Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы
Московский центр развития предпринимательства
Малый бизнес Москвы


ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА
НОВОСТИ
РАССЫЛКА

  ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА МОСКВЫ


ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ







СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА








РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА































ФОРУМ "МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ"
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ (2005 ГОД, ИЮЛЬ) 
 26 июля Во вторник, 26 июля, в Центральном доме предпринимателя состоялось заседание Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы, в ходе которого прошло обсуждение проекта федерального закона «Об основах государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», подготовленного ТПП РФ.
Открывая заседание, председатель ОЭС Александр Иоффе отметил, что на сегодняшний день тема разработки нового закона о малом бизнесе является чрезвычайно важной и острой, хотя обсуждение этого вопроса идет уже несколько лет и в правительстве, и в различных предпринимательских объединениях. А.Иоффе сообщил, что вариантов данного законопроекта было несколько, в том числе предлагали свое видение данного документа Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы и ТПП РФ. "Было время, когда Минэкономразвития РФ высказывало мнение, что данный закон вообще не нужен, так как вопросы развития и особенностей деятельности малого бизнеса регулируются иными законодательными актами РФ, в частности, Налоговым кодексом и КоАП. Однако необходимость закона о малом бизнесе удалось отстоять, и на сегодняшний день Правительство РФ готово рассмотреть новую версию закона", - отметил А.Иоффе. Он также сообщил, что на 1 августа намечено заседание экспертного совета при МЭРТ РФ, где дискуссия по данному вопросу будет продолжена.
С докладом по рассматриваемому вопросу выступил директор Департамента по работе с объединениями предпринимателей ТПП РФ Владимир Быков. Он пояснил, что изначально вариантов закона о малом бизнесе было много, но сейчас наступило время, когда пора прийти к единому варианту закону. Данный законопроект является рамочным, сообщил он, и сегодня «не вызывает отторжения у МЭРТ и Минфина». «Мы исходим из того, что плохой неработающий закон никому не нужен», - подчеркнул В.Быков. Сейчас, по его словам, разрабатывается федеральный бюджет на 2006 год, и необходимо, чтобы в нем отдельной строкой была прописана поддержка субъектов малого предпринимательства.
В.Быков в своем выступлении представил краткий анализ законопроекта. Так, в документе предусматривается совершенствование понятийного аппарата, характеризующего сферу деятельности малого бизнеса. Прежде всего, в законопроекте прописаны определения субъектов малого предпринимательства - микро-, малого бизнеса. Новшеством является то, что к субъектам малого предпринимательства относится в том числе и фермерство, но из этого понятия исключаются ГУПы. Впервые дано определение среднего бизнеса.
По словам В.Быкова, законопроект предполагает единственный критерий отнесения предприятий к сфере малого бизнеса – среднюю за год численность работников. Для выработки этого критерия по поручению ТПП РФ было проведено масштабное исследование малого предпринимательства в 9 регионах РФ, в ходе которого было опрошено около 5 тыс. респондентов. «В результате мы вышли практически на европейские критерии: к микропредприятиям мы относим предприятия с численностью работающих на них до 15 человек, к малым предприятиям – до 50, а также впервые вводим критерии средних предприятий – с численностью занятых до 250 человек», - сообщил он.
Как сообщил В.Быков, если законопроект будет принят в нынешнем виде, то к малому бизнесу будут относится примерно 90% действующих сейчас в РФ малых предприятий. В это число не войдут некоторые предприятия сферы промышленности, транспорта, строительства. Поддержка этих предприятий будет компенсироваться за счет реализации адресных целевых программам, пояснил он.
В.Быков отметил, что при обсуждении критериев отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса было решено не учитывать показатель годового оборота. Этот критерий недостаточно эффективен, считает он, так как малые предприятия зачастую искажают показатели своей отчетности, кроме того, в нем не учитывается дефлектор инфляции. По его словам, было предложено также отказаться от критерия «вид предпринимательской деятельности». Этот критерий вводить нерационально, так как малый бизнес сегодня очень многопрофильный, в течение одного отчетного года до 40-50% предприятий меняют вид деятельности, иногда бизнес становится комбинированным, пояснил В.Быков.
Также в законопроекте прописано понятие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, куда относятся и бизнес-инкубаторы, и агентства поддержки, и фонды поддержки и проч. «В предыдущем законе этого не было, мы закрепляем существующую мировую и российскую практику, чтобы объектам инфраструктуры была адресно оказана помощь», - отметил В.Быков.
Кроме того, сообщил он, важной нормой законопроекта является "неприменение к субъектам малого и среднего предпринимательства положений нормативных правовых актов, которые ухудшают их экономическое положение". В законопроекте также прописана норма добровольного перехода для малых предприятий в течение одного отчетного года с той или иной формы налогообложения на другую. «Предприниматель сам должен решать, какую форму налогообложения ему выгодно использовать для своего бизнеса», - подчеркнул В.Быков.
В целом, отметил он, основная цель данного законопроекта - повысить вклад малого бизнеса в ВВП страны. "Суть закона - как государство планирует поддерживать малый бизнес. Без государственной поддержки малый бизнес сегодня развиваться не может", - уверен он.
В.Быков также сказал, что после принятия данного законопроекта возникнет необходимость внесения серьезных изменений в целый комплекс законов.
Председатель комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков, выступая на заседании, сообщил, что при разработке рассматриваемого законопроекта ТПП РФ отталкивалась от того, что в нем необходимо прописать механизмы, позволяющие снять накладные расходы с малого предпринимательства. В.Ермаков пояснил, что «сейчас малый и средний бизнес отдан на прокорм чиновников разного уровня». В связи с этим в законопроект необходимо заложить нормы, которые давали бы предпринимателям судебные перспективы в этом отношении, ограничивали бы чиновничий беспредел. «Если это все не будет прописано в законе, менять неработающий старый закон на декоративный новый смысла нет», - подчеркнул В.Ермаков.
