| 25 января Cегодня состоялось очередное заседание правительства Москвы. Первым пунктом повестки дня стал вопрос «О дополнительных мерах по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории города Москвы», а также соответствующий проект постановления. С основным докладом выступил министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Евгений Егоров.
Он напомнил, что в соответствии с принятыми нормативными документами правительством Москвы был разработан и постепенно вводится единый порядок осуществления мероприятий по контролю за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключены соглашения с территориальными подразделениями федеральных контролирующих органов в области координации контрольной деятельности.
Е. Егоров отметил создание информационно-аналитической системы (банка данных проверок субъектов предпринимательской деятельности), которая позволяет регистрировать распоряжения на проведение проверок, результаты проведенных проверок и принятых мер, оперативно предоставлять информацию о контрольной деятельности на территории города.
Министр подчеркнул, что принятые меры привели к снижению административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства, сокращению общего количества мероприятий по контролю за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, увеличению числа комплексных проверок (их число составляет более 55% от общего количества проверок), сокращению числа выявленных нарушений до 30%, устранению дублирования функций в деятельности органов госконтроля. В ходе реализации административной реформы, как сказал Е. Егоров, идет процесс сокращения количества органов государственного контроля и штатной численности их сотрудников. Он также отметил, что по сравнению с 1995-2000 годами, когда государственный контроль являлся, по мнению предпринимателей, главным административным барьером, сегодня этот показатель переместился на 6 место в списке административных препятствий.
Однако, несмотря на принятие Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля", постановлений правительства Москвы, которые направлены на защиту прав предпринимателей при взаимодействии с органами государственного контроля, необходимость дальнейшего совершенствования системы государственного контроля малого бизнеса является очевидным, считает министр.
Он заявил, что федеральными органами государственного контроля проводится в 3-5 раз больше мероприятий по контролю, чем московскими органами, значительную часть из них можно считать несанкционированными, так как при проведении мероприятий по контролю не соблюдаются нормы и правила, содержащиеся в законе. Сфера применения данного закона сужена, его положения не распространяются на целый ряд федеральных органов государственного контроля, считает Е. Егоров. "Закон регулирует проведение лишь около 20% мероприятий по контролю. В частности, проводимые ОВД проверки во многих случаях не связаны с оперативно-розыскной или иной правоохранительной деятельностью, зачастую сотрудники указанных органов при проведении проверок подменяют органы торговой инспекции, санэпиднадзора и других, при этом они, как правило, игнорируют требования ФЗ, ссылаясь на закон "О милиции", - заявил Е. Егоров.
47% проверяющих, по словам докладчика, требуют документы, не относящиеся к предмету проверки; 30% - требуют документы, не относящиеся к компетенции органа, осуществляющего контроль.
Министр правительства Москвы заявил, что в связи с этим Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы разработал законопроект "О внесении дополнений в статью 10 закона РФ "О милиции", предусматривающий общую норму о том, что при осуществлении проверок субъектов малого предпринимательства, не связанных с оперативно-розыскной деятельностью, сотрудники милиции обязаны руководствоваться требованием ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля".
Е. Егоров подчеркнул, что подобные изменения необходимо вносить. "Этот вопрос рассматривался на совете по предпринимательству в СФ и прокуратуре", - сказал он.
Министр коснулся и вопроса комплексности проверок. По его словам, на сегодняшний день комплексные проверки составляют около 55% всех контрольных мероприятий, но до сих пор не определено понятие комплексности проверок, также как и не определены организации, участвующие в этом процессе.
"Необходимо создать работоспособный механизм оценки деятельности государственной структуры, должностных лиц, ввести ответственность чиновника за использование своих служебных полномочий", - считает Е. Егоров. Он заявил, что по-прежнему сохраняется практика необоснованной приостановки деятельности предприятий со стороны органов государственного контроля, в частности, со стороны правоохранительных органов, когда они остаются безнаказанными, хотя подобные действия влекут за собой административное взыскание.
Министр отметил, что нарушение требований к качеству, безопасности продукции влечет за собой административное наказание в размере штрафа до 700 МРОТ, однако и эти нормы не действуют. Зачастую, по его словам, в органах государственного контроля и местного самоуправления функционируют различные коммерческие структуры, взимающие плату за проведение экспертиз, консультаций. "Таким образом, контролирующий орган переходит к открытому лоббированию платных услуг аффелированых коммерческих структур, руководствуясь положениями федерального законодательства", - сказал министр.
