| 10 сентября В Центральном доме предпринимателя прошло заседание круглого стола на тему: «Каким должен быть закон о государственной поддержке малого предпринимательства?», организованного Российской ассоциацией развития малого и среднего предпринимательства (РАРМП) и газетой "Бизнес для всех".
Заседание открыл президент РАРМП Александр Иоффе. Он отметил, что несмотря на то, что закон №88 «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» был сохранен с некоторыми изменениями, в последнее время активно обсуждается необходимость подготовки нового закона. По словам А. Иоффе, сегодня такой закон готовится на базе предложений Торгово-промышленной палаты РФ, активно работают над проектом московские структуры поддержки малого предпринимательства.
Главным предметом обсуждения, по его мнению, является определение малого предпринимательства в законе. Есть предложение скопировать это определение из действующего закона, и есть предложение разделить малый бизнес для целей статистического учета и с точки зрения его государственной поддержки.
Тему продолжил лидер партии "Развития предпринимательства" Госдумы Иван Грачев. Он уверен, что при той процедуре прохождения законопроектов, которая на сегодня существует, всякий новый закон будет хуже ныне действующего. Прежде всего, считает он, из действующего закона необходимо выделить то, что сегодня мешает предпринимателям жить и работать. Также необходимо разобраться с тем, что по форме противоречит другим законам. Кроме того, по его мнению, следует добавить в закон то, что могло бы помочь малому бизнесу, но чего там пока нет. И. Грачев подчеркнул, что считает нецелесообразным собирать в один пакет все поправки к этому закону.
Редактор газеты «Бизнес для всех» Валерий Романюк напомнил о недавнем высказывании вице-премьера Александра Жукова о том, что если изменить критерии отнесения предприятий к малым, то доля малого бизнеса в ВВП повысится, но это никак не отразится на экономике страны в целом. И. Грачев и А. Иоффе согласились с этим утверждением. «Даже если мы формально изменим критерии отнесения, то принципиально мы все равно не выйдем на тот уровень развития малого бизнеса, который существует в западных странах», - сказал А. Иоффе.
На круглом столе также выступила Светлана Зангеева, президент Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства, отвественный секретарь Совета по поддержке малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации. Она заявила, что закон №88 является основой, которую нельзя менять - "нельзя кардинально избавляться от такого важного закона". С. Зангеева уверена, что сегодня также нельзя ликвидировать Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. По ее мнению, его необходимо преобразовать в корпорацию. С. Зангеева также считает, что основную составляющую ФЗ №88 необходимо оставить, при этом создать отдельный закон об инновационном малом бизнесе.
По словам председателя комиссии МГД по предпринимательству Виктора Волкова, прежде чем отменять старый закон о господдержке малого предпринимательства, необходимо принять новый. Он уверен, что новый закон должен быть рамочным. По мнению В. Волкова, в новом законе необходимо как отдельный элемент прописать семейный малый бизнес, и для такого вида бизнеса должна быть особая система налогообложения. Кроме того, он уверен, что в законе о госзаказе необходимо прописать, что до 30% госзаказа должно передаваться малому бизнесу.
Независимый эксперт по малому предпринимательству Геннадий Лобанов высказал свою точку зрения на проблему. Он считает, что за 88-й закон нужно бороться. По его словам, этот закон был задуман лишь как основа, а главные положения должны были появиться в Налоговом, Гражданском и других кодексах. Прежде всего, по его мнению, необходимо определить, каким должен быть цивилизованный малый бизнес, что ему необходимо, как эту сферу регулировать. Параллельно с преобразованием ФЗ № 88 необходимо создать закон о политике по развитию малого бизнеса, считает он. Кроме того, он уверен, что необходимо законодательно прописать систему взаимодействия государственной власти и малого предпринимательства. Г. Лобанов также заявил, что необходимо разделять малый бизнес не только по учетным характеристикам, но и по отдельным категориям, отраслям. Он также уверен, что нельзя ограничиваться одним законом, следует вносить поправки во все основополагающие законодательные акты для того, чтобы сформировать целостное правовое поле для поддержки малого бизнеса.
