| 24 марта Сегодня в учебно-методическом центре «Голицыно» прошла научно-практическая конференция «Инновации и предпринимательство».
Выступая на ней с докладом, министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Евгений Егоров дал краткую характеристику малого инновационного бизнеса Москвы. Он отметил, что в столице на сегодня 883 организации, которые осуществляют научные исследования и разработки. Они выполняют 22,5% от всех научных исследований, осуществляемых в России в целом, в то же время, если говорить о вкладе в инновационный процесс науки в секторе высшего образования, то здесь - существенное отставание от мировых показателей.
Другой момент, на который обратил внимание Е. Егоров, - это то, что ¾ собственности, которая приходится на научные исследования, принадлежит сегодня государству, смешанная собственность составляет 14,3% и только 9% - это частная собственность на исследования. В кадровом вопросе, по его словам, – ситуация «из рук вон тяжелая», поскольку более 50% кадров – это люди старше 50 лет, 25% – в возрасте 60-69 лет, на возрастную категорию от 20 дот 29 лет и от 30 до 39 лет в общей сложности приходится всего 23%. «Наше будущее в этой сфере в кадровом плане не обеспечено, и для нас это весьма и весьма серьезный вопрос», - заключил руководитель ДПиРМП. Другая проблема, по его словам, - фондовооруженность научно-исследовательской сферы, которая в Москве на сегодня составляет около 3 тыс. руб. на 1 чел.
Говоря об инновационном бизнесе в мире в целом, Е. Егоров отметил, что в развитых странах от 50 до 90% прироста ВВП происходит за счет инновационного бизнеса. В России же 60% увеличения ВВП – за счет цен на нефть. Годовой оборот инновационных технологий на мировом рынке – в несколько раз превышают оборот по всем сырьевым составляющим, включая нефть и газ. Доля России в наукоемкой продукции, поставляемой на мировой рынок, составляет 0,3-0,5%, что очень мало по сравнению с Германией – 17%, США -36%, Японией – 32%. В области экспорта наукоемкой продукции России предлагает 3-4% от мирового объема, Китай – 22%. Таким образом, по всем показателям мы отстаем от мировых тенденций.
По мнению руководителя ДПиРМП, необходима национальная инновационная система – система финансового, информационного, инфраструктурного обеспечения, которая позволила бы решить существующие в этой области проблемы. Он отметил, что на уровне федерального правительства и в регионах идут серьезные разговоры на эту тему, но предпринимаются лишь «робкие шаги», и на сегодняшний день мы не имеем законодательной базы, которая давала бы возможность создавать фонды для инвестирования в инновационный бизнес, решила бы проблему подготовки кадров и др.
Остановившись на ключевых проблемах развития инновационного бизнеса, Е. Егоров отметил следующие. Во-первых, главная из них – то, что ликвидированы крупные высокотехнологичные фирмы, которые могли бы осуществлять финансирование разработок и проявлять заинтересованность в определенном виде разработок. Например, в США на сегодня таких фирм - около 20 в бюджете на НИОКР они имеют по 1 млрд долл. Например, Jeneral Motors на НИОКР ежегодно расходует 8,5 млрд долл. «Политику в этом плане надо строить на том, чтобы малые предприятия могли «прислоняться» к крупным и средним предприятиям, которые финансировали бы из разработки», - считает Е.Егоров.
Другая проблема, по словам министра, - права на научно-технические разработки, выполненные за счет бюджета, на сегодня остаются у государства. В США первое время был такой же подход, сообщил Е. Егоров, и только 4% разработок внедрялось в производство. Однако после того, как права собственности на разработки решено было передавать авторам, в 10 раз увеличилось число внедренных в производство инноваций. «Эту проблему надо решать, и все, что создано за счет государства, должно быть передано частным фирмам, чтобы они распорядились своим продуктом», - сказал Е.Егоров.
Третья проблема, по его мнению, - это то, что ориентация научно-технических исследований осуществляется по-старому, без учета рыночного спроса, действует по существу модель, которая предполагает сначала академические исследования, затем – прикладные и только потом опытное производство. От этой линейной модели надо уходить, считает Е. Егоров, и ставить во главу угла спрос, а прикладные исследования делать доминирующими.
Кроме того, если мы хотим действительно развивать инновационный бизнес, нам необходимо вводить льготы, считает министр. Это должны быть и налоговые, и таможенные льготы, и многие другие. Он привел в качестве примера Китай: НДС для всех организаций - 18%, а для инновационного бизнеса - 6%. «Такие меры позволят дать развиться этому виду деятельности, который в конечном итоге не только удвоит, но и утроит ВВП, и поставит Россию в мире на подобающее ей место», - сказал руководитель ДПиРМП.
Говоря о месте в инновационной системе малого бизнеса и его стимулировании, он подчеркнул, что на сегодня в отношении продукции малых предприятий, в том числе и в инновационной сфере, больше всего претензий – по качеству. Если при вхождении в ВТО, заявил Е. Егоров, мы хотим, чтобы российские малые предприятия выступали конкурентоспособными, то нужно обратить внимание на расширение их возможностей по оценке качества их продукции, для чего надо внедрять механизмы оценки менеджмента качества, сертификации продукции по системе ISO, системы безопасности и охраны труда. «Этими вопросами сегодня мы никак не занимаемся, без решения этих проблем никто нас на зарубежные рынки не пустит. Этой проблемой надо заниматься буквально бегом», - считает министр.