В целях снижения административного вмешательства в деятельность субъектов малого предпринимательства, по его словам, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы разработал проект единого регламента проведения мероприятий по государственному контролю в городе Москве. Разработка проекта регламента вызвана необходимостью установления общих принципов организации и порядка проведения контрольных мероприятий за деятельностью, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории столицы. Как сообщил Е. Егоров, регламентом устанавливаются принципы, соблюдение которых является обязательными, независимо от вида государственного контроля. В проекте регламента определяется процедура государственного контроля, а также устанавливается исчерпывающий перечень актов, которые имеют право принимать уполномоченные органы или должностные лица в рамках осуществления государственного контроля. В дальнейшем, по словам министра, должна быть регламентирована деятельность каждого контрольного органа. "Мы для себя ставим задачу найти совместное решение по этому вопросу, в том числе и с федеральными службами", - сказал он.
Еще одной задачей, стоящей перед правительством Москвы, Е. Егоров назвал предоставление субъектам малого предпринимательства квалифицированной правовой информации, оказание услуг по комплексному правовому сопровождению бизнеса. "Сегодня подавляющее число малых предприятий, их руководителей являются юридически безграмотными", - сказал министр. Сложившийся рынок правовых услуг неоднороден, однако большая часть организаций, предоставляющих квалифицированную правовую помощь ориентированы на крупные, платежеспособные предприятия, что создает неравные условия для субъектов малого предпринимательства, считает он.
С этой целью, как подчеркнул Е. Егоров, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства разработал концепцию создания в установленном порядке правовых условий для предотвращения нарушений, прав и законных интересов предпринимательских структур, внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство в сфере государственного контроля, обеспечения правовой поддержки субъектов малого предпринимательства, в том числе с помощью организаций, оказывающих юридические услуги малому бизнесу. "Мы уже имеем практику, когда департамент дотирует часть средств на оказание юридических услуг юридическим организациям", - заявил министр.
В заключение он отметил, что упорядочение контрольной деятельности является долговременным процессом и требует консолидации усилий как городских, так и федеральных контролирующих организаций.
"Принятие проекта постановления – не конечная цель данной работы, а только ее составная часть, жизнь постоянно будет выдвигать свои требования в каждый период развития рыночных отношений", - заявил министр. Учитывая, что сфера контроля очень разноплановая, для достижения результатов необходимо находить компромиссы, считает он. Департаментом по поддержке и развитию малого предпринимательства, по его словам, уже ведется работа по нахождению взаимопонимания с каждой контролирующей организацией, и результаты этой работы будут тем успешнее, "чем больше у организаций будет осознания важности проводимой работы на пути создания цивилизованного рынка".
Во вторник на заседании правительства Москвы был рассмотрен проект постановления «О дополнительных мерах по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории города Москвы». Содокладчиком по данному вопросу стал Александр Иоффе, председатель Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы.
Он подчеркнул, что обсуждаемая тема в последнее время является предметом острой дискуссии. «И власть, и общество заинтересованы в легальном, законопослушном предпринимательстве, в обеспечении населения качественными товарами и услугами, выполнении бизнесом экологических, санитарных, пожарных и других требований», - сказал он. Однако, по его словам, предприниматели все чаще предъявляют вполне справедливые претензии к реальной практике, которая сложилась в контрольной сфере.
Высокая частота проверок, их избыточность и нарушения при их осуществлении, легальное и нелегальное вымогательство, значительная потеря времени и средств при прохождении проверок бьют в первую очередь по мелким предпринимателям, считает А. Иоффе.
Проект рассматриваемого постановления, заявил он, рождался в условиях меняющегося законодательства, в процессе серьезной дискуссии. Представленный проект постановления нацелен на решение трех блоков вопросов: федеральная и московская проблематика, блок практических мероприятий по правовой поддержке предпринимательства, рассказал он.
