектов на 2006-2008 годы в том, что направления, обозначенные в ней, точно нацелены на интересы города и жителей Москвы. В этом ее главное отличие от федеральных целевых программ, считает он. И проблема, по его словам, заключается не столько в недостаточности финансирования федеральных целевых программ, сколько в том, что наука оторвана от производства.
Б.Алешин также подчеркнул необходимость законодательной защиты интеллектуальной собственности. «Кто же понесет деньги, если он не будет уверен, что ему принадлежит результат?», - обратился он к участникам заседания. Он отметил, что зачастую возможности предпринимателей переоцениваются государством. Так, по его мнению, внедрение технологий – это скорее задача государства, реализация которой требует серьезных инвестиций. А частный бизнес должен проявлять себя, понимая, что его интеллектуальная собственность будет защищена, на этапе прикладных работ.
Б.Алешин заявил, что малый бизнес в инновационной сфере – это не панацея, в мире крупные научные подразделения также являются носителями инноваций. В заключение своего выступления он одобрил московскую программу и заявил, что она "вполне заслуживает уважения".
Итог заседания правительства Москвы подвел первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Владимир Ресин, который и провел заседание. Он заявил, что программу необходимо одобрить с учетом озвученных предложений. А проблему недостаточности финансирования, по его словам, необходимо решать. В этом вопросе, сообщил он, предстоит посоветоваться с мэром Москвы Юрием Лужковым. «Я понимаю, что денег нет, но давайте посоветуемся. Снижать тот потенциал, который уже достигнут, нельзя», - заявил В.Ресин.
После заседания в эксклюзивном интервью ИА «Альянс Медиа» министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаил Вышегородцев дал свою оценку представленной программе. По его словам, дать окончательную оценку программе можно будет только после ее доработки и анализа ее конечного варианта. Он положительно оценил предложения, высказанные на заседании со стороны представителей федеральной власти. «Предложения и замечания к программе конструктивные, они должны войти в текст постановления, утверждающего программу», - сказал министр. Так, он согласился с В.Фридляновым в том, что в программе необходимо обозначить конкретые результаты, которые будут достигнуты. «Если мы там пропишем, что малый бизнес будет заниматься инновационными венчурными проектами в области медицины, "софтовых" разработок, то можно будет сказать об удачном решении», - заявил М.Вышегородцев.
Он также согласился с Е.Пантелеевым в части необходимости увеличения объемов финансирования программы, а также неполным раскрытием перечня возможностей финансирования. «Что это будет, субсидии, субвенции, бюджетные кредиты или гранты - в программе раскрыто не полностью», - заявил министр. Высказанные дополнения, в случае их включения в программу, по мнению М.Вышегородцева, только улучшат ее.
По его мнению, «на сотрудничестве научных институтов, творческих коллективов и производственных предприятий и складывается нормальное взаимодействие, которое приводит к положительным результатам», - заявил он.
Министр также сообщил, что сегодня доля участия малых предприятий в научных разработках, инновационных проектах составляет около 21% с ежегодной положительной динамикой, в то время как стремиться нужно к 50-60%. «То, что сегодня ДПиРМП занимается созданием венчурного фонда, позволит нормально финансировать инновационные разработки, а это, собственно, и есть финансирование малого бизнеса», - сказал М.Вышегородцев в заключение.
 25 октября Во вторник в Московской торгово-промышленной палате состоялось заседание президиума МТПП. На нем, в том числе, обсуждалась нормотворческая деятельность палаты и правовая поддержка предпринимательства в рамках реализации Программы деятельности МТПП на период 2003-2007 гг. Основной докладчик по этому вопросу, Елена Рожкова, отметила, что специалисты палаты в рамках реализации программы занимаются экспертной оценкой городских и федеральных законов, организовывают круглые столы для предпринимателей, но работа палаты в этом направлении недостаточна. Объясняя причину этого, она добавила, что МТПП проводит экспертизу законов и нормативно-правовых актов в основном используя своих специалистов. «Однако не сложилась эффективная система привлечения членов палат и её общественных структур к экспертизе законов, нет отлаженного механизма сопровождения законопроектов в органах законодательной власти, по которым палата представляет экспертные заключения», - заметила Е.Рожкова. Она также сообщила, что в сентябре 2005 г. при МТПП была создана постоянно действующая рабочая группа для координации действий по выполнению положений программы на 2003-2005гг. Рабочая группа планирует в ближайшей перспективе выявить «болевые точки» в законодательстве по вопросам предпринимательства и сформировать рабочие группы по каждому отдельному вопросу: налоговому законодательству, земельным и арендным отношениям и др. Председатель строительной гильдии МТПП Александр Журавлев своем выступлении отметил, что при проведении экспертизы законодательные акты и нормативно-правовые документы высылаются для обсуждения всем членам палаты. По его словам, предпринимателям сделать экспертную оценку сложно: «иногда непонятна даже логика законопроектов, например, его взаимосвязь с другими законами». А.Журавлев предложил МТПП развивать взаимодействие с городскими и федеральными органами исполнительной власти, отстаивать интересы предпринимателей, потому что «это для бизнеса более понятно». Он также сообщил, что строительная гильдия и гильдия предприятий ЖКХ МТПП разрабатывает так называемые корпоративные стандарты ведения бизнеса. «ФЗ «О техническом регулировании» отменяет ГОСТы, поэтому мы разрабатываем отраслевые стандарты, в их основе инновационные технологии», - пояснил А.Журавлев.
Министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаил Вышегородцев в своем выступлении приветствовал создание постоянной рабочей группы МТПП по нормотворческой деятельности и правовой поддержке предпринимательства. «Определенное время я возглавлял комитет МТПП по правовой экспертизе и совершенствованию законодательства, поэтому знаю, что эту работу в общественном плане вести очень трудно: она требует постоянного мониторинга законотворческой деятельности и в Москве, и в РФ», - сказал он.
М.Вышегородцев также предложил рабочей группе осуществлять мониторинг законопроектов и нормативно-правовых документов правительства Москвы и Правительства РФ и направлять их в гильдии, комитеты, общественные структуры МТПП, ТПП РФ на стадии подготовки документов, а не после принятия их в Госдуме, Мосгордуме и т.д. «К сожалению, мы начинаем понимать, что закон плохой, когда он уже принят», - сказал он. М.Вышегородцев также заметил, что члены палаты – предприниматели должны принимать участие в обсуждении законов: «для кого-то это интересно, для кого-то – нет, если не все предлагают поправки - ничего страшного». Говоря о процессе законотворчества, руководитель ДПиРМП подчеркнул, что законы разрабатывают профессионалы, которые тоже заинтересованы в выпуске нормальных документов. «Я не видел ни одного депутата московской или Государственной думы, который бы заведомо поставил себе задачу убить предпринимательство», - заметил он.
М.Вышегородцев предложил постоянной рабочей группе по нормотворческой деятельности и правовой поддержке предпринимательства при МТПП сотрудничество с ДПиРМП. В плане работы департамента на 2005г., по его словам, - разработка нескольких законопроектов, поэтому специалисты палаты могут принять активное участие в их создании. Министр проинформировал президиум МТПП о том, что ДПиРМП разработал проект закона о патентном налогообложении в развитие федерального закона. «Сейчас законопроект рассматривается в правительстве Москвы, я готов направить его в МТПП для обсуждения», - сказал он.
Президент МТПП Леонид Говоров в своем выступлении предложил ДПиРМП серьезно заняться пропагандой внесудебного разбирательства хозяйственных споров предпринимателей в третейских судах. "Нам надо очень серьезно культивировать разбирательство хозяйственных споров между субъектами малого предпринимательства во внесудебном порядке. ДПиРМП и МТПП заинтересованы в создании третейских судов высокого профессионального уровня", - сказал он. По словам Л.Говорова, МТПП не может профессионально заниматься правовой поддержкой предпринимательства, так как «палата – это инструмент лоббирования интересов предпринимательства в правовых вопросах».
На заседании президиума также обсуждался ход выполнения графика реализации проекта создания многофункционального делового комплекса МТПП на 2005-2008 гг., было одобрено создание Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству с республиками Узбекистан и Таджикистан.
 17 октября В понедельник, 17 октября, в ресторане-клубе «Собрание» состоялась пресс-конференция, посвященная открытию и презентации Московского центрального бизнес-клуба «Собрание».
Открывая пресс-конференцию, президент клуба, генеральный директор ООО «Аверс-Медиа» Юрий Раскин, рассказывая о концепции создания клуба, сообщил, что это будет площадка для общения как для самих членов клуба, так и для достаточно широкой аудитории. На этой площадке будут реализовываться различные бизнес- и информационные проекты, членам клуба будут создаваться условия для реализации их деловых интересов. В клубе будут проходить пленарные заседания по экономической тематике, круглые столы, брифинги, презентации бизнес-проектов. Ю.Раскин отметил, что аудитория, на которую прежде всего нацелена деятельность клуба, – это средний бизнес.
