Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы
Московский центр развития предпринимательства
Малый бизнес Москвы


ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА
НОВОСТИ
РАССЫЛКА

  ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА МОСКВЫ


ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ







СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА








РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА































ФОРУМ "МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ"
ПОДБОР ПЕРСОНАЛА: КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ВОПРОСЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА
3.3. Подбор и расстановка кадров

Как подобрать людей, чтобы сформировать дружный, энергичный и работоспособный коллектив? Какие факторы нужно учитывать при подборе людей для совместной работы? Как избежать конфликтов в коллективе? Попробуем ответить на эти вопросы.

Трудовой коллектив имеет сложную, многоуровневую структуру. Различают следующие уровни:

 -  Квалификационная структура (должность, квалификация,

стаж работы).

 -  Профессиональная структура (специальность).

 -  Демографическая структура (пол, возраст, национальность).

 -  Социально-психологическая структура (темперамент, характер).

Подбор кадров должен осуществляться по каждому из вышеназванных параметров. Как это выглядит на практике?

Подбор работников с учетом квалификационной и профессиональной структуры производится исходя из тематики, характера работ, штатного расписания и тех целей, которые стоят перед фирмой на данном отрезке времени.

Половозрастная и социально-психологическая структура коллектива подбирается руководителем на основе своего личного опыта, возможностей, критерия преданности организуемому делу. Однако имеются некоторые общие закономерности, "работающие" в любом коллективе и в любое время. Так, давно замечено, что в однородных по полу коллективах (только женских или только мужских) конфликты возникают значительно чаще, чем в смешанных. Хороший социально-психологический климат в смешанных коллективах определяется особыми взаимоотношениями мужчин и женщин. Присутствие мужчин сдерживает и облагораживает женщин, присутствие женщин в коллективе вызывает у мужчин желание помочь, снижаются агрессивные компоненты в их поведении и деятельности. В разнополых коллективах создается повышенный жизненный тонус, актуализируются эмоции, стимулируется соревнование. Особенно важно организовывать смешанные коллективы из молодых работников, т.к. среди молодых потребность в общении с лицами противоположного пола наиболее сильно выражена. Психологи отмечают также более высокую трудовую дисциплину и быстрый профессиональный рост в коллективах, члены которых имеют различный возраст и опыт работы. Оптимальной считается такая пропорция, когда численность молодежи, людей среднего возраста и пожилых, опытных работников находятся в таких соотношениях, как 4:4:2.

Важным этапом формирования коллектива является подбор людей по социально-психологическим характеристикам. Опытные менеджеры подбирают людей с различными темпераментами, характерами, эмоциональной активностью. Это делается для создания в коллективе разнообразия настроений, для профилактики конфликтов. Например, работающих вместе двух холериков может "уравновесить" находящийся рядом флегматик. Эффективно составлять "пару" сотрудников, один из которых имеет теоретический склад ума, а другой - хороший организатор. Составят хороший рабочий "тандем" два работника: ориентированный на конструктивное мышление и критик.

Нельзя забывать и об оптимальных размерах группы в коллективе. Легко поддаются эффективному управлению группы от 10 до 30 человек - для низшего уровня управления и для высшего - от 2 до 9 человек. Правда, известно, что коллектив сотрудников более 14-15 человек становится неуправляемым. Вас должны интересовать также вопросы о том, в каких помещениях должны быть размещены ваши сотрудники. Здесь нет четких рекомендаций, и все зависит от вида вашей деятельности и от сложившихся традиций. Широкомасштабное производство требует больших помещений и обычно в общем помещении работают несколько десятков человек. Тогда как работники интеллектуального труда должны быть размещены в небольших комнатах по 2-4 человека. Интересно, что в Японии принято работать в общих больших помещениях даже при организации умственного труда. В США, наоборот, каждый сотрудник имеет маленькую, но отдельную комнату со своим рабочим столом, книжным шкафом и компьютером. Этим подчеркивается разная направленность труда американского и японского работника. В США акцент делается на индивидуальность, таланты, способности работников. В Японии ценится коллективный труд.



<< Пред. раздел     Оглавление     След. раздел >>



Статьи