Обеспечение развития и поддержка МП Нью-Йорке
Вопросам развития и поддержки МСП в США придается большое значение. В 1953 г. при Федеральном Правительстве США было создано специальное агентство - Администрация Малого Бизнеса (Small Business Administration- SBA). О влиятельности SBA говорит тот факт, что при её содействии в сферу МСП было привлечено в 1998 г. 371 млрд. долларов только в форме различного рода кредитов. На финансовый 2001 год собственный бюджет SBA составит 18 миллиардов долларов. SBA организовала по всей стране разветвленную сеть представительств , отделений , консультационных пунктов, бизнес центров и уполномоченных компаний полностью или частично, финансируемых из средств федерального бюджета или из бюджетов штатов и местных бюджетов. Эти структуры во взаимодействии с местными органами власти, частными компаниями и финансовыми институтами осуществляют всестороннюю поддержку МСП. Основными элементами этой сети , непосредственно взаимодействующими с предпринимателями на региональном и местном уровнях, являются:
- региональные и местные Центры развития малого бизнеса (Small Business Development Centers - SBDC) При этом SBA финансирует до 50% оперативных расходов SBDC;
- Консультационные бюро из состава руководящх работников в отставке (Service Corps of Retired Executives- SCORE);
- Центры Деловой Информации (Business Information Centers -BIC);
- Региональные и городские центры информационной и технической поддержки малым предприятиям (One-Stop Capital Shops);
- Региональные центры развития экспорта;
- Ресурсные центры поддержки предпринимательства среди женщин и этнических меньшинств;
- Инвестиционные Компании малого бизнеса (Small Business Investment Companies- SBIC);
- Уполномоченные компании по развитию территорий (Certified Development Companies -CDC)
Кроме того, SBA организовало бесплатную национальную информационную систему SBA-Net по обслуживанию сектора МСП. Посредством этой сети можно осуществлять поиск инвесторов, бизнес-партнёров, технологий, продуктов, субподрядчиков, разработчиков и исследователей . SBA-Net является мощным средством поиска оптимальных возможностей для предпринимателей, разработчиков, научно-исследовательских центров, исследователей , федеральных и местных органов власти. Пользователем этой сети автоматически становится каждый предприниматель или любая компания (организация) официально зарегистрированная в одной из подсистем SBA-Net. Поиск в сети SBA-Net может осуществляться по сочетанию различных идентификационных признаков (вид деятельности, ключевое слово, название фирмы, адрес, владелец, вид технологии, выполняемые контракты и др.). В сети SBA-Net действуют следующие специализированные подсистемы:
- ACE-Net ( Angel Capital Electronc Network) - национальная служба поиска финансовой поддержки, действующая в системе Интернет и предназначенная для информирования инвесторов о малых, динамично развивающихся предприятиях, изыскивающих возможности размещения своих акций на сумму от 0,25 до 5 млн. долларов. ACE-Net является частной, независимой некоммерческой организацией.
- Business LINC - национальная система обеспечения информацией предпринимателей о возможностях взаимодействия малых средних и крупных предприятий.
- PRO-Net - национальная информационная система о поставках и закупках, ориентированная на обслуживание МСП. С её помощью малые предприятия осуществляют маркетинговые исследования , изыскивают государственные, региональные и частные заказы.
- TECH-Net - национальная информационная система о технологических ресурсах, высоких технологиях и предприятиях реализующих эти технологии или ведущих исследования и разработки в этих направлениях.
- Trade Net - национальная информационно-консультационная система, ориентированная на развитие экспортных возможностей малых предприятий как путём поиска партнеров в международной торговле, так и с помощью консультирования и постоянного информирования о финансовых, правовых, таможенных и других особенностях осуществления экспортных операций.
- SUB-Net - информационная система служащая для размещения сведений генеральных подрядчиков (федеральных агентств, региональных и местных органов власти, крупных предприятий , международных компаний и др.) о текущих или перспективных субконтрактных возможностях для МСП.
