Основание для проведения мероприятий по проведению проверок
Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).
В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю должно быть в обязательном порядке указано:
- наименование уполномоченного органа, осуществляющего мероприятие
по контролю;
- фамилия, имя, отчество должностного лица уполномоченного
органа, осуществляющего мероприятие по контролю;
- правовые основания проведения мероприятия по контролю;
- вид мероприятия по контролю (плановое, внеплановое);
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится мероприятие по контролю;
- объект проверки;
- цели, задачи и предмет мероприятия по контролю;
- дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.
Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.
Отсутствие правильно оформленного направления на проверку дает право предпринимателю не допускать проверяющих к проверке.
Органы, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) Мэром Москвы, в обязательном порядке используют Распоряжение на проведение проверки, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 11.09.2001г. № 829-ПП "О совершенствовании системы государственного контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Москвы".
Кроме того, в целях сокращения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности на территории города Москвы, Указом Мэра Москвы от 10 февраля 2009 г. № 8-УМ "Об организации регионального государственного контроля (надзора)в городе Москве в 2009 году" руководителям органов исполнительной власти города Москвы поручено приостановить до конца 2009 года проведение плановых проверок в рамках регионального государственного контроля (надзора), а выездные внеплановые проверки субъектов малого или среднего предпринимательства проводить только после согласования с органом прокуратуры.
Продолжительность проведения мероприятия по контролю
Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать тридцать календарных дней.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на тридцать календарных дней.
Виды мероприятий по контролю
Мероприятия по контролю подразделяются на два вида: плановые и внеплановые.
В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю.
В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
По окончании проверки в специальном журнале учета представитель контролирующих органов должен сделать запись о дате состоявшейся проверки. Этот журнал оставляется на хранение проверяемой организации. В случае неурочного появления инспекторов руководитель предприятия вправе отказать им в проведении проверки, сославшись на соответствующую журнальную отметку.
При выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований проводят внеплановую проверку, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.
Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:
- получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Мероприятия по контролю могут проводиться по мотивированному решению органа государственного контроля (надзора), в том числе в отношении иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих соответствующие однородные товары (работы, услуги) и (или) объекты.
Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.
Порядок оформления должностными лицами результатов мероприятия по контролю
По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.
В акте указываются:
- дата, время и место составления акта;
- наименование органа государственного контроля (надзора);
- дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;
- наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;
- дата, время и место проведения мероприятия по контролю;
- сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
- сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;
- подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.
К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).
В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.
Результаты мероприятия по контролю, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.
Порядок оформления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями результатов мероприятия по контролю
Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю.
В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.
Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Права и обязанности должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю
Должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны:
- своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в
соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по
предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных
требований;
- соблюдать законодательство Российской Федерации, права и
законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом
соответствии с распоряжениями уполномоченных органов о проведении
мероприятий по контролю;
- посещать объекты (территории и помещения), используемые
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в целях
проведения мероприятия по контролю только во время исполнения
служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и
распоряжения уполномоченного органа о проведении мероприятия по
контролю;
- не препятствовать должностным лицам и (или) представителям
юридического лица, индивидуальным предпринимателям и (или) их
представителям присутствовать при проведении мероприятия по контролю,
давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- предоставлять должностным лицам и (или) представителям
юридического лица, индивидуальным предпринимателям и (или) его
представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю,
относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;
- не препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности
юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- обеспечить сохранность и возврат оригиналов документов,
полученных в ходе мероприятия по контролю от юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей;
- не разглашать сведения, отнесенные к коммерческой и иной
охраняемой законом тайне;
- составлять акт по результатам мероприятия по контролю;
- ознакомить должностное лицо и (или) представителей юридического
лица, индивидуального предпринимателя и (или) его представителей с
результатами мероприятия по государственному контролю (надзору);
- учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных
нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их
потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и
имущества.