Директор Муниципального фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Восточного административного округа г. Москвы Анжела Раевская подчеркнула, что предприниматели неоднократно подчеркивали необходимость сохранения закона №88. «Любое кардинальное изменение станет для предпринимателей слишком болезненным», - считает она.
А. Иоффе, подводя итоги круглого стола, подчеркнул, что наиболее интересной ему показалась точка зрения Г. Лобанова. Он уверен, что необходимо продолжать работать именно в этом направлении. «Жизнь должна показать необходимость серьезных радикальных изменений в государственной политике, законодательстве в сфере малого бизнеса», - сказал он в заключение.
| | 10 сентября В Подмосковье прошла международная научно-практическая конференция «Международное и межрегиональное сотрудничество в сфере подготовки кадров для рыночной экономики: опыт, проблемы, перспективы». Организаторами конференции являлись Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы и Московский фонд подготовки кадров. В ее работе приняли участие руководители ведущих российских и зарубежных высших учебных заведений, центров подготовки и переподготовки кадров, частных компаний, занимающихся предоставлением услуг в образовательной сфере.
Открывая конференцию, министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Евгений Егоров отметил, что в целом, к сожалению, пока не наблюдается заметного роста реального сектора экономики России. Свое негативное влияние на это оказывает и такой фактор, как недостаточный уровень подготовки кадров. Руководитель ДПРМП подчеркнул, что оказались несостоятельными царившие некогда взгляды, что рынок все сам отрегулирует, и в этом плане именно образование, рост подготовленности кадров должен «расставить все точки над i». Сегодня надо признать, считает он, что бытующее мнение о том, что российское образование - самое лучшее в мире, неправильно. Вместе в тем, это не означает, что в сфере образования все плохо. Е. Егоров напомнил, что обучение в России фундаментальным наукам признано во всем мире и востребовано представителями многих стран. Он уверен, что сегодня нужно посмотреть на реалии и потребности экономики и в зависимости от них совершенствовать подготовку и переподготовку кадров. «Нам очень интересен опыт тех стран, представители которых сегодня присутствуют на конференции. Например, опыт Франции, где 1% налоговых отчислений направляется на переподготовку кадров, может быть востребован не только в России, но и всеми странами. Хотелось бы, чтобы тот опыт, которым поделятся участники конференции, был востребован и нашел применение», - подчеркнул Е. Егоров в заключение.
В выступлении Михаила Ерошина, генерального директора Московского фонда подготовки кадров была охарактеризована работа фонда в 2001-2003гг. По его словам, за это время в Москве была создана и эффективно действует Единая система подготовки кадров для рыночной экономики. Ежегодно выполняется 60 образовательных проектов, в реализации которых участвует на конкурсной основе 58 ведущих московских учебных заведений.
В рамках Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве проводилось обучение по целевой Межотраслевой программе подготовки кадров для рыночной экономики. За 2 года работы по программе подготовлено в различных формах свыше 60 тыс человек, в том числе 43 тыс предпринимателей, руководителей и специалистов малых предприятий, а также 2 тыс сотрудников городской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Около 15 тыс предпринимателей участвовали в экспресс-семинарах. Наибольшее количество обучаемых прошло подготовку по 9 различным аспектам управления (свыше 20 тыс человек) и по финансовым дисциплинам (около 25 тыс). Свыше 8 тыс специалистов было подготовлено в сфере новых информационных технологий.
В реализации Программы приняли участие 14 зарубежных учебных центров. Всего за период с начала деятельности МФПК за рубежом прошли обучение 1208 человек. Наибольшее число – в Германии (366), Великобритании (187), Венгрии (177), Израиле (117), Китае (114).
