ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА |
|
ПОДБОР ПЕРСОНАЛА: КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ВОПРОСЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА
|
1. Особенности кадрового состава малых предприятий
Рассмотрим
общие специфические особенности управления персоналом предприятия малого
бизнеса, не зависящие от форм собственности и сферы деятельности организации:
-
Комплексный характер деятельности работников и гибкая
организация труда. Нет четкого функционального разделения между
административным и производственным персоналом, что способствует
сокращению дистанции между персоналом, однако не устраняет
социальных различий (например, в оплате труда). Работникам
предприятия малого бизнеса приходится выполнять функции, не свойственные
их должностям,
так как здесь необходимы универсальные работники, а не профессионалы узкого
профиля. Чаще всего такие "универсалы" появляются
в процессе работы предприятия, поскольку им приходится совмещать
должности и выполнять различные виды работ.
-
Отсутствие многоуровневой организационной структуры. В этих условиях
персонал приходит к пониманию карьеры как расширению и усложнению
функциональных обязанностей, росту профессионализма, увеличению заработной платы, а
не повышению в должности.
-
Относительно
более высокая информированность работников. Руководителю предприятия
сложно скрыть от своего персонала сведения о
методах работы и отношениях с клиентами и государственными структурами. Такая информированность
ставит работодателя в некоторую
зависимость от работника и тем самым вынуждает вести поиск персонала
среди родственников, личных знакомых или по рекомендации проверенных людей.
-
Меньшая степень бюрократичности в работе. На
предприятиях малого
бизнеса отсутствуют многие правила и документы по регламентации деятельности, что порождает индивидуальный подход к каждой ситуации и работнику. Однако это приводит к
возникновению конфликтов, к выражению
личных симпатий и антипатий руководителя к работникам.
-
Организованное обучение практически отсутствует. Объясняется это
рядом причин: недооценкой необходимости обучения руководителя предприятия;
нехваткой средств; неопределенностью перспектив
предприятия; низкой оценкой существующих курсов обучения.
-
Предприятие предъявляет повышенные требования к личным качествам работника. Малый коллектив быстрее
подвергнет гонению того, чьи качества не
соответствуют принятым нормам и ценностям предприятия.
-
Широкий выбор работников. Существующая
безработица предоставляет руководителям возможность нанимать сотрудников
за невысокую оплату труда. При этом имеется возможность экономить на социальных льготах,
обучении, условиях труда и т.д. Отсутствие высокой
квалификации у работников снижает уровень их претензий. Боясь потерять работу, многие добровольно
идут на такие ущемления.
-
Принципы отбора персонала иногда ориентированы не на прямые, а
на косвенные доказательства профессиональной пригодности работника.
Значимость рекомендаций на предприятиях малого бизнеса в
настоящее время рассматривается не только с точки зрения подтверждения
профессионализма работника. Рекомендации фактически являются
подтверждением наличия у кандидата знакомых и коллег, готовых отвечать
своей репутацией за действия работника. Иначе говоря, важны не только содержание
рекомендации, но и личность (должность) того, кто ее дает. В
этом случае принципы кадрового отбора ориентированы не на прямые,
а на косвенные доказательства профессиональной состоятельности
кандидата. Предприятие
получает работника, обладающего специфическим капиталом в виде личных
знакомств, должностных контактов и неформальных
связей, которые в дальнейшем принесут предприятию дополнительные заказы
и предложения.
-
Самая
важная проблема работников предприятия малого бизнеса. Благополучие персонала
зависит от руководителя. Практически на всех
предприятиях малого бизнеса отсутствуют коллективные договоры, профсоюзы, которые смогли бы оказать
давление на администрацию в защиту интересов работников. Единственный
документ, регулирующий отношения
работодателя с работниками — Трудовой кодекс
РФ.
На всех предприятиях различных сфер деятельности рабочие рассматриваются как наемные
работники, а специалисты - как единомышленники.
Существенно различаются стартовые условия предприятий. Бывшие
государственные предприятия уже имели помещения, оборудование,
сложившуюся систему хозяйственных связей, что дало им
возможность развивать и совершенствовать социально-бытовую сферу и вкладывать
средства в обучение и развитие своего персонала. Однако ориентация на
традиционную организацию труда не позволяет им обеспечивать достаточную для
функционирования в рыночной среде гибкость, что и сказывается на более низкой
доходности по сравнению с новыми предприятиями.