Член попечительского совета клуба, генеральный директор ОАО «Российская финансовая корпорация» Андрей Нечаев в ходе пресс-конференции сообщил, что в последнее время в России явно ухудшается предпринимательский климат, причем это касается не только крупного бизнеса, но и среднего. Административная реформа, с которой бизнес связывал большие надежды, ни к чему не привела, скорее наоборот. Например, поправки в Налоговый кодекс РФ, связанные с налоговым администрированием, даже по мнению депутатов Госдумы РФ ухудшают положение налогоплательщиков, делают их еще более зависимыми от налоговых служб.
Характеризуя созданный клуб, А.Нечаев отметил, что он ориентирован на средний бизнес, на защиту и лоббирование его интересов во властных структурах, в частности, по совершенствованию налогообложения, налогового администрирования, снижению административного давления на бизнес. На сегодняшнем этапе у клуба уже сложилось взаимодействие с Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». «Мы будем активно взаимодействовать с ними для того, чтобы на властном уровне продвигать те идеи, которые необходимы для защиты интересов среднего бизнеса», - заявил А.Нечаев.
Член попечительского совета клуба, полномочный представитель Правительства РФ в Конституционном суде РФ, президент адвокатского бюро «Барщевский и партнеры» Михаил Барщевский как положительный момент отметил то, что появляется дискуссионная площадка, на которой будут обсуждаться важные проблемы современной России. «Основная наша проблема – отсутствие дискуссий в обществе, политическая монополия одной партии на истину и правду. Когда нет дискуссии в парламенте, публичная дискуссия также не возникает», - подчеркнул он. Сейчас власть зачастую не может и не хочет слышать общество, в том числе и бизнес, считает М.Барщевский. Клуб же может способствовать тому, чтобы была организована дискуссия до того, как какая-либо идея станет законом. Основная функция клуба, резюмировал он, в том, что на этой площадке смогут разговаривать те, «кто руководит экономикой и кто занимается ей», то есть власть и бизнес.
Министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Михаил Вышегородцев в ходе пресс-конференции заявил, что департамент поддерживает идею создания клуба. «Любому предпринимателю нужно общение, ему нужно поделиться своими проблемами, успехами, обсудить идеи для совместной реализации. С такой позиции эта площадка очень кстати», - подчеркнул министр. Он сообщил, что ДПиРМП примет активное участие в работе клуба. «Общаться в таком клубе полезно и предпринимателям, и власти, которая могла бы слушать предпринимателей и реализовывать их идеи в распорядительных документах», - отметил М.Вышегородцев.
Президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства (РАРМП) Александр Иоффе заявил, что «все серьезные игроки на ниве общественной поддержки предпринимательства будут участвовать в деятельности клуба». Он считает, что сегодня очень важно найти общую точку зрения по острым проблемам, стоящим перед крупным, средним и малым бизнесом. А.Иоффе подчеркнул, что РАРМП представляет различные группы предпринимателей, ее интересует то, что волнует всех предпринимателей страны. Оценивая важность создания клуба, А.Иоффе отметил, что здесь предприниматели смогут общаться, обсуждать свои проблемы и интересы, находить деловых партнеров, в перспективе сможет сформироваться и благотворительная деятельность клуба.
Отвечая на вопросы журналистов относительно того, как на переговоры в клубе будут привлекаться те, кто мешает развитию малого бизнеса, А.Иоффе заявил следующее: «У нас трудно найти хоть одного государственного деятеля, который заявил бы, что малый бизнес – это плохо. Малый бизнес все любят, горячо, нежно и сильно, и душат в своих объятиях. Никаких явных врагов у малого бизнеса не существует. Но есть сложное поле экономической политики, законодательства, разного понимания той стратегической роли, которая должна быть у малого и среднего бизнеса в России. Мы будем вытаскивать тех, кто имеет отличную от нашей точку зрения по данному вопросу, и пытаться объяснить, в чем значение малого и среднего предпринимательства и для экономики, и для социальной жизни России».
Отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа», насколько переговорная площадка нового клуба будет комфортной для малого бизнеса, М.Вышегородцев сказал: то, что в ходе пресс-конференции заявлялось, что деятельность клуба нацелена на средний бизнес, не должно стать преградой для малого бизнеса, и «малому бизнесу найдется здесь место». По его мнению, партнерство «ОПОРЫ РОСИИ» с клубом является показателем того, что малый бизнес будет полноправным участником и клуба, и дискуссий, которые будут в нем проходить.