А. Иоффе заявил, что проведенные исследования показывают, что федеральные органы в разы превосходят деятельность московских структур по числу проверок малого предпринимательства. Абсолютными «лидерами» в этом отношении являются пожарные, милиция, СЭС и налоговые органы. А. Иоффе напомнил, что Административный кодекс РФ регламентирует деятельность 63 органов, уполномоченных рассматривать дела об административных нарушениях. При этом большинство этих органов могут и должны осуществлять контроль за предпринимательской деятельностью. "Если добавить сюда еще 20 контрольных структур, то получается более 80 организаций, контролирующих деятельность предпринимателей", - сказал А. Иоффе. Он подчеркнул, что необходима ревизия контрольных функций и соответствующее сокращение контролирующих органов.
А. Иоффе также отметил, что и в федеральном, и в московском законодательствах за нарушения в работе предпринимателей, а также при проведении проверок предусматривается наложение штрафов. Размер таких штрафов определяет комиссия или должностное лицо "на основании весьма туманных критериев". Это говорит о принципе коррупционности, заложенном в законодательстве, считает он. А. Иоффе уверен, что если не реформировать федеральное законодательство, то и в Москве будет трудно оптимизировать контрольные процессы.
Второй блок вопросов, затронутых в постановлении, связан с регулированием контрольной деятельности на территории Москвы, сообщил содокладчик. В частности, постановление охватывает 20 видов контроля. А. Иоффе предложил дополнительно к прописанным в проекте положениям добавить проведение в 2005 году экспертизы деятельности контролирующих организаций города, направленной на выявление эффективности работы этих органов, определение уникальности их функций и т.д. "Предполагается, что контролирующим организациям предстоит предметно доказать исключительность своего контроля, невозможность другими способами предотвратить серьезные нарушения при осуществлении контрольной деятельности", - сообщил А. Иоффе.
Он также считает, что в постановлении следует прописать сроки разработки регламентов по каждому виду контрольной деятельности, а также порядок их принятия. К этой работе необходимо привлечь независимых экспертов и объединения предпринимателей, считает он.
Третий блок вопросов, затронутых в постановлении, связан с реализацией концепции эффективной правовой поддержки московских предпринимателей, сообщил А. Иоффе. По его словам, создание специализированного третейского суда в сфере малого бизнеса представляется не вполне оправданным. Это потребует организационных и финансовых затрат, в то время как подобные суды уже существуют при ряде общественных организаций, например при МТПП, уверен он. "Я также думаю, что представляется спорным создание в блоке правовой поддержки малого бизнеса обществ взаимного страхования ответственности", - заявил А. Иоффе в заключение и предложил принять соответствующий проект постановления с дополнениями и изменениями.
| | 25 января На заседании правительства Москвы был рассмотрен проект постановления «О дополнительных мерах по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории города Москвы». Выслушав доклад министра правительства Москвы, руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Евгения Егорова, содоклад председателя Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы Александра Иоффе, ответы на вопросы и выступления приглашенных на заседание вице-мэр Москвы Валерий Шанцев подвел итог обсуждению.
Он заявил, что контрольная деятельность, по сути, является неконтролируемой и может занимать значительную часть времени субъектов малого предпринимательства. Он оценил рассматриваемый проект постановления как наиболее удачный документ в этом отношении. «Документ приобрел структуру. В частности, в нем делается попытка создания общего регламента», - подчеркнул вице-мэр.
В. Шанцев заявил, что нельзя недооценивать значение работы субъектов малого предпринимательства. Именно обеспечение эффективности их деятельности должно стать основой работы правительства. «Задача правительства и всей структуры управления – все сделать для того, чтобы малые предприятия работали более эффективно», - подчеркнул вице-мэр. В этом случае ими будет произведено больше товаров и услуг, следовательно, будет больше налоговых поступлений в бюджет города и больше возможностей для реализации городских социальных программ.
В.Шанцев отметил, что процесс организации контрольной деятельности в Москве никак не может быть долговременным, поскольку ситуация аварийная. «Мы не должны мириться, что каждый день различными структурами нарушается законодательство. Мы не должны спокойно смотреть, что каждый день идет прямое вымогательство, хотя мы обсуждаем различные меры против этого», - заявил вице-мэр. Он сказал, что понимает причины, по которым предприниматели не обращаются за помощью к городским властям, «они считают, что мы один раз вмешаемся, а на следующий день придет новый проверяющий, и условия их работы станут еще хуже». Вице-мэр считает, что необходимо нещадно бороться с такого рода системой организации контроля.
