Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы
Московский центр развития предпринимательства
Малый бизнес Москвы


ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА
НОВОСТИ
РАССЫЛКА

  ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА МОСКВЫ


ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ







СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА








РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА































ФОРУМ "МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ"

высокотехнологичные инвестиции

СЕРТИФИКАЦИЯ
 
 
CХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ
СЕРТИФИКАЦИЯ ИМПОРТИРУЕМОЙ ПРОДУКЦИИ
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ
ТРЕБОВАНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПРОДУКЦИИ
Правила заполнения бланка сертификата соответствия


    Каким образом можно спасти потребительский рынок, дав добросовестным производителям продукции возможность выпускать свой товар, сохранив прежнее качество, и одновременно препятствовать сохранению предприятий, занимающихся фальсификацией продукции?
    Федеральный закон “О техническом регулировании” направлен на повышение объективности требований, которые государство делает обязательными для производителя. Если раньше эти требования устанавливались федеральными ведомствами и волевым порядком, то сейчас они могут устанавливаться только на уровне федеральных законов и в исключительных случаях – постановлением Правительства РФ. Эти требования могут быть установлены только после того, как пройдут публичное обсуждение, причем в процесс публичного обсуждения могут быть включены все заинтересованные стороны. Это очень важно, но пока далеко не все заинтересованные стороны подключились к этому процессу.
    Новое законодательство в области нетарифного регулирования должно решать две противоречивые задачи: поднять уровень требований, сделав их максимально объективными по отношению к производителям товаров и снизив давление на производителя, а одновременно – повысить эффективность защиты потребителя, т. е. уменьшить количество недоброкачественных и опасных для здоровья человека товаров, обращающихся на российском рынке. Контроль над безопасностью продукции – функция государства, и ответственность за безопасность государство с себя не снимает.
    Административная реформа привела к отделению надзорных органов от ведомств, устанавливающих нормы, что дало производителю возможность провести независимую экспертизу товара. Это шаг к тому, чтобы испытания стали независимыми.
    В законодательстве прописаны различные процедуры, позволяющие контролировать ситуацию на рынке и соблюдать установленные государством требования к товарам, в т. ч. – обязательную сертификацию. Эта эффективная во всем мире процедура у нас, по мнению руководства Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, претерпела эволюцию – несколько лет назад в “быстром темпе” органы сертификации были переведены в свободную сферу. Вывод процесса сертификации из-под контроля государства “проходил слишком быстро и не без изъянов”, поэтому сейчас процедуру сертификации в нашей стране нельзя назвать эффективно работающей на рынке. На рынке аккредитовано много организаций, ведущих недобросовестную деятельность. Общеизвестно, что сертификат можно купить за небольшую стоимость: “государство осуществляет инспекционный контроль, но всех в массе очень трудно уличить в недобросовестности”. Кроме того, организациям по сертификации, работающим добросовестно, чтобы выжить на рынке, приходится занижать стоимость испытаний или частично игнорировать какие-то испытания. Это отрицательно сказывается на уровне качества производимой продукции.
    Законодательство в области нетарифного регулирования может создать условия для того, чтобы потребитель отдавал предпочтение продукции высокого качества, но убрать с рынка товар низкого качества государство не может. Поэтому в системе технического регулирования большую роль играют суды, принимающие во внимание множество моментов, которые просто невозможно предположить в нормативных документах. Между тем, по мнению ФАТР, техническое законодательство должно существовать в тесном взаимодействии с судебной системой, а реформа технического регулирования не должна обгонять реформу судебной системы.
    За счет ужесточения контроля за производителем со стороны государства проблему повышения качества продукции не решить. Важно повышение личной ответственности производителя за производимую им продукцию, в частности, добровольное декларирование товара производителем или добровольная сертификация. Если производитель самостоятельно, без контроля третьей стороны декларирует, что его продукция соответствует требованиям, установленным государством, то в дальнейшем несет ответственность за товар, в т. ч. в судебном порядке. Предприниматели идут на добровольную сертификацию чаще всего в тех случаях, когда показатели производимой ими продукции выше установленных государством. Принципиально иным стал подход к фальсификации потребительских товаров – это отмечает Российский институт потребительских испытаний. Если в начале 90-х годов были откровенные подделки известных брендов, то сейчас фальсификация стала более изощренной. Покупателю очень сложно разобраться в выпускаемой продукции, самостоятельно провести сравнительный анализ качества идентичной продукции, выпускаемой несколькими производителями.
    Это не только потребительская проблема, но и проблема добросовестных производителей: выдерживать конкуренцию с фальсификаторами товаров, которые не вкладывают средства в совершенствование производства и технологии, добросовестным производителям становится все сложнее. Решение проблемы РИПИ видит в добровольной сертификации. Добросовестные производители могут пройти сертификацию в Российском институте потребительских испытаний, после чего им будет присвоен знак Системы добровольной сертификации – “РИПИ”. Это станет “знаком качества” продукции, который гарантирует не производитель и не ассоциация производителей, а независимый институт, учрежденный потребительской организацией. Выдавая сертификацию, РИПИ гарантирует потребителю соответствие качества продукции, проводя исследование на соответствие с заявленными в сертификации качествами и предъявляя повышенные требования соответствия Высоким отраслевым стандартам. Кроме того, продукция будет автоматически проходить контроль безопасности.
    РИПИ предусматривает также систему обратной связи с потребителем, который сможет сообщить по “горячей линии” о своих опасениях, встретив знак “РИПИ” на подозрительном товаре. В этом случае РИПИ будет проводить собственное расследование.
    Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), а в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции, – и на другие федеральные органы исполнительной власти.
    В настоящее время в России зарегистрировано 19 систем обязательной сертификации. Основная из них – Система обязательной сертификации ГОСТ Р действует в соответствии с Положением о системе сертификации ГОСТ Р, утв. постановлением Госстандарта России от 17.03.98 № 11 (ред. от 12.05.2009 г.). В рамках этой системы сертифицируются товары для личных (бытовых) нужд граждан, продукция производственно-технического назначения (в т. ч. средства производства), строительная продукция; выполняемые работы и оказываемые услуги населению; системы качества; производства.
    К основным издержкам, связанным с проведением работ по обязательной сертификации, относится оплата работ:
    • по сертификации продукции;
    • по проведению испытаний и инспекционного контроля.
    Стоимость работ по обязательной сертификации зависит от выбранной схемы сертификации, сложности продукции и применяемого метода испытаний.

СПРАВОЧНО-АДРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
"О техническом регулировании" (ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ)
далее >>>

Постановление Правительства РФ от 1.12.2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» Описание знака обращения на рынке

"О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" Постановление Правительства РФ 17 июня 2004 г. N 294

Органы по сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по Москве

Испытательные лаборатории

Методики учёта ведения финансово-хозяйственной деятельности: "Регистрация, лицензирование, сертификация"

***



Rambler's Top100
Статьи