Все вышеперечисленные структуры, информационные сети и другие институты поддержки МСП, наряду с широким спектром федеральных, региональных и городских специализированных программ развития МСП широко представлены в Нью-Йорке. в 1998 финансовом году Нью-Йоркским отделением SBA было прокредитовано 1822 малых предприятия на общую сумму 350 млн. долларов. под эгидой SBA в Нью-Йорке действует 20 центров развития малого бизнеса - SBDC, 37 консультационных бюро SCORE , 2 городских центра информационной и технической поддержки малым предприятиям (One-Stop Capital Shops) , 1 - региональные центры развития экспорта и 2 Ресурсных центры поддержки предпринимательства среди женщин и этнических меньшинств.
Основными функциями SBDC являются:
- обучение предпринимательскому искусству и менеджменту;
- предоставление технической и рыночной информации;
- помощь начинающим предпринимателям (консультирование, маркетинговые услуги, обучение, изыскание возможных источников финансирования и др.);
- консультирование и проведение регулярных семинаров по различным вопросам бизнеса;
- развитие деловой активности путем создания разветвленной инфраструктуры предпринимательства;
- осуществление экономических исследований, направленных на развитие МСП;
- помощь в установлении и развитии международной торговли на уровне МСП;
- содействие лидирующим группам предприятий в сохранении и расширении их деятельности, а также в создании новых продуктов и услуг;
- обеспечение специальной помощи предпринимателям, оказавшимся в сложной ситуации (финансовые проблемы, слабая социальная защищенность, этнические меньшинства и др.);
- содействие в поиске источников инвестиций и/или заёмного капитала;
- помощь существующим предприятиям в создании новых рабочих мест и расширении сферы деятельности.
Стратегическая политика, разработанная городским правительством Нью-Йорка, заключает в себе восемь взаимосвязанных задач:
- повышение общественной безопасности;
- экономическое развитие;
- улучшение образования;
- улучшение качества жизни;
- оздоровление обстановки в жилых районах;
- повышение эффективности и дееспособности городского управления;
- обеспечение требований к качеству экологической обстановки;
- улучшение качества здравоохранения и соцобеспечения.
В значительной мере эти задачи реализуются усилиями сектора малого предпринимательства, являющегося одним из важнейших факторов устойчивого социально-экономического развития Нью-Йорка и образованной им метрополии. Сектор малого предпринимательства - наиболее динамично развивающийся элемент нью-йоркской экономики. Финансируемые государством программы поддержки сектора МП обширны и хорошо развиты, при этом особое внимание уделяется внедрению новых технологий. Программы имеют четкие социальные и экономические задачи.
В штате Нью-Йорк c участием представителей малых предприятий, политических и официальных деятелей образован Консультативный совет малого предпринимательства (Small Business Advisory Board), который консультирует губернатора, законодательные и официальные власти штата, занимающиеся вопросами экономического оздоровления. Для поддержки интересов МП во всех структурах власти штата организована Оперативная группа межагентской поддержки малых предприятий (Interagency Small Business Task Force). Эта группа объединяет в себе представителей всех департаментов, ответственных исполнителей и представителей 29 агентств поддержки МП, действующих в штате Нью-Йорк.
В дополнение к государственным мерам стимулирования деятельности МСП, за последние годы в штате и в городе Нью-Йорк были проведены следующие правовые и организационные мероприятия, способствующие развитию малого предпринимательства:
- принят закон штата о международной торговле и промышленной конкуренции, расширяющий оказание помощи сектору МСП в экспорте своей продукции.
- создана служба по внедрению промышленных технологий (помощь производственным предприятиям в совершенствовании управления и производства путем консультирования по новым методам и технологиям).
- принят закон о равном доступе к правосудию малым предприятиям, который гарантирует им получение компенсации судебных расходов, если они выигрывают дело против несправедливого решения органов власти.
