Крупнейшие города мира в концентрированном виде отражают уровень социально-экономического развития в своих странах
Крупнейшие города мира в концентрированном виде отражают уровень социально-экономического развития в своих странах. Особенно это заметно в крупнейших городах столичного развитых стран. Эти города являясь центрами экономического и политического влияния на национальном и международном уровнях, одновременно оказывают мощное воздействие на прилежащие к ним территории и ближайшие малые города и поселения. В Европе наиболее яркими примерами интенсивного развития крупных городов и прилежащих территорий являются Париж и Лондон. Самым динамичным по социально-экономическому развитию в Европейском Сообществе является Париж и прилежащий к нему округ Иль-де-Франс, который лидирует по доле ВВП на душу населения, составляющей порядка 160-175 % от среднедушевого уровня по странам ЕС.
Успешное развитие округа Иль-де-Франс объясняется проводимой государственной политикой по социально-экономическому развитию территорий, и эффективным сотрудничеством городских властей Парижа с администрацией сопредельных территорий и ближайших городов. Основной целю такого взаимодействия является стремление к созданию наиболее благоприятных условий для жизни и трудовой деятельности населения, а также для развития предпринимательства на всей территории округа. Такая политика обеспечила приток иностранного капитала, в результате чего было образовано 8000 иностранных фирм, создавших 175 тыс. рабочих мест и обеспечивших работой 24% трудоспособного населения округа Иль-де-Франс. Умелое сочетание государственной экономической политики при хорошем взаимодействии муниципальных органов Парижа с местными властями округа Иль-де-Франс позволили в значительной мере повысить экономический потенциал прилежащих к Парижу территорий и одновременно улучшить качество жизни как в самом Париже так и в ближайших городах и поселениях.
Рассмотрим более подробно особенности социально-экономического развития таких крупнейших городов мира как Лондон, Париж, Нью-Йорк и Токио в части изменений происходящих в сфере малого и среднего бизнеса.
Крупные городские поселения имеют сложные и зачастую размытые административно-территориальные границы. Для сопоставления отдельных данных, характеризующих различные части города, предлагается ввести следующие определение территориальных зон города:
1. Центральная часть - центр размещения высших органов управления и коммерции.
2. Внутренняя часть - прилежащая к центру территория городской застройки.
3. Внешняя часть - территория города в пределах его административных границ, без учета центральной и внутренней части.
Для предварительной оценки сравниваемых городов и территориальных зон рассмотрим таблицу 4.1.
Таблица 4.1.
Сопоставление основных территориальных зон
( Москва, Лондон, Париж, Нью-Йорк и Токио )
Города |
Названия территориальных
зон городов |
Площадь ( км2 ) |
Населе-ние |
Занятость |
Населе-ние |
Занятость |
|
|
|
(хЮОО чел.) |
Плотность (чел/км2) |
1. Центральная часть города |
Москва |
Центральный административный округ |
66,2 |
577 |
1219 |
8716 |
18414 |
Лондон |
Центральная Статистическая зона |
27 |
170 |
1020 |
6296 |
37778 |
Париж |
Районы1-10 |
23 |
246 |
763 |
10696 |
33261 |
Нью-Йорк |
Манхаттенский Централъный Деловой Район |
22 |
542 |
1772 |
24636 |
80523 |
Токио |
6 Центральных районов |
87 |
1030 |
3858 |
11839 |
44344 |
2. Внутренняя часть, прилежащая к центру города |
Лондон |
14 внутренних округов |
294 |
2173 |
805 |
7591 |
2738 |
Париж |
Пари- Виль (районы 11-20) |
82 |
2152 |
1664 |
23244 |
11467 |
Нью-Йорк |
Верхний Манхаттен и Бронкс |
160 |
2691 |
2034 |
13431 |
12747 |
Токио |
Остальные 17 районов |
494 |
7 137 |
3535 |
14447 |
7 157 |
3. Внешняя часть города |
Москва |
8 административных округов * |
928 |
7823 |
3870 |
8430 |
4170 |
Лондон |
18 внешних округов Большого Лондона |
1257 |
4050 |
1430 |
3221 |
1 137 |
Париж |
Петит Курон ( 3 департамента) |
105 |
3989 |
1 726 |
6081 |
2729 |
Нью-Йорк |
Округи Бруклин, Квинс, Стэйтен Айленд |
618 |
4631 |
921 |
7496 |
1490 |
Токио |
Район Тома |
1564 |
3692 |
1382 |
2360 |
884 |
