Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы
Московский центр развития предпринимательства
Малый бизнес Москвы


ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА
НОВОСТИ
РАССЫЛКА

  ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА МОСКВЫ


ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ







СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА








РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА































ФОРУМ "МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ"


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ МИРА
 

Крупнейшие города мира в концентрированном виде отражают уровень социально-экономического развития в своих странах

Крупнейшие города мира в концентрированном виде отражают уровень социально-экономического развития в своих странах. Особенно это заметно в крупнейших городах столичного развитых стран. Эти города являясь центрами экономического и политического влияния на национальном и международном уровнях, одновременно оказывают мощное воздействие на прилежащие к ним территории и ближайшие малые города и поселения. В Европе наиболее яркими примерами интенсивного развития крупных городов и прилежащих территорий являются Париж и Лондон. Самым динамичным по социально-экономическому развитию в Европейском Сообществе является Париж и прилежащий к нему округ Иль-де-Франс, который лидирует по доле ВВП на душу населения, составляющей порядка 160-175 % от среднедушевого уровня по странам ЕС.

Успешное развитие округа Иль-де-Франс объясняется проводимой государственной политикой по социально-экономическому развитию территорий, и эффективным сотрудничеством городских властей Парижа с администрацией сопредельных территорий и ближайших городов. Основной целю такого взаимодействия является стремление к созданию наиболее благоприятных условий для жизни и трудовой деятельности населения, а также для развития предпринимательства на всей территории округа. Такая политика обеспечила приток иностранного капитала, в результате чего было образовано 8000 иностранных фирм, создавших 175 тыс. рабочих мест и обеспечивших работой 24% трудоспособного населения округа Иль-де-Франс. Умелое сочетание государственной экономической политики при хорошем взаимодействии муниципальных органов Парижа с местными властями округа Иль-де-Франс позволили в значительной мере повысить экономический потенциал прилежащих к Парижу территорий и одновременно улучшить качество жизни как в самом Париже так и в ближайших городах и поселениях.

Рассмотрим более подробно особенности социально-экономического развития таких крупнейших городов мира как Лондон, Париж, Нью-Йорк и Токио в части изменений происходящих в сфере малого и среднего бизнеса.

Крупные городские поселения имеют сложные и зачастую размытые административно-территориальные границы. Для сопоставления отдельных данных, характеризующих различные части города, предлагается ввести следующие определение территориальных зон города:

1. Центральная часть - центр размещения высших органов управления и коммерции.

2. Внутренняя часть - прилежащая к центру территория городской застройки.

3. Внешняя часть - территория города в пределах его административных границ, без учета центральной и внутренней части.

Для предварительной оценки сравниваемых городов и территориальных зон рассмотрим таблицу 4.1.

Таблица 4.1.

Сопоставление основных территориальных зон

( Москва, Лондон, Париж, Нью-Йорк и Токио )

Города

Названия территориальных

зон городов

Площадь ( км2 )

Населе-ние

Занятость

Населе-ние

Занятость

(хЮОО чел.)

Плотность (чел/км2)

1. Центральная часть города

Москва

Центральный административный округ

66,2

577

1219

8716

18414

Лондон

Центральная Статистическая зона

27

170

1020

6296

37778

Париж

Районы1-10

23

246

763

10696

33261

Нью-Йорк

Манхаттенский Централъный Деловой Район

22

542

1772

24636

80523

Токио

6 Центральных районов

87

1030

3858

11839

44344

2. Внутренняя часть, прилежащая к центру города

Лондон

14 внутренних округов

294

2173

805

7591

2738

Париж

Пари- Виль (районы 11-20)

82

2152

1664

23244

11467

Нью-Йорк

Верхний Манхаттен и Бронкс

160

2691

2034

13431

12747

Токио

Остальные 17 районов

494

7 137

3535

14447

7 157

3. Внешняя часть города

Москва

8 административных округов *

928

7823

3870

8430

4170

Лондон

18 внешних округов Большого Лондона

1257

4050

1430

3221

1 137

Париж

Петит Курон ( 3 департамента)