- Установлена норма, по которой два или более работника могут учреждать юридическое лицо, обладающее правом получения кредита .
- введены изменения в условия судебных исков на небольшую сумму, по которым разрешалось малым предприятиям подавать иск на суммы до 2000 $ за плату в размере заявочной пошлины 20$, т.е. не оплачивая услуги юриста.
- создан Фонд развития предпринимательства для национальных меньшинств и женщин с предоставлением револьверных( возобновляемых) малых ссуд, доступных для предприятий, принадлежащих представителям этнических меньшинств и женщинам, а также в целях стимулирования создания программ начальной поддержки таким предприятиям.
Инфраструктура поддержки и развития МП в Нью-Йорке, охватывает широкий круг государственных организаций различных уровней, взаимодействующих с местными органами самоуправления, общественными и частным организациями, объединениями предпринимателей и отдельными компаниями. В структуре управления города Нью-Йорка важную роль играет департамент экономического развития, в состав которого входит Отдел малого предпринимательства, который, в частности, предоставляет широкий спектр услуг малым предприятиям. Многие из этих услуг предусматриваются национальными и местными программами поддержки и развития МСП, в их числе:
- пропаганда и популяризация предпринимательства в обществе, взаимодействие с различными коммерческими организациями и разъяснение основных потребностей МСП;
- Программа премирования МСП, вносящих большой вклад в экономику штата.
- Программа посреднической помощи МСП в получении контрактов от федеральных и региональных агентств, а также от других ведущих подрядчиков.
- программа содействия размещению государственных заказов в секторе МСП штата Нью-Йорк предусматривающая ведение регистра компаний, разработку порядка и правил получения заказов, помощь в организации взаимодействия между поставщиками. (Министерство обороны США обязано размещать 5% своих контрактов среди малых предприятий).
- Образована Комиссия по деловым услугам при решении претензий к правительственным органам (Business Service Ombudsman). Комиссия помогает малым предприятиям решать бюрократические вопросы на любом правительственном уровне. Члены комиссии выступают в роли адвокатов малых предприятий, дают рекомендации при разработке новых законов и правил, взаимодействуют с агентствами, координируя решение проблем.
- Программа обучения и технического содействия оказывает услуги по минимальным ценам и предлагает учебные курсы малым предприятиям по различным темам (возможность поставок по госзаказу, экспорт и инвестиции, налоговая политика , стимулирование предпринимательства и др.).
- Предприятия МСП своевременно информируются о новых возможностях рынка, им также предоставляется техническое содействие по расширению их доли рынка.
- Обеспечена бесплатная информационная и справочная служба (телефонная и электронная в сети Интернет) предоставляющая круглосуточно информацию по широкому кругу вопросов. Эта служба также проводит консультации и оказывает техническую помощь, удовлетворяя любые информационные запросы предпринимателей .
- Консультирование по иммиграционным вопросам владельцев МП по разъяснению законодательства во избежание непреднамеренной дискриминации при найме иностранных граждан.
- Издание Еженедельного Сборника контрактов содержащего список имеющихся возможностей по заключению контрактов в штате Нью-Йорк.
в 1968 г. была образованна государственная организация “Корпорация городского развития штата Нью-Йорк”, специализирующаяся в вопросах создания и сохранения рабочих мест, в особенности в депрессивных районах. Корпорация занимается развитием центральной части города, проведением научных исследований, совершенствованием производства, а также осуществляет разработку специальных проектов. Кроме того, большое внимание уделяется развитию компаний, принадлежащих представителям национальных меньшинств. Корпорация пользуется правом конфискации имущества, может производить инвестирование в недвижимость по льготным ставкам, имеет право выпуска облигаций подлежащих налогообложению и освобожденных от налогов. Корпорация обладает правом предоставления налоговых льгот застройщикам, а также осуществляет гибкое регулирование нормативных требований на местном и зональном уровнях.