Примечание: * Без Центрального административного округа и без Зеленограда
Как видно из данных в табл. 4.1. , имеются большие различия в плотности населения и плотности размещения рабочих мест в различных частях всех рассматриваемых городов. в центральной части наблюдается многократное превышение плотности размещения рабочих мест над плотностью населения. Это соотношение в центральных районах достигает максимальных значений (8,4 - в Токио; 6 - в Лондоне; 3,27- в Нью-Йорке; 3,1 - в Париже; 2,1 - в Москве). Уже во внутренней зоне , примыкающей к центру города этот показатель снижается до уровня 0,9 - 0,5 и на остальной городской территории удерживается на уровне 0,3-0,2 ( в Москве ~ 0,49 ). Приведённые данные указывают на стремление большинства различных структур действующих на территории крупных городов размещать свои учреждения и компании в центральных и внутренних зонах города. Вот почему одной из заметных тенденций в развитии крупных городов стала возрастающая дифференциация социально-экономической роли центральной, внутренней и внешней частей города. При этом происходит диверсификация и/или вытеснение традиционных крупномасштабных производств в периферийные районы с одновременным их замещением коммерческими структурами, многоквартирными домами , местами для отдыха и занятия спортом, а также предприятиями в том числе и малыми, использующими высокие технологии и реализующими научно-исследовательские разработки. Такая тенденция подтверждается и произошедшими за последние 10-15 лет изменениями в структуре занятости крупнейших городов , в зависимости от мест расположения относительно центра города ( табл. 4.2.). Это объясняется как стремлением к оздоровлению городской среды обитания , так и быстрым удорожанием земли.
Кроме того, наряду с ростом налогообложения на недвижимость, особенно в центральной части городов, ужесточаются санитарно-технические и экологические нормы, предъявляемые ко всем предприятиям, расположенным в черте города. Указанные меры ведут к возрастанию стоимости строительства и удорожанию аренды производственных и офисных помещений , что в свою очередь способствует сосредоточению в центральных районах городов наиболее высокоэффективных организаций и структур, стремящихся к сохранению и/или возвышению своего статуса в масштабах страны и на международной арене.
Таблица 4.2.
Изменение занятости (в %) в связи с диверсификацией
видов деятельности малых предприятий
ГОРОДА |
Промыш-ленность |
Строитель-ство |
Транспорт
и связь |
Оптово-розничная торговля |
Финансы, страхование, недвижимость |
Сфера услуг |
Большой Лондон |
-89 |
-36 |
-20 |
-6 |
+23 |
-5 |
|
Центр города |
-35 |
-1 |
Париж |
Внутренняя часть |
-24 |
+22 |
|
Внешняя часть |
-5 |
+32 |
|
Центр города |
-35 |
-23 |
-28 |
-18 |
-7 |
+5 |
Нью- Йорк |
Внутренняя часть |
-35 |
-22 |
-27 |
-17 |
-7 |
+8 |
|
Внешняя часть |
-35 |
+8 |
+2 |
-6 |
+23 |
+52 |
|
Центр города |
-2 |
+4 |
+1 |
+11 |
+56 |
+52 |
Токио |
Внутренняя часть |
-15 |
+7 |
+2 |
+8 |
+14 |
+26 |
|
Внешняя часть |
+11 |
+23 |
+38 |
+30 |
+38 |
+45 |
Постепенный вывод из города крупных производственных предприятий (особенно с традиционными ресурсоёмкими технологиями) позволяет осуществить экологическое оздоровление городской среды и промышленных зон, что приводит к значительным позитивным структурным, территориальным, социальным и демографическим изменениям в крупных городах и образуемых ими городских агломерациях. существенную роль также играет ограниченность трудовых ресурсов и высокая стоимость труда по сравнению с периферийными территориями. Однако указанные структурные преобразования в экономике города требуют значительных капиталовложений. С одной стороны крупнейшие города получают определенное финансирование из государственного бюджета, а с другой стороны изыскивают другие возможности путем проведения определённой политики в отношении структур, заинтересованных в улучшении городской среды. стремление к повышению эффективности городской экономики, отражается в политике муниципальных властей сформулированной в достаточно гибких нормативных актах и сопровождаемой привлечением больших ресурсных возможностей сконцентрированных в этих городах.
