Государственная политика поддержки малого предпринимательства включает многочисленные виды практической деятельности. Целью этой политики является поддержка небольших предприятий, которые не обладают достаточными ресурсами для работы на обычных конкурентных рынках в силу ограниченности финансовых, материально-технических и производственных возможностей.
Основные направления включают государственной политики поддержки малого предпринимательства включают:
обеспечение упрощенной государственной регистрации, упрощенных форм бухгалтерского учета и налогообложения;
предоставление льготных кредитов, аренды (лизинга) машин и оборудования;
предоставление государственных гарантий под получение кредитов частных банков или под аренду (лизинг) оборудования, принадлежащему частному бизнесу;
создание структур, обеспечивающих информационную, юридическую и консультационную поддержку малого предпринимательства.
В последнее время также получает распространение такое достаточно новое направление, как привлечение субъектов малого предпринимательства к выполнению государственного заказа. То есть при размещении государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг органы государственного управления (государственные заказчики) используют специальные мероприятия, которые позволяют субъектам малого бизнеса получать государственные заказы и выполнять их.
Однако в действительности данное направление государственной политики не реализуется достаточно эффективно: в 1999—2000 годах объем государственного заказа, переданного малому предпринимательству, не превышал в среднем 8 % от общего объема государственного заказа. Чаще всего малое предпринимательства привлекается при размещении муниципального заказа (7—14 % объема заказа), реже всего — на федеральном уровне (не более 2 %). На практике малое предпринимательство сталкивается со значительным числом трудностей при получении государственного заказа, что связано с целым рядом как объективных, так и субъективных факторов.
Подробнее эти цифры иллюстрируются следующей таблицей:
Объем государственного заказа, переданный поставщикам-субъектам малого предпринимательства
Наименование показателя
I полугодие 1999 года
II полугодие 1999 года
I полугодие 2000 года
II полугодие 2000 года
общая стоимость заключенных контрактов, тыс. руб.
57 648 542
88 285 622
104 992 710
125 883 210
федеральная власть
27 633 885
52 572 206
48 650 487
47 631 198
субъекты РФ
11 999 718
12 049 207
27 629 366
36 145 984
муниципальная власть
18 014 939
23 664 209
28 712 857
42 106 028
общая стоимость заключенных контрактов с поставщиками-субъектами
малого предпринимательства, тыс. руб.
1 825 520
2 676 996
4 809 635
10 642 216
федеральная власть
384 827
62 939
478 632
927 119
субъекты РФ
186 461
712 756
1 098 635
3 771 520
муниципальная власть
1 254 232
1 901 301
3 232 368
5 943 577
доля общего объема государственных контрактов, заключенных с поставщиками-субъектами
малого предпринимательства, %
3,2
3,0
4,6
8,5
федеральная власть
1,4
0,1
1,0
1,9
субъекты РФ
1,6
5,9
4,0
10,4
муниципальная власть
7,0
8,0
11,3
14,1
В целях совершенствования порядка привлечения малого предпринимательства к выполнению государственного заказа, Национальное деловое партнерство «Альянс Медиа» (http://www.allmedia.ru) в рамках проекта «Создание информационно-аналитической системы участия малых предприятий Москвы в государственном заказе» по заказу Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы разработало практические методические рекомендации по привлечению субъектов малого предпринимательства к выполнению государственного заказа.
Данная статья описывает основные подходы этих методических рекомендаций.