Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы
Московский центр развития предпринимательства
Малый бизнес Москвы


ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА
НОВОСТИ
РАССЫЛКА

  ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА МОСКВЫ


ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ







СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА








РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА































ФОРУМ "МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ"


ВНЕШНЯЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ СФЕРЫ МАЛОГО БИЗНЕСА
 


Состояние и направления деятельности общественных (негосударственных) предпринимательских структур как институтов рынка являются важными индикаторами содержания нынешних российских реалий. Современный рынок обеспечивает высокую народнохозяйственную эффективность только при наличии в нем активных саморегулируемых ОП[1].

ОП защищают интересы предпринимателей перед государством, сплачивают предпринимательское сообщество перед трудностями, перед необходимостью поиска решений тех или иных отраслевых или территориальных проблем. Наконец, они активно помогают государству в выработке и реализации экономической политики как федерального, так и регионального уровня.

Общественных институтов рынка в России создано уже много, включая элитные клубы по интересам и т.п., но легитимную «вершину айсберга» таких структур составляют именно общественные ОП. Малые предприниматели в силу своего небогатого положения не вхожи в элитные клубы. Поэтому ОП малого бизнеса призваны одновременно выполнять формальные и неформальные функции отстаивания своих интересов перед государством и крупным капиталом, выстраивания системы всех необходимых элементов благоприятной среды для малого предпринимательства.

Следует заметить, очень многое из того, что создано в качестве институтов рыночной инфраструктуры, включая ОП, к сожалению, на практике оказывается не более чем имитацией. Имитационность в целом характерна для хозяйственных систем стран с развивающимися рынками или, иначе говоря, стран «третьего мира». Известно, что большинство из них копировали хозяйственное право ведущих западных государств, организовывали (и продолжают организовывать) деятельность своих правительств, государственных органов, общественных организаций по западным образцам. Но при этом остаются отсталыми, догоняющими или даже все более отстающими странами. По верному замечанию известного институционалиста Дугласа Норта – «хотя правила те же самые, но механизмы и практика контроля за соблюдением этих правил, нормы поведения и субъективные модели игроков другие. Следовательно, другими становятся реальная система стимулов, и субъективная оценка игроками последствий принимаемых решений». Объясняется это тем, что выполнение законов искажается до полной их неузнаваемости (либо они просто не исполняются), а названия тех или иных госорганов, общественных организаций абсолютно не соответствует их реальной деятельности. На все это накладывается широкомасштабная коррупция, являющаяся единственным смыслом посещения своих рабочих мест для немалой части чиновничества. В экономической литературе последнее получило название «чиновничья рента» и «рентная экономика». Очень многое зависит, конечно, и от менталитета, ценностных ориентиров поведения населения. Они очень разные в развитых и развивающихся странах.

По правомерно распространенному и опирающемуся на факты мнению, высокая коррупция, имитационность организаций рыночной инфраструктуры в России – это прямой результат проведенных в 1990-е гг. проалегархических (вместо эффективных рыночных) реформ. Выход из этого положения сопряжен с кардинальным улучшением работы госаппарата, с наполнением реальным рыночным содержанием созданных институтов инфраструктуры (включая организации поддержки малого бизнеса) и объединений предпринимателей. Само государство с обеспечением этого выхода не справится.

Предпринимательство и власть взаимодействуют в любом обществе. Российский госаппарат уже в начале реформ оказался под прямым и косвенным контролем крупных (для того времени) полукриминальных, компрадорски настроенных частных структур. Как следствие – строительство в социально-экономическом смысле иррационального российского олигархического капитализма на базе пролоббированных этими структурами законов и при организационной помощи госаппарата. Ситуация могла бы быть совсем иной, если бы государственный аппарат, процесс законотворчества нашей страны уже в начале реформ оказался бы под пристальным контролем высоко конкурентного малого и среднего предпринимательства через систему его ОП. Такого контроля нет и сейчас.





--------------------------------------------------------------------------------

[1] Под саморегулированием в экономике развитых стран прежде всего понимается выполнение саморегулируемой организацией многих функций контроля и регулирования предпринимательской деятельности. Саморегулирование обеспечивает оптимальность хозяйственных процессов. В менее развитых странах эти функции почти полностью выполняются государством.




Статьи