3.3. Подбор и расстановка кадров
Как
подобрать людей, чтобы сформировать дружный, энергичный и
работоспособный коллектив? Какие факторы нужно учитывать при подборе людей для
совместной работы? Как избежать конфликтов в коллективе?
Попробуем ответить на эти вопросы.
Трудовой коллектив имеет
сложную, многоуровневую структуру.
Различают следующие уровни:
-
Квалификационная
структура (должность, квалификация,
стаж работы).
-
Профессиональная структура (специальность).
-
Демографическая структура (пол, возраст,
национальность).
-
Социально-психологическая
структура (темперамент, характер).
Подбор
кадров должен осуществляться по каждому из вышеназванных параметров.
Как это выглядит на практике?
Подбор
работников с учетом квалификационной и профессиональной структуры
производится исходя из тематики, характера работ, штатного расписания и тех
целей, которые стоят
перед фирмой на данном отрезке времени.
Половозрастная
и социально-психологическая структура коллектива подбирается руководителем на
основе своего личного опыта, возможностей, критерия преданности организуемому
делу. Однако имеются некоторые общие закономерности, "работающие" в любом
коллективе и в любое время. Так, давно замечено, что в однородных по полу
коллективах (только женских или только мужских) конфликты возникают значительно
чаще, чем в смешанных. Хороший социально-психологический климат в смешанных
коллективах определяется особыми взаимоотношениями мужчин и женщин.
Присутствие мужчин сдерживает и облагораживает женщин, присутствие женщин в коллективе
вызывает у мужчин желание помочь, снижаются агрессивные компоненты в их
поведении и деятельности. В разнополых коллективах создается повышенный
жизненный тонус, актуализируются эмоции, стимулируется соревнование. Особенно
важно организовывать смешанные коллективы из молодых работников,
т.к. среди молодых потребность в общении с лицами противоположного пола
наиболее сильно выражена. Психологи отмечают также более высокую трудовую дисциплину и быстрый профессиональный рост в
коллективах, члены которых имеют
различный возраст и опыт работы. Оптимальной считается такая пропорция, когда
численность молодежи, людей среднего возраста и пожилых, опытных работников
находятся в таких соотношениях, как 4:4:2.
Важным
этапом формирования коллектива является подбор людей по
социально-психологическим характеристикам. Опытные менеджеры
подбирают людей с различными темпераментами, характерами, эмоциональной
активностью. Это делается для создания в коллективе разнообразия
настроений, для профилактики конфликтов. Например, работающих
вместе двух холериков может "уравновесить" находящийся рядом флегматик.
Эффективно составлять "пару" сотрудников, один из которых имеет
теоретический склад ума, а другой - хороший организатор.
Составят хороший рабочий "тандем" два работника: ориентированный на
конструктивное мышление и критик.
Нельзя
забывать и об оптимальных размерах группы в коллективе.
Легко поддаются эффективному управлению группы от 10 до 30 человек - для низшего уровня
управления и для высшего - от 2 до 9
человек. Правда, известно, что коллектив сотрудников более 14-15 человек
становится неуправляемым. Вас должны
интересовать также вопросы о том, в каких помещениях должны быть размещены ваши сотрудники. Здесь нет четких
рекомендаций, и все зависит от вида вашей деятельности и от сложившихся традиций. Широкомасштабное
производство требует больших помещений и обычно в общем помещении работают
несколько десятков человек. Тогда как работники интеллектуального труда должны
быть размещены в небольших комнатах
по 2-4 человека. Интересно, что в Японии принято работать в общих больших помещениях даже при
организации умственного труда. В
США, наоборот, каждый сотрудник имеет маленькую, но отдельную комнату
со своим рабочим столом, книжным шкафом и
компьютером. Этим подчеркивается разная направленность труда американского и
японского работника. В США акцент делается на индивидуальность, таланты,
способности работников. В Японии ценится коллективный труд.
<< Пред. раздел
Оглавление
След. раздел >>
|