3.2. Типы темпераментов
В жизни нет совершенно
одинаковых людей. Мы отличаемся друг от
друга возрастом, телосложением, образованием, личным опытом, привычками, вкусами, отношением к тем или иным жизненным ценностям и многим другим, в том
числе и темпераментом. Темперамент -
это совокупность психологических качеств человека, имеющих основу в
наследственных характеристиках нервной системы и проявляющихся в поведении человека, его жизненной активности и типе реагирования
на внешние условия и ситуации. Мы
выбрали для обсуждения вопрос о
темпераментах человека потому, что, если черты личности и характера человека можно изменять и
воспитывать, темперамент имеет
довольно устойчивую природу и остается неизменным
у человека практически всю жизнь. Знание свойств темперамента своих
подчиненных поможет вам строить с ними
взаимоотношения. Безусловно, это знание особенно важно в педагогическом коллективе.
Различают
в основном четыре типа темперамента людей: сангвинический, холерический,
флегматический и меланхолический.
Холерики легко возбудимы, речь и
движения стремительны, реакция
импульсивна, мыслят быстро, способны также на мгновенную смену полярных чувств.
Работоспособны, инициативны, любят
трудности и препятствия и умеют их
преодолеть. Такие работники всегда ставят ясные цели, любят свою работу
и готовы пойти на все, если уверены в своей
правоте. Свои планы приводят в действие, работу доводят до конца, но в состоянии увлеченности способны потерять
адекватную ориентировку в ситуации.
Любят
творчество, в большинстве случаев холерики - ценные работники там, где начато
новое дело. Стремятся к самостоятельной работе. Плохо подчиняются власти,
особенно в тех случаях, когда руководитель интеллектуально менее развит, чем подчиненный-холерик.
Общительны, легко завязывают новые деловые
контакты, часто бывают эмоциональными и деловыми лидерами на работе. Старайтесь
не подавить активность подчиненного-холерика, а наладить с ним хорошие отношения и подчинить своему влиянию, с тем чтобы
коллектив признавал за вами
авторитет в споре.
Холерики возбуждаются, не
прислушиваются к мнению других, могут быть
резкими, несдержанными. Они хорошо работают
на таком месте, где необходимы частые служебные командировки, встречи с новыми людьми.
Чем
можно заинтересовать работника, имеющего холерический тип темперамента?
Возможно, деньгами, но, главное, тем, чтобы работа имела значение. Холерик
нуждается в социальном
признании, в служении делу и Отечеству. Высокие цели для него не пустое слово. Он будет воодушевлен, если его деятельность получит общественное признание и
поддержку.
Организуя
коллектив, всегда следует помнить, что холерики хорошо работают с
меланхоликами и флегматиками, но никогда - с холериками! "Объединяя" двух
холериков, вы обрекаете их на соперничество, часто кончающееся конфликтом.
С
подчиненными-холериками руководителю следует быть сдержанным,
не допускать резкого тона, вместо замечаний следует давать задания, которые
позволили бы исправить допущенную оплошность. Ошибки холерика можно вынести на
коллективное обсуждение, так как холерики не боятся наказаний. Указания
на ошибки (конечно, не постоянная критика) активизируют их, заставляют
стремиться к более высокому качеству работы.
Сангвиник
подвижен, энергичен, уравновешен, имеет быструю
реакцию, живую речь и движения, активно мыслит и чувствует. Обладает
высокой работоспособностью. Способен увлечься новой идеей, но при этом трезв и
расчетлив. Плохо работает
при однообразии и монотонности, но хороший работник на опасных и ответственных
местах. Сангвинику нельзя давать долгое время "застаиваться", его надо
нагружать делами: когда он занят и
погружен в деятельность, у него хорошее настроение и оптимальный тонус.
Отсутствие значимых целей делает сангвиника резким, жестким, способным
на неожиданную выходку. Следовательно, для того чтобы ваш подчиненный, имеющий сангвинический тип темперамента,
эффективно работал, надо непрерывно
ставить перед ним новые и интересные задачи - он будет все время сосредоточен
и напряжен, при этом желательны систематический контроль и проверка.
С
подчиненным-сангвиником можно строить формальные отношения: он не склонен к длительному и
постоянному анализу личностных проблем.
Его можно заинтересовать материальными
условиями труда и перспективой: сангвиник сам знает себе цену и не ищет подкреплений своей значимости
у начальника. Он легко восстанавливается после напряженного дела, не впадая в грусть и уныние.
Перечисленные
рекомендации относятся в большей степени к сангвинику-мужчине. С подчиненным-женщиной
(а педагоги у нас - в подавляющем большинстве женщины), имеющей такой тип
темперамента, следует строить несколько иные отношения. Необходимо
учитывать, что женщина-сангвиник так же чувствительна к личным отношениям,
как, например, мужчина-меланхолик. Поэтому старайтесь всегда
поощрять сотрудницу, положительно оценивать результаты ее труда, И
конечно, разбор ошибок своей подчиненной желательно провести в
присутствии только нескольких лиц, непосредственно участвующих в
работе.
