Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы
Московский центр развития предпринимательства
Малый бизнес Москвы


ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА
НОВОСТИ
РАССЫЛКА


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



Расширенный поиск

Бесплатные сервисы онлайн
КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
на 27.05.2017
USD56,7560+0,6859
EUR63,6689+0,6573
E/U1,1218-0,0020
БВК59,8668+0,6730
Все валюты
Москва - территория малого бизнеса


  ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА МОСКВЫ


ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ







СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА








РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА































ФОРУМ "МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ"
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ (2004 ГОД, НОЯБРЬ) 
 29 ноября На состоявшейся сегодня ежегодной окружной конференции представителей малого и среднего предпринимательства Центрального административного округа (ЦАО) Москвы, выступил министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Евгений Егоров. Он отметил, что Центральный округ столицы - самый сложный из всех округов. Здесь на 1000 жителей приходится 142 малых предприятия, и подавляющая часть этих предприятий - предприятия торговли. По мнению Е. Егорова, это определенный перекос, поскольку работают они на средний и более высокой обеспеченности класс, а на уровне районов практически отсутствуют магазины, которые торгуют социально значимыми товарами. Причина этого известна - слишком высока арендная плата, выдержать ее не всякий может. По этой же причине в округе произошло значительное сокращение количества предприятий бытового обслуживания. Вся эта сфера, а также сфера культуры «вымывается». Руководитель ДПРМП считает, что это самая сложная проблема, и решить ее можно одним способом – «все нежилые помещения, которые находятся в ведении города, должны передаваться предприятиям, которые торгуют социально значимыми товарами, а арендная плата должна быть минимальной, но помещения должны передаваться без права перепрофилирования. Е. Егоров остановился на проблемах качества продукции малых предприятий. В этом плане, по его словам, проблема прежде всего состоит в подлинности сертификатов на продукцию. Согласно приведенным данным, в среднем 40% сертификатов бывают поддельными. Вскоре эта проблема осложнится при вступлении России в ВТО, что наблюдается сейчас, например, в Прибалтике. Руководитель ДПРМП признал, что решению этих вопросов уделяется недостаточное внимание. Е. Егоров высказал убеждение, что в резолюции конференции в качестве приоритетных направлений деятельности малых предприятий важно отметить повышение качества продукции, качество обслуживания, лоббирование интересов малых предприятий путем участия в общественных организациях, повышение квалификации сотрудников, участие в конкурсах по горзаказу. Он также считает, что в ней должны быть записаны: рекомендации правительству Москвы, Департаменту поддержки и развитии малого предпринимательства по созданию условий для развития малого бизнеса в сфере ЖКХ, выделению помещений для социальных магазинов, разработке схем дислокации мультисервисных центров «шаговой доступности», упрощению процедур отчетности и т.д. Среди поручений территориальному центру развития предпринимательства, считает Е. Егоров, должно быть расширение практики использования комплексного бухгалтерского обслуживания системы СТАБУС, налаживание контактов с контролирующими органами, создание объединений предпринимателей по профессиональному признаку, работа с другими структурами поддержки малого бизнеса на территории округа. Руководитель ДПРМП считает, что округ может предложить отдельную программу для молодежного предпринимательства, поскольку в этом плане накоплен достаточный опыт, есть наработанные решения. В сфере ЖКХ, по словам Е. Егорова, «бед больше чем достаточно», особенно что касается нормативно-правовой базы, финансовой структуры ЖКХ. С другой стороны, и в округе, и городе в целом, есть институты, научные центры, способные предложить решение этих проблем, и городские власти ждут от них предложений, которые могут быть рассмотрены на уровне правительства города. Е. Егоров также выразил убеждение, что в освещении проблем малого бизнеса большую роль играют средства массовой информации. По его мнению, необходима программа как на ТВЦ, так и на кабельном телевидении округа, которая бы поднимала действительно актуальные для малого бизнеса проблемы. Рупором малого бизнеса города могла бы стать, по его мнению, и газета «Деловая Москва», если бы предприниматели более активно подписывались на нее, и она стала бы действительно массовым предпринимательским изданием, «где можно полемизировать, и которую, хотят того руководители или нет, будут читать и к ее мнению прислушиваться».