Принимая участие в обсуждении законопроекта, А.Иоффе затронул вопрос о том, какова будет судьба тех предприятий, численность занятых которых находится между 50 до 100. Сейчас такие предприятия относятся к субъектам малого бизнеса, однако если закон будет принят в сегодняшнем виде, то условия их деятельности будут значительно ухудшены. «Нужна четкая норма для тех предприятий, которые зарегистрированы до конкретного времени и действуют в соответствии со старым законом о поддержке малого бизнеса, они все равно продолжают считаться малыми предприятиями», - полагает А.Иоффе.
В ходе обсуждения данного законопроекта в том числе поднимались вопросы отражения в нем проблем банковского кредитования малого бизнеса, развития микрофинансовых структур, подтверждения статуса малого предприятия, развития межрегионального и международного сотрудничества в сфере малого бизнеса, функционирования советов по развитию малого и среднего предпринимательства, предотвращения уклонения малого бизнеса от уплаты налогов, ограничения возможности дробления крупного бизнеса с целью получения государственной поддержки. Кроме того, было высказано мнение, что в нем должна быть статья о специальных правовых режимов для определенных категорий предприятий малого предпринимательства, нужно предусмотреть дифференцированные режимы налогообложения некоторых видов предприятий, в частности, стартующих и инновационных.
Начальник отдела нормативно-правовой политики и юридической экспертизы Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Михаил Коконин предложил оставить прежний критерий отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса - с численностью до 100 человек. Также он считает необходимым не отказываться от понятия дохода в качестве второго критерия отнесения предприятия к малому. Кроме того, М.Коконин отметил, что в данном законопроекте то, что представлено как реализация прав регионов в сфере поддержки малого предпринимательства, разбито по разным статьям и прописано очень нечетко. "В законопроекте необходимо прописать, что региональные власти имеют право вести реестр малых предприятий. Если это прописано не будет, никакого реестра не будет", - заявил он.
Заведующий кафедрой государственного управления и менеджмента Российской экономической академии им. Плеханова Андрей Орлов, говоря о перспективах принятия закона, отметил: так как на сегодняшний день существует два законопроекта - о малом и среднем предпринимательстве и об основах государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства, то либо должно существовать два отдельных, либо нужно создавать один интегральный закон.
Подводя итоги обсуждения, А.Иоффе подчеркнул, что «должен существовать предел выхолащивания законопроекта». Действующий закон, по его словам, неплохой, однако его реализация зависит от позиции конкретной администрации. В новом законопроекте формулировки должны быть более жесткими, считает он.
 19 июля Во вторник, 19 июля, на заседании правительства Москвы первым пунктом повестки дня рассматривался вопрос «О ходе выполнения городской и окружных комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004-2006 гг». С докладом по данному вопросу выступил министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Евгений Егоров. Он сообщил, что за период c 2004 г. и первую половину 2005 г. количество субъектов малого предпринимательства в столице приблизилось к 400 тыс.: более 200 тысяч составили юридические лица и 203 тысячи – предприниматели без образования юридического лица. Количество занятых в малом бизнесе превышает 2,1 млн человек.
Практически по всем показателям, отметил Е. Егоров, идет превышение заданных правительством показателей - такой результат стал возможен благодаря активному вниманию к деятельности малых предприятий в промышленности, инновационном бизнесе. Значительная помощь малым промышленным предприятиям оказывается за счет субконтрактных соглашений. Сегодня, по его словам, постоянно пользуются услугами Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства (МЦС) такие предприятия как Конструкторское бюро автоматизированных линий имени Кошкина, Тушинский машиностроительный завод, «Нефтегазкомплектсервиc», компании «Автозаправочная техника», «Молния» и другие. Количество кооперационных заказов, выведенных МЦС на рынок Москвы за отчетный период, составило более 5800, из них более 2000 заказов реализовано в 2005 году. Это продукция машиностроения, металлообработки, электротехники. Объем одного заказа в среднем составлял 1,5-2,5 млн рублей, наиболее крупный заказ, полученный малым предприятием, – на сумму 24 млн евро. Подавляющее большинство заказов московских предприятий, составляющих более половины от указанного количества, размещалось преимущественно в ЦФО. Количество региональных центров субконтрактации на настоящий момент превысило 38 единиц. К числу основных проблем в системе субконтрактации он отнес недостаток информации о производственно-технологических потребностях московских производственных предприятий, включая средние и крупные.
Как сообщил Е. Егоров, значительное внимание с начала реализации последней комплексной программы было уделено развитию инновационной деятельности малых предприятий. Только за первое полугодие 2005 года уже рассмотрено более 150 проектов в сфере инновационного бизнеса, организована работа по сопровождению проектов при взаимодействии с федеральным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, осуществляется совместное с фондом финансирование проектов субъектов МП. «Однако по существующему положению мы имеем право давать ссуду малым инновационным предприятиям в три раза меньше, нежели федеральный фонд», - сказал Е.Егоров. Он подчеркнул, что это положение необходимо исправлять. По его словам, создан компетентный научно-технический совет, который занимается экспертизой и оценкой тех инновационный проектов, которые представляют малые предприятия. Совет возглавляется академиком РАН А.Бугаевым. Е.Егоров считает, что тесное взаимодействие с Департаментом науки и промышленной политики, совместная разработка концепции развития инновационной деятельности на территории Москвы позволят создать реальную и эффективную целостную систему развития этого направления.
Однако, подчеркнул он, в этой сфере есть существенная проблема: опыт патентования изобретений малых предприятий в других странах отрицателен. «Мы не можем выделить бюджетные средства на то, чтобы малые предприятия получили патенты», - заявил руководитель ДПиРМП. Кроме того, сегодня в России отсутствует система подготовки специалистов, досконально знающих работу с интеллектуальной собственностью. «Только за счет бюджета нам не решить финансовые проблемы обеспечения инновационного бизнеса», - сказал Е.Егоров. Он сообщил, что уже подготовлен проект постановления по созданию Венчурного инвестиционного фонда. Важное место в инфраструктуре поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства занимают технопарки, считает Е. Егоров. Например, в успешно работающем технопарке «Зеленоград» находятся 40 малых предприятий инновационного профиля, где работают 1560 человек, их них 420 – это новые рабочие места, созданные с 2004г.