Флегматики
медлительны, имеют медленно нарастающую, но длительную и
глубокую реакцию на ситуацию; чувства бурные, мыслят медленно, но основательно. Работоспособны, но им необходимо длительное время, чтобы
вработаться. Неинициативны, повторяют ошибки, воспроизводят старые способы решения задачи.
При
изменении условий работы у флегматиков резко снижается
производительность труда. Хорошо работают в спокойной обстановке,
если труд монотонный. Из флегматиков получаются высококлассные экономисты,
бухгалтеры, делопроизводители.
Давать
задание флегматику лучше в письменном виде; если же задание формулируется
устно, необходимо длительно и неоднократно проговорить его с подчиненным,
поскольку понимание и усвоение нового материала и новой информации у
флегматика замедленные, но зато глубокие и основательные. Помните,
что при терпеливости и постоянстве флегматики способны на мощные взрывы,
если их терпение длительное время и несправедливо эксплуатируется. Бунт
флегматика трудно погасить, поэтому старайтесь не доводить отношения
с ним до конфликта.
В
коллективе флегматики хорошо уживаются с людьми всех типов темпераментов и
друг с другом. В споре могут спокойно выслушать, но остаться при своем мнении,
если их не сумели убедить в обратном. Вообще в дискуссии флегматики незаменимы.
В то время когда все могут горячиться, предлагать все новые и новые варианты решений,
флегматик спокойно молчит и не участвует в общем обсуждении. Однако, когда все выдохнутся, устанут или зайдут в тупик,
флегматик может произнести монолог, в
котором учтет все позитивные моменты,
возникшие в дискуссии, и предложит вариант решения, содержащий конструктивное
начало, заложенное в каждой из имеющихся
точек зрения.
Флегматик
незаменим в стрессовых ситуациях. Когда другие поддаются панике или
отчаянию, флегматики способны неторопливо и без паники проанализировать
ситуацию и выбрать правильную стратегию поведения.
Лидерами
в коллективе бывают редко. С подчиненными-флегматиками необходимо постоянно
держать активный контакт привлекать их к деятельности,
заинтересовывать, поощрять их инициативу. Иногда, для того, чтобы
"оживить" флегматика, полезно организовать совместное дело и
"подключить" к нему сангвиника или меланхолика.
Меланхолик
эмоционален, не способен длительное время переносить нервные перегрузки,
речь и движения у него медлительные, плавные. Работоспособность зависит от
настроения: периодически высокая, но при пониженном тонусе - низкая,
он может быстро уставать. В работе меланхоликам необходимы постоянная
эмоциональная поддержка, регулярный отдых.
В
коллективе меланхолики находятся часто в позиции ведомых,
они избегают лишних волнений, стараются уйти от конфликтов, теряются от
неожиданностей. Болезненно переживают всякие ошибки и неприятности, склонны их
преувеличивать.
Однако у меланхоликов есть и
некоторые преимущества перед сангвиниками.
Так, если вы идете на ответственную встречу
и недостаточно уверены в своем знании психологических особенностей вашего партнера, пригласите с
собой на деловую встречу
подчиненного-меланхолика. Пусть на обсуждении он ничего не говорит, не вступает в беседу, а только наблюдает за процессом беседы. После делового раунда
спросите его мнение насчет характера и привычек вашего собеседника. Вы получите исчерпывающую информацию о том, какой
тип характера у вашего делового
партнера, какие у него привычки, как
он строит беседу и разрабатывает тактику. Вы получите также полезные и разумные советы, как вести себя,
чтобы добиться успеха в деловых
отношениях с этим человеком.
Меланхолик
- чувствительный человек, тонкий, наблюдательный, способный заметить такие детали в
поведении людей, которые
те хотят скрыть или хотя бы завуалировать. Используйте это ценное качество своего подчиненного!
Примите
во внимание также и то, что именно среди подчиненных-меланхоликов вы
можете ожидать поддержки при обсуждении новой, нетрадиционной и на первый
взгляд неожиданной идеи, авторской программы. Если
работник-сангвиник прагматик и не всегда может оценить планы
завтрашнего дня, то
меланхолик, с присущим ему воображением и фантазией, может не только хорошо понять вас, но и дополнить ваши размышления
новыми деталями, аргументами.
С
подчиненными-меланхоликами нельзя говорить резко, с иронией и насмешкой, им
следует оказывать особое, но ненавязчивое внимание. Полезно подчеркнуть те
моменты в работе, в которых такой сотрудник был решительным, инициативным.
Нежелательно поручать меланхоликам задания, выполнение которых требует частого
общения с людьми. На опасных и ответственных работах использовать меланхоликов
нельзя.
И
последнее. Меланхолика вы никогда полностью не заинтересуете только
материальными благами. Ему важно иметь хорошие отношения с начальством, он ценит
спокойную обстановку и отсутствие конфликтов. Если же на работе
складываются напряженные отношения, меланхолик подаст заявление об уходе
и уйдет к руководителю, который платит мало, но работать
у него спокойно и приятно.
Не
объединяйте усилия сангвиников и меланхоликов. Первые будут недовольны
недостатком энергии и деловитости у меланхоликов, а вторые -
чувствовать подавленность, неверие в себя.
<< Пред. раздел
Оглавление
След. раздел >>
|