К настоящему времени разработан и апробирован целый комплекс законодательных и нормативных актов, организующих и регулирующих деятельность малого предпринимательства в интересах города. В связи с быстро изменяющейся ситуацией, часть правовых актов устаревает, часть требует внесения определенных корректировок и дополнений, а во многих случаях необходимо и введение принципиально новых законопроектов. Сегодня в городской базе данных, содержащей различные правовые акты регулирования деятельности малых предприятий в Москве, насчитывается свыше тысячи двухсот законодательных, нормативных, распорядительных и методических документов. Эти документы, по рассматриваемым вопросам и сфере действия, условно можно подразделить на следующие основные группы:
1. документы cистемообразующего характера, способствующие формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства;
2. Документы, обеспечивающие финансово-имущественную поддержку;
3. Документы, обеспечивающие создание и развитие инфраструктуры поддержки
4. Документы, обеспечивающие техническую и информационную поддержку;
5. Административно-организационные документы.
К системообразующим правовым актам относятся документы стратегического характера, определяющие долговременные перспективы развития малого предпринимательства в городе и охватывающие широкий круг вопросов по формированию благоприятной внешней среды для малого бизнеса в следующих важнейших направлениях:
Создание самостоятельной законодательной и нормативной базы.
Учет специфических условий деятельности субъектов малого предпринимательства.
Совершенствование налоговой системы.
Минимизация административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства.
К группе правовых актов по обеспечению финансово-имущественной поддержки малых предприятий относятся документы, направленные на совершенствование и развитие финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства в следующих важнейших направлениях:
Льготная финансовая поддержка проектов малых предприятий, имеющих общегородское или окружное значение.
Оказание финансовой помощи инновационным проектам малых предприятий.
Применение механизмов лизинга и аренды.
Привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов в сферу малого бизнеса.
Сокращение некоторых текущих затрат малых предприятий.
Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства предусматривает правовое обеспечение организации системы специализированных институтов, ориентированных на реализацию городской и государственной политики в отношении малого предпринимательства. Структуры поддержки малого предпринимательства создаются и действуют при государственном участии и/или по инициативе самих предпринимательских кругов. В состав инфраструктуры поддержки малого предпринимательства входят фонды, кредитно-финансовые институты, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны, центры ремёсел, а так же учебные, консультационные, информационные, обслуживающие структуры и т.д.
Обеспечение технической и информационной поддержки малого предпринимательства, основываясь на соответствующих правовых актах, предусматривает обеспечение малых предпринимателей квалифицированными информационно-консультационными услугами, предоставление льготного доступа к деловым информационным ресурсам, разработку учебных программ и обучение специалистов, налаживание различных форм кооперации, оказание технической, технологической и научно-методической поддержки малым предприятиям, а также предоставление маркетинговых, юридических, бухгалтерских и других специальных услуг.
Правовые документы административно-организационного характера в основном представлены актами, ориентированными на организацию и координацию реализации различных мероприятий, связанных с деятельностью малых предприятий. Сюда могут входить решения об организации и проведении выставок, ярмарок и семинаров, меры по снижению административного давления, ограничению деятельности контролирующих органов, меры по совершенствованию работы местных и административных органов. Кроме того, сюда входят распоряжения по обеспечению контроля выполнения других решений Правительства Москвы (проведение статистических наблюдений, разработка технических проектов и архитектурно-планировочных решений, упрощение административных процедур и др.).
В данном разделе не представляется возможным дать обзор и комментарии по всем правовым документам, регулирующим деятельность московского малого предпринимательства и принятым Московским Правительством за годы социально-экономических реформ. Однако определенное представление об этом может дать выборка некоторых правовых документов, приведённая в заключительной части данной главы в форме приложения. В случае необходимости, полную информацию о всех правовых актах Правительства Москвы (действующих, изменённых и аннулированных) можно получить, например, в следующих базах данных: www.binec.ru; www.bisinesspress.ru; www.mos.ru; www.allmedia.ru; www.garant.ru
|