В определённой мере представление об экономике крупных городов может дать рассмотрение структуры занятости по основным видам деятельности (табл.4.3.). Из таблицы видно, что структура занятости в Москве значительно отличается от других рассматриваемых городов. В индустриальном секторе Москвы (промышленность, строительство, транспорт, связь и энергетика) сосредоточено 47,4 % занятого населения, тогда как в сравниваемых городах этот показатель находится в следующих пределах: 26,9% - в Лондоне; 32,8%-в Париже; 22,9% - в Нью-Йорке и 30,8% - в Токио.
Таблица 4.3.
Структура занятости в крупнейших городах мира
|
Москва |
Лондон |
Париж |
Нью-Йорк |
Токио |
Занято всего
(тыс. чел.) |
5139 |
3255 |
4153 |
3257 |
7394 |
Виды деятельности |
Структура занятости по видам деятельности (%) |
Промышленность |
21,6 |
13,0 |
16,5 |
10,7 |
16,8 |
Строительство |
10,6 |
4,0 |
7,6 |
2,7 |
6,9 |
Торговля |
10,3 |
13,5 |
27,8 |
11,2 |
30,8 |
Финансы и страхование |
3,6 |
21,0 |
6,1 |
13,3 |
6,3 |
Операции с недвижимостью |
0,1 |
2,0 |
2,1 |
3,3 |
2,7 |
Транспорт и связь |
10,2 |
9,0 |
4,2 |
7,2 |
6,7 |
Энергетика и водоснабжение |
5,0 |
0,9 |
4,5 |
2,3 |
0,4 |
Сфера услуг |
21,0 |
25,0 |
29,0 |
43,5 |
26,6 |
Управление |
4,1 |
8,0 |
---- |
2,8 |
2,7 |
Прочие виды деятельности |
13,5 |
3,6 |
---- |
3,0 |
0,1 |
Во всех крупнейших городах мира огромное внимание придается экономическим и социальным преобразованиям, осуществляемым в интересах местного населения. Государственные и муниципальные власти всемерно способствуют повышению уровня и качества жизни, обеспечению обслуживания, развитости инфраструктуры города, безопасности условий жизни и работы. При этом достигается высокий уровень экономического развития всех действующих в городе структур и, особенно сектора МСП, т. к. именно в нём сосредоточена основная масса занятого городского населения. Причём динамичное развитие этого сектора предпринимательства обеспечивает постоянный рост занятости, компенсирующий сокращение рабочих мест в других секторах городской экономики. это в свою очередь ведёт к минимизации социальных противоречий благодаря формированию широкой массы мелких собственников, заинтересованных в стабильном развитии экономики города. Развитие сектора МСП, сопровождается кардинальными изменениями в сфере обслуживания, которая расширяется и специфицируется, приспосабливаясь к условиям постиндустриального развития. При этом доля сферы услуг в экономике крупных городов значительно превышает уровень 70 %. Рассматривая структуру занятости в сфере услуг (торговлю, финансы, страхование, операции с недвижимостью, социально-бытовые услуги) можно заметить, что в Москве в этой сфере сосредоточено только 35% занятых, тогда как в сравниваемых городах (см. табл. 4.3.) в этой сфере сосредоточено 60-70% занятых в городской экономике.