 26 ноября Сегодня в Центре международной торговли состоялась IV Международная научно-практическая конференция "Современные методы управления качеством в бизнесе". Организаторы конференции – Правительство Москвы, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы, МТПП, Московский независимый центр экспертизы и сертификации "Мосэкпсертиза" при поддержке ТПП РФ и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. На открытии конференции выступил руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Евгений Егоров. По его словам, вступление России в ВТО потребует от руководителей предприятий принятия новых решений, применения иных технологий в производстве качественной продукции. "Участники конференции должны обсудить сегодня вопросы стратегии своих организаций, а не только сиюминутную выгоду, которая может быть получена от производства новых товаров, внедрения современных технологий", - подчеркнул он. По мнению Е.Егорова, качество продукции зависит от культуры производства, стабильных отношений в коллективе, и , прежде всего, "от рационального подхода, когда на каждом этапе производства продукции принимаются правильные решения по применению технологий". "Сегодня одним из самых современных методов управления качеством в бизнесе является переход к стандартам, которые работают во всем мире, - сказал руководитель ДПРМП. - Это стандарты серии ИСО 9000: 2000, позволяющие использовать системный подход управления качеством". Е.Егоров заметил, что сегодня на большинстве предприятий РФ эти стандарты не применяются из-за отсутствия методологической и информационной поддержки, высокой стоимости информационных систем, без которых практически невозможно работать в системе менеджмента качества, а также из-за необходимости привлечения высококвалифицированных и высокооплачиваемых кадров. По словам Е.Егорова, в Москве активно развивается малый инновационный бизнес. "Сегодня в городе принята программа по поддержке инновационной деятельности малых предприятий. По сравнению с 2004 годом финансирование программы увеличилось в 4 раза", - сказал он. Руководитель ДПРМП сообщил о том, что недавно было достигнуто соглашение о сотрудничестве с Фондом содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере (фондом Бортника), что поможет увеличить финансовую поддержку инновационных проектов малого бизнеса. Е.Егоров заметил, что сегодня ни одно малое предприятие не перешло на систему стандартов менеджмента качества по ИСО 9000: 2000. Для того, чтобы изменить эту ситуацию, на базе технопарка в Зеленограде совсем недавно был создан Учебно-консалтинговый центр комплексного обеспечения системы качества и сертификации малых предприятий и организаций по международным стандартам. В центре можно получить консультационные услуги, пройти курс обучения современным методам управления бизнесом на льготных условиях. "Мы будем дотировать все вопросы, связанные с тем, чтобы обеспечить консультационные услуги, обучение, решение многих других вопросов, которые необходимы для того, чтобы решить проблему качества продукции малый предприятий", - сказал в заключение Е. Егоров.
 25 ноября Вчера состоялось Всероссийское совещание-конференция «Стратегия и структура подготовки инженеров для наукоемких отраслей – взгляд работодателей». Выступая на нем, ректор МГТУ им. Н.Э.Баумана Игорь Федоров отметил, что у руководства технических вузов всегда было понимание того, что с работодателями нужно вести конструктивный диалог, но на практике это не очень получалось. В то же время, поскольку сейчас идет реформа образования, диалог с работодателями «становится необходим, и мы его намерены интенсифицировать», - сказал он. По словам И.Федорова, качество высшего инженерного образования в России – одно из лучших в мире, а «продукция» инженерных вузов вполне конкурентоспособна на мировом рынке специалистов. Вместе с тем он признал, что в подготовке инженерных кадров существуют и недостатки, среди которых - слабое знание иностранных языков, недостаточный уровень использования современных информационных технологий, недостатки в экономической и менеджерской подготовке. В отношении структуры и масштабов подготовки инженерных кадров ректор МГТУ им. Н.Э.Баумана заметил, что, вопреки распространяемым мифам, переподготовки инженеров в стране нет. Структура подготовки инженерных кадров в переходный период от стагнации к экономическому росту, по его мнению, определилась пока не полностью, но она будет следовать мировым тенденциям, то есть росту подготовки специалистов в области высоких технологий, нанотехнологий и биотехнологий. Нельзя также забывать и о традиционно развитых в России отраслях, таких как машиностроение и приборостроение, где руководство технических вузов надеется получить рекомендации науки и промышленности. Что касается предложения Рособразования в отношении обязательного введения двухуровневой системы западного образца бакалавр - магистр, И.