На возможность выхода новых предприятий на рынок существенное влияние оказывают ограничения их деятельности со стороны органов власти и управления всех уровней, в том числе в таких сферах как налогообложение, лицензирование, сертификация, квотирование, порядок регистрации предприятий, предоставление производственных помещений и земельных участков, а также осуществление контроля за их деятельностью. Эти факторы в совокупности можно определить как административные барьеры, т.е. препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателями обязательных правил и процедур, предусмотренных как нормативными актами, так и действиями органов власти, существенно затрудняющими создание и развитие малых предприятий.
Нормативные документы, регламентирующие предпринимательскую деятельность, каждый в отдельности декларирует требования, преследующие благие намерения. Однако, в совокупности они создают труднопреодолимые барьеры на пути осуществления частнопредпринимательской деятельности.
По каждой сфере регулирования существует большое количество нормативных актов, полную информацию о которых предпринимателю получить очень сложно. Тем не менее, любой начинающий или действующий предприниматель автоматически подпадает под действие положения о том, что “незнание законов не освобождает от ответственности”.
Отправной точкой для решения задач по устранению административных барьеров в настоящее время является принятие норм и правил, стимулирующих развитие малого бизнеса и создающих благоприятные условия для граждан, готовых начать собственное дело.
В последнее время хорошо зарекомендовал себя созданный фонд нежилых помещений для субъектов малого предпринимательства и организации его инфраструктуры. Однако, передаваемых ему помещений крайне недостаточно для обеспечения нужд малых предприятий города.
Одним из важных элементов поддержки субъектов малого предпринимательства является выполнение ими части (Закон определяет ее в 15%) городских заказов на поставки продукции и оказание услуг. Однако, отсутствие полной информации о проводимых конкурсах и четкого механизма обеспечения доступа малых предприятий к получению заказов на производство продукции и оказание услуг для государственных нужд, с одной стороны, снижает конкуренцию и приводит к потерям бюджета, а, с другой стороны, не позволяет малым предприятиям воспользоваться надежным каналом сбыта своей продукции.
Активизация процесса взаимодействия объединений предпринимателей с органами власти всех уровней – важнейшая задача обеих сторон. Одним из многих прагматических следствий такого взаимодействия стало действенное и конструктивное участие общественных объединений малого предпринимательства в обсуждении и продвижении законопроектов и нормативных актов, в разработке и реализации проектов и программ малого бизнеса Москвы.
Необходимо и дальше развивать эти партнерские отношения, активнее привлекать предпринимательскую общественность к решению важных для города задач.
Эффективная реализация государственной политики в области малого бизнеса невозможна без организации пропагандистской работы по вовлечению в процесс предпринимательской деятельности населения Москвы, активному стимулированию в общественном сознании позитивного отношения различных слоев и групп населения к частной инициативе граждан, причем не только как к источнику удовлетворения насущных материальных потребностей, но и как к достойному образу жизни.
Решить эту задачу невозможно без привлечения средств массовой информации. В Москве издается ряд специализированных журналов и газет, освещающих вопросы малого бизнеса. Однако, этого явно недостаточно. Необходимо привлечение к этой работе других средств массовой информации, в том числе, телевидения.
Для определения путей развития и разработки проектов и программ, направленных на поддержку малого бизнеса, необходимо проведение широкого спектра научных исследований, опирающихся на достоверные статистические данные. Однако, в настоящее время отсутствует объективная статистическая информация о деятельности субъектов малого предпринимательства. Официальные статистические показатели, получаемые органами статистики на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющихся методик расчета, не всегда соответствуют действительности. Отсутствие достоверной информации о различных показателях предпринимательской деятельности не способствует принятию правильных управленческих решений.