Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы
Московский центр развития предпринимательства
Малый бизнес Москвы


ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА
НОВОСТИ
РАССЫЛКА

  ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА МОСКВЫ


ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ







СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА








РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА































ФОРУМ "МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ"
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ (2005 ГОД, НОЯБРЬ) 
 30 ноября Малый бизнес традиционно является участником субконтрактинговых отношений как поставщик продукции по заказу крупных предприятий, так и являясь заказчиком недостающего оборудования и материалов. В настоящее время российский рынок субконтрактинга формируется, предприятия все чаще стремятся действовать в партнерстве друг с другом для решения своих производственных проблем. Однако нерешенных вопросов в данной сфере остается еще многои. Их обсуждению было посвящено пленарное заседание IV Межрегиональной конференции «Предпринимательство в промышленности: пути развития».
В ходе пленарного заседания выступил министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Михаил Вышегородцев. В своем выступлении он коснулся готовящегося в настоящее время проекта федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Министр подчеркнул необходимость добиться того, чтобы по итогам законодательной работы появился реально действующий закон, потому что разработав и приняв хороший закон, "мы помогаем всем российским предпринимателям, а не имея такого механизма законодательной поддержки, мы если и можем помочь, то только в масштабах бюджетного финансирования". Как сообщил министр, в Москве для информационной и консультационной поддержки малого производственного бизнеса с 1998 году под руководством ДПиРМП действует Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства (МЦС). Основное направление его работы – развитие кооперативных связей московских малых предприятий, упрощение поиска партнеров, заказчиков и поставщиков. Хотя деятельность центра изначально ориентировалась на поддержку малого бизнеса, она оказалась востребованной и крупными предприятиями, в том числе региональными и зарубежными.
Центр занимается также размещением в базе данных своей информационной системы кооперационных заказов. Из общего числа размещенных за 4 года деятельности центра заказов около половины приходится на московские малые и средние предприятия. Также в этой базе данных размещаются и заказы от крупных предприятий. «Общее количество кооперационных заказов, выведенных на рынок Москвы силами центра, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 2005 году увеличилось почти на 70% и составило более 5900», - сообщил министр.
Он считает, что развитие межрегиональных связей московских малых предприятий также является важным направлением деятельности МЦС, благодаря которому в регионах было создано 24 региональных центра субконтрактации. Эти центры обеспечивают операционные связи московских предприятий более чем с 2 тыс. региональных партнеров.
М.Вышегородцев заявил, что «малый производственный бизнес – важное явление в социально-экономической жизни столицы, он требует внимательного отношения и поддержки со стороны правительства города». Он также отметил, что субконтрактный способ организации производства, доказавший свою эффективность за рубежом, успешно применяется многими малыми предприятиями. «В Москве и регионах России сформировано ядро участников субконтрактных отношений – это 6 тыс. малых, средних и крупных предприятий», - пояснил министр, высказав уверенность, что эта деятельность еще может развиваться.
М.Вышегородцев считает, что сейчас необходимо направить усилия на формирование «гибкой специализированной системы малых и средних предприятий субконтрактинга, привлекать их к выполнению госзаказа, обеспечить их включение в цепочки кооперационных поставок для крупных предприятий и содействовать повышению их технико-технологической вооруженности и культуры производства».
В ходе пленарного заседания выступил генеральный директор Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства Артем Киселев, который подчеркнул, что в настоящее время в России идет становление рынка субконтрактных отношений. Он отметил, что если еще несколько лет назад деятельность руководимого им центра сводилась к просветительской и информационной работе, то сейчас уже приходится «поспевать за требованиями предприятий, которым нужны заказы, поставщики, одним словом, серьезная работа». На российский рынок субконтрактных отношений пришли крупнейшие российские и зарубежные предприятия. При этом на нем представлен и малый бизнес, который традиционно использует систему субконтрактации, закупая недостающие комплектующие. Проблемой современного рынка субконтрации в России А.Киселев назвал то, что «сейчас заказов у нас больше, чем серьезных поставщиков, способных выполнять эти заказы». Он подчеркнул: у предприятий не хватает информации как основы для принятия решений и налаживания кооперационных связей. Именно сбором такой информации, в частности, и занимается центр.
Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Виктор Домбровский в своем выступлении остановился на проблемах создания «зон технологического преимущества». Он уверен, что они должны функционировать только при участии малых предприятий. Причем, подчеркнул В.Домбровский, при создании таких зон важно определить и устранить «не просто препятствия на пути развития малого бизнеса, а как можно скорее решить спорные вопросы в сфере налоговой и бюджетной политики, а также административной реформы». Он подчеркнул, что сложным испытанием для российской экономики и, в частности, малого бизнеса станет грядущее вступление Росси в ВТО. Решить проблемы, которые неизбежно возникнут в этот период, можно только консолидированными усилиями власти и бизнеса, резюмировал В.Домбровский.
Заместитель руководителя Департамента науки и промышленной политики г. Москвы Виталий Фисичев также начал свое выступление с тех трудностей, которые возникнут при вступлении России в ВТО. Он высказал уверенность: РФ сможет преодолеть их только в том случае, если промышленность страны станет «более конкурентоспособной и гибкой», что возможно только при активном развитии малого бизнеса. Говоря о разрабатываемой в настоящее время среднесрочной программе инновационной деятельности в г.Москве, В.Фисичев отметил, что в этом документе «будут обозначены стыковочные точки, по которым можно будет сближать позиции» Департамента науки и промышленной политики и Департамента поддержки и развития малого предпринимательства. Он считает, что малый инновационный бизнес следует рассматривать «как полигон, где испытываются современные инновационные идеи», которые потом будут внедряться в промышленное производство. Кроме того, сообщил В.Фисичев, Москва обладает опытом по консолидации усилий малых инновационных предприятий: для этих целей в столице создаются технопарки и центры трансфера технологий со специальными благоприятными условиями для малых инновационных компаний. Сегодня они действуют, как правило, при вузах, например, при МИФИ и МГУ им. Ломоносова, а также на территориях, которые давно уже являются центрами высоких технологий столицы, например, в Зеленограде.
Руководитель Минского союза предпринимателей и работодателей Владимир Николаевич Карягин рассказал собравшимся о том, как развивается малый бизнес в Белоруссии. По его словам, в республике на сегодняшний день более 22% от общего числа малых предприятий действует в сфере промышленного производства, на этих предприятиях работает 31% экономически активного населения страны. В торговле работает 41% всех малых предприятий Белоруссии, однако в этом секторе занято только 14% экономически активного населения. Н.Карягин особо подчеркнул «производственно-инвестиционный характер малого бизнеса Белоруссии». Он отметил также, что опыт Москвы в сфере развития и поддержки малого предпринимательства «интересен и бесценен» для его страны. Председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга Сергей Зимин рассказал участникам конференции о том, как обстоят дела с развитием малого бизнеса в Северной столице. По его словам, в городе действует 240 тыс. предприятий малого бизнеса, 115 тыс. из них – юрлица. Около 42% экономически активного населения города занято на малых предприятиях. Их доля в общем хозяйственном обороте в городе составляет 27%, то есть 188 млрд рублей, около 25% - доля в налоговых поступлениях в городской бюджет. За 1,5 года число малых предприятий Санкт-Петербурга возросло на 34 тыс., отметил С.Зимин. В то же время он сообщил, что производственный сектор не динамично развивается, его доля в общей структуре малого предпринимательства Санкт-Петербурга – 8-10%. 52% малых предприятий города занято в сфере услуг. Говоря о приоритетах правительства города в сфере развития малого бизнеса на ближайшие три года, С.Зимин отметил, что к ним относятся развитие малого предпринимательства сфер промышленности, инноваций и ЖКХ.
Президент Российского агентства развития малого и среднего предпринимательства Виктор Ермаков сообщил, что на 19 декабря намечено последнее обсуждение проекта федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». В.Ермаков охарактеризовал этот законопроект как рамочный, он вводит понятия микро-, малого и среднего предприятий, позволяет региональной и муниципальной власти строить более эффективную политику поддержки малого предпринимательства. Кроме того, В.Ермаков сообщил о том, что планируется «связать с этим законом еще несколько законопроектов»: по налоговому администрированию, закону о приватизации (малые предприятия, которые в течение трех лет добросовестно выплачивали арендную плату за арендуемые нежилые помещения, должны иметь возможность выкупать эти помещения вне конкурса, причем с рассрочкой платежа). Президент МА «Система межрегиональных маркетинговых центров» Елена Емельянова в своем выступлении подчеркнула, что развивать международные деловые связи российских малых предприятий важно, однако прежде всего следует заниматься налаживанием партнерских отношений на внутреннем российском рынке, так как именно он является основным для малого бизнеса РФ.
Она охарактеризовала кластерную систему как способ развития малого производственного бизнеса. По ее словам, ни в коем случае нельзя малый бизнес «загонять в кластер силой», напротив, у предприятий должна появиться потребность объединиться вокруг какого-либо крупного якорного предприятия. Е.Емельянова подчеркнула, что деятельность центров субконтракции способствуют этому процессу, так как они создают информационное поле, чтобы участники потенциального кластера могли знать друг о друге, и ведут просветительскую работу.