Федоров заметил, что у большинства технических вузов оно вызывает серьезные возражения. По его мнению, подготовить квалифицированного инженера за 4 года невозможно: «Мы начнем готовить "недоинженеров", не готовых к самостоятельной работе». Ректор МГТУ считает, что основным уровнем подготовки должен быть уровень инженера-специалиста, который обучается 5 – 5,5 лет. На совещании выступил руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Евгений Егоров. Он отметил, что сегодня инженерные кадры необходимы Москве по многим причинам. Во-первых, из 203 000 малых предприятий Москвы 90 000 занимается промышленным производством и инновациями, где нужны инженерные кадры – «мы без них не обойдемся». Согласно исследованию, сказал руководитель ДПРМП, те малые предприятия, которые возглавляются специалистами, пришедшими из технических вузов, более успешны. Кроме того, только инженерные кадры могут сделать Москву городом, комфортным для проживания - например, лишь технические специалисты могут решить такую важную для Москвы проблему, как организация транспортного движения. «Разговоры о том, что сегодня достаточно инженерных кадров, совершенно беспочвенны», - подчеркнул Евгений Егоров. В качестве примера решения проблемы повышения квалификации и переподготовки инженерных кадров он назвал создание центра «Профессионал», где собрано самое современное оборудование и тренажеры и проводится переподготовка по десяткам специальностей. Евгений Егоров также отметил, что правительство Москвы активно решает проблему обеспечения малых промышленных и инновационных предприятий нежилыми помещениями. Так, руководством города в Зеленограде было выкуплено 15 000 кв м нежилых помещений для создания технопарка «Зеленоград», где сейчас работают несколько десятков предприятий сферы высоких технологий. Кроме того, сообщил Е.Егоров, в настоящее время идет строительство делового центра, который будет объединять малые предприятия, занимающиеся электротехникой и производством медицинской техники (будет сдан в декабре сего года). Евгений Егоров подчеркнул, что в стране есть школы подготовки инженерных кадров, они умеют работать, но многие вопросы могли бы быть решены эффективнее. К примеру, использование средств Стабилизационного фонда могло бы оказать значительную пользу в переходе страны на инновационный путь развития. Евгений Егоров также заметил, что за последние 15 лет выросло целое поколение, которое завтра придет к управлению. Он выразил убеждение, что вопросы образования должны стоять на первом месте, а количество инженерных специальностей надо увеличивать при условии, что переподготовка инженеров должна постоянно работать. Переподготовка кадров, по мнению Е.Егорова, также должна стимулироваться на государственном уровне налоговой политикой, как это делается, например, во Франции, где на эти цели перечисляется 1% налоговых поступлений от предприятий. «В этом выиграло бы все общество», - заключил Евгений Егоров.
 22 ноября Сегодня состоялось торжественное открытие Форума делового партнерства малых предприятий Центрального федерального округа РФ "Руспартенариат-2004". Церемонию открытия начал министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Евгений Егоров. По его словам, в форуме принимают участие малые предприятия 16 регионов, представители стран ближнего зарубежья. Как отметил Е. Егоров, на выставке представлены такие отрасли экономики, как производство и технологии промышленности, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и другие. "Я считаю, что форум безусловно принесет большую пользу нашим малым предприятиям", - сказал Е. Егоров и передал слово мэру Москвы Юрию Лужкову. Ю. Лужков подчеркнул, что сегодняшняя выставка отличается расширенным составом участников. По его словам, из 16 представленных регионов, 10 входят в состав ЦФО. Мэр отметил, что руководство округа активно развивает малый бизнес как стратегическую линию формирования новой экономической системы государства. Ю. Лужков напомнил, что малый бизнес Москвы, в свою очередь, поддерживается уже с 1987 года, а сегодня деятельность предприятий этой сферы способствует оздоровлению экономики города. По словам Ю. Лужкова, в последние годы потенциал малого предпринимательства в Москве устойчив. Как сообщил он, в городе 203 тысячи реально функционирующих малых предприятий, на которых занято 2 млн человек, а если учесть семейный коэффициент, то около 6 млн человек связали свою судьбу с малым бизнесом, что составляет 2/3 населения города. "Малый бизнес – это одна из мощный фундаментных плит жизни, экономики города", - подчеркнул он. При этом мэр добавил, что несмотря на то, что малый бизнес не может конкурировать с такими отраслями промышленности как автомобилестроение, самолетостроение, он в состоянии полностью "оккупировать" интеллектуальные отрасли, такие как медицинское приборостроение, электроника, производство полимеров и другие. Однако Ю. Лужков заявил, что у малых предпринимателей города остаются проблемы: отсутствие государственной политики по льготам, отсутствие ясной системы учета и отчетности предприятий, нехватка нежилых помещений. Ю. Лужков подчеркнул, что власти Москвы продолжают системно работать в сфере поддержки и развития малого бизнеса. "Малое предпринимательство стало основой экономики города со всеми его преимуществами и проблемами, с инициативой, энергией и талантом, которые свойственны малому бизнесу", - сказал мэр в заключение.