По словам В.Шанцева, предпринимателей проверяет 67 контролирующих организаций. Однако сейчас сами бизнесмены не хотят нарушать интересы потребителей, предоставляя некачественные товары и услуги, потому что иначе они проиграют в конкурентной борьбе. Никто не отрицает необходимость проверок, отметил вице-мэр, но они не должны быть каждодневными. «Надо защитить малый бизнес от всех желающих поживиться за его счет», - уверен он. Добиться этого, по мнению В.Шанцева, можно прежде всего благодаря ужесточению контроля ситуации со стороны городских властей. С этой целью вице-мэр намерен лично возглавить межведомственную комиссию по организации и проведению государственных проверок малого бизнеса.
В.Шанцев предложил принять проект постановления за основу и дал на его доработку две недели. | | 20 января Сегодня состоялась пресс-конференция министра правительства Москвы, руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Евгения Егорова на тему развития малого бизнеса в столице.
По его словам, одной из основных проблем в деятельности малых предприятий города на сегодняшний день является существенный дефицит юридической помощи таким фирмам. Министр считает, что для ее решения прежде всего нужен проработанный закон. Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства фактически не действует, он вошел в противоречие со многими федеральными законами, кодексами и "вообще безнадежно устарел". Однако, по словам Е.Егорова, отменить этот закон - значит признать, что в стране малый бизнес не развивается. Таким образом, юридическая основа для оказания правовой помощи предпринимателям на сегодняшний день отсутствует. Кроме того, подчеркнул руководитель ДПиРМП, не разработаны правила, на основании которых малый бизнес может общаться с властями - в "законодательстве нет тех статей, в которых бы говорилось о правах и обязанностях предпринимателей". Хотя мировая практика свидетельствует, что для нормального функционирования малого и среднего бизнеса должны существовать специальные нормативные документы.
Говоря об итогах деятельности департамента и правительства Москвы в минувшем году в плане поддержки малого предпринимательства, он сообщил, что знаковым событием 2004 года было принятие Программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями. В результате реализации данной программы будет создано 60 деловых центров на территории всех округов Москвы, планируется создание производственно-технологических зон малого бизнеса в Зеленограде и на Открытом шоссе. По этой программе уже в 2004 году активно велась работа по подготовке строительства технопарка в Нагатино - его предполагаемая площадь составит порядка 850 тыс. кв. м.
В минувшем году правительством Москвы было принято постановление о строительстве магазинов и предприятий бытового обслуживания «шаговой доступности». В течение 3-4 лет таких предприятий должно быть создано более 3,5 тысяч, сообщил Е.Егоров.
По его словам, еще одним важным событием 2004 года стало создание в городе Московского городского центра инноваций и высоких технологий.
На сегодняшний день в городе работает около 40 тыс. предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. Однако по-настоящему внедрением инновационных разработок в производство занимается только 4 тыс. столичных предприятий. "Попытки передачи коммерческим структурам управления процессом пропаганды и внедрения инноваций в производство успехов не принесли, - считает министр. - В настоящее время идет работа по созданию ассоциаций, которые взяли бы на себя обязанности в части пропаганды инновационных разработок предприятий, представления их на различных выставках". В целом количество инновационных предприятий в столице значительно увеличилось, сообщил Е.Егоров. Департаментом реализуется программа по поддержке инновационного бизнеса, в 2005 году на нее выделено 200 млн рублей.
По словам министра, в прошлом году также велась активная работа по продвижению продукции, произведенной московскими предприятиями, в регионы. Система межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ) ведет поиск потенциальных партнеров московских предприятий в регионах, после чего организуются деловые встречи, на которых и заключаются контракты. То есть, по словам Е.Егорова, произошел переход на презентационный путь продвижения продукции московских производителей. Кроме того, московские малые предприятия при содействии департамента принимают участие в Ганноверской, Мюнхенской ярмарках, в выставках в Китае. Сейчас ведутся переговоры о создании в Шэньчжэне представительства Москвы, которое будет заниматься налаживанием деловых контактов.