Работа IV Межрегиональной конференции «Предпринимательство в промышленности: пути развития» продолжит свою работу 1 декабря. В ходе второго дня конференции пройдет «Биржа субконтрактов» - серия подготовленных переговоров по конкретным кооперационным заказам с участием представителей отделов закупок, кооперации и качества. Также состоится семинар «Современные методы организации производства», «Логистика и промышленный склад». Кроме того, пройдет открытое совещание руководителей центров субконтрактации.
 17 ноября В четверг, 17 ноября, в прямом эфире программы «Деловая Москва» на канале ТВЦ выступил президент Московского центра развития предпринимательства Игорь Городничий. Он рассказал о проходящем в столице Форуме делового партнерства «Руспартенариат – 2005. Малый бизнес Москвы-2005». По его словам, в форуме приняли участие самые лучшие малые предприятия Москвы, которые были отобраны префектурами. Форум отличался от подобных мероприятий прошлых лет тем, что был совмещен с Днями малого и среднего бизнеса России-2005. «Это более эффективная форма взаимодействия, - отметил И. Городничий, подчеркнув, что половина экспозиции, которая была представлена на ВВЦ, посвящены малому бизнесу Москвы.
Президент МЦРП сообщил, что в рамках мероприятий Дней малого бизнеса в ходе круглых столов и семинаров регионам был широко представлен опыт Москвы в сфере поддержки малого предпринимательства. Все представленные аспекты и направления поддержки, по словам И. Городничего, вызвали у представителей регионов значительный интерес, поскольку Москва – признанный лидер по уровню развития малого бизнеса.
Говоря о новых направлениях поддержки малого бизнеса столицы, И. Городничий сообщил, что Москвой совместно с МЭРТ создается венчурный фонд. "Мы договорились, что федеральные структуры, в частности МЭРТ, выделяют 200 млн руб., и такой же вклад делает Москва», - сказал он. - За счет инвестиционной составляющей фонд увеличивается до 800 млн руб., таким образом, малый бизнес получит новые возможности венчурного финансирования своих проектов".
Отвечая на уточняющие вопросы, президент МЦРП сообщил, что венчурные проекты и проекты начинающих предприятий отбираются в округах Москвы территориальными центрами развития предпринимательства (ТАРПы) при содействии префектур, рассматриваются на окружных комиссиях, а затем выносятся на городскую комиссию. Все проекты в обязательном порядке проходят экономическую и научно-техническую экспертизы.
И. Городничий подчеркнул, что Москва берет курс на возвратное финансирование малого бизнеса. «Если раньше мы говорили о возможности получения субвенций, то сейчас мы говорим о возвратности финансирования», - пояснил он. По словам президента МЦРП, структуры поддержки малого предпринимательства переходят на более эффективные формы поддержки МП. В качестве примера он обозначил компенсацию части процентной ставки по банковскому кредиту для малых предприятий. При этом остается проблема залогового обеспечения, но она будет решаться за счет создаваемого гарантийного фонда.
В отношении инфраструктуры поддержки малого бизнеса столицы президент МЦРП сообщил, что планируется более эффективно организовать работу территориальных центров развития предпринимательства и территориальных агентств развития предпринимательства (ТАРП) в плане разграничения полномочий. Он подчеркнул, что ТАРПы должны заниматься коммерческой деятельностью в тех случаях, когда оказываемые ими услуги выходят за рамки направлений бюджетной поддержки малого предпринимательства.
В ходе дискуссии И. Городничий затронул также аспект информационного обеспечения предпринимательской деятельности. По его словам, эффективность и востребованность этой формы поддержки доказывает тот факт, что число пользователей информационной системы поддержки малого бизнеса – Российского делового портала "Альянс Медиа" - превысило 55 тыс. человек в день.
В заключение президент МЦРП отметил, что в течение этого года завершится проработка проекта оказания содействия малым предприятиям при сдаче отчетности в электронном виде. «В условиях, когда налоговые органы предлагают малым предприятиям сдавать отчетность в электронном виде, а IT- предприятия - электронную подпись и ключи, консультационный аспект этой деятельности остается непроработанным, - сказал он. - Для этого и будет создана система поддержки».
 10 ноября Рынок труда столицы отличается стабильностью.
Среднегодовое количество вакансий, регистрируемых службой занятости, в последние пять лет превысило 160 тыс. чел. Наиболее часто вакансий предлагают строительная отрасль и транспорт. С этого года предприятия, получающие преференции от московского правительства, например, городской заказ, бюджетное финансирование и др., подают документы по новой форме, с дополнительной графой о наличии вакансий. Однако малый бизнес практически вакансий в службу занятости не дает.