Сегодня, по словам министра, необходимо более четко обсудить комплекс новых задач, в частности, задачи продвижения продукции малых предприятий на рынок. «Мы решаем эту проблему путем представления продукции инновационных предприятий на выставках», - сказал он. На сегодняшний день оценочная сумма поставок по договорам, которые заключаются на этих выставках, приближается к 15 млн долл. Разветвленная сеть Системы межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ) сегодня включает 57 центров в регионах России, 16 в странах ближнего и дальнего зарубежья. Система ММЦ имеет уникальные информационные ресурсы, она содействовала росту товарооборота между малыми предприятиями Москвы и других регионов за отчетный период на сумму более 1,5 млрд рублей. Прирост экспортно-импортного товарооборота между малыми предприятиями Москвы и зарубежных стран за 2004-2005гг. составил 30 млн евро, инвестиции в сектор малого и среднего предпринимательства составили более 11,5 млн евро. Системой ММЦ оказано информационных услуг о возможностях выхода на новые рынки около 4,5 тыс. московским малым предприятиям и около 800 заявок находятся в разработке. Межрегиональный маркетинговый центр «Москва» - центральное звено Системы - организовал 14 бизнес-встреч с предпринимателями Англии, Франции, Италии, Индии. Почти 470 малых предприятий Москвы приняли участие в деловых поездках в регионы России.
Эти три направления, по словам Е. Егорова, во многом определили значительную часть (до 70%) увеличения объема выпуска товаров и услуг предприятиями малого бизнеса. Он подчеркнул, что зачастую качество товаров малых предприятий не отвечает требованиям потребителей, а вступление в ВТО окажет еще более значительное влияние на малый бизнес. «Я думаю, что сегодня необходимо довести до каждой фирмы, предприятия те условия вступления в ВТО, которые Россия будет иметь, и проработать их, чтобы быть готовыми к этим переменам», - сказал Е.Егоров. Первым шагом в этом направлении, по его словам, должно стать проведение конференции по проблемам вступления России в ВТО с участием региональных представителей. Такую конференцию необходимо провести уже в этом году, считает он.
Руководитель ДПиРМП также сообщил, что в Москве созданы окружные центры развития малого предпринимательства. По его словам, зачастую эти центры работают недостаточно эффективно. Во многом это связано с задержкой в обеспечении этих организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства помещениями. Также остро стоит вопрос и обеспечения нежилыми помещениями самих малых предприятий. Сегодня, отметил Е. Егоров, в Западном и Центральном округах еще не определены площадки под строительство деловых центров для малых предприятий, в Восточном, Северо-Восточном округах не утверждена программа строительства и реконструкции помещений для субъектов МП.
Что касается развития предпринимательства в молодежной среде, то, по словам министра, в этом году на базе технопарка «Зеленоград» департаментом создан Молодежный инновационный комплекс, начало его работы связано с организацией спецкурса для старшеклассников. В 2006 году предлагается внедрить в учреждениях профессионального образования г. Москвы факультативный курс «Основы предпринимательской деятельности».
Завершая свое выступление, Е. Егоров акцентировал внимание присутствовавших на основных проблемах, которые остаются в развитии малого предпринимательства столицы. Он считает, что принятая 1,5 года назад Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства на 2004-2006гг. сейчас требует корректировки. В частности, по его мнению, ее необходимо дополнить перечнем мер по: повышению уровня конкурентоспособности малых предприятий и выпускаемой ими продукции, развитию предпринимательства в молодежной среде, продвижению продукции малых предприятий на региональные и международные рынки.
Выступая 19 июля с содокладом на заседании правительства Москвы по вопросу «О ходе выполнения городской и окружных комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004-2006 гг» Александр Иоффе, председатель Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы, отметил, что обсуждение вопроса происходит на фоне некоторых законодательных изменений в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне. Это «символическое» повышение уровня предельного дохода предприятий, позволяющего переходить на упрощенную систему налогообложения; уточнение порядка исчисления ЕНВД; решение арбитражного суда о возможности наложения штрафа до 50 тыс. руб. без определения суда; решение об уплате НДС «по отгрузке»; обсуждение нового ФЗ о малом предпринимательстве. «Однако пока этот закон «застрял», хорошо, если в ближайший год этот вопрос все-таки будет решен. Без закона нам очень трудно», - сказал А.Иоффе. Все это не прибавляет энтузиазма у предпринимательского сообщества, тем более представляется необходимым укрепление московской программы поддержки и развития малого бизнеса, подчеркнул он.
А.Иоффе отметил, что за полтора года реализации программы принят целый ряд постановлений по реализации ее отдельных положений, требующих определенных усилий и финансирования. Он считает, что в условиях расширения приоритетов программы необходимо пересмотреть объем тех средств, которые были заложены на реализацию программы изначально. «На поддержку малого бизнеса сегодня тратится не более 1% от налогов, собираемых в московский бюджет от малых предприятий», - сообщил А.Иоффе. По его мнению, необходимо проанализировать, серьезно отнестись к целому ряду программных проектов, которые были утверждены ранее, и их необходимо интегрировать в комплексную программу. Так, достаточно вяло, отметил он, реализуется программа по развитию малого предпринимательства в жилищно-коммунальной сфере, и «без посыла со стороны самих организаций, занимающихся ЖКХ, программа так и будет реализовываться вяло».
В сфере инновационного предпринимательства, отметил А.Иоффе, также есть проблемы. По его словам, программа, реализуемая в этой сфере, затрагивает лишь конкретные мелкие проекты, в то время, когда необходимо было бы сконцентрировать внимание на 2-3 масштабных тематических направлениях. Тогда можно было бы создать кластеры, где целая группа малых и средних предприятий смогла бы развиваться, подытожил он.
А.Иоффе также подчеркнул, что до сих пор нет четкого понимания, сколько же всего малых предприятий в Москве. Москомстат говорит - около 200 тысяч, по некоторым данным налоговой службы, Счетной палаты – их около 300 тысяч, не считая ПБОЮЛ. Та же ситуация и с численностью занятых: по данным Москомстата – их 2 млн чел., а по данным Пенсионного фонда – около 3 млн человек.