Наряду с общими особенностями управления персоналом предприятия
малого бизнеса существуют различия на предприятиях разных
сфер деятельности.
В производственных
организациях сложная структура персонала: администрация, специалисты,
производственные рабочие. Следовательно,
этим предприятиям необходимо использовать более разнообразные методы
стимулирования и вознаграждения за труд. Другие виды стимулирования, такие,
как карьерный рост, обучение за счет
предприятия, участие в доходах или собственности, практически отсутствуют. Производственные фирмы в
основном имеют дело с рабочими
специальностями, что упрощает методы отбора работников и их оценку. Там более
заметны статусная дифференциация
работников и противоречия интересов, что ведет к повышению уровня
конфликтности.
Торговые малые предприятия обучение персонала проводят внутри
предприятия и ориентируют своих работников на самообразование
и самостоятельное приобретение опыта работы. При отборе персонала руководители
не всегда имеют представление о требованиях, которые предъявляет к работнику та или иная специальность.
Многих работников привлекает работа на предприятиях малого бизнеса.
Кроме малопривлекательных аспектов в организации деятельности
таких предприятий можно выделить и ряд положительных, которые способны
удерживать высококвалифицированных рабочих и служащих:
1.
место работы и место жительства находятся близко друг к другу;
2.
работники объединяются вне работы, что способствует укреплению отношений в
коллективе;
3.
близкие отношения между работодателем и персоналом позволяют
легче решать проблемы;
4.
достижения работников быстрее признаются и вознаграждаются;
5.
у персонала предприятия больше возможностей проявить себя в
различных должностях;
6.
работники могут принимать участие в процессе принятия решений;
7.
заработная плата может быть сравнима с оплатой труда, которую
платят на больших предприятиях;
8.
участие в доходах предприятия;
9.
работники
могут стать акционерами или партнерами.
Не все
из перечисленных пунктов доступны каждому предприятию
малого бизнеса, но многое может стать частью плана по управлению
персоналом.
В целом
управление персоналом предприятия малого бизнеса представляет собой
малоупорядоченный порядок действий. Однако комплексный характер
деятельности работников и подчиненность всех функций одному лицу создают
предпосылки для возникновения системного подхода к управлению персоналом.
На
предприятиях малого бизнеса, как правило, нет специальных кадровых служб.
Работой с персоналом занимается либо руководитель организации, либо сотрудник, которому эта
работа поручена.
В классическом понимании в
функции управления персоналом входят
следующие виды деятельности:
1.
планирование человеческих ресурсов — определение
потребности в
кадрах (с количественной и качественной стороны), разработка политики управления персоналом;
2.
формирование кадрового состава — отбор,
наем, введение в должность,
увольнение, сокращение, перемещение работников. Разработка методов отбора и системы квалификационных требований к принимаемым
работникам;
3.
организация труда - расстановка кадров,
распределение и перераспределение обязанностей, установление режимов
труда и отдыха и т.д.;
4.
обучение персонала — введение в должность (при
приеме на работу),
повышение квалификации, переобучение, развитие (содействие самообразованию работника);
5.
оценка деятельности (аттестация) персонала с
целью определения соответствия работника требованиям выполняемой
работы, его загруженности, способности роста;
6.
оплата и стимулирование труда, включая различные
социальные компенсации;
7.
охрана труда и здоровья;
8. формирование
и поддержание системы коммуникаций внутри предприятия — обеспечение
информированности персонала, взаимодействие с профсоюзом, устранение
конфликтов, формирование социально-психологического климата в коллективе;
9.
ведение информационно-аналитической работы по персоналу и
делопроизводства.
Рассмотрим,
как реализуются функции по управлению персоналом на предприятиях.
Руководители предприятий сами решают, какие функции необходимы для успешной
деятельности. Характерен следующий набор первостепенных функций:
- формирование
состава персонала; подбор, отбор и наем персонала, адаптация персонала, увольнение;
- обучение
и развитие работников;
- оценка
результатов работы персонала и вознаграждение за труд;
- делопроизводство
в управлении персоналом.
Оглавление
След. раздел >>
|
|