Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы
Московский центр развития предпринимательства
Малый бизнес Москвы


ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА
НОВОСТИ
РАССЫЛКА


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



Расширенный поиск

Бесплатные сервисы онлайн
КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
на 18.08.2017
USD59,2490-0,4031
EUR69,6531-0,3427
E/U1,1756+0,0022
БВК63,9308-0,3759
Все валюты
Москва - территория малого бизнеса


  ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА МОСКВЫ


ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ







СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА








РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА































ФОРУМ "МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ"
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
 
    
О мерах по упорядочению государственного контроля за предпринимательской деятельностью на территории г. Москвы

Федеральная нормативная база

Малое и среднее предпринимательство играет значительную роль в экономике города. Его развитие способствует созданию новых рабочих мест, формированию конкурентной среды, поддержанию инновационной активности, увеличению доходной части бюджета. Однако в настоящее время в сфере малого и среднего предпринимательства появляются факторы, оказывающие отрицательное воздействие на его текущее состояние и развитие, в первую очередь наличие чрезмерно усложненной контрольно-разрешительной практики. Таким образом, важнейшим условием развития предпринимательства является нормализация отношений «государственная власть - бизнес», одной из составляющих которой является оптимизация государственного контроля за предпринимательством.

Административную ответственность в сфере предпринимательской деятельности устанавливает Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ "Об административных правонарушениях".

Порядок осуществления государственного контроля (надзора) определяет Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля») и иные нормативные прововые акты, регулирующие особенности проведения мероприятий по контролю в отдельных сферах государственного контроля (надзора). В частности в целях обеспечения законности и обоснованности проверок и ревизий Министерством внутренних дел РФ утверждена Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (Приказ МВД РФ от 2 августа 2005 г. № 636). Этот приказ и Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31 марта 2008 года № 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности" призваны оградить предпринимателей от необоснованных проверок, дезорганизающих работу предприятий, обеспечить соблюдение их законных прав и исполнение ими своих обязанностей.

Данный порядок распространяется на все органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) президентом Российской федерации, Правительством Российской Федерации, а также высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, за исключением органов, осуществляющих: налоговый контроль, валютный контроль, бюджетный контроль, банковский и страховой надзор, транспортный контроль, государственный контроль (надзор) за администрациями морских, речных портов, государственный метрологический контроль (надзор), таможенный контроль, иммиграционный контроль, лицензионный контроль, контроль безопасности при использовании атомной энергии, санитарно - карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль в пунктах перехода Государственной границы Российской Федерации, контроль объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Кроме того, данный порядок не распространяется на деятельность органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) при проведении оперативно - розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия.

Вместе с тем в конце 2008 г. законодателем был принят Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел российской федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности". Изменения вносятся, в том числе, в Закон от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции» и предусматривают исключение из него внепроцессуальных прав органов внутренних дел при проверках субъектов предпринимательской деятельности.


Московская нормативная база


    В целях устранения административных барьеров при развитии предпринимательства Правительством Москвы ведется активная работа по упорядочению проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов предпринимательской деятельности в Москве.