 13 октября В четверг в ходе рабочей встречи министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Михаил Вышегородцев и проректор МГУ им. М.В.Ломоносова академик Михаил Кирпичников обсудили вопросы, касающиеся установления сотрудничества университета и департамента. Среди тем, поднятых в ходе встречи, обсуждалось, в частности, взаимодействие МГУ и ДПиРМП в плане активизации малого предпринимательства в инновационной сфере, возможные направления использования научного и кадрового потенциала МГУ в интересах развития Москвы, совместные действия по развитию инновационной инфраструктуры столицы.
В ходе встречи М.Кирпичников отметил, что в МГУ сосредотачиваются интересы академического сообщества, студенчества, власти и бизнеса. Он уверен, что именно с взаимодействием всех этих сторон и связан потенциал развития российских высоких технологий. «У классического университета три задачи – образование, наука и развитие инноваций», - подчеркнул М.Кирпичников.
При этом, считает он, «не надо думать, что университет может заменить завод. Университет – это источник новаций, кроме того, у него есть еще одна важная функция – подготовка квалифицированных кадров. Выпуск же готовой продукции – это не задача университета».
Поясняя, что входит в понятие «инновационного пояса МГУ», М.Кирпичников сообщил, что это Центр трансфера технологий МГУ, Научный парк МГУ, где сосредоточен малый бизнес «инновационного пояса МГУ». Центр трансфера технологий – это структурное подразделение МГУ. По словам М.Кирпичникова, основная задача центра – скоординировать представленные научным сообществом инновационные разработки и потребности промышленности в инновациях, причем речь в данном случае идет, как правило, о крупных потребителях инноваций, например, ЛУКОЙЛе, РАО ЕЭС России. М.Кирпичников пояснил, что сотрудничество МГУ и крупных корпораций начинается как договор с небольшими суммами (около 50 тыс. долларов), потом сотрудничество развивается и заканчивается созданием совместных лабораторий с годовым оборотом до 2 млн долларов.
М.Кирпичников отметил, что сейчас в университете развивается кластерный подход к созданию инноваций. «В университет тянутся корпорации, они хотят здесь работать, и это пока нетипично для России», - отметил он. Причем кроме географической близости кластер обеспечивает и «идеологическую близость», подчеркнул М.Кирпичников. Он отметил, что в МГУ сейчас формируются пять кластеров по различным направлениям: кластер новых материалов, информационных технологий, биотехнологий, экологических проблем, природопользования. Кроме того, М.Кирпичников заявил, что для работы кластера характерен кумулятивный эффект. Итак, резюмировал проректор, «Центр трансфера технологий МГУ обеспечивает совпадение потоков инноваций, идущих от промышленности, и зарождение нового бизнеса». Рассказывая о работе Научного парка МГУ, М.Кирпичников сообщил, что он имеет ряд важных функций: начиная от выгодных способов кредитования, венчурного финансирования и заканчивая обеспечением безопасности, уборкой помещений, созданием условий для льготной аренды.
М.Вышегородцев в ходе встречи подчеркнул, что в плане развития инноваций «не должно быть деления на студентов, доцентов, научных работников, которые что-то производят, и малые предприятия, которые выпускают конечную продукцию». Он уверен, что эта работа должна вестись во взаимодействии всех этих сторон. Политика ДПиРМП, отметил министр, направлена на то, «чтобы поддерживать предпринимателя со студенческой скамьи». Кроме того, М.Вышегородцев сообщил, что в текущем месяце планируется завершить создание венчурного фонда. На эти цели городской бюджет выделяет 100 млн рублей, МЭРТ - 100 млн рублей, еще 200 млн рублей составят частные инвестиции. Также министр сообщил, что в планах ДПиРМП – создание еще одного венчурного фонда, уже без участия МЭРТ. «Мы разработали схему, по которой деньги бюджета должны пойти в паевой инвестиционный фонд с целевой направленностью на венчурное финансирование», - пояснил М.Вышегородцев. Он подчеркнул, что сейчас предприниматели не заинтересованы в получении субсидий, им нужны значительно большие деньги на длительный срок, и именно их бизнес сможет получить в этом фонде.
Относительно развития в МГУ кластерной системы М.Вышегородцев отметил ее перспективность: «Сегодня десятки компаний не могут получить кредит, а в рамках кластера для них открываются новые возможности. Ведь крупные предприятия, входящие в этот кластер, могут предоставить небольшим компаниям гарантии при получении кредитов».
