3.4. Понятие и виды конфликтов в организации
Большинство работников имеют
личные или связанные с работой проблемы,
часто перерастающие в конфликты, которые могут повлиять на выполнение ими
работы. На малом предприятии руководитель имеет более тесные рабочие отношения
с персоналом, что дает возможность
выявить трудности и проблемы на ранней стадии. Работник должен чувствовать, что может обратиться к руководителю за помощью и советом. Руководителю следует
создать неофициальную, дружескую
обстановку для разрешения проблем своего работника, высказать свое мнение о
сложившейся ситуации и убедить работника принять решение самостоятельно, если
это его личные проблемы.
Важным
аспектом во взаимодействии с персоналом выступает умение
управлять конфликтами на предприятии. Они возникают в процессе
взаимодействия, общения людей между собой.
Конфликт
— это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций,
мнений и взглядов двух или нескольких людей, а также это вид
противоречия, который может привести или к развитию деятельности организации,
или к ее угасанию. В конфликтах человек может вести себя как агрессивное существо.
Современная
точка зрения на конфликты состоит в том, что многие из них не только
допустимы, но и желательны, поскольку дают информацию о проблемах предприятия и разнообразных точках зрения на те или иные события.
Позитивными
последствиями конфликта считаются: решение проблемы способом,
приемлемым для всех сторон; укрепление взаимопонимания, сплоченности, сотрудничества. Конфликты способствуют повышению активности и мотивации в
работе, росту квалификации,
стимулируют споры и любознательность, появление новых идей в развитии
предприятия, рост способности к изменениям. Совершенно без конфликтов, проблем, переживаний человек может остановиться в своем развитии. Все это способствует
процессу управления, а потому
конфликты в зависимости от ситуации следует
не подавлять, а регулировать.
В то же
время конфликты могут иметь дисфункциональные (негативные)
последствия: неудовлетворенность, ухудшение морально-психологического
климата, сворачивание сотрудничества, рост текучести кадров, снижение производительности,
нарастание враждебности.
Любой
руководитель предприятия заинтересован в том, чтобы конфликт
был как можно быстрее преодолен (исчерпан, пресечен или
прекращен), так как его последствия могут принести немалый моральный или
материальный ущерб.
В науке
менеджмента различают виды конфликтов:
1.
внутриличностный;
2.
межличностный;
3.
конфликт между личностью и группой;
4.
конфликт между группами людей, или межгрупповой конфликт.
<< Пред. раздел
Оглавление
След. раздел >>
|