Указом Мэра Москвы от 10 февраля 2009 г. № 8-УМ "Об организации регионального государственного контроля (надзора)в городе Москве в 2009 году" руководителям органов исполнительной власти города Москвы поручено приостановить до конца 2009 года проведение плановых проверок в рамках регионального государственного контроля (надзора), а выездные внеплановые проверки субъектов малого или среднего предпринимательства проводить только после согласования с органом прокуратуры. Кроме того, данным Указом утвержден перечень органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) на территории города Москвы, в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Еще одним документом, регулирующим контрольные проверки предпринимателей, является Постановление Правительства Москвы от 11 сентября 2001 г. № 829-ПП "О совершенствовании системы государственного контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Москвы.
Для координации деятельности контролирующих органов, действующих на территории города Москвы, созданы группа по координации деятельности инспекций и Совет по координации работы контролирующих органов по использованию финансовых ресурсов города Москвы. Основными задачами этих структур являются осуществление координации деятельности контролирующих органов, объединение их действий для проведения комплексных проверок, исключение дублирования и параллелизма в их деятельности. Деятельность группы по координации деятельности инспекций и Совета по координации работы контролирующих органов по использованию финансовых ресурсов города Москвы осуществляется на основании ежеквартальных планов работы, утверждаемых Премьером Правительства Москвы.
    9 декабря 1998 года Московской городской Думой был принят Закон города Москвы № 29 "О торговой деятельности в городе Москве", основной задачей которого является регулирование отношений в сфере торговой деятельности в целях обеспечения более полного удовлетворения потребностей города в товарах и услугах. Статья 14 Закона определяет порядок осуществления контроля в сфере торговой деятельности и устанавливает возможность обжалования в суде действий органов и лиц, осуществляющих проверки. Кроме того, в соответствии с Законом, проверки деятельности торговых объектов должны осуществляться работниками контролирующих органов города Москвы только при предъявлении удостоверения и направления на проведение проверки, выданных в пределах компетенции контролирующего органа, с указанием даты и цели ее проведения, должности и фамилии проверяющих, а результаты проверки должны фиксироваться в установленном порядке.
    В Общественно-экспертном совете по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы и Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства организованы постоянно действующие «горячие линии» для предпринимателей с целью получения информации о должностных злоупотреблениях, волоките, бюрократизме, вымогательстве при решении органами городской власти вопросов регулирования предпринимательской деятельности, что стало дополнительным каналом поступления информации, причем самой острой и оперативной. И, хотя жалобы в основном анонимные, данные звонки помогают выявить проблемы, требующие безотлагательного решения городскими органами власти. Так, анализ звонков, поступивших по «горячей линии», показывает, что наибольшее количество жалоб поступает на органы внутренних дел (21%) и территориальные органы исполнительной власти г. Москвы, в первую очередь районные управы (16%).
    В развитие данного постановления в целях обеспечения защиты прав и законных интересов предпринимателей 16 февраля 1999 года выпущено распоряжение мэра № 116-РМ "О мерах по упорядочению проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства Москвы".
    В соответствии с данным распоряжением, руководителям контролирующих органов предписывается использовать комплексную форму проверок, то есть, по возможности, проверка любого малого и среднего предприятия должна осуществляться совместно с другими контролирующими органами. Кроме того, предусматривается ограничение максимального количества необоснованных проверок субъекта малого предпринимательства контролирующими органами. Так, в случае, если общее количество проверок субъекта малого предпринимательства одним контролирующим органом в течение календарного года превысило две, Распоряжение устанавливает обязательность согласования необходимости проведения очередной проверки с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы.
    В соответствии с распоряжением, субъектам малого и среднего предпринимательства в территориальных подразделениях Московского агентства по развитию предпринимательства предоставляют необходимые консультации по вопросам взаимодействия с контролирующими органами при осуществлении предпринимательской деятельности.
    В развитие распоряжения мэра Москвы от 16.02.99 №116-РМ "О мерах по упорядочению проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства Москвы" 15 марта 2000 г. было выпущено распоряжение Мэра № 271-РМ "О мерах по совершенствованию взаимоотношений контролирующих органов и субъектов предпринимательской деятельности на территории г. Москвы" (далее - Распоряжение).
    В соответствии с Распоряжением, в составе Департамента поддержки и развития малого предпринимательства образован Центр по координации контрольной деятельности на территории г. Москвы (далее - Центр), на который возложены обязанности по мониторингу, обобщению информации и ведению единого банка данных о проведении проверок субъектов предпринимательства и задачи оптимизации государственного контроля за предпринимательской деятельностью.
    Распоряжением установлено, что внеплановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства допускаются исключительно на основании конкретной информации о нарушениях при наличии направления за подписью руководителя контролирующего органа, а на руководителей контролирующих органов, департаментов, комитетов и управлений по направлениям деятельности возложена ответственность за назначение внеплановых проверок и их проведение. Информация по результатам проверки должна направляться в Департамент поддержки и развития малого предпринимательства и руководителям соответствующих департаментов и контролирующих органов.
    Распоряжение утверждает форму Книги учета проверок субъекта предпринимательской деятельности и устанавливает, что она является официальным документом для регистрации всех проверок субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы, проводимых контролирующими органами, и ведется субъектом предпринимательства Москвы в течение всего времени осуществления им предпринимательской деятельности.
    Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства совместно с Московской регистрационной палатой и Московским агентством по развитию предпринимательства был разработан и утвержден механизм выдачи Книги учета проверок субъекта предпринимательской деятельности.
    Книгу учета проверок субъекта предпринимательской деятельности можно получить в регистрирующем органе, при регистрации или перерегистрации, или в территориальных агентствах по развитию предпринимательства, при вступлении в Реестр субъектов малого предпринимательства (далее - Реестр).
    1 марта 2005 года правительство Москвы выпустило постановление за N 109-ПП «0 дополнительных мерах по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории города Москвы». Этим постановлением утвержден Регламент проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) в городе Москве. Регламент определяет общий порядок организации, проведения и оформления результатов мероприятий по государственному контролю (надзору), проводимых органами исполнительной власти города Москвы и подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) на территории города Москвы за деятельностью, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в случаях, когда такой контроль (надзор) не связан с производством по делам об административных правонарушениях.