105

3989

1 726

6081

2729

Нью-Йорк

Округи Бруклин, Квинс, Стэйтен Айленд

618

4631

921

7496

1490

Токио

Район Тома

1564

3692

1382

2360

884

Примечание: * Без Центрального административного округа и без Зеленограда

Как видно из данных в табл. 4.1. , имеются большие различия в плотности населения и плотности размещения рабочих мест в различных частях всех рассматриваемых городов. в центральной части наблюдается многократное превышение плотности размещения рабочих мест над плотностью населения. Это соотношение в центральных районах достигает максимальных значений (8,4 - в Токио; 6 - в Лондоне; 3,27- в Нью-Йорке; 3,1 - в Париже; 2,1 - в Москве). Уже во внутренней зоне , примыкающей к центру города этот показатель снижается до уровня 0,9 - 0,5 и на остальной городской территории удерживается на уровне 0,3-0,2 ( в Москве ~ 0,49 ). Приведённые данные указывают на стремление большинства различных структур действующих на территории крупных городов размещать свои учреждения и компании в центральных и внутренних зонах города. Вот почему одной из заметных тенденций в развитии крупных городов стала возрастающая дифференциация социально-экономической роли центральной, внутренней и внешней частей города. При этом происходит диверсификация и/или вытеснение традиционных крупномасштабных производств в периферийные районы с одновременным их замещением коммерческими структурами, многоквартирными домами , местами для отдыха и занятия спортом, а также предприятиями в том числе и малыми, использующими высокие технологии и реализующими научно-исследовательские разработки. Такая тенденция подтверждается и произошедшими за последние 10-15 лет изменениями в структуре занятости крупнейших городов , в зависимости от мест расположения относительно центра города ( табл. 4.2.). Это объясняется как стремлением к оздоровлению городской среды обитания , так и быстрым удорожанием земли.

Кроме того, наряду с ростом налогообложения на недвижимость, особенно в центральной части городов, ужесточаются санитарно-технические и экологические нормы, предъявляемые ко всем предприятиям, расположенным в черте города. Указанные меры ведут к возрастанию стоимости строительства и удорожанию аренды производственных и офисных помещений , что в свою очередь способствует сосредоточению в центральных районах городов наиболее высокоэффективных организаций и структур, стремящихся к сохранению и/или возвышению своего статуса в масштабах страны и на международной арене.

Таблица 4.2.

Изменение занятости (в %) в связи с диверсификацией

видов деятельности малых предприятий

ГОРОДА

Промыш-ленность

Строитель-ство

Транспорт

и связь

Оптово-розничная торговля

Финансы, страхование, недвижимость

Сфера услуг

Большой Лондон

-89

-36

-20

-6

+23

-5

Центр города

-35

-1

Париж

Внутренняя часть

-24

+22

Внешняя часть

-5

+32

Центр города

-35

-23

-28

-18

-7

+5

Нью- Йорк

Внутренняя часть

-35

-22

-27

-17

-7

+8

Внешняя часть

-35

+8

+2

-6

+23

+52

Центр города

-2

+4

+1

+11

+56

+52

Токио

Внутренняя часть

-15

+7

+2

+8

+14

+26

Внешняя часть

+11

+23

+38

+30

+38

+45

Постепенный вывод из города крупных производственных предприятий (особенно с традиционными ресурсоёмкими технологиями) позволяет осуществить экологическое оздоровление городской среды и промышленных зон, что приводит к значительным позитивным структурным, территориальным, социальным и демографическим изменениям в крупных городах и образуемых ими городских агломерациях. существенную роль также играет ограниченность трудовых ресурсов и высокая стоимость труда по сравнению с периферийными территориями. Однако указанные структурные преобразования в экономике города требуют значительных капиталовложений. С одной стороны крупнейшие города получают определенное финансирование из государственного бюджета, а с другой стороны изыскивают другие возможности путем проведения определённой политики в отношении структур, заинтересованных в улучшении городской среды. стремление к повышению эффективности городской экономики, отражается в политике муниципальных властей сформулированной в достаточно гибких нормативных актах и сопровождаемой привлечением больших ресурсных возможностей сконцентрированных в этих городах.

В определённой мере представление об экономике крупных городов может дать рассмотрение структуры занятости по основным видам деятельности (табл.4.3.). Из таблицы видно, что структура занятости в Москве значительно отличается от других рассматриваемых городов. В индустриальном секторе Москвы (промышленность, строительство, транспорт, связь и энергетика) сосредоточено 47,4 % занятого населения, тогда как в сравниваемых городах этот показатель находится в следующих пределах: 26,9% - в Лондоне; 32,8%-в Париже; 22,9% - в Нью-Йорке и 30,8% - в Токио.

Таблица 4.3.

Структура занятости в крупнейших городах мира

 

Москва

Лондон

Париж

Нью-Йорк

Токио

Занято всего

(тыс. чел.)