В отношении продвижения инновационной продукции на рынок, Е. Егоров высказал мнение, что сегодня по существу не осваивается, прежде всего, внутрироссийский рынок. Департамент, его словам, сегодня способствует продвижению продукции ассоциации производителей медтехники, организовывая выставки и презентации этой продукции в регионах, и именно такая форма продвижения дает эффект, а не общие выставки всех сфер инновационного бизнеса. Подобные выставки надо проводить именно в регионах поскольку в случае их проведения в Москве круг посетителей весьма сужается.
Другой немаловажный вопрос, считает Е. Егоров, – это создание залогового гарантийного фонда, о чем много говорится и на федеральном уровне, и в регионах. Здесь главная проблема, по его словам, в том, что нет соответствующего законодательства, и Бюджетный кодекс запрещает направлять бюджетные средства в подобные фонды. «Без решений властей федерального уровня решение этой проблемы не сдвинется с мертвой точки, и это первоочередная задача», - подчеркнул министр.
Е. Егоров также считает, что надо наметить ряд направлений в инновационном бизнесе, где возможно и необходимо создание соответствующих отраслевых ассоциаций. Это, по его мнению, могло бы быть осуществлено в сфере биотехнологий, сельского хозяйства, нано- и оптоэлектроники, фармакологии, информатики. В этом процессе также необходима помощь государства, заметил он.
Руководитель ДПиРМП обратил внимание, что в инновационном бизнесе на сегодня необходим кластерный подход. Однако в этом вопросе нет понятийного аппарата, и в Москве еще не подошли к созданию ни одного кластера, хотя есть наработки, и весьма существенные, например, в сфере медтехники. Кроме того, в г. Догопрудном вполне возможно создание кластера в сфере тонкого органического синтеза - в этом случае можно было бы создать первую в Россию систему, которая объединяла бы и территориальный, и отраслевой уровень, подчеркнул Е. Егоров.
Выступая на конференции, президент Московского фонда подготовки кадров Михаил Ерошин определил основные задачи МФПК в сфере развития инновационного бизнеса. Среди них он назвал совершенствование системы прямой поддержки малых предприятий в инновационной сфере, в первую очередь - финансовой поддержки, поскольку нет ни одного малого предприятия, которое не нуждалось бы в финансовых средствах. Это является одним из главных направлений городской целевой программы поддержки и развития малого предпринимательства в инновационной сфере, сообщил он. Вторая задача – это совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей порядок предоставления материальной поддержки малым инновационным предприятиям. Прежде всего, по его мнению, требует регулирования предоставление финансовой поддержки инновационным МП, в чем возможности государства очень ограничены, и для того, чтобы привлечь в инновационную сферу внебюджетные средства, необходимо разработать и принять ряд правовых документов для создания системы, гарантирующей инвестору возврат вложенных средств. Кроме того, считает М. Ерошин, надо создать инфраструктуру поддержки малого инновационного бизнеса, с тем чтобы обеспечить взаимодействие организаций, имеющих отношение к развитию инновационного бизнеса – органов госвласти, общественных организаций, финансовых институтов, а также максимально задействовать опыт этих организаций. Третья задача, по его словам, – определить, в каких услугах нуждаются малые предприятия, занятые инновационным бизнесом, и предложить им эти услуги.
Вячеслав Желтов, ведущий менеджер МФПК, рассказал о создаваемой городской инновационной системе. По его словам, первая концепция федеральной инновационной системы была создана в 1995г. Предложенная же модель инновационной системы Москвы, считает он, построена «от потребителя, спроса», и апробация ее в столице «носит особый характер». Наиболее близка, по его мнению, к данной модели модель, реализованная в Великобритании в 80-х годах прошлого века, которая развивалась в сходных условиях (стагнации промышленности, технологического отставания, неконкурентоспособности продукции ). Предложенная модель инновационной системы, сутью которой является некоммерческое партнерство, состоит из нескольких блоков: во главе - правительство Москвы (контроль, координация, заказчик) совместно с городскими организациями поддержки инновационного бизнеса, второй блок - общественные саморегулируемые структуры, вовлеченные в инновационную деятельность, третий - стандартные механизмы реализации, сообщил В. Желтов.
Выступая на конференции, генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Иван Бортник отметил, что созданные в Москве отдельные элементы инновационной инфраструктуры заслуживают внимания и изучения. В Зеленограде, по его словам, создана идеальная, даже в мировом масштабе, структура по поддержке и развитию малого инновационного предпринимательства: в созданном на базе МИЭТа технопарке, где собрано 140 малых инновационных предприятий, достигнут хороший эффект в результате комбинированных усилий муниципальной власти и федеральных образовательных структур. По мнению И. Бортника, причина того, что подобные структуры не созданы во множественном числе – то, что нет базы данных инновационных проектов. Он привел данные подачи заявок (ноябрь 2004г.) на реализуемую фондом программу «Старт»: из всех поданных заявок на финансирование проектов (1653) на Москву, где практически собрано ½ научного потенциала страны, приходится всего 212 заявок (менее 15%). Вторая, по его мнению, проблема – нет предложений от ВУЗов для финансирования проектов на начальной стадии их реализации. В целом же на программу «Старт», сообщил он, ежегодно расходуется порядка 12 млн долларов.