    К субъектам малого предпринимательства Москвы, имеющим право на внесение в Реестр, относятся юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии с критериями, установленными Законом города Москвы от 26 ноября 2008 года № 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве".
    Субъекты малого предпринимательства, удовлетворяющие указанным критериям, для включения в Реестр должны представить Держателю Реестра (в соответствии с действующим законодательством им является Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы) следующий комплект документов и реквизитов:
  • заявление о внесении в Реестр, подписанное руководителем юридического лица;
  • копии учредительных документов, изменений и дополнений к ним, определенных соответствующим законодательством, утвержденных учредителем (учредителями) и зарегистрированных в установленном порядке;
  • копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица (нотариально заверенную или с предъявлением подлинника);
  • отчет о финансовых результатах и их использовании за последний отчетный период (форма 2 по ОКУД с отметкой налогового органа) или формы, предусмотренные упрощенной системой налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства, содержащие информацию о валовой выручке (совокупном доходе) от реализации продукции (услуг, работ);
  • справку, подписанную руководителем и главным бухгалтером, с указанием среднесписочной численности работников, включая работающих по совместительству, а также лиц, не состоящих в штате субъекта малого предпринимательства (выполняющих работы по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера), за последний отчетный период с приложением подтверждающих указанную информацию и действующих на момент подачи заявления форм статистической и налоговой отчетности;
  • копию платежного поручения, подтверждающего оплату стоимости свидетельства о внесении в Реестр.

    Внесение субъектов малого и среднего предпринимательства в Реестр является необходимым условием для выдачи им Книги учета проверок субъекта предпринимательской деятельности, а также предоставления им иных льгот и преимуществ, предусмотренных городскими законодательными и нормативными актами.
    Субъекты малого и среднего предпринимательства, удовлетворяющие критериям, предусмотренным Законом г. Москвы "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", для внесения в Реестр представляют Держателю Реестра комплект документов и реквизитов. Допускается направление указанных документов Держателю Реестра ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения с приложением конверта (открытки) с обратным адресом отправителя. Датой представления документов считается дата их фактического поступления и регистрации Держателем Реестра. Держатель Реестра самостоятельно или с привлечением уполномоченного представителя рассматривает заявление и надлежащим образом оформленные документы в срок не более 15 дней с даты их фактического поступления и в случае удовлетворения ими необходимых требований информирует субъект малого и среднего предпринимательства о возможности его внесения в Реестр.
    Субъект малого и среднего предпринимательства оплачивает стоимость свидетельства о внесении в Реестр, равную размеру минимальной месячной оплаты труда, установленному на момент подачи заявления о внесении в Реестр. После представления копий платежных поручений
    Держатель Реестра включает субъект малого и среднего предпринимательства в Реестр и выдает ему свидетельство установленной формы (приложение). Отказ юридическому лицу во внесении в Реестр допускается в
    следующих случаях:
  • несоответствия представленных документов и содержащихся в них сведений требованиям законодательства и настоящего Положения;
  • недостоверности представленной информации;
  • если после исключения субъекта малого предпринимательства из Реестра прошло менее 6 месяцев.