 22 ноября Сегодня на встрече с предпринимателями в рамках Форума делового партнерства малых предприятий Центрального федерального округа «Руспартенариат-2004» выступил министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Евгений Егоров. Он остановился на основных вопросах развития малого бизнеса столицы. Прежде всего Е. Егоров обратил внимание на то, что в сфере налогообложения малого предпринимательства не решены основные вопросы и не создана такая система налогообложения, которая позволила бы малому бизнесу нормально развиваться. Согласно приведенным им данным, если в 2000г. в федеральный бюджет зачислялось 85% поступлений по НДС, то уже с 2001г. – 100%. Кроме того, не решена проблема создания полноценной системы учета и отчетности для малых предприятий. Переход на упрощенную систему налогообложения, по словам Е. Егорова, ограничен для малых предприятий порогом годового оборота в 15 млн руб., что не дает всему малому бизнесу решить проблему полноценного применения этой системы. Руководитель ДПРМП подчеркнул, что департамент неоднократно предлагал увеличить порог для перехода на упрощенку до 60 млн руб., однако этого не произошло, и, по мнению Е. Егорова, «в этом плане надо было бы снять все ограничения». Он также обратил внимание, что были неоднократные обращения и мэра Москвы Ю.Лужкова, и ТПП РФ по поводу того, что все налоговые поступления от малого бизнеса надо оставлять в региональных бюджетах, что позволило бы поддерживать и развивать малый бизнес на территориях. К сожалению, по словам руководителя ДПРМП, «федеральная власть решить эти проблемы никак не хочет». Е. Егоров добавил, что не решается и вопрос с ремесленной деятельностью, в то время как в регионах эта сфера развивается достаточно активно. Он подчеркнул, что Москва – единственный регион, где принят закон о ремесленной деятельности, однако «все предложения по внесению на рассмотрение в Госдуму федерального закона о ремесленничестве остаются без ответа». Реформирование на федеральном уровне процессов лицензирования также поднимает много вопросов. По словам Е. Егорова, новый законопроект по лицензированию не предусматривает передачу полномочий по лицензированию соответствующей структуре на региональный уровень. В нем записано, что эти полномочия могут передаваться только на основании постановления Правительства РФ. Это затормозит процесс упрощения процедур лицензирования, кроме того, регионы лишаются права лицензировать те виды деятельности (например, риэлтерскую), которые уже осуществлялись и доказали свою эффективность. Е. Егоров также обратил внимание, что на заседании Совета по малому предпринимательству ЦФО, которое состоялось еще в 2002г., рассматривался предложенный департаментом закон о государственной поддержке малого бизнеса. Он был поддержан всеми губернаторами ЦФО. Недавно был отменен ряд статей федерального закона о господдержке малого бизнеса, который, безусловно, устарел. В настоящее время, подчеркнул Е. Егоров идет процесс подготовки нового закона о господдержке МП, который «замотан на уровне МЭРТ, и нет основы, по которой мог бы жить малый бизнес». «Это беда, когда нет нормативной базы, которая должна отражать все многообразие деятельности малого бизнеса, и регионы вынуждены решать все проблемы сами», - сказал Е.Егоров. Руководитель ДПРМП также остановился на решении других проблем малого бизнеса. По его словам, «Москва сегодня очень много делает по обеспечению малого бизнеса нежилыми помещениями». Это и комплекс предприятий «шаговой доступности», и строительство деловых центров (в каждой префектуре по 2-3 центра), и гиперинкубатор в Нагатинской пойме, и производственно-технологические зоны для малых, а также крупных предприятий. «Все это сегодня делается, есть возможности, есть соответствующие решения, но без нормативно-правовой базы все это будет идти тяжело», - подчеркнул Е. Егоров. Руководитель ДПРМП обратил внимание предпринимателей из ЦФО на «уникальную, единственную в России информационно-справочную систему по малому предпринимательству», которая помогает в решении многих вопросов, в том числе проходить дистанционное обучение - СДБО, где на сегодня зарегистрировано более 9 тыс. пользователей. Е. Егоров также сообщил, что недавно была утверждена программа по развитию инновационного предпринимательства, и в 2005г. количество средств, выделяемых на ее реализацию, будет увеличено в 4 раза по сравнению с 2004г. Кроме того, налажено взаимодействие с Фондом содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника), совместно с которым будут выделяться средства на реализацию инновационных проектов и продвижение высокотехнологичной продукции на рынок. По словам руководителя ДПРМП, принято решение о создании гарантийного фонда, и «в течение 2-3 месяцев этот вопрос будет окончательно решен, и за счет гарантий фонда малые предприятия, разрабатывающие ноу-хау, смогут получать кредиты в банках». В заключение Е. Егоров подчеркнул, что в настоящее время активную помощь малым предприятиям оказывают непосредственно в префектурах и управах города, и отработка механизмов по преодолению административных барьеров, ограничению деятельности контролирующих органов в большей степени будет происходить также на местном уровне.