Евгений Балашов, депутат Московской городской думы, говоря о законодательной поддержке инновационной деятельности, подчеркнул, что в Москве принят закон об инновационной деятельности в городе, в то время как в ближайших планах Госдумы такого закона нет. По его мнению, нужно разработать целый кодекс законов об инновационной деятельности. Кроме того, Е. Балашов считает, что нужны преференции субъектам Федерации в законодательной деятельности для создания своих «инновационных структур, инновационной цепочки», так как правовых основ деятельности субъектов инновационной деятельности в большинстве регионов на сегодня нет. Он предложил «наполнить» городской закон об инновационной деятельности, прописать все элементы инновационной цепочки, а также сформулировать требования к московскому законодательству в целом, с тем, чтобы инновационная деятельность в городе получила дальнейшее развитие.
Ректор Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики Александр Сигов считает, что в настоящее время в силу множества причин имеет место торможение инновационного процесса, главная причина этого - нет главного – спроса на инновационные разработки со стороны промышленности, экономики в целом. В этом же – причина стагнации развития инновационной деятельности и в Москве. По его мнению, одним из элементов инновационной системы города должны стать научно-учебные интеграционные комплексы, которые позволили бы интегрировать научную и учебную деятельность вузов, сформировать при них бизнес-структуры для коммерциализации разработок. В рамках московской модели инновационного развития, считает он, нужно проводить серьезные исследования рынка труда, ресурсной базы, а также разработать экономическую модель развития города, выделив приоритетные направления развития. Главная проблема в этой сфере, по мнению ректора МИЭРА, – кадровая: отсутствия кадровых ресурсов в области высоких технологий требует, прежде всего, решить проблему подготовки преподавательских кадров, которые будут готовить не только ученых, но и менеджеров, инноваторов, которых сейчас практически нет, и обучение чему практически не проводится. Это тоже может быть задачей научно-внедренческих комплексов, считает он .
Геннадий Рыбальский, начальник отдела городских программ Департамента экономической политики г.Москвы, считает, что в законе об инновационной деятельности в г. Москве нужны дополнения: определение инноваций необходимо разделить на 2 части: «эффективные инновации» - те, где можно посчитать эффект и те, где посчитать такой эффект невозможно. Он сообщил, что поскольку сегодня все целевые городские программы оцениваются по эффекту, который они оказали на экономику города, то сейчас обсуждается идея – чтобы отдельные программы включались как отдельные элементы целевых программ. Это может быть отнесено и к инновационной деятельности. По мнению Г. Рыбальского, на сегодня есть потребность в экспертизе новых инновационных проектов с точки зрения их отдачи, и Департамент экономической политики готов провести конкурс по этой проблеме. Он также подчеркнул, что городские целевые программы – это тот ресурс, который можно запустить для реализации инновационных проектов.
Первый вице-президент Московского центра развития предпринимательства Сергей Пономаренко в своем выступлении остановился на вопросах повышения эффективности деятельности городской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в работе с инновационным бизнесом. Прежде всего, считает он, необходимо повысить уровень работы с инновационными малыми предприятиями, организовать выявление малых предприятий, работающих в инновационной сфере, создать и постоянно актуализировать базу данных этих предприятий и их инновационных проектов. По его мнению, необходима адресная поддержка малых предприятий инновационной сферы, а экспертизу инновационных проектов можно осуществлять, привлекая специалистов информационно-аналитических и инновационных центров округов. Он также предложил создать внедренческий центр, который бы занимался продвижением инновационной продукции, ее выводом на рынки. Кроме того, по мнению С. Пономаренко, при финансировании инновационных проектов необходимо для отдельных из них увеличить сумму предоставляемых субсидий с 250 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
Анатолий Петровский, директор Международного научно-технического парка «Технопарк в Москворечье», считает, что создание инновационной инфраструктуры в г. Москве идет медленно, не создаются соответствующие экспертные советы, не разрабатывается концепция инновационной деятельности. Он предложил создавать структуры, которых не хватает для налаживания этой работы, создания «инновационного коридора». Такими структурами, по его мнению, могут стать: центры трансфера технологий (инновационные центры), где проводят анализ, экспертизу, мониторинг, а также технопарки, где на базе университета или научного центра собраны малые инновационные предприятия, и которые являлись бы экспериментальной площадкой для подготовки кадров в инновационной деятельности. «Без инновационной системы Москвы инновационную систему России представить очень трудно», - считает А. Петровский.
По завершении работы конференции было решено обобщить все прозвучавшие на ней предложения и рекомендации и включить их проработку в планы рабочих групп, действующих по соответствующим направлениям создаваемой инновационной системы столицы.
| | 24 марта Сегодня в Центральном доме предпринимателя состоялось торжественное открытие выставки-шоу «Фитнес-Москва». Мероприятие открыл заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы Михаил Мень.
От имени мэра Москвы Юрия Лужкова он поприветствовал участников выставки и пожелал, чтобы как можно больше москвичей смогли ее посетить. «Москва становится спортивной столицей нашего государства», - сказал он. По его словам, правительство Москвы уделяет серьезное внимание как спорту высших достижений, так и развитию массового спорта. М. Мень подчеркнул, что выставка является актуальной и своевременной. «Мы должны обеспечить все слои населения, все возрастные группы возможностью заниматься фитнесом», - отметил заместитель мэра. Число фитнес-клубов, по его словам, увеличивается ежегодно, на сегодняшний день их в Москве уже более 500. Но востребованность настолько высока, что и этого количества недостаточно, считает М. Мень, необходимо продолжать развивать это направление.
Министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Евгений Егоров сообщил, что выставка «Фитнес-Москва» будет включена в план ежегодных мероприятий. По его словам, главное на выставке – это то, что представлены малые предприятия, а без услуг, которые они оказывают, многие москвичи не смогли бы решить проблемы со здоровьем. Он заявил, что таких малых предприятий должно быть как можно больше, чтобы граждане cтолицы могли всегда быть в тонусе, быть здоровыми и активными. Е. Егоров поздравил всех участников и посетителей выставки с ее открытием и в заключение добавил, что, по сути, эта сфера полностью обеспечивается малым бизнесом, и он делает это качественно.
На официальном открытии также выступил Михаил Степанянц, председатель Комитета по физической культуре и спорту города Москвы. Он подчеркнул, что выставка дает возможность увидеть все новое и интересное в мире фитнеса, привлечь москвичей к спорту и здоровью.
Генеральный директор МЦДК "Дельконт" Владимир Гавриленков напомнил, что организовать такую выставку стало возможно во многом благодаря тому, что 18 лет назад Ю. Лужков поддержал инициативу по созданию первого в городе спортивного кооператива «Гулливер», что послужило началом развития нового направления в сфере малого предпринимательства города Москвы – индустрии физкультурно-оздоровительных услуг.
В связи с этим инициатор проведения выставки Виктория Соболева, председатель Координационного совета по спортивным и оздоровительным программам Комитета по физической культуре и спорту ГД РФ от ИД «Советский спорт» на официальном открытии передала мэру Москвы Юрию Лужкову премию «Гросс - Спортивная индустрия России» за вклад в развитие индустрии спорта города Москвы. А министру правительства Москвы, руководителю Департамента поддержки и развития Е. Егорову первые кооператоры, начинавшие развитие малого бизнеса спортивно-оздоровительной направленности в городе Москве, подарили памятный сувенир в качестве благодарности за оказанное содействие и помощь.
В интервью ИА "Альянс Медиа" Е. Егоров сообщил, что сегодня количество фитнес-клубов в Москве еще недостаточно, а потребность москвичей в них высока. Поэтому, по его мнению, сегодня необходимо уделить особое внимание вопросам нехватки помещений для таких малых предприятий. "Несмотря на то, что стоимость услуг в фитнес-клубах средняя, далеко не все туда могут прийти", - сказал он. Когда же их количество будет увеличено, то эти услуги станут более доступными, считает министр. Он выразил надежду, что выставка станет ежегодной, а количество ее участников-малых предприятий будет расти.
| | 16 марта В среду, 16 марта, в Московской торгово-промышленной палате состоялось заседание круглого стола «Взаимодействие органов власти и бизнеса по вопросам развития предпринимательства», организованного префектурой Юго-западного административного округа г.Москвы, территориальным Центром развития предпринимательства и МТПП. Выступая на нем, заместитель префекта ЮЗАО Сергей Ходасевич рассказал о развитии малого бизнеса в ЮЗАО. Он сообщил, что в округе активно развивается, прежде всего, малый бизнес, связанный с научно-техническими разработками, поскольку здесь располагается большая часть научных институтов Российской академии наук. В целом в ЮЗАО действует более 10% от общего числа малых предприятий сферы науки Москвы. Наряду с этим, все более активно развивается малый бизнес в сфере ЖКХ: малые предприятия в основном занимаются эксплуатацией, текущим и капитальным ремонтом жилого фонда – на них приходится до 40% от всего объема заказов по ремонту и более 60% по эксплуатации жилого фонда. Зам. префекта ЮЗАО отметил, что в округе малый бизнес на 70% представлен сферой потребительского рынка и услуг, и в целом «условия для развития этого сектора более чем благоприятные». Вместе с тем, в округе есть проблемы с обеспеченностью отдельных территорий магазинами, что связано, по его словам, с недостатками первого этапа приватизации. В целом ведется активная работа по строительству магазинов «шаговой доступности» и социальных магазинов, организации ярмарок регионов России и ближнего зарубежья. «Направлений ведения малого бизнеса в округе довольно много, и все они требуют разного внимания, поддержки по различным направлениям, - подчеркнул С. Ходасевич. Он сообщил, что в округе более 150 тыс. кв.м. нежилых помещений отдано малым предприятиям, за последние 3 года за счет льгот по оплате выкупа прав аренды земли малые предприятия субсидированы на сумму 170 млн руб. В конкурсах на предоставление помещений малые предприятия округа участвуют «более чем активно», сообщил зам. префекта, в т.ч. по магазинам «шаговой доступности» - из 26 проведенных конкурсах в 22 победили малые предприятия. Кроме того, по его словам, малым предприятиям округа оказывается информационная поддержка, проводится обучение, консультирование. Среди проблем в развитии малого бизнеса округа С. Ходасевич, прежде всего, назвал структурные соотношения по отраслям – преобладание сферы торговли и общепита. Поэтому, считает он, прежде всего, надо увеличить число малых предприятий в научно-технической сфере, в инновационном бизнесе. Кроме того, по его мнению, необходимо внедрение малых предприятий во все сектора жилищно-коммунального хозяйства, а не только в эксплуатацию и ремонт жилого фонда. В качестве одной из основных проблем малого бизнеса всех сфер деятельности округа он также назвал проблему с нежилыми помещениями. Выступившие на заседании предприниматели И. Чиликин, Н. Тагызова, В. Белов, Я. Полеско, работающие в сфере мелкорозничной торговли, заявили о нарушениях их прав со стороны руководителей управ, работников ДЭЗов и т.