В ближайшую перспективу, по его мнению, необходимо сосредоточиться на реализации некоторых приоритетных направлений, направленных на масштабное развитие малого предпринимательства в столице. Это, по его словам, законодательные инициативы, информационное обеспечение предпринимательской деятельности, борьба с административными барьерами. В заключение А.Иоффе подчеркнул, что корректировка программы развития малого предпринимательства в г.Москве не может состояться без активного участия в этом процессе предпринимательской общественности.
В выступлениях участников заседания прозвучало много предложений, учет которых, по их мнению, необходим при корректировке комплексной программы поддержки МП. Так, префект Северо-Западного административного округа В. Козлов считает, что необходимо совершенствовать механизмы передачи малым инновационным и производственным предприятиям нежилых помещений, а также координировать все программы по нежилым помещениям для бизнеса, параллельно идущие в нескольких департаментах столичного правительства (для малых предприятий, магазинов «шаговой доступности», народных ресторанов и т.д.). Он также высказался за увеличение размера выдаваемых начинающим предпринимателям субсидий и субвенций со 120 до 150-180 тыс. руб, поскольку каждые вложенные в эти проекты 60 тыс. руб. создают 1 рабочее место, а каждый вложенный рубль дает 30 копеек ежедневно в виде налогов.
Председатель комиссии по экономической политике Мосгордумы Ирина Рукина считает, что очень плохо обстоит дело с законодательными инициативами в сфере малого бизнеса, в этом плане «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», и эту проблему необходимо, по мере возможности, решать региональным законодателям. Она также полагает, что у московского законодательства – большие перспективы содействовать развитию малого бизнеса в рамках процесса реорганизации и приватизации ГУПов. Кроме того, в условиях действия нового Градостроительного кодекса, по ее мнению, есть возможность содействовать созданию товариществ собственников жилья, а этот процесс в дальнейшем должен способствовать созданию конкурентной среды в ЖКХ и привлечению туда малого бизнеса. Председатель комиссии МГД также высказалась за приоритетную поддержку тех сфер малого бизнеса, которые в городе развиты недостаточно – промышленности, ЖКХ, сферы услуг, а развитию инновационного предпринимательства, по ее мнению, должна способствовать экономическая мотивация и скорейшее создание венчурных фондов.
Как считает президент Московской торгово-промышленной палаты Леонид Говоров, необходимо более тесное взаимодействие Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы с общественными объединениями предпринимателей, прежде всего, отраслевыми профессиональными объединениями. По его мнению, требует совершенствования система правовой поддержки малых предприятий, в том числе в вопросах экономической безопасности. С целью более активного участия малых предприятий в выставочно-ярмарочной деятельности назрела необходимость создания в каждой префектуре города выставочно-маркетингового центра, считает он.
В выступлении руководителя департамента государственного регулирования экономики Минэкономразвития Андрея Шарова была дана краткая характеристика основных направлений поддержки малых предприятий со стороны федеральных властей, на что в этом году предполагается потратить 1,5 млрд руб. По его словам, здесь определены три основных направления – создание бизнес-инкубаторов, микрофинансирование (в т.ч. в рамках кредитных кооперативов предпринимателей), создание венчурных фондов. Как сообщил А. Шаров, наибольший интерес по результатам прошедшего конкурса в регионах вызвало создание бизнес-инкубаторов, МЭРТ одобрено создание 50 подобных структур. Он считает, что Москве в этом плане надо подумать о создании инновационных бизнес-инкубаторов. Также А. Шаров призвал городские власти рассмотреть вопрос о создании венчурного фонда для инновационных проектов, финансирование которого возможно осуществлять в доле (50х50) с федеральными властями и заинтересованными инвесторами.
Итоги заседания правительства столицы подвел вице-мэр Москвы Валерий Шанцев. Он отметил, что обсуждаемая программа крайне важна для города, прежде всего, в экономическом плане. Четверть доходов в бюджет города поступает от деятельности малых предприятий, на них трудятся более 1,5 млн москвичей, а с учетом семейного коэффициента - более 50% москвичей живут на доходы от малого бизнеса. Таким образом, отметил вице-мэр, за счет повышения эффективности работы московских малых предприятий у города есть возможность решать ряд других важных проблем, прежде всего, социальных. «Мы понимаем, что малый бизнес развивается, опережая нашу поддержку», - сказал он. По его словам, большое число малых предприятий создается без участия городских властей, они работают «без участия города», о чем говорят и несовпадения в оценках численности. «Если бы мы их создавали, мы бы о них знали», - подчеркнул он. Вице-мэр заявил, что не верит в возможность при действующей контрольной системе в «незаметное существование МП».
Он согласился, что во многом развитию малого бизнеса мешает отсутствие четкой системы информирования предпринимателей о системе поддержки малого бизнеса и ее возможностях. Именно поэтому, считает он, малые предприятия развиваются там, где невыгодно городу. В связи с этим вице-мэр подчеркнул необходимость создания более четкой системы информирования.
В.Шанцев напомнил, что в городе принята программа передачи первых этажей жилых домов для малых предприятий. «Мы, и только мы, должны распределять эти первые этажи, учитывая аналитику по каждому району», - сказал он. Вице-мэр, заявил, что планировать размещение МП в нежилых помещениях, развивать малый бизнес в конкретных, «выгодных городу» отраслях должен город, а не малые предприниматели «должны приходить и просить эти помещения». Он подчеркнул необходимость включения в систему тендеров конкурсов на размещение предприятий на первых этажах жилых домов. Программа по строительству нежилых помещений, по его мнению, должна содействовать тем предприятиям, которые способны ликвидировать дефицит тех или иных услуг и товаров в определенных районах, за счет этого можно и помочь малому бизнесу. «Город живет от бизнеса – малого, среднего. - сказал В.Шанцев. - И если город не будет помогать развиваться бизнесу, то невозможно будет реализовывать социальные программы».
Особо он отметил необходимость развития малого предпринимательства в системе ЖКХ. Вице-мэр заявил, что сегодня существующие жилищные конторы убеждают власти, что этот бизнес убыточен, однако в течение ряда лет средства на содержание жилого фонда прибавлялись, и их достаточно, чтобы обеспечивать нормальную прибыль, рентабельность. «Не придет в эту сферу бизнес сам по себе, если мы не создадим условия», - заявил вице-мэр.