 17 ноября Сегодня на открытии III Межрегиональной конференции "Предпринимательство в промышленности: пути развития" выступил руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Евгений Егоров. Он отметил, что это уже третья конференция, на которой обсуждается важная для предпринимательства тема – развитие системы субконтрактации в Москве и в РФ. По его словам, этот вид промышленной кооперации является одним из перспективных направлений взаимодействия малого и крупного бизнеса. В европейских странах наблюдается ускоренное развитие субконтрактации: если в 1999 году в этой было занято 4 млн чел., то в 2003 году - уже 7,2 млн. Количество предприятий, вовлеченных в субконтрактационные отношения, за это время увеличилось более чем в два раза. Система, которая начала существовать в Европе с начала 80-х годов, зарекомендовала себя экономически выгодной и полезной для общества, сказал Е.Егоров. По его словам, в 1991-92 гг. только в Москве было утрачено 72% промышленного потенциала, были нарушены производственные связи, практически прекратились госзаказы. Расчеты на приватизацию, которая должна была привести в промышленность эффективного собственника, не оправдались, подчеркнул Е.Егоров, и всю систему управления производственными процессами нужно было перестраивать. Согласно приведенным им данным, сегодня только в промышленности столицы работает более 15 тысяч малых предприятий, на которых занято более 300 тыс. чел. Более 70% малых предприятий Москвы выполняют заказы крупных предприятий, заметил Е.Егоров, а доля продукции, которая производится малыми предприятиями по субконтрактам, составляет порядка 30%. По его словам, часто и малые предприятия делают заказы крупным предприятиям на разработку или производство продукции, которая им необходима. Положительным моментом работы малого бизнеса по системе субконтрактации Е.Егоров назвал их "вынужденную необходимость повышать квалификацию профессиональных кадров". "32% малых предприятий пошли на это, потратив свои средства на повышение квалификации, и, прежде всего, рабочих кадров", - сказал руководитель ДПРМП. Он также заметил, что 36% малых предприятий расширили производственные площади, 47% закупили новое производственное оборудование, а 68% малых предприятий вынуждены были освоить новые производства. В Москве консультационно-информационной поддержкой малых предприятий занимается Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства (МЦС). Центром создан банк данных промышленных предприятий - малых и крупных, которые предлагают свои услуги в сфере субконтрактных поставок. Постоянными зарегистрированными пользователями этой системы сегодня являются более 3 тыс. 700 промышленных предприятий. Е.Егоров заметил, что базой данных МЦС могут пользоваться не только промышленные предприятия Москвы, но и всей России. Кроме того, заметил Е.Егоров, с помощью МЦС и при непосредственном участии регионов было создано еще 32 межрегиональных центра субконтрактации. В своем выступлении Е. Егоров также остановился на проблемах, которые еще предстоит решить. В частности, в качестве первоочередной необходимости он назвал разработку законодательной базы, которая бы стимулировала рост малых предприятий в промышленности, развитие системы субконтрактации, создание кластеров. "Сегодня нет механизма, позволяющего малым предприятиям на льготных или на равных условиях со всеми участвовать в конкурсах на размещение городского заказа. Эта тема обсуждается не первый год, а наверное, на протяжении 10 лет", - сказал Е.Егоров. По его мнению, такие конкурсы должны быть "закрытыми для малых предприятий, или, крупные предприятия, получая городской заказ, отдавали бы им определенный процент". "Я думаю это единственная возможность решения этого вопроса", - подчеркнул руководитель ДПРМП. Среди других проблем он назвал отсутствие механизмов, обеспечивающих быстрое внедрение инноваций в производство, недостаточные темпы реструктуризации промышленных предприятий при переходе к субконтрактной схеме организации производства. В своем выступлении Е. Егоров также затронул вопросы развития малого инновационного бизнеса в столице. В этом году была принята городская программа по развитию инновационного бизнеса, и "в 2005 году ассигнования на программу будут увеличены в 4 раза". Принято решение о создании совместной с Фондом содействия развитию малых предприятий в инновационной сфере под руководством Ивана Бортника системы финансирования предприятий научно-технической сферы. В Москве также будет создан специальный Фонд гарантий, сообщил Е. Егоров, и используя систему гарантий банки смогут давать после проведения экспертизы кредиты на развитие инновационной деятельности. Самый серьезный вопрос в развитии промышленности - наличие производственных площадей, считает Е.