д. Прежде всего, по их мнению, их ларьки и тонары несправедливо были исключены из схемы размещения объекты мелкорозничной торговли, разрабатываемой управами районов. Напомним, что дела предпринимателей И. Чиликина и Н. Тагызовой уже рассматривала Межведомственная комиссия при правительстве Москвы по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства на заседании в феврале с.г., где было решено дождаться решения судебных органов по данному вопросу. На вопрос префекта ЮЗАО Валерия Виноградова, обращались ли предприниматели в межведомственную комиссию по административным барьерам, был получен отрицательный ответ. Надежда Морозова, заместитель префекта ЮЗАО по потребительскому рынку, отметила, что мелкорозничная сеть, безусловно, нужна, но там, где недостаточно развита стационарная торговля, и в ней должен быть перечень тех товаров, которые необходимы жителям данного микрорайона. Она подчеркнула, что по вопросу размещения объектов мелкорозничной торговли префектура готова наладить взаимодействие с предпринимателями, но на основе нормативно-распорядительных документов, утвержденных правительством Москвы. Она привела пример подобного эффективного взаимодействия. В рамках реализации постановления о запрете на размещение объектов торговли в 25-метровой зоне от входов метро префектура нашла с предпринимателями взаимоприемлемое решение о перемещении 164 тонаров и 88 капитальных объектов торговли. Выступивший на круглом столе Александр Иоффе, председатель Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы, подчеркнул, что, безусловно, предпринимателям и представителям органов исполнительной власти необходимо чаще встречаться для обсуждения наболевших проблем. Он согласился, что в городе – огромное количество нарушений со стороны властных органов, и «не надо делать вид, что этого не происходит». «Это вещь очевидная, на самом деле, ее никто не оспаривает, но никто и не подтверждает, – сказал А. Иоффе. – Проблем здесь более чем достаточно, и я надеюсь, они будут решаться, в т.ч. с помощью механизмов одного окна». Но самое главное, подчеркнул А. Иоффе, что за последние годы ОЭС не получил ни одного обращения, где были бы расписаны «прегрешения» власти, были только одни обещания со стороны предпринимателей. Префект ЮЗАО Валерий Виноградов в своем выступлении также отметил, что к нему не поступали обращения ни на «пейджер префекта», ни на «горячую» линию, ни непосредственно в аппарат. Он предложил предпринимателям направить все свои заявления с приложенными документами в окружную межведомственную комиссию по административным барьерам и сообщил, что проведет ее заседание в следующую пятницу. Он также сообщил, что направит обращение в соответствующие структуры правительства Москвы с тем, чтобы те объекты мелкорозничной торговли, которые получили разрешительную документацию на дислокацию до принятия постановления о конкурсном размещении объектов мелкорозничной торговли, - оставить на своих местах, остальным – давать разрешения на торговлю только по конкурсу. | | 10 марта В четверг, 10 марта, на научно-практической конференции "Интеллектуальная собственность в экономике российских предприятий", которая проходила в Центральном доме предпринимателя, выступил первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Владимир Крышталев.
По его словам, рассматривая проблему интеллектуальной собственности, нужно иметь в виду, что малый бизнес города на протяжении уже долгого времени решает приоритетную задачу развития малого предпринимательства в условиях современного мегаполиса. В Москве накоплен значительный опыт по поддержке и развитию малого предпринимательства в инновационной сфере во всех отраслях промышленности.
В. Крышталев напомнил, что в Москве успешно реализуется пятая по счету Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства, а летом прошлого года была принята специальная целевая Программа поддержки и развития малого предпринимательства в инновационной сфере на 2004–2006 гг.
По словам В.Крышталева, в рамках реализации программы создается инфраструктура поддержки малого инновационного бизнеса – технопарки, инновационные центры в округах Москвы, что является "подтверждением серьезности намерений в определении приоритетов развития малого бизнеса". Эта работа активно проводится с участием других структур правительства Москвы, общественных организаций предпринимателей.
В.Крышталев также рассказал о других формах поддержки малого бизнеса в Москве. В частности, о финансово-имущественной поддержке, организации выставок-ярмарок и специализированных выставок в российских регионах и за рубежом, в которых принимают участие предприятия малого бизнеса и таким образом могут продвигать свою продукцию на рынки других регионов и стран. По мнению В.Крышталева, конференция сможет содействовать подъему промышленности в Москве, поможет решить проблему "по созданию условий по защите интеллектуальной собственности, которая содержит продукция малых предприятий, будь то промышленная, будь то информационная и т.д".
| | 2 марта В среду, 2 марта, на заседании Коллегии префектуры ЮАО г.Москвы
рассматривался вопрос о ходе реализации в 2004 году "Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в ЮАО на 2004-2006 гг." и задачах на 2005 год. С основным докладом по этому вопросу выступил заместитель префекта округа Олег Гостенов. По его словам, все мероприятия, намеченные Комплексной программой на 2004 год, выполнены. В частности, сообщил он, по данным Мосгоркомстата (по состоянию на 1 января 2005 года), на территории ЮАО функционирует 13364 малых предприятия различных форм собственности. Большая их часть – 46,3% - работает в сфере потребительского рынка (торговли, общественного питания и бытового обслуживания), 16,2% - в сфере материального производства, около 11% - в области строительства, 3,4% - на предприятиях научного профиля и т.д.