Об этом говорилось в среду, 9 ноября, в Информационном центре правительства Москвы на пресс-конференции, посвященной 15-летию Московской службы занятости. Начальник Управления Федеральной государственной службы занятости населения по г.Москве Сергей Дудников в своем выступлении отметил, что рынок труда в Москве отличается стабильностью на протяжении многих лет в отличие от других регионов - «в России в целом безработица растет». Он напомнил историю Биржи труда в г.Москве, которая была создана по инициативе в то время председателя Мосгорисполкома Юрия Лужкова при поддержке Госкомтруда СССР. 30 октября 1990 тогда было подписано совместное решение, в котором были определены задачи новой структуры, и они с тех пор не изменились: переподготовка кадров, сбор сведений о вакантных рабочих местах предприятий всех форм собственности, информационное и правовое обеспечение политики занятости, социальные гарантии и компенсации при безработице и т.д.
С.Дудников рассказал об основных итогах деятельности московской службы занятости за 2001-2005 годы. По его словам, общее количество обращений в службу занятости (граждане и работодатели) составило 2 млн 210 тыс. чел., среднегодовое количество заявленных вакансий 167,2 тыс. чел., оказано содействие в трудоустройстве 326 тыс. чел. С.Дудников заметил, что среднегодовой уровень безработицы зарегистрирован на уровне 0,6% (34,7 тысяч человек) было проведено 170 ярмарок вакансий, которые посетили 157 тысяч человек.
Отвечая на вопросы журналистов, С.Дудников сообщил, что в банке вакансий службы представлены профессии, которые пользуются устойчивым спросом. «Служба занятости является коллектором: мы собираем то, что нам предлагает экономика города, постоянно открываются вакансии в строительстве, на транспорте и др.», - подчеркнул начальник управления. Он также заметил, что Москва проводит выверенную экономическую политику, поэтому можно прогнозировать развитие рынка труда, какие будут вакансии в будущем. В городе реализуются комплексные отраслевые программы развития промышленности, малого бизнеса, потребительского рынка и т.д. «Поскольку рынок труда в Москве стабильный, он регенерирует вакансии одного типа, но нельзя сказать, что они все время одинаковые», - подчеркнул С.Дудников.
На вопрос ИА «Альянс Медиа», предоставляют ли данные о наличии свободных рабочих мест представители малого бизнеса, он ответил, что сейчас в банке вакансий 154 тысячи предложений от московских работодателей, но "малый бизнес практически вакансий не дает". По мнению С.Дудникова, происходит это по разным причинам: предприниматели традиционно ищут себе работников, в основном, через частные контакты, СМИ, а иногда "прячут вакансии, потому что работают на грани фола и обращаться к государству им не интересно".
По словам С.Дудникова, для московской службы занятости малый бизнес - очень большая ниша, на недавних переговорах с руководителем Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Михаилом Вышегородцевым было принято решение о разработке совместных программ. «Начали мы с ярмарок вакансий, куда приходят предприниматели, сами набирают народ и себя рекламируют, для них это прекрасная возможность заявить о себе», - подчеркнул он. Заместитель председателя Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (МКПП) Ольга Терентьева в свою очередь заметила, что каждый предприниматель, который участвует в городе в процессе производства материальных благ, в том числе, предприятия малого бизнеса - все они являются работодателями. «МКПП регулярно укоряли в том, что только 2% работодателей выполняют свою обязанность, закрепленную законом «О занятости населения», о предоставлении информации о наличии вакансий на предприятии», - сказала она. В этом году по инициативе МКПП каждое московское предприятие, которое получило преференции от московского правительства, например, городской заказ, бюджетное финансирование и др., подает документы по новой форме, с дополнительной графой о наличии вакансий. "60% предприятий столицы участвуют в конкурсных процессах, поэтому служба занятости автоматически получит сведения о наличии вакансий через систему «Электронная Москва. Это непростое решение, но оно будет достаточно эффективным», - подчеркнула О.Терентьева.
 9 ноября Сегодня на заседании Мосгордумы был рассмотрен проект закона города Москвы «Об упрощенной системе налогообложения на основе патента». Проект закона представил первый заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития г. Москвы Валерий Жаров. Он сообщил, что Федеральным законом N 101 от 21 июля 2005 года были внесены дополнения в главу 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, в соответствии с которыми индивидуальные предприниматели, не привлекающие в своей предпринимательской деятельности наемных работников, с 1 января 2006 г. вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента по 58 видам предпринимательской деятельности. Годовая стоимость патента по каждому виду деятельности составляет 6% от суммы предполагаемого годового дохода по каждому виду предпринимательской деятельности.