В.Шанцев отметил и необходимость более жесткого контроля за несанкционированными проверками контролирующих органов. «Еще раз предупреждаю все контролирующие органы: люди, которые делают дело, должны его делать в нормальных, комфортных условия», - заключил вице-мэр.
Постановление по данному вопросу с учетом его доработки в двухнедельный срок было принято за основу.
 14 июля В московской мэрии состоялось заседание Координационного совета по межрегиональному сотрудничеству. В его работе приняли участие вице-мэр столицы Валерий Шанцев, глава Комплекса экономической политики и развития г.Москвы Юрий Росляк, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Евгений Егоров, руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков, заместитель руководителя Департамента продовольственных ресурсов Виктор Ольховой, директор по внешнеэкономической деятельности и межрегиональным связям МТПП Сурен Варданян, другие члены совета.
Наибольшую полемику на заседании совета вызвало обсуждение вопроса о развитии оптовой торговли продовольствием в Москве. Замруководителя Департамента продовольственных ресурсов Виктор Ольховой, с докладом о развитии оптовой торговли, отметил, что за прошедшие три года объем оптовой торговли увеличился более чем на 20% и достиг почти 9,5 млн тонн, через предприятия оптовой торговли проходит порядка 8 млн тонн продукции. На базе старых предприятий и плодоовощных баз было введено в строй 26 новых оптовых предприятий, что позволило привлечь на оптовый рынок больше предприятий из регионов, увеличить количество прямых поставок и объем товарооборота. Большое внимание было уделено развитию собственной сырьевой базы в регионах РФ: почти 100 сельхозпредприятий в регионах принадлежит предприятиям оптовой торговли столицы, что дает возможность получать порядка 300 тыс. тонн мяса из регионов России. По словам В. Ольхового, это позволило сократить импорт по мясу с 84% до 65%, по растительному маслу - с 87% до 61%.
Особых проблем с поставками продукции не возникает, однако с ростом покупательной способности населения в регионах в перспективе заготовки мяса и масла в регионах будут существенно сокращаться, считает В. Ольховой. Поэтому, по его мнению, необходимо принимать все меры для стимулирования интеграции и создания собственной сырьевой базы в регионах. Сегодня Москва работает с 50-ю регионами РФ по закупкам продовольствия. Почти в 30 регионах занимаются заготовкой молока для нужд столицы. Большую помощь в развитии интеграционных связей оказывает информационный центр оптового продовольственного рынка, предоставляющий информацию о запасах сырья в регионах предприятиям оптовой торговли Москвы.
В. Ольховой также подчеркнул большое значение ярмарочной деятельности – в Москве ежегодно проходит не менее 15 ярмарок, на которых производители продовольствия представляют свою продукцию. Это позволяет московским оптовикам знакомиться с лучшими образцами продукции и дает возможность заключать прямые договора с региональными производителями.
Он сообщил, что в 2005-2007гг. для увеличения поставок продукции в Москву запланировано провести реконструкцию еще 10 оптовых предприятий Москвы и на 14 предприятиях ввести вторые линии распределительных или оптовых центров.
В. Ольховой отметил неплохие связи с бывшими советскими республиками - товарооборот с Республикой Беларусь только по продовольствию составил $200 млн. Но есть проблемы при заключении прямых договоров: «слишком много посредников, которые накручивают цены, и выдавливать их с рынка очень тяжело». В ближайшей перспективе в Москве запланировано ввести 16 новых объектов в районе МКАД, 6 площадок выделено по межправительственному соглашению для республик СНГ. Однако В. Ольховой обратил внимание членов совета на проблему, возникшую с выделенными под строительство земельными участками, -не решен вопрос права собственности на эти участки. Кроме того, возникает много проблем с выбором инвестора для освоения этих территорий.
Руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков напомнил докладчику, что главное в развитии оптовой торговли – строить объекты, не уступающие лучшим европейским аналогам. Он, в частности, отметил, что в свое время выделялось 150 га земли именно под подобный проект, однако со временем он был похоронен. В то же время все перечисленные В. Ольховым проекты, по мнению В. Малышкова, не отвечают реальным потребностям Москвы.
Он также выразил несогласие с проводимой политикой в развитии оптовой торговли в Москве. По данным руководителя Департамента потребительского рынка и услуг, в настоящее время ни под один распределительный центр Москвы не выделены земельные участки, поэтому все распределительные центры располагаются в Московской области. Это создает транспортные проблемы и приводит к удорожанию цен на продовольствие, кроме того, все налоги остаются в области. По мнению В. Малышкова, программа развития продовольственного опта "не выдерживает никакой критики, нет координации вопроса и нет современного подхода к его решению".
Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев подвел итоги обсуждения по проблеме развития оптовой торговли: «Мы ставим задачи в соответствии с программой, утвержденной правительством Москвы. И если будет принято решение об изменении программы, то необходимо согласие правительства Москвы и специалистов». Он считает, что оптовая торговля в Москве развивается в нескольких направлениях – есть хорошо отлаженная оптовая торговля для сетевых магазинов, но есть и малые предприятия, которым тоже необходима оптовая торговля. Вице-мэр заявил, что систему оптовой торговли "необходимо развивать продуманно и с учетом интересов всех игроков на рынке, в том числе малого бизнеса".
«Мы должны прийти к общему решению по развитию опта продовольствия, необходимо провести научно-практическую конференцию специалистов в области оптовой торговли с участием малого бизнеса и определиться, что действительно нужно Москве», - пояснил вице-мэр. Только так, по его мнению, можно составить позитивный бизнес-план развития продовольственного опта.
Он также подчеркнул, что ситуация с выделением земельных участков под нужды города неприемлема – «со стороны Москвы вдоль МКАД вся земля заросла бурьяном, участки кто-то зарезервировал, но ничего на них не строит». Он считает, что необходимо принимать меры, в частности, по Москомархитектуре, которая сдерживает нормальное развитие бизнеса. «Бизнес ждет развития территории, а город живет за счет бизнеса, и все социальные программы идут от бизнеса, поэтому мы, московские власти, должны за ним бегать», - заключил В. Шанцев.