О.Гостенов отметил, что многие малые предприятия сегодня – "это достаточно крупные организации с четко отлаженной структурой управления производством, что позволяет им составлять серьезную конкуренцию многим промышленным предприятиям и организациям". В качестве примера он назвал малое предприятие ООО "Петровакс Лаб" - разработчика противогриппозной вакцины Гриппол, которая применяется на всей территории РФ, а также малое предприятие РИФ, занимающееся переработкой рыбы и поставляющее свою продукцию Аэрофлоту.
"На территории округа работает большое количество малых предприятий, которые выросли из небольших фирм в известные и надежные компании. Они не только приносят прибыль в бюджет, но и во многом решают проблему занятости населения", - подчеркнул О.Гостенов. По его словам, в 2004 году малые предприятия округа выпустили товаров и оказали услуг на сумму более 24 млрд рублей. Он также сообщил, что прямые договорные отношения с Южным территориальным агентством Департамента имущества г.Москвы зарегистрировали 2318 предприятий малого бизнеса, что составляет 17,3% от общего количества малых предприятий, они занимают общую площадь 428 700 кв. м - это 50% от общего количества площадей, сдаваемых в аренду по округу. На производственных площадях промышленных предприятий и научных учреждений округа размещаются около 2,3 тысяч субъектов малого предпринимательства.
Говоря о поддержке малого предпринимательства, О.Гостенов отметил, что в 2004 году было проведено 9 заседаний конкурсной комиссии по поддержке МП, на которых было рассмотрено 50 проектов. 35 начинающим предпринимателям предоставлены субсидии или субвенции на сумму 4 млн 200 тысяч руб., также принято четыре положительных решения о предоставлении льготного займа на общую сумму 3 млн 985 тысяч рублей.
Он также сообщил, что на территории округа работает два многофункциональных технопарка: "Москворечье" и "Загорье". 20 малых предприятий технопарка "Москворечье" работает в области создания и обработки новых материалов, экологии, медицины, информатики и телекоммуникаций, приборов для научных исследований и учебного оборудования. На площадях многофункционального технопарка "Загорье" сейчас работает 15 малых предприятий. О.Гостенов заметил, что в соответствии с городской целевой программой по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2010 годы на территории ЮАО в ближайшие три года планируется создание производственно-технологических зон общей площадью 32 тыс. кв. м, а также строительство деловых центров и многофункциональных технопарков общей площадью 44 тыс. кв. м. По его словам, в феврале 2005 года решением финансовой комиссии Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы выделены средства на разработку проектно-сметной документации для строительства двух многофункциональных объектов: делового центра "Москворечье – Сабурово" и технопарка "Братеево".
По мнению О.Гостенова, для малого предпринимательства в ЖКХ предоставляется достаточно широкое поле деятельности. Среди победителей конкурса на размещение городского заказа ЖКХ в 2005 году - 64 малых предприятия, в прошлом году их было 45, сказал он.
Среди проблемных вопросов, которые необходимо решить в 2005 году, О.Гостенов назвал недостаточное использование потенциала малых предприятий при реализации программ размещения предприятий "шаговой доступности". "Сегодня в округе работает 107 таких предприятий, до конца года их количество должно увеличиться до 260. Это должны быть не только магазины, но и торгово-бытовые комплексы, включающие в себя парикмахерские, пункты проката, прачечные, ателье и т.д", - заметил он. По словам О.Гостенова, это создаст дополнительные рабочие места и обеспечит жителей, особенно в спальных районах, необходимым комплексом услуг.
Экспертную оценку развития малого предпринимательства на территории ЮАО г.Москвы на заседании коллегии представил первый вице-президент Московского Центра развития предпринимательства Сергей Пономаренко. По его словам, Южный административный округ на протяжении длительного времени выступает "как своеобразный полигон разработки механизмов по реализации программ развития и поддержки малого предпринимательства, имеющих общегородское значение". Именно здесь "в пилотном режиме" прошел апробацию механизм ведения Реестра субъектов малого предпринимательства г.Москвы. "В самом начале реализации этого проекта были выявлены и устранены недостатки, что позволило значительно сократить затраты и издержки внедрения этого механизма во всех административных округах г. Москвы", - заметил С.Пономаренко. По его словам, принципы построения и функционирования корпоративной компьютерной сети структур поддержки малого предпринимательства в ЮАО, практика ведения и актуализация баз данных во многом были использованы при реализации проекта по формированию единого информационного пространства малого бизнеса Москвы. С.Пономаренко также сообщил о том, что в 2004 году продолжилось развитие позитивных тенденций в развитии малого бизнеса в округе. Например, средняя выручка на одно малое предприятие за год (по данным бухгалтерской отчетности) в ЮАО увеличилось в полтора раза, средняя чистая прибыль на одно малое предприятие - в два раза, количество малых предприятий, сдавших бухгалтерскую отчетность, возросло в полтора раза. По мнению С.Пономаренко, в округе наблюдается устойчивый рост малых предприятий в сфере промышленности, сейчас этот показатель составляет 16,2%, и округ занимает второе место в городе после ЦАО.