Согласно федеральному закону, решение о возможности применения данной системы налогообложения на территории субъектов РФ принимается законами соответствующих субъектов, при этом определяются конкретные перечни видов предпринимательской деятельности, а также размер потенциально возможного годового дохода по каждому виду предпринимательской деятельности. В.Жаров подчеркнул, что переход на данную систему налогообложения осуществляется только на добровольной основе, и при этом налогоплательщик вправе выбирать, на какой срок получать патент – квартал, полугодие, 9 месяцев или год.
По словам В.Жарова, представленный на обсуждение Мосгордумы проект закона предусматривает возможность применения индивидуальными предпринимателями на территории г.Москвы упрощенной системы налогообложения на основе патента по 47 видам предпринимательской деятельности. Перечень видов деятельности и соответствующие им размеры потенциально возможного годового дохода для расчета стоимости патента определены в пределах, установленных НК РФ.
В ходе своего выступления В.Жаров отметил, что, по данным за 2004 год, из 139 тыс. московских индивидуальных предпринимателей упрощенку используют 77 тыс., обычную систему налогообложения – 28 тыс., а 34 тыс. не платили налоги по разным причинам (нулевая прибыль либо прекращение деятельности). Общая сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей Москвы в 2004 г. составила 1,5 млрд руб. Депутат отметил, что правительство Москвы вносит данный законопроект с целью "облегчить жизнь" индивидуальным предпринимателям, упростив им процедуру уплаты налогов, а также минимизировать расходы налоговых органов на их администрирование.
В.Жаров пояснил, что было принято решение исключить из перечня всех видов деятельности(58) ряд тех, которые непрофильны для г.Москвы, а также те виды деятельности, доходы от которых по Москве превышают средний доход по стране. При этом было принято решение сделать ставки налогообложения пониженными по отношению к ныне существующим. По словам В.Жарова, Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы был проведен опрос предпринимателей, и новые ставки не встретили у них возражения. Однако, подчеркнул депутат, по ставкам возможны некоторые ошибки, как в сторону завышения, так и в сторону занижения, а также возможны ошибки в определении предполагаемых доходов. Но эти ошибки не страшны, считает В.Жаров, поскольку переход на эту систему добровольный и не носит характера «обязаловки». По мнению депутата, необходимо проверить новую систему в течение 2006 года, и по окончании этого периода можно вносить необходимые поправки.
Следующий докладчик, депутат А.Крутов, говоря о невключенных в "московский" перечень видов деятельности, упомянул техническое обслуживание автомобилей и ритуальные услуги. Он подчеркнул, что патент – это не новый налог, а разновидность упрощенки. Он дал положительную оценку обсуждаемому законопроекту, отметив, что его принятие решает три задачи: упрощение жизни предпринимателей, равно как и налоговых органов, а также выход из тени той группы предпринимателей, которые сейчас не платят налоги. В ходже дискуссии В.Жаров обратил внимание депутатов на то, что данный законопроект вносится по инициативе
Департамента поддержки и развития малого предпринимательства, кроме того, в Общественно-экспертном совете по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы были получены позитивные отзывы по налоговым ставкам. Отвечая на вопрос депутата Антонова, В.Жаров сказал, что не может прогнозировать точное количество предпринимателей, которые воспользуются патентом в силу того, что у налоговых органов нет учета по конкретным видам предпринимательской деятельности. При этом отметил, что значительная часть из тех 75% предпринимателей, которые сейчас применяют упрощенку, воспользуются новой системой.
В свою очередь А.Крутов акцентировал внимание на том, что налоговые ставки были определены ниже среднего уровня. Однако депутат И.Рукина заявила, что некоторые ставки ей кажутся большими. Вместе с тем, по ее мнению, это прогрессивный налог для некоторых видов предпринимательской деятельности – например, музыкального обслуживания торжеств и обрядов, услуг тамады, услуг по ремонту и настройке музыкальных инструментов и т.п. В целом депутаты поддержали новый законопроект. Так, депутат В. Волков заявил, что расценивает новый законопроект как прогрессивный и считает, что он будет способствовать росту малого бизнеса в Москве.
В заключительном слове А.Крутов подчеркнул, что данный законопроект будет стимулировать развитие частного предпринимательств, отметив, что «6% - это не 13% подоходного налога». Было также отмечено, что реализация данного закона не потребует дополнительных расходов из бюджета г. Москвы.
В итоге законопроект был единогласно принят в первом чтении.