По словам вице-мэра, малый бизнес Москвы не выдерживает конкуренции с Московской областью, там стоимость услуг значительно ниже. «Но если мы угробим этот бизнес, то не будет рабочих мест, зарплаты и налогов, на которые живет город. Если мы не поймем, что нужно создавать все условия для развития бизнеса, – нас ждет полный крах», - убежден В. Шанцев.
Руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Евгений Егоров в эксклюзивном интервью ИА «Альянс Медиа» пояснил, что на сегодняшний день работа по укреплению межрегионального сотрудничества между малыми предприятиями ведется в нескольких направлениях. Прежде всего, это деловые миссии в регионы, организуемые Системой межрегиональным маркетинговых центров (ММЦ), в которых малый бизнес Москвы принимает активное участие. Продукция малого предприятия предварительно презентуется фирмам-потенциальным партнером в том регионе, где планируется деловая миссия. После того, как появляются заинтересованные в продукции предприятия, приезжает делегация московских малых предприятий и на месте заключаются договора на поставку продукции. По мнению Е. Егорова, это реальная работа, которая сближает регионы и дает возможность малым предприятиям обмениваться товарами. Работа Системы межрегиональных маркетинговых центров, считает Е. Егоров, дает возможность реализовывать предложения регионов не только по товарам, это касается и инвестиций.
Другое направление – субконтрактация. По словам Е. Егорова, по этой системе не только крупные предприятия Москвы делают заказы малым предприятиям столицы, но и крупные заводы в Сибири и на Урале. По данным Е. Егорова, более 10 регионов сотрудничают с малым бизнесом Москвы по системе субконтрактации.
Еще одно направление – продвижение малого инновационного бизнеса за счет создания ассоциаций малых предприятий. По мнению Е. Егорова, ассоциация малых предприятий позволяет представлять инновационный малый бизнес не только в регионах, но и на зарубежных рынках. На сегодняшний день в Москве создана Ассоциация производителей медтехники, в ближайшее время будет создана Ассоциация нанотехнологии. Также, по словам Е. Егорова, будет создана Ассоциация биотехнологии, есть заинтересованность и у специалистов по лазерной технике в создании собственной ассоциации.
Как заключил руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, в межрегиональной интеграции малый бизнес наиболее активен, «он проникает во все сферы межрегионального сотрудничества».
 8 июля В пятницу, 8 июля, состоялось заседание коллегии префектуры Юго-Восточного административного округа г.Москвы, на котором был рассмотрен вопрос о ходе выполнения городской и окружной комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в г.Москве. С докладом по данному вопросу выступил заместитель префекта ЮВАО Владимир Тимошенко.
Он сообщил, что в 2004-2005 гг. в округе проводилась активная работа по реализации Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства ЮВАО, которая является подпрограммой в рамке общегородской. Итоги прошлого года показали, отметил В.Тимошенко, что развитие малого предпринимательства является существенным фактором развития экономики ЮВАО. Малый бизнес особенно важен для развития инноваций, увеличения объема производства товаров и услуг и повышения их качества.
По словам В.Тимошенко, распределение малых предприятий Москвы по округам выглядит следующим образом: Западный – 6%, Юго-Западный -8%, Северный – 9%, Северо-Восточный – 10%, Восточный – 11%, Центральный – 40%. Зеленоград – 1%, Северо-Западный – 4%, Южный – 5%, Юго-Восточный – 6%. На территории ЮВАО зарегистрировано 11 335 малых предприятий, на которых занято в общей сложности 119 347 человек. За последние пять лет количество малых предприятий в округе колеблется в пределах 11–13 тыс., что характеризует состояние малого бизнеса округа как устойчивое. За 2004 год малыми предприятиями ЮВАО было выпущено товаров и оказано услуг на сумму 41,1 млрд рублей, что составляет 7% от общего объема продукции, выпущенной малыми предприятиями Москвы.
Распределение малых предприятий округа по отраслям выглядит следующим образом: торговля и общественной питание – 59,4% (42,8% всех занятых в малом бизнесе), промышленность – 11,3% (18%), строительство – 13,1% (10,8%), информационно-вычислительная деятельность – 3,4% (8,5%), общекоммерческая деятельность – 2,7% (8,3%), наука и научное обслуживание – 3,4% (3,9%), бытовое обслуживание – 1% (3,9%), прочие виды деятельность – 5,6% (3,8%). Распределение налоговых платежей малого бизнеса в бюджет ЮВАО таково: 52% - промышленность, 10% - строительная деятельность, 11% - торговля и общепит, 3% - транспорт, 24% - прочие виды деятельность.
В.Тимошенко рассказал об основных направлениях работы префектуры ЮВАО по развитию малого предпринимательства округа. Прежде всего, сообщил он, в округе реализуется комплекс мероприятий по устранению административных барьеров для малого бизнеса. За 2004 год трижды было проведено заседание комиссии по устранению административных барьеров, прошло более 300 комплексных проверок по жалобам предпринимателей. Кроме того, администрация ЮВАО проводит работу по повышению качества и безопасности продукции, выпускаемой субъектами малого предпринимательства округа. С этой целью организуются семинары по данным вопросам с участием представителей малого бизнеса, исполнительной власти города, местного самоуправления. Также в округе развивается информационная поддержка малого бизнеса. Так, действуют порталы префектуры и Центра развития предпринимательства, на которых бизнесмены могут получить интересующую их информацию по ведению предпринимательской деятельности на территории округа. Кроме того, пропаганда опыта малого бизнеса осуществляется через окружную прессу и кабельное телевидение.
По словам В.Тимошенко, власти округа также занимаются развитием инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, основой которой является окружной Центр развития предпринимательства. В 2004 году в округе был создан информационно-аналитический центр, в начале 2005 года - центр оперативной полиграфии.
По словам В.Тимошенко, еще одним направлением деятельности префектуры ЮВАО по поддержке малого бизнеса является вовлечение предприятий в работу Системы межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ), оказание поддержки для участия предприятий в межрегиональных выставках и ярмарках. Кроме того, префектура округа занимается подготовкой квалифицированных кадров для предприятий малого бизнеса. Так, в 2004 году более тысячи руководителей и специалистов малых предприятий округа прошли обучение на курсах повышения квалификации по основному направлению «предпринимательская деятельность».