В то же время, заметил вице-президент МЦРП, в организации и поддержке малого предпринимательства в ЮАО имеются и определенные проблемы. На территории ЮАО сосредоточено значительное число промышленных предприятий, поэтому необходимо активизировать взаимодействие организаций и предприятий промышленности, науки и малого предпринимательства на территории ЮАО, территориального центра развития малого предпринимательства с Межрегиональным центром промышленной субконтрактации и партнерства (МЦС), заметил он. "Только за два месяца этого года центр вывел на рынок Москвы около тысячи кооперационных заказов, пользователями услуг центра являются более 4 тысяч 300 промышленных предприятий Москвы и регионов России", - сказал С.Пономаренко. По его словам, для того, чтобы малые предприятия округа могли воспользоваться услугами МЦС, необходимо провести анализ состояния малых предприятий, размещенных в промзонах и арендующих площади у крупных промышленных предприятий. По мнению С.Пономаренко, необходимо собрать первичную информацию о том, что производят эти малые предприятия, получить их координаты для установления контактов, проинформировать об услугах МЦС и включить их в базу данных.
Подвел итоги заседания коллегии по вопросу реализации Комплексной программы заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Владимир Крышталев. В частности, он отметил положительную динамику развития малого бизнеса в округе. "Когда мы говорим о поддержке малого предпринимательства в инновационной сфере, то часто не можем найти живые примеры", – сказал он. По мнению В.Крышталева, выступление на заседании коллегии представителя ООО "Итэлма" свидетельствует о том, что малый бизнес в инновационной сфере может развиваться успешно.
"«Итэлма» - это флагман будущего цивилизованного предпринимательства в г.Москве", - сказал В.Крышталев. Генеральный директор ООО "Итэлма" сообщил о том, что сотрудникам предприятия регулярно выплачивается заработная плата, при средней зарплате в 14 тысяч рублей существует большой социальный пакет, заметил В.Крышталев. Кроме того, предприятие готово инвестировать средства для строительства технопарка в округе. К сожалению, средняя заработная плата на многих малых предприятиях города составляет всего 3,2 тысячи рублей, но и при такой низкой зарплате, при наборе сотрудников к ним предъявляются требования, они проходят конкурс, отбор и т.д., сказал он.
По словам В.Крышталева, малый бизнес в Москве по своим возможностям и по отдаче сравнялся с промышленностью, но для того, чтобы он развивался еще эффективнее, необходимо создавать окружные объединения предпринимателей "по горизонтали". Территориальному органу поддержки и развития малого предпринимательства в ЮАО нужно подумать о том, "как объединить 14 тысяч малых предприятий по своим профессиональным интересам. Дать возможность бизнесу, на примере той же "Итэлмы", обмениваться опытом, ставить проблемные задачи, продвигать их совместно с органами исполнительной власти города, сказал заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства В.Крышталев.
В заключение заместитель префекта ЮАО Геннадий Писклов предложил "использовать любую возможность для развития малого предпринимательства разных сфер деятельности в округе". Эта тема требует постоянного совершенствования и поиска, поэтому коллегии, на которых будут обсуждаться вопросы развития малого бизнеса, необходимо проводить постоянно, сказал он.
| | 1 марта Во вторник, 1 марта, состоялось очередное заседание правительства Москвы, в ходе которого был рассмотрен вопрос «О поддержке и развитии малого предпринимательства в Юго-Западном административном округе города Москвы». Основным докладчиком по данному вопросу выступил префект Юго-Западного административного округа столицы Валерий Виноградов.
По его словам, в ЮЗАО по сравнению с другими округами города работает довольно небольшое количество промышленных предприятий, однако здесь действует более 10% от общего числа малых предприятий сферы науки Москвы. В.Виноградов сообщил, что с 2001 года количество работающих на этих предприятиях возросло с 4 до 14 человек, что, по его мнению, является показателем стабильности их развития. Наукоемкие малые предприятия, сообщил префект, создавались на базе научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро при существенной поддержке префектуры. Оказываемая в данном случае властями помощь заключалась в выделении помещений, обеспечению сбыта товаров и услуг благодаря госзаказу, организации выставочной и рекламной деятельности предприятий.
По словам В.Виноградова, за последние два года малым предприятиям ЮЗАО была оказана финансовая помощь на общую сумму более 18 млн рублей, 118 начинающих предпринимателей на развитие своего бизнеса получили субвенции и субсидии на общую сумму 12 млн рублей.
Префект округа отметил, что в развитии предпринимательства ЮЗАО есть ряд проблем, и одна из наиболее острых связана с нехваткой нежилых помещений для работы бизнеса. Он сообщил, что в настоящее время малым предприятиям округа на льготных условиях предоставлены в аренду нежилые помещения общей площадью 150 тыс. кв. м. По его словам, в прошлом году префектура совместно c Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы и Московской торгово-промышленной палатой вышла с предложением о строительстве в Конькове многофункционального делового комплекса для размещения центра развития предпринимательства и представительства МТПП. Соответствующее распоряжение правительства Москвы уже выпущено. При этом в качестве эксперимента строительство планируется осуществить за счет средств прошедших конкурсный отбор субъектов малого бизнеса. Решение этой задачи, уверен В.Виноградов, позволит решить задачи компактного размещения субъектов малого предпринимательства, более эффективного оказания информационной и консультационной поддержки бизнесу, а также сделает возможным открытие постоянно действующего выставочно-маркетингового центра. Префект ЮЗАО отметил также, что в настоящее время прорабатывается по сходной схеме проект строительства аналогичного комплекса в районе Южное Бутово.