 2 ноября Необходимость внедрения в Москве системы «одного окна» у правительства города не вызывает сомнений. Однако в ходе реализации этого принципа возник ряд препятствий, существенно замедляющих его распространение. Обсуждению этой проблемы был посвящен первый вопрос повестки дня вчерашнего заседания правительства Москвы: «О ходе реализации принципа «одного окна» в работе органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций». В ходе него был рассмотрен соответствующий проект постановления.
С докладом по вопросу выступила Любовь Оборкина, начальник Государственной городской инспекции по контролю за использованием объектов нежилого фонда г. Москвы. На первый взгляд, по ее словам, система «одного окна» уже создана: сформировано около 900 служб «одного окна»; утвержден единый реестр, в котором определены держатели «одного окна»; установлен перечень выдаваемых документов и сроки выдачи. Вместе с тем, внедрение реформы затянулось, нет единообразия в работе служб «одного окна» даже одного держателя. «Москвичи не почувствовали изменения отношений между чиновниками и гражданами», - заявила она.
Л.Оборкина рассказала, что в период с 1 июня по 1 сентября текущего года проведено 267 проверок работы служб «одного окна». Проверки показали, что во многих органах исполнительной власти, городских организациях работа служб «одного окна» была организована со множеством нарушений требований существующих правовых и законодательных актов, регламентирующих порядок введения режима «одного окна». Таких нарушений выявлено более 800. В 44% случаев они связаны с отсутствием регламентных схем подготовки, согласования и выдачи документов заявителю, определяющих сроки оформления, согласования и выдачи документов; в 38% случаев отсутствуют внутренние регламенты, описывающие работу служб «одного окна»; в 26% случаев нет договоров о порядке взаимодействия служб «одного окна» с согласующими организациями; также есть случаи неведения учета обращений заявителей. Вместе с тем внутренние регламенты, прописывающие работу каждой отдельной службы «одного окна», крайне важны и должны утверждаться правительством Москвы, считает она. Отсутствие регламентных схем, внутренних регламентов приводит к тому, что процесс согласования растягивается на месяцы, иногда достигает года. Л.Оборкина привела пример с одной торговой фирмой, которая пристроила крыльцо размером 5 кв. метров, что потребовало 9 месяцев на согласования и 60 тысяч рублей официальных платежей.
Аналогичная ситуация сложилась и с соглашениями о порядке взаимодействия служб «одного окна» с согласующими организациями, учетом обращений заявителей в журнале в бумажной форме. В большинстве случаев в службах «одного окна» таких соглашений нет, а учет обращений заявителей не ведется. Кроме того, отметила Л.Оборкина, важным остается вопрос технического оснащения служб «одного окна»: пока лишь 18% из них соответствуют нужному уровню технического оснащения.
Она добавила, что префекты и главы управ районов города Москвы принимают оперативные меры по устранению нарушений в работе служб «одного окна». Медленнее реформа идет в отраслевых департаментах и госучреждениях. Система «одного окна», по словам Л. Оборкиной, в городе внедряется, однако согласования пока ложатся на плечи заявителей либо выполняются посредническими организациями. Она уверена, что на сегодняшний день можно было бы иметь более внушительные результаты в случае проведения предварительного анализа того, какие документы выдаются городскими организациями, определить сроки их подготовки и т.д. Ведь законодательно не учтено то, что для различных документов необходимы различные сроки подготовки и различные процедуры согласований.
Л.Оборкина считает, что на базе префектур и управ районов следовало бы создать центры, способные объединить территориальные службы «одного окна». «Некоторые префекты этот вопрос уже прорабатывают», - заявила она. Кроме того, по ее мнению, проблеме реализации принципа «одного окна» необходимо придать иной правовой статус, подготовить предложения по разработке городом соответствующего закона. В качестве содокладчика выступил Александр Крутов, депутат Московской городской думы, председатель Комиссии по регламенту, правилам и процедурам МГД. Он подчеркнул, что внедрение системы «одного окна» в г.Москве является важным шагом административной реформы, способным преодолеть отчуждение между властью и обществом, изменить отношение общества к власти. Сегодня, по его словам, жители и предприниматели уже не жалуются на большое количество согласований, потому что привыкли к этому. «Предпосылки для работы большей части городской системы в режиме «одного окна» были созданы, а вот системы работы в режиме «одного окна» еще нет», - считает А.Крутов. Депутат МГД согласился, что уместной будет разработка соответствующего закона о реализации принципа «одного окна». Прежде всего, следует провести инвентаризацию обращающихся в системе документов, нужна вневедомственная координация этой работы. А.Крутов также уверен, что необходимо решать вопрос об информационном обеспечении процесса.