    В случае отказа на внесение в Реестр Держатель Реестра в 15-дневный срок со дня получения пакета документов выдает заявителю мотивированный отказ в письменной форме.
    Срок действия свидетельства ограничивается тремя годами с момента его выдачи с ежегодным переоформлением, подтверждающим его статус, Держателем Реестра. Для ежегодного продления свидетельства (переоформления свидетельства), выдачи нового свидетельства по истечении трехлетнего срока действия свидетельства субъект малого и среднего предпринимательства обязан не позднее, чем за 20 дней до истечения установленного срока обратиться к Держателю Реестра в том же порядке, что и при первичном внесении в Реестр, с уплатой 50% от установленной стоимости свидетельства о внесении в Реестр.
    При внесении изменений или дополнений в учредительные, регистрационные и иные документы (реорганизации юридического лица, изменении его реквизитов и других характеристик, определяющих членство в Реестре) субъекты Реестра обязаны в недельный срок представить копии соответствующих документов Держателю Реестра. При невыполнении данного требования Держатель Реестра вправе принять решение о приостановлении действия свидетельства субъекта Реестра до внесения необходимых изменений и возможном отказе в возобновлении действия свидетельства или выдаче нового свидетельства на срок до 6 месяцев.
    Для упорядочения контрольной деятельности на территории города и исключения несанкционированных проверок предусмотрено обязательное использование всеми органами, действующими на территории города Москвы, специальных бланков направления на проведение проверки, единых для всех контролирующих органов.
    Вместе с тем, необходимо учитывать, что большинство контролирующих органов, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы, являются территориальными подразделениями федеральных контролирующих органов и руководствуются в своей деятельности федеральными правовыми актами, в связи с чем для принятия радикальных мер по сокращению числа проверок субъектов малого b среднего предпринимательства представляется необходимым внесение соответствующих изменений в федеральные правовые акты, регулирующие деятельность контролирующих органов.
    Кроме того, принятые Правительством Москвы нормативно-правовые акты носят для федеральных контролирующих органов рекомендательный характер. Так, упомянутое Распоряжение не распространяется на правоохранительные органы. Однако Правительством Москвы ведется разработка федеральных нормативно-правовых актов.

   Для получения правовой поддержки в случае проведения проверок контролирующими органами можно обратиться по телефону горячей линии проекта «Неотложная правовая помощь малому бизнесу Москвы» по телефонам: 782-00-82, 8-903-592-09-99.

Памятка для предпринимателей с комментариями основных положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Типовая форма распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя

Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства (31 Кб)

Типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя

Типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля

    Основные нормативные документы предпринимателя
    (с учетом разных видов деятельности):

    1. Гражданский Кодекс РФ.
    2. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП).
    3. Налоговый Кодекс РФ, ч.2.
    4. Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля»
    5. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 августа 2005 г. № 636 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности".
    6. Распоряжение Мэра от 16.02.1999г. № 116-РМ "О мерах по упорядочению проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства".
    7. Распоряжение Мэра от 15.03.2000 г. № 271-РМ "О мерах по совершенствованию взаимоотношений контролирующих органов и субъектов предпринимательской деятельности на территории города Москвы".
    8. Постановление Правительства Москвы от 11.09.01 г. № 829-ПП "О совершенствовании системы государственного контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Москвы".
    9. Постановление Правительства Москвы от 01.03.2005 № 109-ПП "О дополнительных мерах по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории города Москвы".
    10. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31.03.2008 № 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности".
    11. Распоряжение Мэра Москвы от 23.04.2002 N 237-РМ "О мерах по реализации Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и постановления Правительства Москвы от 11.09.2001 N 829-ПП "О совершенствовании системы государственного контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Москвы".
    12. Распоряжение Правительства Москвы от 28 мая 2003 г. N 886-РП "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Мэра Москвы от 23.04.2002 N 237-РМ".
    13. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01: "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".
    14. Постановление Правительства Москвы от 09.11.99г. № 1018 "Об утверждении правил санитарного содержания территории, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г.Москве".
    15. ФЗ "Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ
    16. Закон города Москвы от 09.12.98 г. №29 "О торговой деятельности в городе Москве".
    17. Закон города Москвы № 38 от 03.07.02 "О государственном контроле за учетом и использованием объектов нежилого фонда города Москвы".
    18. ПП РФ №81 от 6.02.2002 "О внесений изменений и дополнений в правила продажи отдельных видов товаров и в перечень непродовольственных товаров ненадлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".
    19. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.01 г. №197-ФЗ.
    20. Постановление Правительства РФ от 21.12.00 г. №987 "О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов".
    21. Распоряжение Правительства Москвы Премьера от 29.12.2000 г. №1292-РП "Об обязательном наличии в организациях, предприятиях и учреждениях города Москвы коллективных аптечек первой помощи".
    22. Закон от 25.04.02 г. №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".



Rambler's Top100
Статьи