в крупнейших городах мира наряду с традиционными видами деятельности за последние 10-15 лет весьма высокими темпами начала развиваться сфера бизнес- услуг и разного рода технических услуг. Это обусловлено высоким уровнем концентрации национальных и международных организаций, банков и компаний , а также высоким уровнем доходности в сфере специальных технических и бизнес-услуг. в экономической жизни Лондона эти виды деятельности занимают доминирующее положение и в совокупности приносят $45,6 млрд. дохода в год, что составляет 33,1% ежегодного объёма от всех видов деятельности в городе. Рассмотрим данные о структуре занятости именно в сфере оказания бизнес-услуг (табл. 4.4.). о стремительной динамике развития этих видов деятельности говорит то, что за последние 17 лет в Нью-Йорке занятость сфере бизнес - обслуживания выросла на 22%, достигнув уровня 776 тыс. работающих. соответственно, в Токио за 10 лет занятость в бизнес - обслуживании выросла на 52% достигнув уровня 1540 тыс. работающих. При этом наиболее интенсивно развивались следующие направления деятельности:
- в информационно-компьютерном обслуживании занятость выросла в 3,5 раза;
- в службах подбора и найма специалистов занятость выросла в 7 раз;
- оказание управленческих услуг и консалтинг дали рост занятости в 3 раза.
Таблица 4.4
Структура и динамика занятости в сфере оказания бизнес услуг
Бизнес услуги |
Лондон |
Париж |
Нью-Йорк |
Токио |
(виды деятельности) |
тыс/ % |
тыс/ % |
тыс/ % |
тыс/ % |
Банки и финансы |
239/7,7 |
150/4,7 |
306/9,4 |
345/3,9 |
Страхование |
36/1,1 |
56/1,8 |
81/2,5 |
166/1,9 |
Операции с недвижимостью |
59/1,9 |
|
116/3,6 |
229/2,6 |
Рекламная деятельность |
22/0,7 |
всего |
33/1,0 |
74/0,8 |
Компьютерное обслуживание |
40/1,3 |
по |
18/0,6 |
283/3,2 |
Инжиниринг и архитектура |
57/1,8 |
этим |
16/0,5 |
97/1,1 |
Юридические услуги |
54/1,7 |
услугам |
70/2,2 |
23/0,3 |
Аудит и бухучёт |
49/1,6 |
454/14 |
26/0,8 |
34/0,4 |
Подбор специалистов |
56/1,8 |
|
47/1,4 |
23/0,3 |
Обслуживание зданий и офисов |
93/3,0 |
|
34/1,0 |
118/1,3 |
Управленческие услуги |
41/1,3 |
|
29/0,9 |
149/10,6 |
Бизнес услуги всего |
747/24,0 |
660/20,7 |
776/24,0 |
1540/17,5 |
Занято в городе всего |
3092/100 |
3183/100 |
3241/100 |
8777/100 |
Примечания: + возрастание; - убывание; - - нет данных.
Другим важнейшим источником доходов городского бюджета является сфера обслуживания деловых встреч и поездок, а также иностранного и внутреннего туризма. За последние 25 лет количество деловых и туристических международных поездок в мире выросло почти в 10 раз и достигло 670-700 млн. в год , что свидетельствует о постоянном и динамичном росте всех видов деятельности, связанных с обслуживанием туристов и бизнесменов, совершающих деловые поездки. При этом, объем продаж в сфере туристических услуг, ежегодно возрастает на 5-8%. Постоянно расширяющийся поток туристов и бизнесменов посещающих Лондон, Париж, Нью-Йорк и Токио ( см. табл. 1.5.) указывает ещё на одно важное поле экономической деятельности сектора МСП- обслуживание этих посетителей. Например, в Лондоне объем услуг, оказываемых ежегодно иностранным туристам и предпринимателям, достигает уровня ~15,3% от ВВП города. Причем в значительной мере экономическая эффективность всех видов деятельности связанных с туризмом, зависит от качества услуг оказываемых в сфере малого бизнеса. Таким образом развитие системы обслуживания иностранных туристов и предпринимателей приносит значительные выгоды как экономике крупных городов, так и стране в целом.
