Привлечение субъектов малого предпринимательства к участию в государственном заказе прямо или косвенно регулируется достаточно большим числом нормативных правовых актов, принятых на федеральном уровне.
Наибольшее значение имеют следующие законодательные и иные нормативные правовые акты:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 № 88-ФЗ и принятые в его развитие иные нормативные правовые акты;
- Законодательство в сфере государственных закупок и принятые в их развитие иные нормативные правовые акты;
- Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948 1.
Порядок размещения государственных заказов в Российской Федерации прямо или косвенно регулируется большим числом нормативных правовых актов. Само понятие «государственные нужд» определено в статье 525 части II Гражданского кодекса Российской Федерации как «потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования».
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает направления и правила расходования бюджетных средств, в том числе расходование средств на «…оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам» (статья 69 Кодекса). При этом государственные и муниципальные контракты «…размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления» (статья 72 Кодекса).
Федеральные органы исполнительной власти должны размещать заказы на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг, в том числе при выполнении федеральных целевых программ, на конкурсах (Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», статья 3 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»).
Порядок и правила проведения конкурсов на размещение заказов на поставку продукции для федеральных или городских государственных нужд обычно предусматривают:
- разработку условий конкурса, оформление их в виде конкурсной документации;
- публикацию в печатных средствах массовой информации объявления (извещения) о проведении конкурса или приглашение поставщиков к участию в процедуре размещения заказа иным способом;
- предоставление поставщикам конкурсной документации по их запросам, при необходимости разъяснение конкурсной документации;
- подготовку поставщиками предложений на поставку продукции в соответствии с требованиями и условиями, установленными в конкурсной документации;
- прием и публичное вскрытие и оглашение содержания конкурсных заявок;
- оценку конкурсных заявок и присуждение государственного (муниципального) контракта тому поставщику, который предложил наилучшие условия;
- заключение государственного контракта;
- оповещение общественности о результатах размещения государственного (муниципального) заказа.
Конкурсная документация предоставления всем поставщикам, которые приглашены к участию в конкурсе, за умеренную плату или бесплатно.
В дальнейшем в ходе проведения конкурса и заключения по его результатам государственного контракта допускается использование только тех требований, критериев или процедур, которые установлены в конкурсной документации (нормы вышеупомянутых федеральных и городских законов о государственных закупках).
При размещении заказов запрещается устанавливать или использовать требования, критерии или процедуры, носящие дискриминационный характер, ограничивающие конкуренцию или дающие отдельным поставщикам (отдельным группам поставщиков) необоснованные преимущества (Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а также нормы и требования вышеупомянутых законов о государственных закупках).
В сфере государственной поддержки малого предпринимательства анализ действующего законодательства приводит к следующим результатам.
Органы федеральной исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании и размещении заказов на поставку продукции для государственных нужд должны предусматривать квотирование не менее 15 % объема заказа (по «приоритетным» видам продукции) для размещения среди субъектов малого предпринимательства (статья 14 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»). Перечень видов деятельности, по которым оказывается приоритетная государственная поддержка на федеральном уровне, включает (постановление Правительства Российской Федерации «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности»:
- машиностроение и металлообработка;
- микробиологическая, медицинская и биотехнологическая отрасли промышленности;
- электронная промышленность;
- деревообрабатывающая промышленность;
- стройиндустрия (промышленность строительных материалов и строительство);
- пищевая промышленность, переработка, хранение и упаковка сельскохозяйственной и пищевой продукции.
Непосредственное требование привлечения субъектов малого предпринимательства к выполнению государственного заказа содержится в пункте 8 постановления Правительства Российской Федерации «О реализации федерального закона „О поставках продукции для федеральных государственных нужд”» (в ред. от 25.01.1999).
|