Егоров. По его словам, сегодня малые и средние предприятия арендуют площади непосредственно у частного капитала или у государства, и у предпринимателей нет никакой уверенности в том, что балансодержатель (ГУП или собственник) не продаст эти площади. После принятия ФЗ, по которому нежилые помещения могут продаваться только на аукционе, участие в таком аукционе малого предприятия наравне с банками и крупными предприятиями не гарантирует его победу в конкурсе. Все замечания и предложения, отправленные в Госдуму и в Правительство РФ, о том, что для малого бизнеса должна быть особая система продажи (так как они арендуют помещение, вкладывают средства в содержание и ремонт в отличие от собственника), остались без внимания, сказал Е.Егоров. Он сообщил, что для решения этой проблемы в Москве была принята программа по обеспечению нежилыми помещениями малых предприятий, прежде всего, в сфере инновационного бизнеса, промышленного производства. В большинстве префектур города будут создаваться деловые центры. Так, в ЮВАО будет создан деловой центр, специализирующийся на электрооборудовании, площадью 20 тысяч кв. метров. По словам Е.Егорова, подготовлен проект постановления о сдаче в эксплуатацию еще одного специализированного центра в Марьино по производству медицинской техники. Чтобы эти нежилые помещения не подверглись недружественному поглощению, заметил он, процессом проведения конкурса на приобретение производственных площадей будет управлять структура, при этом в положении о конкурсе будут оговорены условия, обеспечивающие стабильность работы специализированных малых предприятий. По словам Е.Егорова, в ближайшие годы, после вступления России в ВТО, вопрос создания промышленных кластеров, объединяющих науку, проектирование, конструирование и сбыт продукции, очень важен - это перспективное направление, так как промышленное объединение более конкурентноспособно. Создание таких кластеров потребует поддержки со стороны правительств Москвы и России.
 4 ноября В Центральном доме предпринимателя состоялось заседание Межведомственной комиссии при правительстве Москвы по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства. Повестка дня заседания звучала как «О предупреждении административного давления на предпринимателей в форме выполнения «добровольных» работ и услуг по проведению экспертиз, консультаций, страхованию ответственности, обучению, заключению договоров на оказание благотворительной помощи». В своем вступительном слове руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Евгений Егоров отметил, что хотя в последнее время достаточно многое делается для устранения административных барьеров в развитии малого предпринимательства, существенно «продвинуться в этом плане мы не можем». Число контрольных проверок за этот год, по его словам, сократилось на 10-25%. «Я мог бы понять, если проверки носили бы конструктивный характер, но большинство их них формальны, либо осуществляются «с другими интересами». С основным докладом по данному вопросу выступила исполнительный директор Лиги предпринимателей торговли Людмила Логотская. Она сообщила, что Лигой проведен ряд мероприятий с целью выявления фактов административного давления на предпринимателей в форме выполнения «добровольных» работ и услуг, обучения, заключения договоров на оказание благотворительной помощи в органах государственной власти и органах уполномоченных на проведение государственного контроля на территории города Москвы. В результате выделено две основные группы респондентов: предприниматели первой группы «не замечают» давления на них со стороны контролирующих органов, вторая группа охотно высказывает претензии при одном условии – соблюдении анонимности. Объясняется это сомнением в успехе данной кампании и разнообразием у органов государственного контроля рычагов давления на предприятия. Как подчеркнула Л. Логотская, в подавляющем большинстве случаев претензии предпринимателей направлены к органам ЦГСЭН (Центра Госсанэпиднадзора), Государственной пожарной службы (ГПС), а также к общественным организациям по защите прав потребителей, требования которых не всегда оправданы, а в некоторых случаях превышают их полномочия. Согласно сделанным по итогам исследования выводам, гипертрофированные формы приобрел эксперимент по добровольному страхованию предпринимателей от санитарных рисков. Начавшийся приобретением полисов среди предприятий, торгующих фаст-фудом, эксперимент быстро перерос себя и распространился усилиями ЦГСЭН на все предприятия. В помещениях, занимаемых службами ЦГСЭН, размещаются коммерческие структуры, которые по «рекомендациям» санитарных врачей проводят весь комплекс услуг для получения необходимых согласований. При этом отчетливо прослеживается территориальное разграничение интересов органов ЦГСЭН по округам. Стоимость их услуг колеблется от 3000 до 6000 руб. Л. Логотская отметила, что навязывание добровольно-принудительного страхования и других платных услуг приняло массовый характер