5139

3255

4153

3257

7394

Виды деятельности

Структура занятости по видам деятельности (%)

Промышленность

21,6

13,0

16,5

10,7

16,8

Строительство

10,6

4,0

7,6

2,7

6,9

Торговля

10,3

13,5

27,8

11,2

30,8

Финансы и страхование

3,6

21,0

6,1

13,3

6,3

Операции с недвижимостью

0,1

2,0

2,1

3,3

2,7

Транспорт и связь

10,2

9,0

4,2

7,2

6,7

Энергетика и водоснабжение

5,0

0,9

4,5

2,3

0,4

Сфера услуг

21,0

25,0

29,0

43,5

26,6

Управление

4,1

8,0

----

2,8

2,7

Прочие виды деятельности

13,5

3,6

----

3,0

0,1

Во всех крупнейших городах мира огромное внимание придается экономическим и социальным преобразованиям, осуществляемым в интересах местного населения. Государственные и муниципальные власти всемерно способствуют повышению уровня и качества жизни, обеспечению обслуживания, развитости инфраструктуры города, безопасности условий жизни и работы. При этом достигается высокий уровень экономического развития всех действующих в городе структур и, особенно сектора МСП, т. к. именно в нём сосредоточена основная масса занятого городского населения. Причём динамичное развитие этого сектора предпринимательства обеспечивает постоянный рост занятости, компенсирующий сокращение рабочих мест в других секторах городской экономики. это в свою очередь ведёт к минимизации социальных противоречий благодаря формированию широкой массы мелких собственников, заинтересованных в стабильном развитии экономики города. Развитие сектора МСП, сопровождается кардинальными изменениями в сфере обслуживания, которая расширяется и специфицируется, приспосабливаясь к условиям постиндустриального развития. При этом доля сферы услуг в экономике крупных городов значительно превышает уровень 70 %. Рассматривая структуру занятости в сфере услуг (торговлю, финансы, страхование, операции с недвижимостью, социально-бытовые услуги) можно заметить, что в Москве в этой сфере сосредоточено только 35% занятых, тогда как в сравниваемых городах (см. табл. 4.3.) в этой сфере сосредоточено 60-70% занятых в городской экономике.

в крупнейших городах мира наряду с традиционными видами деятельности за последние 10-15 лет весьма высокими темпами начала развиваться сфера бизнес- услуг и разного рода технических услуг. Это обусловлено высоким уровнем концентрации национальных и международных организаций, банков и компаний , а также высоким уровнем доходности в сфере специальных технических и бизнес-услуг. в экономической жизни Лондона эти виды деятельности занимают доминирующее положение и в совокупности приносят $45,6 млрд. дохода в год, что составляет 33,1% ежегодного объёма от всех видов деятельности в городе. Рассмотрим данные о структуре занятости именно в сфере оказания бизнес-услуг (табл. 4.4.). о стремительной динамике развития этих видов деятельности говорит то, что за последние 17 лет в Нью-Йорке занятость сфере бизнес - обслуживания выросла на 22%, достигнув уровня 776 тыс. работающих. соответственно, в Токио за 10 лет занятость в бизнес - обслуживании выросла на 52% достигнув уровня 1540 тыс. работающих. При этом наиболее интенсивно развивались следующие направления деятельности:

  • в информационно-компьютерном обслуживании занятость выросла в 3,5 раза;
  • в службах подбора и найма специалистов занятость выросла в 7 раз;
  • оказание управленческих услуг и консалтинг дали рост занятости в 3 раза.

Таблица 4.4

Структура и динамика занятости в сфере оказания бизнес услуг

Бизнес услуги

Лондон

Париж

Нью-Йорк

Токио

(виды деятельности)

тыс/ %

тыс/ %

тыс/ %

тыс/ %

Банки и финансы

239/7,7

150/4,7

306/9,4

345/3,9

Страхование

36/1,1

56/1,8

81/2,5

166/1,9

Операции с недвижимостью

59/1,9

 

116/3,6

229/2,6

Рекламная деятельность

22/0,7

всего

33/1,0

74/0,8

Компьютерное обслуживание

40/1,3

по

18/0,6

283/3,2

Инжиниринг и архитектура

57/1,8

этим

16/0,5

97/1,1

Юридические услуги

54/1,7

услугам

70/2,2

23/0,3

Аудит и бухучёт

49/1,6

454/14

26/0,8

34/0,4

Подбор специалистов

56/1,8

 

47/1,4

23/0,3

Обслуживание зданий и офисов

93/3,0

 

34/1,0

118/1,3

Управленческие услуги

41/1,3

 

29/0,9

149/10,6

Бизнес услуги всего

747/24,0

660/20,7

776/24,0

1540/17,5

Занято в городе всего

3092/100

3183/100

3241/100

8777/100

Примечания: + возрастание; - убывание; - - нет данных.