В период проведения мероприятия по контролю должностные лица
уполномоченного органа имеют право:
- посещать территорию и помещения объекта проверки на основании
распоряжения о проведении мероприятия по контролю;
- требовать от должностного лица и (или) представителя
юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) его
представителя во время проведения мероприятия по контролю присутствия
их сотрудников для своевременного ответа на поставленные вопросы и
предоставления соответствующих документов;
- требовать от должностного лица и (или) представителя
юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) его
представителя и их сотрудников необходимые оригиналы документов или их
копии, делать копии документов;
- требовать от должностного лица и (или) представителя
юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) его
представителя и их сотрудников необходимые по существу проверки
справки в письменной форме, в том числе справки, составленные на
основании имеющихся документов, устные разъяснения, а также письменные
объяснения по существу проверяемых вопросов;
- проверять документы, относящиеся к предмету мероприятия по
контролю.
Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, органы государственного контроля (надзора) обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.
Права и ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю
Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:
- непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;
- знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) посредством письменного обращения на имя руководителя соответствующего органа контроля и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Адреса, телефон и ФИО руководителей органов контроля можно найти в разделе "Контролирующие организации"
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают по требованию органа государственного контроля (надзора) присутствие своих должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, и (или) своих представителей при проведении мероприятий по контролю.
Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
При определении размера убытков, причиненных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю неправомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), также учитываются расходы юридического лица или индивидуального предпринимателя, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности, а также затраты, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи права нарушены, произвели или должны будут произвести для получения юридической или иной профессиональной помощи.
Юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели, их работники и их представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению мероприятий по контролю и (или) не исполняющие в установленный срок предписания, постановления органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная и общественная защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявления об обжаловании действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, принятые органами государственного контроля (надзора) в нарушение законодательства Российской Федерации, признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Организации независимо от организационно - правовых форм имеют право в соответствии с уставными документами осуществлять защиту прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели для защиты своих прав могут создавать саморегулируемые организации.
Саморегулируемая организация - некоммерческая организация, созданная путем объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и имеющая своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами саморегулируемой организации.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации, солидарно несущих в соответствии с уставными документами субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный членами указанной организации вследствие несоблюдения обязательных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования, устанавливается порядок государственного контроля (надзора), предусматривающий проведение плановых мероприятий по контролю в отношении 10 процентов от общего числа членов саморегулируемой организации, но не менее чем в отношении двух членов саморегулируемой организации, определяемых по выбору органа государственного контроля (надзора).
Порядок проведения плановых мероприятий по контролю в отношении членов саморегулируемой организации устанавливается распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора) по обращению саморегулируемой организации, которое должно содержать сведения, подтверждающие членство в саморегулируемой организации и солидарное несение предусмотренной настоящим пунктом субсидиарной ответственности ее членов за ущерб.
В установлении порядка проведения плановых мероприятий по контролю в отношении членов саморегулируемой организации может быть отказано при наличии у органа государственного контроля (надзора) в момент обращения оснований проведения в отношении ее членов внеплановых мероприятий по контролю.
Решение об отказе в установлении порядка государственного контроля (надзора) саморегулируемой организации, принятое руководителем органа государственного контроля (надзора), может быть обжаловано в установленном порядке.
В случае выявления нарушений обязательных требований членами саморегулируемой организации должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны при проведении плановых мероприятий по контролю сообщить саморегулируемой организации о выявленных нарушениях.
В случае, если при проведении плановых мероприятий по контролю одним из членов саморегулируемой организации допускаются нарушения обязательных требований, органом государственного контроля (надзора) может быть принято решение о проведении внеплановых мероприятий по контролю в отношении любых других членов саморегулируемой организации.
Нарушения обязательных требований членами саморегулируемой организации, выявленные при проведении внеплановых мероприятий по контролю, являются основанием принятия решения органом государственного контроля (надзора) об отмене установленного порядка проведения плановых мероприятий по контролю в отношении членов саморегулируемой организации.
Принятое решение с указанием допущенных членами саморегулируемой организации нарушений и обстоятельств, послуживших основанием принятия такого решения, доводится органом государственного контроля (надзора) в письменной форме до сведения саморегулируемой организации в течение трех дней с даты его принятия.