В.Тимошенко сообщил, что в округе ведется работа по обеспечению малых предприятий нежилыми помещениями. Для этих целей действует окружная программа, по которой в 2004 году было введено в эксплуатацию 140 тыс. кв м нежилых помещений, ведется работа по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на первых этажах жилых домов для размещения объектов «шаговой доступности». В текущем году введен в эксплуатацию многофункциональный деловой центр «Марьино» (11,8 тыс. кв. м), на территории которого будут размещаться малые предприятия сферы биомедицинских технологий. Планируется строительство многофункционального делового комплекса для малых предприятий на Рязанском проспекте общей площадью около 90 тыс. кв. м, создание научно-производственного бизнес-инкубатора на базе Российского инженерного центра «Росполимер». Особый упор администрация округа делает на размещение малых предприятий на территориях реорганизуемых промзон: в 2004 году малыми предприятиями было занято около 100 тыс. кв. м этих территорий.
Особое внимание, по словам В.Тимошенко, власти ЮВАО уделяют созданию в округе благоприятного климата для развития малого бизнеса в приоритетных отраслях. В частности, проводится работа по поддержке малого предпринимательства в сфере ЖКХ, для чего создается сервисный центр ЖКХ на базе ГОСНИТИ.
Ю.Тимошенко отметил, что разработанная в 2003 году окружная комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства в настоящее время требует корректировки, так как не в полной мере отражает приоритеты социально-экономического развития ЮВАО. В первую очередь, речь идет о развитии малого предпринимательства в инновационной сфере. У округа есть большой научно-производственный потенциал, который необходимо использовать, считает Ю.Тимошенко. В связи с этим предлагается в сентябре текущего года рассмотреть вопрос о развитии кластерного направления в экономике округа.
Ю.Тимошенко считает, что необходимо изменять систему льгот малого предпринимательства при переоформлении земельных участков. Он предлагает полностью отменить эти льготы, так как они предоставляются незначительному числу предприятий и не влияют на всю систему малого предпринимательства округа. Эти средства, полагает он, можно направить на финансирование строительства инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства. В этом плане за три года можно будет в округе построить около 10 тыс. кв. м.
Руководитель Территориального центра развития предпринимательства ЮВАО Владимир Шелухин, выступая на заседании коллегии, рассказал о ряде проектов, которые были реализованы центром в рамках окружной комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства. Так, в прошлом году в центре было создано информационно-аналитическое подразделение, которым был осуществлен ряд проектов, направленных на повышение информационной обеспеченности как малого бизнеса, так и городских структур поддержки предпринимательства. Кроме того, по словам В.Шелухина, важную роль для предпринимателей играет правовое обеспечение их деятельности. В центре работает юридический отдел, силами которого подготовлена база нормативно-правовых актов федерального и городского уровня - всего более 5 тыс. документов. Эта база размещена на сайте центра, имеет четкую структуру и находится в свободном доступе, отметил В.Шелухин. Он также сообщил, что центром было проведено обследование района Жулебино, целью которого было получение максимально точной и достоверной информации обо всех предприятиях района методом прямого анкетирования. Результатом работы стала карта распределения предприятий на территории района, а также была проведена инвентаризация этих предприятий.
Генеральный директор Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства Артем Киселев сообщил, что центр оказывает поддержку малым производственным и научно-производственным предприятиям. Центр работает около четырех лет, основное направление его деятельность – помощь в поиске партнеров по производственной кооперации, причем как заказчиков, так и поставщиков. Благодаря деятельности центра московские предприятия получают заказы французских, финских, немецких компаний на поставку продукции машиностроения, металлообработки, электротехники. В 2004 году таких заказов поступило 2850, за текущий год - уже более 2200, средний объем стоимости заказа – от 1,5 до 2,5 млн евро. Экономия от размещения заказов через данную систему, сообщил А.Киселев, по Москве составляет около 20%.
По словам А.Киселева, центр ведет информационно-маркетинговую, консультационно-методическую деятельность, работу по развитию межрегионального сотрудничества с опорой на региональную сеть центров субконтрактации. Этих центров, сообщил он, в прошлом году действовало 38, в текущем же году их число планируется сократить, «отсеив тех, кто не соответствует определенным стандартам». На сегодняшний день свое соответствие этим стандартам подтвердили 20 региональных центров, отметил А.Киселев.
Вице-президент Российско-китайского технопарка Владимир Ващенков своем сообщил, что технопарк готов выполнять функцию не только инфраструктурного объекта поддержки малого предпринимательства, но и стать образовательным и консультационным центром по всем вопросам развития малого бизнеса в научно-технической сфере.
Первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Владимир Крышталев отметил, что необходимо объединить усилия города и округа по развитию малого предпринимательства. «Надо более открыто и резко ставить эти вопросы», - подчеркнул он. В.Крышталев считает, что в городе необходимо наладить оперативный мониторинг деятельности малых предприятий с точки зрения их вклада в экономику, и эта информация должна быть известна еще до получения данных официальной статистики. По его словам, нужно добиться повышения статуса предпринимателя среди населения города, а также создания в столице благоприятной среды для развития малого бизнеса.
В выступлении председатель Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы Александра Иоффе отмечалось, что "без малого бизнеса построить социально ориентированное общество невозможно: нельзя повысить уровень и качество жизни населения только за счет бюджета". По его словам, зачастую статистические данные о деятельности малых предприятий Москвы содержат погрешность на десятки процентов. «Правды добиться трудно, потому что все малые предприятия столицы сложно пересчитать», - пояснил он.
Оценивая заседание коллегии, А.Иоффе выразил сожаление, что в ходе него практически не были затронуты острые проблемные вопросы. «Можно подумать, что у малого предпринимательства в округе нет проблем, нет конфликтов, в том числе с управами и чиновниками», - сказал он. Однако эти конфликты есть, и их необходимо решать, подчеркнул А.Иоффе. Кроме того, в ходе заседания не было представлено достаточной информации о работе комиссии по административным барьерам, «а это важный инструмент взаимодействия между властью и бизнесом», отметил А.Иоффе. Он высказал предложение, что нужно срочно начать готовить новый вариант окружной программы развития и поддержки малого предпринимательства, ориентированный на решение конкретных проблем малого бизнеса, причем с учетом особого положения округа как промышленного.