Среди основных проблем, которые отмечали участники конференции, были названы такие, как недостаток учебных курсов по основам рыночной экономики и маркетингу в технических ВУЗах (А.С. Бугаев, академик РАН), что приводит к неправильному выводу на рынок научных разработок и изобретений, недостаточному уровню развития экспортных образовательных услуг (А.С. Сигов, ректор МИРЭА). Объем рынка последних в целом по миру составляет 90 млрд долл. На страны Европы приходится 40 млрд долл., США – 14-15 млрд долл., в то время как на Россию 170-180 тыс долл. Резервы роста этого сегмента рынка в нашей стране есть, поскольку в настоящее время практически все вузы открыты для приема иностранных граждан и они готовы к выходу на международный рынок. Среди проблем, сдерживающих развитие рынка экспортных образовательных услуг в России А.Сигов назвал недостаток кадров(менеджеров, организаторов, специалистов по протоколу), слабость стратегического планирования на уровне низшего звена, слабость организации набора за рубежом, недостатки в формирование брэнда вуза, нехватка и низкий уровень инфраструктурных объектов для приема иностранных студентов.
Владимир Зернов, председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России, ректор Российского нового университета (РосНОУ), в своем выступлении остановился на проблемах негосударственных вузов. По его словам, их в России на сегодня 578 (395 из них получили аккредитацию), государственных – 654. Наблюдается тенденция роста доли инвестиций, направляемых в негосударственный сектор в общем объеме инвестиций в образование. На сегодня этот показатель составляет 22%, 78% идет в госсектор. В. Зернов считает, что правительство неоправданно мало уделяет внимание негосударственному образовательному сектору. Тогда как затраты на подготовку в госвузах специалистов, которые затем уехали за рубеж, уже составили 1 трлн рублей. Еще одна проблема – через несколько лет мы окажемся в «демографической яме», когда приток квалифицированных кадров в экономику составит 65% от нынешнего уровня, а вузы смогут принять практически всех желающих без экзаменов. Выход здесь, по мнению В.Зернова, - создание колледжей для русскоязычных граждан из СНГ.
На конференции с докладом на тему «Система дистанционного бизнес-образования «НДП» Альянс Медиа»: замысел, реализация, перспективы»
выступил генеральный директор Национального делового партнерства "Альянс Медиа" Марк Аранович.
Как он сообщил, задача СДБО - обеспечение образовательной поддержки развития предпринимательства в московском регионе, что обусловило форму и содержание проекта, при разработке которого были учтены современные мировые тенденции развития образования. СДБО реализуется в виде размещенных в Интернет открытых к свободному доступу учебных модулей, обеспечивающих возможность предпринимателям повысить квалификацию в актуальных для них областях знаний. Пользователям предоставлена возможность самопроверки и заочной аттестации в удобное время с помощью онлайновых тестов, включенных в модули. Для пользователей, озабоченных не только получением актуальных знаний и навыков, но и наличием документов, подтверждающих квалификационный рост, проводится очная аттестация. Сегодня в системе размещено 28 модулей, к разработке которых были привлечены в основном специалисты Международного института менеджмента ЛИНК, а также Государственной академии инноваций и практикующие специалисты.
Опыт работы СДБО подтвердил актуальность и востребованность проекта. В настоящее время в системе зарегистрировано около восьми тысяч пользователей. Проведено 15 очных аттестаций, из них семь - в 2003 году. Около 14% пользователей прошли заочную аттестацию по модулям (заочно сдано более тысячи учебных модулей) и 5% прошли очную аттестацию и получили сертификаты СДБО. Если в 2003 году былдо выдано 144 сертификата, то с начала 2004 г. – уже 269.
Предлагаемый способ обучения и содержание привлекательны для представителей всех видов деятельности, среди зарегистрированных пользователей системы 20% - представители сферы торговли, по 11% - сферы образования, электронной промышленности и IT, маркетинга и рекламы, 8% - сферы услуг, 7% - банковской и финансовой сферы. Обучение в СДБО оказалось удобным не только предпринимателям, но и работникам региональных систем поддержки предпринимательства, представителям предприятий всех форм собственности от госслужащих до работников инофирм.
Существенная доля пользователей приходится на уже состоявшихся менеджеров, руководителей предприятий, которые используют в своей практической деятельности знания, получаемые в СДБО. Но самая большая часть пользователей - это работники, повышающие свою квалификацию, потенциал развития предпринимательства, те, которые планируют начать свое дело. Ресурс востребован также студентами и преподавателями, что позволяет говорить об интересе к предпринимательским знаниям в сфере образования.