Другим важнейшим источником доходов городского бюджета является сфера обслуживания деловых встреч и поездок, а также иностранного и внутреннего туризма. За последние 25 лет количество деловых и туристических международных поездок в мире выросло почти в 10 раз и достигло 670-700 млн. в год , что свидетельствует о постоянном и динамичном росте всех видов деятельности, связанных с обслуживанием туристов и бизнесменов, совершающих деловые поездки. При этом, объем продаж в сфере туристических услуг, ежегодно возрастает на 5-8%. Постоянно расширяющийся поток туристов и бизнесменов посещающих Лондон, Париж, Нью-Йорк и Токио ( см. табл. 1.5.) указывает ещё на одно важное поле экономической деятельности сектора МСП- обслуживание этих посетителей. Например, в Лондоне объем услуг, оказываемых ежегодно иностранным туристам и предпринимателям, достигает уровня ~15,3% от ВВП города. Причем в значительной мере экономическая эффективность всех видов деятельности связанных с туризмом, зависит от качества услуг оказываемых в сфере малого бизнеса. Таким образом развитие системы обслуживания иностранных туристов и предпринимателей приносит значительные выгоды как экономике крупных городов, так и стране в целом.

Таблица 4.5.

Деловые поездки, иностранный туризм и

объём оказываемых при этом услуг

Сводные данные

Москва

Лондон

Париж

Нью-Йорк

Токио

Общее количество посетителей (млн.)

20-25

20-23

22-24

25-27

Доля иностранных посетителей (%)

~ 4-5%

~ 57%

~ 55%

~ 27%

~ 12%

Объём услуг в городе ($ млрд.)

1,0

21,0

20,0

8,0

2,2

Объём услуг по стране ($ млрд.)

38,33

60,0

49,0

3,5

Темпы ежегодного роста услуг

5,9%

8,6%

14,1%

15,2%

Примечания: ~ ориентировочные данные; — нет данных.

Учитывая достаточно высокий уровень развития сферы услуг в Москве, множество театров, большое количество архитектурных и исторических памятников, а также развитую транспортную и телекоммуникационную инфраструктуру города, можно предположить, что целенаправленная политика городских властей по привлечению туристов и предпринимателей даст большой экономический эффект, наряду с повышением международного статуса Москвы как города обладающего множеством привлекательных особенностей.

По мнению многих экспертов, принятие множества международных правовых документов, определяющих межгосударственные политические и экономические взаимоотношения, вводящие определённые ограничения в сферу деятельности правительств, позволили расширить спектр международных отношений при относительной либерализации внутригосударственных отношений. ослабление влияния государства прежде всего проявилось в центрах международной экономической и политической активности, а именно в крупнейших мегаполисах столичного типа. При этом система городского управления и городской экономики была вынуждена приспосабливаться к стремительному возрастанию количества международных организаций и транснациональных компаний. Прежде всего это отразилось на структуре городской экономики, стремительно переориентирующейся от традиционных видов деятельности к расширению сферы услуг, совершенствованию городской среды обитания, улучшению качества и уровня жизни для всех категорий городского социума. Социально-экономические преобразования в этих городах в значительной мере повлияли и на урбанизацию прилежащих территорий и близлежащих городов.

Особое усиление влияния крупных городов проявилось в стратегическом планировании, организационном и финансовом обеспечении социально-экономического развития как самого города, так и прилежащих территорий вместе с более мелкими городами. Это привело к значительным социальным последствиям в жизни этих городов и прилежащих территорий. В числе важнейших стратегических направлений активизации политики администрации крупнейших городов на региональном и национальном уровне можно назвать следующие:

  • развитие социально-экономических связей между отдельными городами и регионами как внутри страны так и на международном уровне;
  • обеспечение связей между различными секторами экономики при одновременном осуществлении ряда новых видов деятельности;
  • развитие науки и образования на основе эффективных связей между университетами, предприятиями и исследовательскими центрами;
  • поддержка создания новых предприятий и обеспечение успешной деятельности малых и средних предприятий.