Подводя итоги заседания коллегии, префект ЮВАО Владимир Зотов отметил, что развитие малого предпринимательства – одно из основных направлений деятельности префектуры ЮВАО. Для этих целей в округе реализуется Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства на 2004-2006 гг. Он считает, что основная работа в этой сфере должна вестись в районах округа, «где люди друг друга знают, видят реальные трудности и могут их решать».
Говоря об особенностях ЮВАО, В.Зотов отметил, что это округ промышленный. В связи с этим, считает он, вокруг промышленных предприятий округа должны быть созданы условия для работы большого количества малых предприятий. Кроме того, по его словам, необходимо обеспечить работой жителей спальных районов округа - Марьино и Жулебино, чему будет способствовать развитие малого предпринимательства в этих районах.
В.Зотов поручил обеспечить контроль за выполнением окружной программы развития и поддержки малого предпринимательства, развивать информационную систему, которая позволила бы предпринимателям легче войти в рыночную экономику. «Мы должны быть открыты для предпринимателей», - подчеркнул он. В.Зотов считает, что комплексную программу округа необходимо корректировать с точки зрения современных требований социально-экономического развития округа.
 7 июля "Из 200 тыс. предприятий, которые сегодня работают в малом бизнесе Москвы, 15% предприятий работает в промышленности, из них инновационной деятельностью занимаются только 3,5-4 тыс.", - такие данные привел министр Правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Евгений Егоров на 1-й городской конференции «Инновационный потенциал Москвы и механизмы его эффективной реализации».
Е. Егоров считает, что сегодня роль малого бизнеса в российской экономике не совсем понятна: ответ на этот непростой вопрос пытаются дать ученые, специалисты, политики, предприниматели и государственные деятели. По словам Е. Егорова, малый бизнес - это "особая группа, которая требует наибольшего внимания, группа эта наиболее многочисленна и по существу определяет философию общества". По уязвимости в социальном положении малый бизнес мало отличается от населения России. «В системе отношений, складывающихся по вопросу собственности, малый бизнес испытывает наибольшие трудности, т. к. является наименее защищенным с правовой точки зрения», - утверждает Е. Егоров. Он также отметил, что эта особая группа мелких собственников отличается наибольшей аполитичностью среди слоя собственников на сегодняшний день, которая, вместе с тем, проявляет «наибольшую активность, даже агрессию, с которой правительству Москвы приходиться постоянно сталкиваться, при возникновении угроз корпоративным интересам». Малый бизнес является наименее подготовленным в правовом и общеобразовательном плане, считает министр.
Е.Егоров сообщил, что правительство Москвы уделяет большое внимание развитию малого бизнеса в промышленности и инновационной сфере. Это привело к качественным изменениям: по сравнению с прошлым годом малый бизнес Москвы увеличил объем производимых услуг и товаров на 70%, сообщил министр, и такой прирост способствовал тому, что по объемам производства малый бизнес стал соизмерим с промышленностью Москвы. За первый квартал текущего года объем производства в сфере малого бизнеса увеличился на 19%.
Е. Егоров рассказал о конкретных действиях московского правительства, которые стимулируют более активное участие малого бизнеса в инновационном процессе. Прежде всего, это финансовая поддержка, которая оказывается в виде субвенций и субсидий и предоставлении малым предприятиям. «Здесь мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией – Бюджетный кодекс дает право руководителю департамента давать достаточно большую субвенцию, но по существу невозможно кредитовать малый бизнес», - отмечает Е. Егоров. По новому Бюджетному кодексу необходимо стопроцентное обеспечение проекта. Однако навряд ли найдется малое предприятие, которое может представить стопроцентное обеспечение, тем более, если речь идет о разработке инновационных проектов, считает министр.
Руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы убежден в необходимости выделять средства для поддержки инновационного бизнеса. "Сегодня малое предприятие практически не может самостоятельно выйти на рынок и продолжить свою деятельность по проекту. В департаменте эту проблему пытаются решать совместно с крупными предприятиями, и по системе субконтрактации, которая активно работает со всеми регионами России", - сказал он.
Малым предприятием также предоставляется возможность принимать участие в зарубежных выставках. Е. Егоров считает, что необходимо обеспечивать участие предприятий только в тематических выставках, предварительно рассылая информацию о продукции заинтересованным фирмам и специалистам. Это, по его словам, приносит свои плоды - с каждым годом растет количество заказов, которые малые предприятия получают по итогам выставочных мероприятий.
Еще одна важная проблема – недостаток помещений для малых предприятий. Е. Егоров сообщил, что в соответствии с Городской целевой программой по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями, в течении 10 лет в столице должно быть построено порядка 6-7 млн кв. м нежилых помещений непосредственно для предприятий малого бизнеса.
Е. Егоров утверждает, что проблему площадей необходимо решать одновременно с созданием инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса. "Необходимо создавать центры, оснащенные дорогостоящим оборудованием, которое малый бизнес не в состоянии приобрести на собственные средства. В этих центрах предприятия малого и среднего бизнеса смогут арендовать площади и оборудование", - заявил он.
Одной из главных проблем инновационного бизнеса Е. Егоров назвал кадровый вопрос. На сегодня, по его словам, очевиден факт, что большое количество высококлассных специалистов эмигрировало за границу, поэтому необходимо восполнять интеллектуальные ресурсы. В московских ВУЗах готовят специалистов именно по инновационному бизнесу, но малый бизнес, с точки зрения образования, должен начинать все заново, это тем более относится к инновационному бизнесу, утверждает Е. Егоров.
«Не за горами вступление России ВТО, и пора открыть глаза на то, что это нам принесет. Как показывает практика, на самом деле люди не понимают и не знают тех требований по промышленности и АПК, которые принесет нам вступление в ВТО» - подытожил свое выступление Е. Егоров.

Последние события

АРХИВ КАЛЕНДАРЯ СОБЫТИЙ
2010 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2009 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2008 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2007 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2006 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2005 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2004 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюньмайапрель
мартфевральянварь
  
2003 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
июльиюньмайапрель
мартфевральянварь
  
2002 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2001 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2000 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
1999 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай 



Статьи