Высокое качество учебных модулей, доступность изложения, актуальность содержания, удобный интерфейс, свободный доступ к ресурсу - все это привело к тому, что ресурс оказался востребованным не только в г. Москве, но и в регионах России и странах СНГ. Есть студенты и из дальнего зарубежья. Сейчас в СДБО обучаются русскоязычные пользователи 592 городов, 40 стран.
Как отметил в заключение М.Аранович, в целом результаты деятельности проекта позволяют говорить о перспективности развития образовательной поддержки предпринимательства посредством данной технологии Интернет–образования. Планируется, что количество учебных модулей СДБО к 2006 году должно быть доведено до 160. Кроме того, намечено совершенствование структуры учебного модуля, введение предметных форумов-семинаров, онлайновое консультирование, разработка соответствующего программного обеспечения и обеспечение сопровождения.
Участники конференции приняли резолюцию, в которой, в частности, отмечается:
- считать необходимым активизацию международного и межрегионального сотрудничества одним из приоритетных направлений развития городской системы подготовки кадров для рыночной экономики;
- считать необходимым активизацию работы по сертификации учебных заведений, участвующих в реализации целевых программ подготовки кадров для рыночной экономики и внедрению систем управления качеством в соответствии со стандартами серии ISO;
- предложить иностранным участникам конференции рассмотреть возможность взаимодействия с Московским фондом подготовки кадров в части определения образовательных программ российских учебных заведений, пользующихся спросом на мировом рынке и др. | | 10 сентября Завершилась деловая миссия представителей Итальянской национальной конфедерации малых и средних предприятий CONFAPI в Москву. Организация миссии осуществлялась в рамках договора, подписанного в прошлом году между CONFAPI и Российской ассоциацией развития малого и среднего предпринимательства (РАРМП). Практическую организацию деловой миссии взял на себя Межрегиональный маркетинговый центр "Москва".
Как рассказал начальник отдела прикладного маркетинга ММЦ "Москва" Александр Савельев, для установления деловых контактов с российскими партнерами в столицу приехали руководители 15 итальянских компаний - производителей одежды и аксессуаров. Задачей ММЦ была организация деловых встреч московских организаций с производителями из Италии, сказал он. А.Савельев заметил, что основные переговоры проходили в Центре международной торговли, где в течение двух дней 9 итальянских компаний проводили двусторонние встречи с российскими организациями. "Переговоры возобновлялись, буквально, каждый час. Мы назвали эту встречу "Lamart" 2004", - сказал А.Савельев. Остальные (из участников деловой миссии) итальянские компании приняли участие в выставке CPM (Collection Premier Moscow), которая проходила в Экспоцентре 7-10 сентября. По словам А.Савельева, для них также были организованы встречи с представителями московских торговых и производственных предприятий.
У каждой из компании была своя цель приезда в Россию, отметил он. Например, поиск торговых партнеров, возможностей продавать свою продукцию в Москве, создание своего производства в столице или в регионах России. Поиск потенциальных партнеров проходил в несколько этапов. МЦРП предварительно проинформировал московские компании об участниках деловой миссии с итальянской стороны, затем составлялись графики встреч, с целью координации действия проходил обмен информацией. В результате ко времени презда итальянской делегации в Москву заинтересованные московские компании уже наметили себе потенциальных партнеров и имели на руках график переговоров с ними. Многие участники втречи отмечали эффективность подобной формы организации деловых миссий, когда нет необходимости совершать поездки в другую страну, а общаться с поставщиками напрямую в Москве.
По словам А.Савельева, сегодня уже можно сделать вывод, что для российских компаний наиболее востребованным вариантом сотрудничества является торговля. Большой интерес московские компании проявляли к производителям символики, аксессуаров для одежды, тесьмы, пляжной одежды. Для них в электронном виде были представлены каталоги поставщиков, условия договоров и т.д.