во всех округах города. Так, ООО «Галант» получал санитарно-эпидемиологическое заключение в течение 5 месяцев в ЦГСЭН САО, и обошлось оно ему порядка 20 000 руб., причем все дополнительные услуги оказывались хозрасчетными структурами непосредственно на площадях Центра. Это и определение параметров окружающей среды – 4000 руб., и паспортизация по дезобработке помещений – 6000 руб. Предлагалось также «добровольное» страхование санэпидрисков и приобретение дорогостоящих дезсредств – 4500 руб. и др. Аналогичная ситуация, сказал исполнительный директор Лиги, сопровождается процессом получения согласования в органах ГПС. При этом, руководствуясь требованиями к пожарной безопасности помещений, установленных федеральным законодательством, орган государственного контроля переходит к открытому лоббированию платных услуг аффилированных коммерческих структур. Установка охранно-пожарной сигнализации, обучение персонала, приобретение огнетушителей и других средств индивидуальной защиты четко регламентировано контролирующими органами. Предпринимателю указывается, в какой именно организации он должен получить комплект платных услуг, которые зачастую, носят формальный характер. Альтернативные предложения предпринимателей не рассматриваются, а избыточное количество требований, предъявляемых к помещению, позволяет по малейшему поводу отказать в согласовании. Чтобы этого не произошло, обучение персонала основам противопожарной безопасности в ЮАО, например, рекомендуется проводить в ГПЦ «ТНК», стоимостью 4000 руб. за одного человека. В других округах цена подобного обучения варьируется от 400 до 3000 руб. Таким образом, предпринимателю не оставляют шанса в выборе организации устанавливающей охранно-пожарные системы. В последнее время, помимо государственных органов, подчеркнула Л. Логотская, к процессу контроля и навязывания платных услуг стали подключаться общественные организации по защите прав потребителей. Целый ряд общественных объединений (а по Москве их около 10), в числе которых «Общероссийское общественное движение в защиту прав потребителей», «Московское региональное общество защиты прав потребителей», осуществляют проверки и в качестве мер воздействия настоятельно рекомендуют посетить платные семинары, купить литературу и перечислить деньги на благотворительные цели, а в некоторых случаях просто берут деньги. В противном же случае пугают судом, прессой или направлением материалов в ЦГСЭН, МГТИ и др. Общество защиты прав потребителей ЮАО предлагает предпринимателям заключать договоры на консультационное обслуживание с ежемесячной оплатой в 1500 руб. Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» (ул.Татарская,40) понуждает предпринимателей заключать договоры на оказание юридических услуг. Общественные организации повсеместно превышают свои полномочия и занимаются не свойственными им функциями, считает Л.Логотская. Исследования также показали, что основным рычагом давления на предпринимателей по-прежнему остается необходимость согласования ряда документов с соответствующими органами исполнительной власти города и органами государственного контроля в вопросах получения лицензии, прежде всего, на торговлю алкогольной продукцией. Вторым по значимости рычагом является механизм согласования самой торговой деятельности. Во всех случаях наблюдаемое давление сопровождается оказанием платных услуг. Не последнюю роль в этом процессе играют сами контролирующие органы, лоббирующие интересы определенного круга коммерческих организаций. Механизм давления выстроен таким образом, что у предпринимателя не остается выбора. В силу безальтернативности подобного рода услуг, предприниматель вынужден нести неоправданные расходы, что, в конечном счете, отражается на розничных ценах московского потребительского рынка. В качестве мер по устранению вышеперечисленных барьеров Л.Логотская предложила: в новом законе об ограничении контрольной деятельности персонифицировать ответственность должностных лиц, осуществляющих контроль; ввести «бегунок» во время оформления регистрационных и разрешительных документов, чтобы не превышались установленные законом сроки оформления; запретить согласование разрешительных документов и навязывание при этом «параллельных» требований. В выступлении генерального директора ЗАО «Торговый комплекс «Восток» Александра Дударенко было отмечено, что неразрешимых проблем между предпринимателями и органами контроля нет. Вместе с тем им были высказаны претензии к обществам потребителей, которые, пользуясь юридической неосведомленностью предпринимателей, приходят с проверками и требуют провести их в подсобные помещения, составляют акты, а в случае отказа бизнесменов направляют дело в прокуратуру. Он считает, что общества должны включаться в число органов, осуществляющих комплексные проверки. Кроме того, по его мнению, департаменту имущества города необходимо навести