Алексей Михайлов, начальник управления информатизации города Москвы сообщил, что процесс реализации принципа «одного окна» включает в себя: автоматизацию всего, что связано с обращением граждан; организацию внутреннего процесса работы городских служб, связанного с выдачей документов. В рамках реализации первого направления в марте 2005 года была создана и внедрена в ряде префектур система мониторинга обращений граждан. Реализация второго направления, по его словам, затрудняется из-за отсутствия внутренних регламентов работы служб «одного окна», отметил он.
Сегодня 210 видов документов выдаются в режиме «одного окна», сообщил А.Михайлов. На базе регламентов, подготовленных по этим 210 видам документов, составлено 167 регламентных схем выдачи документов, 65 из них утверждены, 41 находится на стадии утверждения, оставшиеся - на стадии согласования по результатам коррекции. «Подготовка регламентных схем – это наиболее сложная процедура, так как она затрагивает интересы ведомств, участвующих в работе», - сказал А.Михайлов. Оставшиеся регламентные схемы он пообещал подготовить в течение полугода, после чего перейти к автоматизации процесса.
Если изначально в г.Москве существовало 810 служб «одного окна», то сейчас действуют 623 службы, около 600 служб уже оснащены между собой информационными каналами связи, сообщил А. Михайлов. «Учетная система создана, система подготовки регламентов идет, остается оптимизировать систему. А это займет 1-2 года», - сказал он, поддержав предложение координации их работы на территориальном уровне префектур и управ. В ходе заседания с докладом также выступил министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Михаил Вышегородцев. Он сообщил, что для субъектов малого предпринимательства система взаимодействия с государством по принципу «одного окна» имеет особое значение. Малый предприниматель нуждается в том, чтобы использовать прозрачные и поддающиеся четкому контролю взаимоотношения с властью, поскольку в наибольшей степени от нее зависит, так как не обладает ни значительными финансами, ни существенным административным ресурсом. В особенности это проявляется в вопросах аренды недвижимости и строительстве, выдаче разрешений на занятие определенными видами деятельности, прежде всего, торговлей, согласовании разрешенного использования помещений. В этой связи "адекватный анализ состояния дел может помочь улучшить работу", отметил министр.
Он подчеркнул, что необходимо продолжать совершенствование регламентов служб «одного окна» также, как и налаживать систему электронного документооборота. Однако не менее важным, по его мнению, является расширение реестра документов, которые могут выдаваться по системе «одного окна».
М.Вышегородцев сообщил, что Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы совместно с организациями инфраструктуры поддержки проводит работу по внедрению в среду малого предпринимательства информационных технологий, развитию безбумажных технологий делового информационного обмена, в том числе с использованием информационных средств авторизации. В данном направлении ДПиРМП предлагалось создать в городе многофункциональную систему документооборота «Единое окно сдачи отчетностей субъектов малого бизнеса Москвы». Основной задачей указанной системы предполагалось оказание содействия субъектам МП в комплексном решении проблем подготовки, контроля, анализа и передачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи. На первом этапе планировалось сосредоточиться на налоговой отчетности, затем перейти на другие ее виды. «Создание и внедрение в практику работы субъектов МП защищенного, безбумажного, юридически значимого электронного документооборота может способствовать оптимизации затрат на непроизводственную деятельность, содействовать исключению непроизводственного контакта предпринимателей и представителей органов власти», - сказал министр. Департамент вносил проект нормативного акта в правительство Москвы о создании системы единого окна сдачи отчетности, однако, сообщил М.Вышегородцев, данный проект не был согласован. Министр также предложил некоторые изменения пункта 4.1 рассматриваемого постановления. Этот пункт гласит, что все проекты правовых актов правительства Москвы в обязательном порядке должны проходить процедуру согласования с Госгоринспекцией. Он считает, что Госгоринспекция должна либо проверять и контролировать этот процесс, а развитие системы должно быть перепоручено другой структуре, либо Госгоринспекция должна генерировать новые направления работы в режиме «одного окна».
Итоги заседания подвел мэр Москвы Юрий Лужков. Он согласился с М.Вышегородцевым, что функции Госгоринспекции в большей степени связаны с контролем. «Мы специально усилили ее функции, чтобы она могла действенно влиять на формирование системы работы города в режиме «одного окна», - сказал Ю.Лужков. - Что же касается предложения разработать в каком-то одном месте систему «одного окна», то это неправильно и нереально». Он подчеркнул, что по отраслям система должна отрабатываться, также как и на конкретных территориях, однако это общее дело города. Ю.Лужков предложил принять за основу рассматриваемое постановление «О ходе реализации принципа «одного окна» в работе органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций». Ответственным за реализацию системы «одного окна» назначен первый заместитель мэра, руководитель аппарата мэра и правительства Москвы Виктор Коробченко.