Таблица 4.5.
Деловые поездки, иностранный туризм и
объём оказываемых при этом услуг
Сводные данные |
Москва |
Лондон |
Париж |
Нью-Йорк |
Токио |
Общее количество посетителей (млн.) |
20-25 |
20-23 |
22-24 |
25-27 |
— |
Доля иностранных посетителей (%) |
~
4-5% |
~
57% |
~
55% |
~
27% |
~
12% |
Объём услуг в городе ($ млрд.) |
1,0 |
21,0 |
20,0 |
8,0 |
2,2 |
Объём услуг по стране ($ млрд.) |
— |
38,33 |
60,0 |
49,0 |
3,5 |
Темпы ежегодного роста услуг |
— |
5,9% |
8,6% |
14,1% |
15,2% |
Примечания: ~ ориентировочные данные; — нет данных.
Учитывая достаточно высокий уровень развития сферы услуг в Москве, множество театров, большое количество архитектурных и исторических памятников, а также развитую транспортную и телекоммуникационную инфраструктуру города, можно предположить, что целенаправленная политика городских властей по привлечению туристов и предпринимателей даст большой экономический эффект, наряду с повышением международного статуса Москвы как города обладающего множеством привлекательных особенностей.
По мнению многих экспертов, принятие множества международных правовых документов, определяющих межгосударственные политические и экономические взаимоотношения, вводящие определённые ограничения в сферу деятельности правительств, позволили расширить спектр международных отношений при относительной либерализации внутригосударственных отношений. ослабление влияния государства прежде всего проявилось в центрах международной экономической и политической активности, а именно в крупнейших мегаполисах столичного типа. При этом система городского управления и городской экономики была вынуждена приспосабливаться к стремительному возрастанию количества международных организаций и транснациональных компаний. Прежде всего это отразилось на структуре городской экономики, стремительно переориентирующейся от традиционных видов деятельности к расширению сферы услуг, совершенствованию городской среды обитания, улучшению качества и уровня жизни для всех категорий городского социума. Социально-экономические преобразования в этих городах в значительной мере повлияли и на урбанизацию прилежащих территорий и близлежащих городов.
Особое усиление влияния крупных городов проявилось в стратегическом планировании, организационном и финансовом обеспечении социально-экономического развития как самого города, так и прилежащих территорий вместе с более мелкими городами. Это привело к значительным социальным последствиям в жизни этих городов и прилежащих территорий. В числе важнейших стратегических направлений активизации политики администрации крупнейших городов на региональном и национальном уровне можно назвать следующие:
- развитие социально-экономических связей между отдельными городами и регионами как внутри страны так и на международном уровне;
- обеспечение связей между различными секторами экономики при одновременном осуществлении ряда новых видов деятельности;
- развитие науки и образования на основе эффективных связей между университетами, предприятиями и исследовательскими центрами;
- поддержка создания новых предприятий и обеспечение успешной деятельности малых и средних предприятий.
несмотря на существенные географические, политические и культурно-исторические различия, присущие Лондону, Парижу, Нью-Йорку и Токио, эти города сопоставимы по уровню социально-экономического развития и испытывают схожие изменения под влиянием таких факторов, как совершенствование технологии, развитие международных связей, стремление к расширению зон влияния в национальных интересах. Эти изменения находят свое выражение в следующем:
- экономика этих городов становится все более зависимой от функционирования национального, континентального и мирового рынков ;
- центральная часть таких городов концентрирует различные международные организации, структуры политического и административного управления, офисы транснациональных компаний и органы управления рынков капитала;
- процветание этих городов и их центральной части определяется социальным и экономическим здоровьем страны в целом, преобладанием в наиболее конкурентноспособных секторах экономики и отражается на уровне развития прилежащих территорий .