порядок с договорными отношениями при аренде помещений, когда предпринимателю сдается помещение, а затем его же заставляют оформлять все документы на перепланировку, сделанную предыдущим арендатором. На это зам. начальника госгоринспекции по контролю за использованием объектов нежилого фонда В. Сметанин ответил, что такой порядок закреплен в нормативных документах. Отвечая на высказанные в выступлениях претензии к пожарникам, Александр Лукашевич, заместитель начальника Госпожнадзора ГУ ГОЧС сказал, что его организация работает в правовом поле, которое регламентирует формы и методы проведения надзора. Он заметил, что высказанные претензии «впервые слышит», и если проверяющий пожарную безопасность сотрудник нарушает закон, то это предмет проверки со стороны соответствующей структуры внутреннего контроля или правоохранительных органов. А. Лукашевич подчеркнул, что «мы вправе прийти и проверить правильность выполнения требований раз в два года». Он предложил предпринимателям обращаться по «горячей линии» в случае имеющихся с пожарниками разногласий, отметив, что им «нужна информация, чтобы правильно работать». На вопрос о том, что делать, если пожарники навязывают услуги какой-либо структуры по обучению, он ответил, что «это право предпринимателя - согласиться или нет». Александр Иваненко, зам. Главного санитарного врача по г. Москве, заверил, что органы ГСЭН были наделены правом оказывать платные услуги предпринимателям, но с 1 января 2005г. это право у них отбирается. У этой службы остаются только надзорные функции, остальные услуги выводятся на рынок. Страхование ответственности, по его словам, - это дело добровольное, на рынке есть много страховых компаний, и у предпринимателя «есть альтернатива - либо застраховаться, либо устранить недостатки». Выступая на заседании, Виктор Волков председатель комиссии МГД по предпринимательству, отметил, что приведенные в докладе данные – это только «часть айсберга, и мы до конца еще не можем представить себе всех расходов предпринимателей». По его словам, никто из предпринимателей не признается, что «пожарники замордовали» (это дорого будет стоить), но факты есть, и к ним надо внимательно относиться. «Сегодня предпринимателей проверяют с удовольствием - это вопрос личного интереса чиновников, - сказал В. Волков. - И виной тому не люди, а законы, которые у нас есть, поэтому надо идти к реализации административной реформы, забирать у чиновников право разрешать, поскольку разрешать или нет – главная беда, которая приводит ко всем перекосам». Александр Иоффе, председатель Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы, выступая на заседании, сказал, что огорчен сегодняшним заседанием. По его словам, в результате обсуждения якобы выяснено, что ни один факт, который был изложен, не подтверждается, и «совсем в отдельных случаях где-то что-то происходит». Он считает, что надо провести более тотальные и тщательные исследования по административным барьерам и выявленным фактам. «Надо хватать за руку и наказывать конкретных людей», - заключил А. Иоффе. Подводя итоги заседания, Е. Егоров отметил, что на сегодня возрастает роль объединений предпринимателей, рыночного регулирования, а роль государства сводится к контролю и надзору. Беда общества, по его словам, в том, что понимая необходимость наличия контрольных органов, с ними пытаются «договориться». Он считает, что нужно время, чтобы воспитать человека, который был бы профессионалом, специалистом, цивилизованно вел бы себя в рыночных условиях. В решении комиссии Е. Егоров предложил записать: добиться прекращения отчисления (50%) в пользу обществ защиты прав потребителей при рассмотрении исков с их участием в судах; рекомендовать общественным объединениям предпринимателей факты нарушений разбирать совместно с контролирующими органами; разработать контрольные и разрешительные регламенты деятельности органов контроля и надзора; в централизованном порядке (через МФПК) решить проблему обучения предпринимателей взаимодействию с органами контроля.

Последние события

АРХИВ КАЛЕНДАРЯ СОБЫТИЙ
2010 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2009 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2008 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2007 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2006 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2005 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2004 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюньмайапрель
мартфевральянварь
  
2003 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
июльиюньмайапрель
мартфевральянварь
  
2002 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2001 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2000 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
1999 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай 



Rambler's Top100
Статьи