Корпорацией было создано более 100 тыс. постоянных рабочих мест, при этом она приняла участие в проектах общей стоимостью около 6 млрд. долл. США. Специальная помощь малым предприятиям со стороны Корпорации включает фонд возобновляемых (револьверных) ссуд для представителей национальных меньшинств и фонд предоставления ссуд на проекты по региональному экономическому развитию. Корпорация также разрабатывает целевые инвестиционные программы, ориентированные на восстановление деловой активности в депрессивных районах.
Управление штата Нью-Йорк по созданию рабочих мест оказывает содействие компаниям, имеющим намерение расширить свой бизнес или построить новые помещения с целью сохранения имеющихся рабочих мест или создания новых . Почти все типы предпринимательства имеют право на получение помощи в виде кредитов и ссуд. В рамках программы прямого кредитования это Управление может предоставлять ссуды на сумму до 40% стоимости проектов по строительству, приобретению, реконструкции или модернизации промышленных предприятий, а также структур, занимающихся вопросами исследования и развития. Управление также предоставляет гарантии по ссудам до 80% стоимости проекта сроком максимум на 20 лет.
Нью-Йоркская корпорация по развитию бизнеса является частной организацией, предоставляющей ссуды малым предприятиям. Она координирует распределение ссуд, выделяемых Федеральной Администрацией малого Бизнеса (SBA) и оказывает помощь отделениям SBA в штате и в городе Нью-Йорк. Эта корпорация учредила для развития малых предприятий фонд возобновляемых ссуд с уставным капиталом 100 млн. долларов. В целях обеспечения финансовой безопасности фонда, необходимо предоставлять гарантии по меньшей мере на 50% выдаваемых ссуд, которые и обеспечивает SBA.
Нью-Йоркский Фонд по науке и технике финансируется государством и занимается стимулированием научных исследований и проектных работ с целью усиления положения Нью-Йорка как ведущего мирового центра в области технологии. Фонд также занимается пропагандой преимуществ научно-технического прогресса и внедрением новых технологий. Главным объектом его деятельности является сектор малого предпринимательства.
Корпорация новых разработок представляет собой фонд венчурного капитала в поддержку вновь созданных предприятий технологического профиля и других молодых быстро растущих коммерческих предприятий в штате Нью-Йорк. Фонд финансируется как федеральным правительством, так и правительством штата. деятельность Фонда направлена прежде всего на предприятия, производящие новейшую продукцию или предлагающие новый вид услуг для внедрения в быстрорастущий рынок. Корпорация может обеспечить инвестиции до 250 тыс. долларов в одно предприятие, однако объём таких инвестиций должен соответствовать ссудам и инвестициям из других источников.
Отдел женского предпринимательства и предпринимательства национальных меньшинств оказывает помощь представителям национальных меньшинств и женщинам в поиске решений деловых проблем. Помощь предоставляется в следующих сферах: получение лицензий, финансирование, составление бизнес-планов и техническое содействие, исследования рынка, расширение деятельности и обучение.
Центры развития малого предпринимательства предоставляют практическую помощь в вопросах управления и технического содействия действующим и будущим владельцам малых предприятий. Центры предлагают курсы обучения, семинары, персональное консультирование и доступ к информации. Центры частично финансируются Администрацией Малого Бизнеса и обычно создаются на базе государственных колледжей или университетов.
администрацией штата Нью-Йорк ежегодно проводится Съезд малого предпринимательства штата, где происходят встречи выдающихся руководителей малых предприятий с представителями властей и руководителями исполнительных органов штата. Эта акция подтверждает большое значение сектора МП для экономики Нью-Йорка и информирует политических деятелей по вопросам, представляющим особую актуальность для владельцев малых предприятий.
