3.6.2. Методы разрешения конфликтов
В
зависимости от поведения участников конфликта, в том числе и тех,
кто его решает, различают следующие способы разрешения конфликта:
1.
уклонение — человек, предвидя возникновение конфликта,
выбирает такой стиль поведения, который не приведет к конфликту.
При этом человек тщательно обдумывает свое поведение, а
организация проводит политику, которая имеет профилактическую цель,
то есть отдел персонала отслеживает причины возникающих конфликтов, а также
появившиеся напряженности и принимает меры к их разрешению, снятию;
2.
сглаживание конфликта — используются разные аргументы,
включая убеждение другой стороны в необходимости сотрудничества.
В частности, когда при обсуждении вопроса, программы высказывается
много замечаний, их можно нейтрализовать с помощью некоторых методов,
включая, например, такие, как ссылка на авторитеты, условное согласие,
перефразирование замечаний, их предупреждение и т.д. Недостаток этого стиля состоит в том, что обычно конфликт заглушается, но не разрешается;
3.
принуждение — противника заставляют принять другую точку
зрения. Такой вид поведения наиболее присущ руководителю, когда у него
возникают разногласия с подчиненным. Принуждение почти всегда вызывает
возмущение подчиненного, антипатию. Такие решения обычно сковывают
инициативу подчиненных, что для организации нерационально;
4.
поощрение – предоставление преимущества
человеку в обмен на его согласие с предполагаемым решением.
Хотя этот
вид поведения можно рассматривать как компромиссный, есть большая вероятность,
что конфликт останется;
5. компромисс
— одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь частично.
Способность
к компромиссам — важнейшая черта, которую, при желании, может воспитать
в себе каждый человек.
Однако
компромисс нецелесообразен на ранних стадиях развития конфликта, так как
прекращает поиск наиболее эффективного решения.
Предположим,
уточняется стратегия мебельного комбината. Спор в выборе альтернатив идет между
отделом маркетинга, отделом персонала и производственным отделом. Если
административный директор, которому поручено согласовать позиции отделов,
слишком рано примет одно из предложений за основное, то он не учтет и не
рассмотрит другие варианты и, возможно, лучшее решение принято не будет. Прекратив
дискуссию, определив решение на этой стадии, он прекратит поиск и анализ
других альтернатив.
Задача
руководителя заметить тот момент, когда предложения начнут повторяться, и
только тогда остановиться на компромиссном решении;
6. предупреждение
конфликта – совокупность мероприятий в основном
организационного и разъяснительного характера. Речь может идти об улучшении
условий труда, более справедливом распределении вознаграждений,
обеспечении строгого соблюдения правил внутренней жизни, служебной этики и т.д.
Причины
конфликтных ситуаций, возникающих на предприятиях малого бизнеса,
заключаются в отсутствии четкого распределения обязанностей, а также являются следствием ошибок при отборе персонала.
Разрешение конфликта во
многом зависит от уровня профессиональной
компетенции руководителя, его умения взаимодействовать с работниками, что не в последнюю очередь
определяется его общей культурой.
Практика показывает, что для
дальнейшего развития предприятий малого
бизнеса необходимы государственные поддержка и регулирование, развитие профсоюзного движения, а также
совершенствование управления
персоналом.
<< Пред. раздел
Оглавление
След. раздел >>
|