В городах мирового значения, преимущественно в их центральных частях, сосуществуют такие доминирующие и взаимосвязанные сферы деятельности, как:
- институты государственной власти и влиятельные международные политические, экономические и общественные организации;
- финансовые, консультационные, страховые, посреднические, биржевые и другие структуры обеспечения предпринимательской деятельности на национальном и международном уровнях;
- сфера культуры и творчества, средства массовой информации, индустрия отдыха, туризм, шоу-бизнес;
- инфраструктура обслуживания всех вышеперечисленных сфер деятельности, включая обслуживание жителей города.
Несмотря на различие социально-экономических и исторических особенностей мировых городов, тенденции их развития примерно одинаковы. Среди наиболее значимых тенденций, можно выделить следующие:
- возрастание концентрации капитала и торговли, при одновременном расширении рынка международных финансов;
- сосредоточение штаб-квартир крупнейших компаний, торговых ассоциаций и международных агентств;
- обеспечение высокого уровня и широкого спектра деловых услуг и рыночной информации (аудит, бухгалтерское дело, юридические и консалтинговые услуги, страхование, брокерское дело, фрахт, информационные агентства и др.) ;
- в центрах крупнейших городов неуклонно расширяется сфера услуг по обеспечению деловых контактов, международному туризму и путешествиям, вносящая весомый вклад в экономику города, что способствует развитию строительства, розничной торговли, предприятий культуры и досуга;
- поддержание высокого качества услуг по обеспечению экономических и политических международных акций (развитая рыночная инфраструктура, наличие квалифицированных специалистов, надежная и многофункциональная транспортная система, информационное и коммуникационное обслуживание);
- рост видов деятельности, способствующих увеличению мирового влияния крупных городов и совершенствовании сферы услуг при одновременном сокращение традиционной промышленности.
Только долгосрочная, системно обоснованная политика властей на национальном, региональном и местном уровнях, имеющая ясные и четко сформулированный цели позволяет решать проблемы развития крупных городов и прилегающих территорий, при сбалансированном обеспечении интересов всех участников этого процесса. При этом снимается острота проблемы занятости (и самозанятости), повышаются благосостояние и качество жизни населения города и прилежащих территорий. Одновременно город становится всё более привлекательным для иностранного капитала, размещения бизнеса и развития иностранного туризма.
Важнейшим и необходимым следствием такой политики является разработка конкретных и обязательных мероприятий по правовому, ресурсному и организационному обеспечению реализации намеченных планов. При этом, должна существовать четкая система взаимодействия, координации и контроля деятельности всех работ, выполняемых участниками реализации этих планов.
Расширение сферы экономического и политического влияния крупного города и возможно только при условии кардинального решения внутригородских социально-экономических проблем и всестороннего развития городской инфраструктуры. В значительной мере эти вопросы могут быть решены с учетом взаимных интересов как крупных городов, так и прилежащих к ним территорий. Возможность же комплексного развития крупных городов и прилежащих к ним территорий базируется на более привлекательных ( по сравнению с крупными городами) социальных и экономических условиях размещения различных предприятий и привлечения иностранного капитала. Это обеспечивает расширение экономической инфраструктуры на местах, формирует комплексную сферу услуг, стимулирует создание новых рабочих мест и позволяет повышать уровень жизни всего проживающего там населения, постепенно приближая его к городскому уровню. Следует отметить, что эффективная реализация совместных долговременных планов социально-экономического развития крупных городов и прилежащих территорий, возможна только на основе солидарных решений и объединения ресурсных возможностей всех заинтересованных сторон. Обычно это достигается совместной разработкой долговременных планов перспектив развития крупных городов, прилежащих территорий и всего региона в целом.
|