Крупные итальянские производители одежды из меха искали контакты с московскими домами моды. "Дорогую одежду из меха не просто продавать, - заметил А.Савельев. – Из известных домов моды интерес к сотрудничеству проявил только модный салон "Мадам Матюш".
В ходе встрече желание организовать производство итальянской одежды в России было высказано представителями Московского производственного швейного объединения "Большевичка", специализирующемся на выпуске мужских костюмов, брюк и курток. По словам А.Савельева, всем российским предприятиям по производству одежды необходимы инвестиции, требующиеся при организации производства качественной одежды, а итальянцам в этом случае выгодно снижение издержек производства.
По мнению А.Савельева, окончательные итоги деловой миссии подводить еще рано. Предварительный опрос участников с российской стороны, которые отвечали на вопросы небольшой анкеты, в частности, о том, насколько результативными были встречи, какие компании понравились, показал, что 60-70% компаний планируют налаживать сотрудничество с итальянскими партнерами. Представители CONFAPI также положительно отозвались об организации деловой миссии и выразили желание продолжить сотрудничество. Окончательные выводы будут сделаны после общей оценки ситуации. "Должно пройти какое-то время для того, чтобы стало понятно, каковы дальнейшие намерения торговых партнеров, были ли организованы все необходимые встречи для взаимовыгодного сотрудничества, - подчеркнул А.Савельев. - Итальянская сторона должна опросить свои компании. Мы ждем от них подробного отчета".
| | 1 сентября В Центральном доме предпринимателя состоялось заседание Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы. В повестке дня значился вопрос «О дополнительных мерах по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории города Москвы».
Заседание открыл Александр Иоффе, советник мэра Москвы, председатель Общественно-экспертного совета при мэре и правительстве Москвы. Он отметил, что соответствующими органами города Москвы проведена серьезная работа по уменьшению числа проверок малых предприятий, снижению административного давления на предпринимателей. Число проверок малых предпринимателей, по его словам, действительно уменьшилось, но еще остаются проблемы в федеральном законодательстве. А. Иоффе подчеркнул, что закон о контрольной деятельности фактически не работает, также много нареканий вызывает закон о милиции. Он сообщил, что Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы разработал проект постановления правительства Москвы «О дополнительных мерах по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории города Москвы», который должен повлиять на сложившуюся ситуацию.
Подробнее о содержании постановления рассказал Геннадий Гайдуков, начальник информационного отдела Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. Г. Гайдуков сообщил, что на территории города Москвы правительством города разработан и реализуется комплекс мер, позволивший сократить общее число проверок за последние 2 года более чем на треть, увеличить на 10% число комплексных мероприятий по контролю (надзору), значительно снизить число несанкционированных проверок. Вместе с тем, дальнейшее совершенствование системы контроля сдерживается несколькими факторами, считает он. В частности, несовершенством действующего федерального законодательства. Так, сфера применения ФЗ № 1340 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» значительно сужена, его положения не распространяются на ряд федеральных органов государственного контроля (надзора). Г. Гайдуков подчеркнул, что закон регулирует лишь около 20% мероприятий по контролю (надзору).
По его словам, до сих пор не разграничены полномочия органов государственного контроля (надзора), не определена ответственность конкретного должностного лица за нанесение ущерба предпринимателю при проведении мероприятий по контролю (надзору), проверки проводятся чаще чем положено, сохраняется практика необоснованной приостановки деятельности предприятий со стороны органов государственного контроля.
В постановлении указано, что необходимо считать приоритетными следующие направления в области обеспечения государственного контроля (надзора) за малыми предприятиями: работу по снижению административного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, защиту прав потребителей, обеспечение качества и безопасности товаров.
Г. Гайдуков заявил, что в постановлении также предлагается одобрить и внести в Московскую городскую думу проект закона города Москвы «Об организации государственного контроля (надзора) и административной ответственности за нарушения в сфере государственного контроля (надзора) в городе Москве». Данный законопроект, по его словам, предполагает установить принципы, соблюдение которых станет обязательным, независимо от вида государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; закон должен установить перечень контрольных мероприятий и виды контрольных действий, которые вправе осуществлять уполномоченные органы и их должностные лица; планируется создать орган, уполномоченный в сфере координации государственного контроля (надзора), на который будут возложены функции по планированию и согласованию мероприятий государственного контроля (надзора), кроме того, он должен будет вести реестр контрольных мероприятий.