«Организационная структура системы – это многоаспектная задача, требующая мощной координации», - отметил мэр. Это требует, чтобы в каждом из отраслевых направлений, в каждой префектуре и управе были отработаны все документы для работы в системе "одного окна". «Мы должны ясным образом сформировать перед собой цель, структуру документов, которые должны идти через «одно окно». Уже сегодня необходимо отработать систему целей 2008 года», - считает Ю.Лужков. Одновременно, по его словам, в каждой районной управе должны быть созданы центры информационного обслуживания населения. Ю.Лужков предложил также материально стимулировать работу тех сотрудников служб «одного окна», которые выдают документы в срок. В частности, им до 30% к зарплате, если они четко и быстро выполняют свою работу по заявкам жителей, предпринимателей. По его мнению, это даст серьезный эффект, такое положение следует прописать в постановлении.
Мэр Москвы отметил важность налаживания системы электронного документооборота для города. По его словам, это приоритетное направление программы «Электронная Москва». Ю.Лужков также подчеркнул необходимость минимизации перечня собираемых документов для получения конкретного разрешения и подготовки кадров для служб «одного окна».
В заключение он заявил: «У нас в городе достаточное законодательное поле, чтобы заняться системой «одного окна», если мы решим эту задачу к 2008 году, это будет успех». Никакие федеральные законы в этом смысле не должны и не могут препятствовать реализации системы «одного окна» в Москве, подчеркнул мэр и добавил, что контроль за ходом реализации системы будет усилен и будет проводиться в «жестком виде».
 1 ноября Политика государства в области кредитования малого и среднего бизнеса обсуждалась вчера на Международной практической конференции "Кредитование малого и среднего бизнеса" в Экспоцентре. По мнению члена президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», президента Центра микрофинансирования Павла Сигала, проблема кредитования предприятий малого бизнеса заключается не только в сложности получения кредитов из-за отсутствия залоговой стоимости: проблемы финансовой поддержки малого бизнеса начинаются с отсутствия законодательного обеспечения этой сферы в целом и самого понятия - что такое "средний или малый бизнес".
В России из 5 млн представителей малого бизнеса 4 млн – ПБОЮЛы, которые практически не имеют доступа к финансовым ресурсам, подчеркнул П.Сигал. В продолжение темы он заметил, что пороговое значение для перехода на упрощенную систему налогообложения, которая действительно является шагом вперед и возможностью для развития малых предприятий, сейчас cоставляет всего 20 млн рублей. «Сколько мы ни бились с Минфином, внятного расчета - почему 20 млн руб., а не 50-60 млн руб. - ни к какому результату не пришли, и представителей министерства на встречах с предпринимателями мы не видим», - заявил он. П. Сигал также сообщил, что приводимые цифры роста числа малых предприятий на 5-7%, по оценке экспертов "ОПОРЫ", являются просто "системой клонирования" одного малого предприятия. Оно при превышении барьера в 15-20 млн рублей, чтобы по-прежнему использовать «упрощенку», создает второе, третье, пятое предприятие, однако это один и тот же бизнес. Малые предприятия во многих производственных сферах, например, в швейной или текстильной промышленности, с численностью чуть более 100 человек, имеют небольшие обороты, но по закону могут применять обычную форму налогообложения, поэтому они тоже клонируются на искусственные образования, считает он. П.Сигал сделал вывод, что МЭРТ делает очень многое для реализации государственной политики по поддержке малого бизнеса, но «проблема заключается в деталях». Так, ведомтственная программа МЭРТ направлена только на поддержку государственных бизнес-инкубаторов, а частные бизнес-инкубаторы, которые создаются, в частности, в Татарстане, таких средств не получают. «Вся мировая практика показывает, что наиболее эффективные бизнес-инкубаторы - в виде акционерных обществ, с присутствием частного капитала, но Бюджетный кодекс РФ не позволяет выдавать средства частным структурам», - пояснил он. По мнению П.Сигала, исполнительные и законодательные органы власти должны решить главную проблему: предоставить равные права всем участникам рынка для реализации важнейших государственных программ.

Последние события

АРХИВ КАЛЕНДАРЯ СОБЫТИЙ
2010 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2009 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2008 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2007 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2006 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2005 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2004 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюньмайапрель
мартфевральянварь
  
2003 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
июльиюньмайапрель
мартфевральянварь
  
2002 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2001 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
2000 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай
апрельмартфевральянварь
 
1999 год
декабрьноябрьоктябрьсентябрь
августиюльиюньмай 



Статьи