С целю создания благоприятных условий для развития МСП, Администрация Нью-Йорка в 2000 г. реализовала ряд мер по стимулированию МСП в их числе:
- сокращение издержек производства более чем на 1,6 мпрд. долл. за счет покрытия на 1/3 затрат работодателей по выплатам в страховые фонды, по различного рода компенсациям и по расходам на повышение безопасности рабочих мест;
- отмена 1300 административных ограничений на различных этапах организации и деятельности предприятий, а также упрощение множества бюрократических процедур, позволили ускорить и улучшить обслуживание предпринимателей;
- ввела ряд налоговых льгот в числе которых можно выделить :
- налоги на инвестируемый в производство капитал снижен на 5%;
- налоги в сфере исследований и разработок снижены на 9%;
- налоги на предприятия, действующие в депрессивных зонах снижены на 19%;
- отменены налоги на собственность и налоги с продаж для предприятий производящих оборудование, а также работающих в сфере исследований и разработок.
- гибкая система финансирования предусматривает множество способов финансовой поддержки для сокращения расходов предпринимателей в случае территориального перемещения предприятия или при его расширении.
Все вышеперечисленные меры позволяют Нью-Йорку стабильно удерживать лидирующие позиции как одного из центров наивысшей активности МСП, что во многом способствует социально-экономическому развитию города и всей метрополии, охватывающей территорию штата Нью-Йорк.
4.2.4. Некоторые особенности развития МСП в Токио
С переносом столицы Японии после 1945 г. в Токио, этот город стал основным центром политического и экономического развития страны. Поэтому большинство корпоративных штаб-квартир и банков, высших учебных заведений и исследовательских организаций из других крупных городов страны переместились в Токио. Сектор МСП составляет значительную часть промышленной и социальной экономики Токио. общая занятость в Токио на крупных предприятиях составляет 27,7%, тогда как в МСП занято 72,3% всех работающих. За последние 15 лет в центральной и внутренней зонах Токио, с населением 8,2 млн. человек произошли значительные изменения в количестве предприятий и структуре занятости ( таблица 4.10.).
Наиболее интенсивное сокращение занятости происходило в 1981-1991 гг. в производственном секторе вследствие вывода многих промышленных предприятий из центра города. При этом , вплоть до 1995 г. наблюдался постоянный рост занятости в строительстве, транспорте и связи, сфере услуг, в операциях с недвижимостью и в секторе финансовых и страховых услуг.
Отличительной чертой Токио является то, что он остается крупным научно-производственным центром, т.к. в нём сосредоточена научно-исследовательская деятельность, в основном связанная с электроникой. Основное производство сосредоточено на малых и средних предприятиях. Большинство компаний, имеющих более 300 работников, переместилось из Токио в небольшие города. В настоящее время на сектор МСП приходится 97% предприятий размещенных в Токио, которые обеспечивают свыше 60% добавленной стоимости. Такая концентрация малых предприятий превращает Токио в крупный производственный центр.
в Японии сложилась ситуация, когда в крупных городах ухудшились условия для развития МСП в сфере промышленности. Это создало предпосылки для постепенного перебазирования промышленных МСП в зоны с более благоприятными для них условиями, что особенно важно для интенсивно развивающихся видов деятельности (микро- и оптоэлектроника, приборостроение, производство узлов и агрегатов, малотоннажное производство химических и конструкционных материалов и др.) .
Таблица 4.10.