В постановлении также предлагается поддержать инициативу Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы о внесении изменений в Федеральный закон «О милиции». Г. Гайдуков добавил, что в целях предупреждения проведения несанкционированных мероприятий по контролю (надзору) предлагается до 1 марта 2005 года разработать положение, форму и регламент использования номерного жетона инспектора государственного контроля (надзора) на территории Москвы.
Также административными комиссиями предполагается не рассматривать дела об административных правонарушениях в случае нарушений со стороны органов государственного контроля (надзора) требований ФЗ № 1340 и постановления правительства Москвы № 8290.
Кроме того, в постановлении указано, что предполагается вести постоянный мониторинг нарушений в ходе проверок, а также утвердить списки государственных инспекторов, уполномоченных на проведение контрольных мероприятий.
У участников заседания возникло немало вопросов к тексту проектов постановления и закона «Об организации государственного контроля (надзора) и административной ответственности за нарушения в сфере государственного контроля (надзора) в городе Москве». В частности, члены совета отметили, что утвердить списки государственных инспекторов, уполномоченных на проведение мероприятий по контролю (надзору), будет невозможно из-за текучести кадров. Правильнее, как отметили члены совета, было бы утвердить исчерпывающий список видов деятельности, которые могут проверять те или иные государственные контролирующие органы.
Сомнения вызвало и положение закона о требовании к руководителю уполномоченного органа сообщать в соответствующие органы исполнительной власти о выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушениях, не являющихся предметом контроля (надзора) данного уполномоченного органа. По мнению некоторых участников заседания, это может стать фактором, стимулирующим коррупцию.
Итог заседания Общественно-экспертного совета подвел руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Евгений Егоров. Он рассказал, что на заседании правительства Москвы во вторник обсуждался бюджет города Москвы на 2005 года. По его словам, из-за изменений федерального законодательства бюджет города потеряет около 27 млрд рублей. «В этой связи очень серьезно стоит вопрос о тех льготах по аренде помещений, которые имеют малые предприятия. Скорее всего, эти льготы будут отменены», - сказал Е. Егоров. Поэтому, уже сегодня необходимо думать о том, как решить эту проблему, считает министр.
Е. Егоров подчеркнул, что, несмотря на все принятые меры, значительного улучшения положения малого бизнеса не произошло. «70% малых предприятий то, что зарабатывают, то и проедают», - сказал он. Это результат государственной политики, которая проводится в отношении предпринимательства вообще, считает министр.
Он заявил, что в предложенном постановлении, прежде всего, не хватает анализа ситуации в малом бизнесе. Что касается контрольной деятельности, то министр сказал: «Если бы государство меньше вмешивалось в дела малого предпринимательства, то развитие шло по другому направлению, более эффективно».
Е. Егоров уверен, что сколько бы не говорили о необходимости снижения числа административных барьеров, результата не будет, пока не будет предложена новая система проведения контрольных проверок на малых предприятиях. «Альтернативными методами мы должны четко ограничить количество функций, которые остаются за государством, определить, чтобы эти функции выполнялись качественно», - сказал министр. Он также подчеркнул важнейшую роль саморегулируемых организаций в этом процессе.
Что же касается незаконного захвата предприятий, то, по мнению Е. Егорова, во многом проблема заключается в самих руководителях предприятий.
В заключение министр предложил доработать текст рассматриваемого постановления и проект закона в течение трех недель, после чего окончательно рассмотреть эти документы.
|
| Последние события |
| АРХИВ КАЛЕНДАРЯ СОБЫТИЙ | 2010 год | | | 2009 год | | | 2008 год | | | 2007 год | | | 2006 год | | | 2005 год | | | 2004 год | | | | 2003 год | | | | 2002 год | | | 2001 год | | | 2000 год | | | 1999 год | |
|