несмотря на существенные географические, политические и культурно-исторические различия, присущие Лондону, Парижу, Нью-Йорку и Токио, эти города сопоставимы по уровню социально-экономического развития и испытывают схожие изменения под влиянием таких факторов, как совершенствование технологии, развитие международных связей, стремление к расширению зон влияния в национальных интересах. Эти изменения находят свое выражение в следующем:

  • экономика этих городов становится все более зависимой от функционирования национального, континентального и мирового рынков ;
  • центральная часть таких городов концентрирует различные международные организации, структуры политического и административного управления, офисы транснациональных компаний и органы управления рынков капитала;
  • процветание этих городов и их центральной части определяется социальным и экономическим здоровьем страны в целом, преобладанием в наиболее конкурентноспособных секторах экономики и отражается на уровне развития прилежащих территорий .

В городах мирового значения, преимущественно в их центральных частях, сосуществуют такие доминирующие и взаимосвязанные сферы деятельности, как:

  • институты государственной власти и влиятельные международные политические, экономические и общественные организации;
  • финансовые, консультационные, страховые, посреднические, биржевые и другие структуры обеспечения предпринимательской деятельности на национальном и международном уровнях;
  • сфера культуры и творчества, средства массовой информации, индустрия отдыха, туризм, шоу-бизнес;
  • инфраструктура обслуживания всех вышеперечисленных сфер деятельности, включая обслуживание жителей города.

Несмотря на различие социально-экономических и исторических особенностей мировых городов, тенденции их развития примерно одинаковы. Среди наиболее значимых тенденций, можно выделить следующие:

  • возрастание концентрации капитала и торговли, при одновременном расширении рынка международных финансов;
  • сосредоточение штаб-квартир крупнейших компаний, торговых ассоциаций и международных агентств;
  • обеспечение высокого уровня и широкого спектра деловых услуг и рыночной информации (аудит, бухгалтерское дело, юридические и консалтинговые услуги, страхование, брокерское дело, фрахт, информационные агентства и др.) ;
  • в центрах крупнейших городов неуклонно расширяется сфера услуг по обеспечению деловых контактов, международному туризму и путешествиям, вносящая весомый вклад в экономику города, что способствует развитию строительства, розничной торговли, предприятий культуры и досуга;
  • поддержание высокого качества услуг по обеспечению экономических и политических международных акций (развитая рыночная инфраструктура, наличие квалифицированных специалистов, надежная и многофункциональная транспортная система, информационное и коммуникационное обслуживание);
  • рост видов деятельности, способствующих увеличению мирового влияния крупных городов и совершенствовании сферы услуг при одновременном сокращение традиционной промышленности.

Только долгосрочная, системно обоснованная политика властей на национальном, региональном и местном уровнях, имеющая ясные и четко сформулированный цели позволяет решать проблемы развития крупных городов и прилегающих территорий, при сбалансированном обеспечении интересов всех участников этого процесса. При этом снимается острота проблемы занятости (и самозанятости), повышаются благосостояние и качество жизни населения города и прилежащих территорий. Одновременно город становится всё более привлекательным для иностранного капитала, размещения бизнеса и развития иностранного туризма.

Важнейшим и необходимым следствием такой политики является разработка конкретных и обязательных мероприятий по правовому, ресурсному и организационному обеспечению реализации намеченных планов. При этом, должна существовать четкая система взаимодействия, координации и контроля деятельности всех работ, выполняемых участниками реализации этих планов.

Расширение сферы экономического и политического влияния крупного города и возможно только при условии кардинального решения внутригородских социально-экономических проблем и всестороннего развития городской инфраструктуры. В значительной мере эти вопросы могут быть решены с учетом взаимных интересов как крупных городов, так и прилежащих к ним территорий. Возможность же комплексного развития крупных городов и прилежащих к ним территорий базируется на более привлекательных ( по сравнению с крупными городами) социальных и экономических условиях размещения различных предприятий и привлечения иностранного капитала. Это обеспечивает расширение экономической инфраструктуры на местах, формирует комплексную сферу услуг, стимулирует создание новых рабочих мест и позволяет повышать уровень жизни всего проживающего там населения, постепенно приближая его к городскому уровню. Следует отметить, что эффективная реализация совместных долговременных планов социально-экономического развития крупных городов и прилежащих территорий, возможна только на основе солидарных решений и объединения ресурсных возможностей всех заинтересованных сторон. Обычно это достигается совместной разработкой долговременных планов перспектив развития крупных городов, прилежащих территорий и всего региона в целом.




Статьи