Директор Научного парка МГУ Олег Мовсесян сообщил, что на территории парка сегодня работает 40 компаний. Здесь выросли такие крупные компании, как «Агава», поисковый сервер «Апорт» - конкурент «Яндекса» и «Рамблера». «Рамблер» здесь получал финансирование. Также здесь начинала компания «Red Lab», клиентами которой сегодня является Сибнефть и Норникель.
По итогам встречи М.Вышегородцев заявил: «Мы совместно с сотрудниками Научного парка МГУ пришли к созданию следующей схемы. Город сейчас строит нежилые помещения по принципу соинвестирования малыми предприятиями. Почему бы организациям Научного парка также не стать соинвесторами и в итоге собственниками этих помещений? Должен быть организован процесс «перетекания» малых инновационных предприятий из технопарков в строящиеся ими помещения. Если в Научном парке они занимают 100-200 кв. м, при выходе из него у них появится возможность получить в собственность площади до 500 кв. м, а свое место в технопарке освободить новым предприятиям». Министр отметил, что это было бы перспективным направлением развития технопарка, однако этот вариант будет еще подробно рассматриваться и обсуждаться.
М.Вышегородцев сообщил, что в настоящее время он знакомится с работой московских технопарков, чтобы понять основные принципы их функционирования, а также какую поддержку малому бизнесу они оказывают. Развитие в условиях технопарка должно дать малым предприятиям возможность расти, в результате чего они смогут перейти на собственные площади, что в конечном итоге позволит создать новые рабочие места. «Сама идеология технопарка должна развиваться в этом направлении», - подчеркнул министр.
 7 октября В пятницу, 7 октября, состоялось выездное заседание коллегии префектуры Северо-Западного административного округа на тему «Об отчете управы района Северное Тушино о работе по поддержке и развитию малого предпринимательства».
С основным докладом по данному вопросу выступила заместитель главы управы района Северное Тушино Наталья Кузнецова. По ее словам, одно из важнейших направлений социально-экономического развития района - содействие развитию малого предпринимательства. Северное Тушино - район с уже сложившейся застройкой, возможности для нового строительства здесь ограничены, в связи с этим испытывается дефицит нежилых помещений и свободных земельных участков для осуществления предпринимательской деятельности.
Как отметила Н.Кузнецова, малый бизнес – один из важнейших секторов экономики района. В Северном Тушине функционирует около 1 тыс. малых предприятий и свыше 900 индивидуальных предпринимателей. На малых предприятиях района занято 19,1 тыс. человек. «Нам дорог любой бизнес вне зависимости от сферы его деятельности, так как это налоговые поступления, обеспечение занятости населения», - сказала она. Но при этом пояснила, что необходимо обозначить приоритеты развития малого предпринимательства. Для района прежде всего важен производственный, инновационный бизнес, предпринимательство сферы ЖКХ. Говоря об отраслевой структуре малого предпринимательства Северного Тушина, Н.Кузнецова сказала, что большая часть предприятий занята в сфере торговли и общественного питания (87,4%), также малый бизнес работает в сферах строительства, операций с недвижимостью, ЖКХ, здравоохранения и физической культуры, образования, науки и научного обслуживания и проч. По данным ИФНС №33, за 2004 год общая сумма налоговых поступлений от малых предприятий района составила 420,7 млн рублей, за I полугодие 2005 года – 331,4 млн рублей. За I полугодие 2005 года выручка малых предприятий от реализации товаров, продукции и услуг составила 2,3 млрд рублей. По словам Н.Кузнецовой, в районе отмечается некоторое снижение числа стационарных предприятий розничной и мелкорозничной торговли и увеличение числа малых предприятий общественного питания и бытового обслуживания. Значительно снижается число объектов мелкорозничной торговли (лотков, павильонов), благодаря чему улучшились качество продаваемой продукции и внешний облик района. Сокращение числа предприятий сети мелкорозничной торговли компенсируется за счет проведения «ярмарок выходного дня», а также за счет более четкой организации торговли в торговых комплексах (ТРЦ «Сходненское», ТК «Планерная»). Как отметила Н.