По словам министра, одна из основных проблем малых предприятий Москвы в 2004 году по-прежнему была связана с административными барьерами. Однако по сравнению с 2001 годом количество проверок в городе снизилось более чем в два раза, увеличилось число комплексных проверок. Проблема в том, считает Е.Егоров, что закон о защите предпринимателей в части контрольной деятельности практически не работает, так как он не распространяется на существующие федеральные контрольные органы. По словам министра, на заседании правительства Москвы в следующий вторник департамент планирует просить о внесении в Госдуму проекта закона, который ограничивал бы права милиции в части необоснованных проверок предприятий.
В ходе пресс-конференции Е.Егоров рассказал о приоритетных направлениях деятельности Департамента поддержки и развития малого предпринимательства на 2005 год. Прежде всего, внимание будет сконцентрировано на переводе налоговой отчетности малого бизнеса в электронную форму. Департамент будет значительное внимание уделять работе по обеспечению малых предприятий нежилыми помещениями. Активизации требует и деятельность по созданию системы продвижения продукции московских предприятий в регионы и за рубеж. Среди основных приоритетов деятельности департамента в текущем году останется и развитие инновационного бизнеса и малого бизнеса в сфере ЖКХ.
Отвечая на вопросы журналистов, министр высказал мнение, что для того, чтобы малый торговый бизнес мог активнее представлять свои товары, необходимо создание сети магазинов, реализующих продукцию именно малых предприятий Москвы. Первый такой магазин был открыт в 2004 году. Развитие сетей крупных супермаркетов, отметил Е.Егоров, ограничивает возможность проникновения на рынок товаров малого бизнеса, но переломить ситуацию в пользу малого предпринимательства пока не получилось, сказал руководитель департамента.
Говоря о работе общественных объединений предпринимателей, Е.Егоров отметил, что существует проблема юридической неграмотности таких организаций. Кроме того, нельзя сказать, что сегодня существует такая общественная структура, к которой бы прислушивалась законодательная и исполнительная власть. Даже авторитет «ОПОРЫ РОССИИ» еще слишком мал, уверен министр. "Нужна мощная общественная организация, которая объединила бы существующие на настоящий момент общественные структуры поддержки малого бизнеса", - сказал он.
Министр также отметил, что льготы по оплате аренды нежилых помещений будут предоставляться только тем предприятиям, которые занимаются деятельностью, признанной правительством Москвы приоритетной. По его словам, предприятиям торговли льготы предоставляться не будут, но они будут у предприятий ЖКХ, у тех, кто занимается производством. Такие компании будут платить половину ставки арендной платы, сообщил министр.
В ходе пресс-конференции был поднят вопрос работы малых предприятий в сфере ЖКХ. По словам Е.Егорова, небольшие компании вполне могут работать в сфере уборки, ремонта помещений. Однако такой бизнес прежде всего необходимо организовать, для чего нужно создавать его ассоциации, например, ассоциации ремонтников. Кроме того, для поддержки малого бизнеса в сфере ЖКХ необходимо создание сервисных центров по обслуживанию и ремонту оборудования.
Отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа» о том, каким должен быть максимальный объем налоговых поступлений от малых предприятий в бюджет Москвы, Е.Егоров сказал, что он вполне может составлять не менее 50% всех налоговых поступлений. Чтобы добиться этого, считает министр, необходимо "разработать отдельную статью по малому бизнесу в Налоговом кодексе, которая была бы понятна всему предпринимательству и не давала бы возможности ухода от платежей".
Выступившая в ходе пресс-конференции председатель Союза юристов Москвы Майя Казьмина сообщила журналистам, что в настоящее время союз совместно с Московским агентством по развитию предпринимательства и Московским финансово-юридическим институтом при поддержке МТПП и Московского арбитражного суда принял решение о создании Московской юридической палаты. Ее деятельность должна заключаться в оказании малым предприятиям города правовых услуг. |
| Последние события |
| АРХИВ КАЛЕНДАРЯ СОБЫТИЙ | 2010 год | | | 2009 год | | | 2008 год | | | 2007 год | | | 2006 год | | | 2005 год | | | 2004 год | | | | 2003 год | | | | 2002 год | | | 2001 год | | | 2000 год | | | 1999 год | |
|