По словам В.Виноградова, в последние годы в округе наблюдается устойчивый рост предприятий малого бизнеса в сфере ЖКХ, где в настоящее время работает 252 предприятия, на которых занято 2,6 тыс. человек. Кроме того, в настоящее время наблюдается тенденция все более активного привлечения малого бизнеса к выполнению городского и окружного заказа в этой сфере. Так, за последние 4 года объем выполненных малыми предприятиями округа работ по госзаказу вырос на 4,5%. Основные виды выполняемых малыми предприятиями работ – капитальный и текущий ремонт жилищного фонда, благоустройство территорий.
В.Виноградов сообщил, что на сегодняшний день актуальными являются вопросы информационного обеспечения деятельности субъектов малого бизнеса, подготовки квалифицированных кадров для малых предприятий сферы ЖКХ, охраны труда на предприятиях малого бизнеса. Также, по его словам, в округе уделяется особое внимание поддержанию обратной связи с предпринимателями, в частности, проводятся опросы на сайте префектуры, специальные горячие линии, проходят встречи на телевидении.
Одним из приоритетных направлений деятельности по поддержке малого предпринимательства в префектуре остается оказание помощи в развитии межрегиональных и международных связей, расширении выставочно-ярмарочной деятельности компаний.
Для решения всех перечисленных проблем, сообщил В.Виноградов, префектурой ЮЗАО был подготовлен представленный на рассмотрение правительства Москвы проект постановления «О поддержке и развитии малого предпринимательства в Юго-Западном административном округе города Москвы».
Как отметил содокладчик по рассматриваемому вопросу, первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Владимир Крышталев, по данным Москомстата, на территории ЮЗАО действует 13 тыс. малых предприятий, что составляет 7% от общего числа предприятий малого бизнеса Москвы. Численность занятых в малом бизнесе округа – порядка 9% от общей численности занятых по городу. Однако, отметил В.Крышталев, только 14% от общей численности субъектов малого предпринимательства округа включено в городской реестр малых предприятий, что составляет 6,8% от общего числа включенных в реестр. Чтобы улучшить эту ситуацию, сказал он, префектурой был выпущен справочник о малых предприятиях Юго-Западного административного округа, проведен сбор данных о субъектах малого предпринимательства в округе, которые не состоят в реестре. В результате данной работы в округе в 2004 году число малых предприятий увеличилось по сравнению с 2003 годом на 6,3%.
В.Крышталев высказал пожелание своевременно актуализировать окружную комплексную программу развития и поддержки предпринимательства с учетом принимаемых правительством Москвы решений.
Выступивший в ходе обсуждения председатель комиссии по предпринимательству Мосгордумы Виктор Волков отметил ряд положительных моментов в работе префектуры ЮЗАО по поддержке малого бизнеса. В частности, таковым, по его мнению, является готовящийся в настоящее время в округе проект трехстороннего договора между префектурой, гильдией предприятий сферы ЖКХ и центром развития предпринимательства ЮЗАО. В.Волковым был также отмечен подход к предприятиям, которые лишились работы из-за того, что бизнес удалялся из двадцатипятиметровой зоны у метро: в округе они плавно вошли в систему предприятий «шаговой доступности».
Подводя итог обсуждения, мэр Москвы Юрий Лужков назвал проект постановления слабым. По его словам, в проекте постановления содержатся всего три идеи: одобрить работу префектуры в области содействия малому предпринимательству, построить как экспериментальные два деловых центра и заняться обучением предпринимателей в рамках Городской целевой программы «Подготовка кадров для рыночной экономики в городе Москве на 2004-2006 годы». Мэр Москвы считает, что одобрить работу префектуры нельзя хотя бы потому, что уровень развития малого бизнеса в ЮЗАО значительно отстает от уровня его развития в целом по Москве: при потенциале в 10-11% его доля составляет всего 6,8% от общей численности субъектов малого предпринимательства Москвы, сказал Ю.Лужков.
По его словам, малый бизнес в округе слабо представлен в тех сферах, которые являются стратегическими в городе. Так, в сфере ЖКХ работает всего 1,9% всех малых предприятий округа, в промышленности – 5%, не развито транспортное обслуживание. По словам мэра Москвы, есть и ряд других вопросов, которые не проработаны в проекте постановления, в частности, не поднята проблема сокращения числа ненужных согласований, то есть не отражена та работа, которая проводится в рамках «одного окна».
Ю.Лужков посчитал необходимым радикально пересмотреть проекта постановления, на эту работу он дал две недели. |
| Последние события |
| АРХИВ КАЛЕНДАРЯ СОБЫТИЙ | 2010 год | | | 2009 год | | | 2008 год | | | 2007 год | | | 2006 год | | | 2005 год | | | 2004 год | | | | 2003 год | | | | 2002 год | | | 2001 год | | | 2000 год | | | 1999 год | |
|