Кузнецова, 40,4% населения района нетрудоспособно, с этим связан невысокий уровень платежеспособного спроса на продукцию и услуги. Жители района предпочитают совершать покупки в социально ориентированных магазинах. Появление крупных сетевых компаний («Седьмой континент», «Пятерочка», «Дешево», «Копейка» и проч.) дает возможность выбора покупателям. Не все малые предприятия розничной торговли выдерживают конкуренцию с крупными сетевыми структурами, вследствие чего происходит перепрофилирование предприятий. Возможным выходом из создавшегося положения может быть объединение независимых торговых точек вокруг оптовых структур. По словам Н.Кузнецовой, в настоящее время в мелкорозничной сети района функционирует 112 малых предприятий, кроме того, в торговых комплексах «Планерная» и «Сходненское» работают 538 индивидуальных предпринимателя. 90% предприятий торговли района относятся к малому бизнесу, а в сфере общественного питания и бытового обслуживания – все 100% (кроме крупных торговых сетей). Н.Кузнецова сообщила, что разработана Программа развития потребительского рынка и услуг на 2004-2006 гг. В соответствии с ней планируется открыть 14 объектов потребительского рынка и услуг (9 предприятий розничной торговли, 4 – общественного питания и бытовых услуг, 1 физкультурно-оздоровительный комплекс). По словам Н.Кузнецовой, управа района активно привлекает малые предприятия к выполнению городских заказов. Так, в 2004 году им было предоставлено заказов на сумму 49,5 млн рублей, 90% заказов пришлось на сферу ЖКХ. В I полугодии 2005 года малым предприятиям предоставлено заказов на сумму 23,4 млн рублей. Управа района активно привлекает малые предприятия к выполнению работ по благоустройству дворовых территорий, ремонту подъездов, очистке кровель и проч. Все эти работы осуществляются на конкурсной основе. Н.Кузнецова отметила, что для решения проблем, связанных с организацией и ведением бизнеса, предприниматели обращаются в управу района. В структуре управы эти вопросы находятся в ведении отдела потребительского рынка и услуг. Взаимодействие с малыми предприятиями социальной сферы осуществляют специалисты отдела социальной защиты населения управы района, а в сфере ЖКХ – специалисты ДЕЗов. В целях взаимодействия администрации района с предпринимателями распоряжением главы управы района от 1 декабря 2004 года создан Совет предпринимателей Северного Тушина. Совместно с депутатами муниципального собрания осуществляется работа по созданию обновленной базы данных по предприятиям малого бизнеса.
Как сообщила Н.Кузнецова, предприятия Северного Тушина помогают социально незащищенным слоям населения. Три аккредитованных магазина обслуживают льготные категории населения, в них действует десятипроцентная скидка на основные категории товаров. Малые предприятия общественного питания проводят благотворительные обеды для малоимущих жителей. Льготы на свои услуги предоставляют и предприятия бытового обслуживания.
Говоря об основных проблемах малого бизнеса района, Н.Кузнецова отметила, что в Северном Тушине существует дефицит нежилых помещений, собственники-арендодатели регулярно повышают ставки арендной платы. Для решения этой проблемы управа принимает участие в реализации окружных адресных программ строительства и реконструкции нежилых помещений для малого бизнеса. Также малым предприятиям оказывается финансовая поддержка: предоставляются льготные займы, субвенции и субсидии индивидуальным предпринимателям. Оказывается поддержка и при участии предприятий в выставках и конкурсах. Проводятся семинары, реализуются различные учебные программы.
О деятельности бизнес-инкубатора в районе Северное Тушино рассказал исполнительный директор территориального инкубатора малого бизнеса Олег Лапшин. По его словам, инкубатор оказывает предпринимателям целый спектр услуг: консультационные, юридические, бухгалтерские и проч. Он подчеркнул, что один из самых острых вопросов, с которым предприниматели обращаются в инкубатор, связан с нехваткой нежилых помещений. Для решения этой проблемы, рассказал он, сейчас идет подготовка к реализации проекта по адресу ул.Свободы, вл. 91, где можно построить бизнес-инкубатор площадью до 12 тыс. кв. м, в котором разместится около 60 предприятий. О.Лапшин отметил при этом, что предприятиям нужны не только офисные помещения, но и производственные, в связи с этим в городе необходимо строить специализированные производственные комплексы для малого бизнеса.
Среди вопросов, которые предприниматели поднимали в ходе заседания, всеми отмечалась проблема нехватки нежилых помещений для ведения бизнеса: под производство, под офисы, под магазины. Кроме того, высказывались просьбы увеличить срок аренды муниципальных помещений, обращалось внимание на проблему отсутствия на предприятиях квалифицированных юристов, специалистов техники безопасности, экологов. Также отмечалась нехватка оборотных средств и производственных мощностей у малых предприятий. Предприниматели жаловались на чрезмерно высокие процентные ставки по банковским кредитам. Многие предприниматели позитивно отзывались о своем сотрудничестве с управой района, благодаря которому были решены проблемы с получением в аренду нежилых помещений, проведением рекламных кампаний, участием в выставках и конкурсах, получением финансовой поддержки. Отвечая на поднятые в ходе заседания вопросы, министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Михаил Вышегородцев заявил, что «поддержка малого бизнеса – это не мода». Малый бизнес дает 30% дохода бюджета Москвы, организует рабочие места, снимает социальную напряженность в городе. В связи с этим необходимо поддерживать развитие малого бизнеса на территории города и ни в коем случае не мешать этому процессу. Министр согласился, что одна из основных проблем малого предпринимательства СЗАО – нехватка нежилых помещений. Изменить эту ситуацию должна реализация Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2002-2010 гг. Сейчас департаментом инициирована и мэром Москвы поддержана идея соинвестирования малыми предприятиями строительства необходимых им площадей в крупных деловых и торговых центрах. По этому вопросу уже подписано первое постановление правительства Москвы, касающееся строительства бизнес-центра общей площадью в 40 тыс. кв. м по ул.Миклухо-Маклая. 90% этих площадей перейдут предпринимателям при условии, что они будут строить их только под собственные нужды и максимальная площадь этих площадей не будет превышать 500 кв. м. 10% (иногда до 25%) площадей этих бизнес-центров будут использованы для размещения предприятий инфраструктуры округа. Стоимость для малого предприятия такого строительства не будет превышать 800 тыс. долларов, отметил министр и подчеркнул, что такие центры должны быть в каждом районе. Кроме того, по словам М.Вышегородцева, еще одной возможностью решения проблемы с нехваткой для малых предприятий нежилых помещений может стать строительство на месте высотных гаражей на месте плоскостных, и на их первых этажах будут размещаться мультисервисные центры (сродни комбинатам бытового обслуживания).
Говоря о возможностях малых предприятий получить поддержку в своей деятельности, М.Вышегородцев остановился на работе в столице инфраструктуры поддержки малого бизнеса. В частности, он отметил, что на территории округа действуют центр развития предпринимательства, территориальное агентство развития предпринимательства. Министр подчеркнул, что необходимо наладить четкую систему информирования бизнесменов об особенностях деятельности этих структур. Кроме того, он остановился и на возможностях Системы межрегиональных маркетинговых центров, благодаря которой предприниматели Москвы могут наладить деловое сотрудничество с коллегами из других регионов, участвуя в различных выставках, ярмарках, посещая регионы с деловыми миссиями.
По словам М.Вышегородцева, важным является предоставление малым предприятиям бюджетных гарантий под банковские кредиты. Он сообщил, что в 2006 году из бюджета столицы планируется выделить 1 млрд 700 млн рублей на цели развития и поддержки малого предпринимательства.
Рассказывая о приоритетных направлениях развития малого бизнеса в городе, министр отметил среди них, в частности, развитие предпринимательства в молодежной среде. Важным он назвал и упорядочивание контрольно-проверочных мероприятий малого бизнеса. М.Вышегородцев сообщил, что сейчас ДПиРМП совместно с Московской юридической палатой прорабатывает возможность создания выездной юридической службы: юрист бесплатно будет выезжать на предприятие во время проведения на нем проверки.
В целом, резюмировал министр, политика Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы не изменится и будет следовать своим прежним приоритетам.
 5 октября В Москве 5 октября начала работу Х Научно-практическая конференция «Проблемы управления качеством городской среды», которая пройдет 5-7 октября в здании президиума Российской Академии наук. Конференция проводится под эгидой правительства Москвы, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, Департамента природопользования, а также при участии различных муниципальных образований. В рамках мероприятия состоялось пленарное заседание, в котором приняли участие советник мэра Москвы Николай Павлов, директор Департамента государственной политики в сфере охраны окружающей среды Александр Ишков, заместитель начальника управления санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия А.Горский, замруководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы Виктор Суворов, замруководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Марина Вакула, префект ЮВАО г. Москвы Владимир Зотов и другие.
Открывая работу пленарного заседания, советник мэра Москвы Н. Павлов отметил, что работа предыдущих конференций была плодотворной, а актуальные проблемы, ставшие предметом обсуждения на конференциях, нашли свое отражение при разработке правительством Москвы целевых программ, направленных на повышение качества городской среды. Советник мэра зачитал приветственное обращение Ю. Лужкова к участникам конференции, в котором мэр поздравил участников с началом работы юбилейной – десятой по счету - конференции и пожелал им успехов в работе. В обращении также сообщалось о том, что конференция ведет анализ той серьезной и многолетней работы, которая проводилась учеными и практиками в области развития современных городов и стала своевременным откликом на ситуацию, сложившуюся в начале 90-х годов в результате экономических и политических преобразований в стране. Внедрение современных технологий в систему жизнеобеспечения современных городов – одна из основных задач, которую решала конференция. «Важнейшей проблемой современных городов России на данном этапе является состояние ЖКХ, и в ее решении конференция принимала самое активное участие», - отмечается в письме.
В. Суворов в своем докладе отметил, что на сегодняшний день в Москве существуют такие проблемы, как недостаток свободных территорий для размещения объектов городской инфраструктуры, возрастающий уровень антропогенного загрязнения, связанный, прежде всего, с увеличением количества автомобилей (на сегодняшний день их в городе 3 млн). По словам замглавы департамента, правительство Москвы принимает программы, направленные на улучшение экологической обстановки в городе, такие как «Мой двор, мой подъезд», программа реабилитации и благоустройства малых рек Москвы, строительства водоочистных сооружений. Однако реализация программ невозможна без решения вопроса финансирования. Так, программа реабилитации малых рек потребует 60 млн руб, а строительство водоочистных сооружений – 80 млрд руб. При этом согласно ФЗ № 122 на сегодняшний день региональные власти лишаются права осуществлять контроль за природо-охранной деятельностью. И поэтому, по мнению В. Суворова, «эти проблемы невозможно решить без решения организационно-правовых вопросов на федеральном уровне».
В своем докладе А. Ишков сообщил о реализации Киотского протокола в РФ, отметив, что реализация протокола принесет России ощутимые выгоды в развитии современных экологически безопасных производств, требуя взамен обеспечения вполне выполнимых для России условий, никоим образом не ограничивая развитие промышленности. «Киотский протокол – это единственный рыночный механизм, который позволяет реализовывать экологические проекты с получением экономической выгоды», - пояснил докладчик.
М. Вакула сообщила, что на сегодняшний день готовится к принятию экологическая доктрина г. Москвы, которая в целом одобрена правительством столицы. Согласно доктрине, к 2010 году необходимо сократить количество вредных выбросов от энергетических объектов на 27,7 млн тонн, а выбросы от автомобилей - на 20 и 35% по оксидам азота и углерода. Этих показателей можно будет добиться за счет перехода на моторное топливо, соответствующее современным европейским требованиям к качеству. Для реализации экологической доктрины разрабатывается среднесрочная экологическая программа на 2006-2008 гг. В своем докладе о проблемах качества безопасности питьевой воды А. Горский сообщил, что в то время как в России находится пятая часть мировых запасов воды, результаты мониторинга состояния воды и объектов водоснабжения показали, что одна шестая часть объектов водоснабжения не соответствует санитарным правилам, в основном, из-за отсутствия санитарной охраны на объектах водоснабжения. Префект ЮВАО Владимир Зотов поделился положительным опытом по использованию информационных технологий в городском хозяйстве на примере округа. По словам префекта, использование вычислительной техники и компъютеризация ведения хозяйственной деятельности привели к уменьшению количества обращений граждан в префектуре на 27%, уменьшилось количество преступлений на 20% и сократились платежи населения за счет введения система учета тепла на 1,2 млн рублей.
В заключение работы пленарного заседания участники конференции заслушали доклад замгенерального директора НИИПИ «Институт экологии города» Анны Сергеевой «Экологическая информация – инструмент управления городским бизнес-пространством». По мнению ученой, на сегодняшний день экологическая информация не отформатирована под потребителя. Кроме того, информация не доходит до конкретного потребителя – представителя бизнес-сообщества, потому что она разрознена, и, как правило, устарела до того, как дошла до потребителя. Кроме того, сбор информации проводится односторонне. По мнению А. Сергеевой, "бизнесмены должны получать "экологическую информацию" как сведения о конкурентах". «Предприниматели всегда интересуются такими вопросами, кто первый и лучший в отрасли и как стать лучшим". Поэтому, на взгляд ученой, экологическая информация должна подаваться бизнесу в форме обмена информацией между профессионалами в той или иной области. В заключение она отметила, что "все системы экологической оценки в России весьма архаичны, как, впрочем, и ее собственное выступление".

Последние события

АРХИВ КАЛЕНДАРЯ СОБЫТИЙ
2010 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2009 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2008 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2007 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2006 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2005 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2004 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюньмайапрель
мартфевральянварь
  
2003 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
июльиюньмайапрель
мартфевральянварь
  
2002 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2001 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2000 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
1999 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай 



Rambler's Top100
Статьи