занятость и средний размер малых предприятий
в центральной и внутренней зонах Токио
Отрасли и виды деятельности |
Занятых всего
(чел) |
Предприятий
сектора МСП (шт.) |
Средний размер предприятия
(чел). |
Занятость на 1000 чел. населения |
Всего (в том числе:) |
7717307 |
657587 |
|
944,8 |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
3572 |
141 |
25,3 |
0.44 |
Горная промышленность |
5273 |
101 |
52,2 |
0.64 |
Строительство |
605460 |
49466 |
12,2 |
74.1 |
Промышленность |
1532141 |
111683 |
13,7 |
187.6 |
Коммунальное хозяйство |
28345 |
367 |
77,2 |
3.5 |
Транспорт и связь |
521483 |
26767 |
19,5 |
63.8 |
Оптово-розничная торговля |
1959226 |
219282 |
8,9 |
239.9 |
Финансирование и страхование |
509345 |
14215 |
35,8 |
62.4 |
Операции с недвижимостью |
229148 |
48416 |
4,7 |
28,0 |
Сфера услуг |
2126325 |
185748 |
11,4 |
260.3 |
Социальные услуги |
196989 |
1401 |
140,6 |
24.1 |
В заключение следует сказать, что все предпринимательские структуры в различных сферах деятельности отличаются высоким уровнем развития деловых связей между крупными и малыми предприятиями. В экономике Токио МСП занимает лидирующие позиции в сфере бизнес - обслуживания, социально-бытовых услуг и в научно - производственной деятельности, связанной с внедрением новых технологий и изготовлением сложных изделий. Сектор МСП является наиболее динамичной и прибыльной частью экономики Токио, что характеризует его как одну из важнейших движущих и сил экономики Токио и всей Японии
Обеспечение развития и поддержка МП в Токио
В национальном масштабе ведущую роль в развитии и поддержке сектора МСП играет Министерство международной торговли и промышленности (ММТП), реализующее свою политику на нескольких уровнях:
- проводит политику законодательной и стратегической поддержки МСП на государственном уровне;
- представляет и защищает интересы сектора МСП, как одного из лидеров экономики. Стратегия ММТП ориентирована на помощь МСП в “интернационализации” и вовлечении во внешнеторговую деятельность.
- проведение анализа результативности государственной стратегии и практики в отношении МСП.
- Инициирует создание местных торговых центров.
- Стимулирует МСП во внедрении новых технологий и развитии новых типов коммерческой деятельности.
Правительство оказывает финансовую помощь, большая часть которой распределяется через Префектуры. В свою очередь Префектуры имеют возможность предоставлять финансирование путем инвестирования венчурного капитала следующим образом:
- непрямыми инвестициями, когда капитал предоставляется венчурным фондом под небольшие проценты отдельным МСП, вводящим новые технологии;
- предоставлением гарантий погашения долга предприятий путем фьючерсной закупки части их продукции, чем поощряется продажа акций этих предприятий;
- прямыми инвестициями и путём непосредственной закупки Префектурой акций данной компании.
Стратегия развития национальной экономики ориентирована в значительной мере на вовлечении основной массы населения в созидательную деятельность. При этом, наряду с развитием базовых отраслей экономики (металлургия, машиностроение, транспорт, радиоэлектроника и др.) большое внимание уделялось развитию и поддержке МСП- как важнейшей составляющей сбалансированного социально-экономического развития регионов и территорий. В этой связи целесообразно ознакомиться с системным принципом формирования законодательной и организационной поддержки и развития МСП. С 1946 по настоящее время в Японии было принято около 50 законодательных актов общегосударственного уровня, причем в отдельные годы в действие вводилось до трех-четырех законов. Диапазон охватываемых ими проблем и системный подход в формировании законодательного поля свидетельствует о признании государством важного значения для страны этого сектора экономики и необходимости занимать в этом направлении активную позицию. Причем все множество законов, касающихся развития и поддержки МСП сопровождается созданием специальных структур (государственных, независимых, некоммерческих и др.) и механизмов для эффективной реализации этих законов. Все многообразие законодательных актов касающихся МСП и механизмов их реализации можно сгруппировать по четырём основным направлениям, имеющим целью:
- укрепление материальной базы и оказание организационной помощи МСП;
- развитие и совершенствование структурной организации МСП;
- поддержку особо малых предприятий;
- прочие меры поддержки сектора МСП.
Рассмотрим более подробно построение этой системы законодательства, тем более, что она во многом соответствует практике поддержки МСП на региональном, городском и местном уровнях.
1. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ И ОКАЗАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПОМОЩИ МСП
Финансовые меры:
- Кредитование
- Правительственные кредитно-финансовые учреждения
- Корпорация финансирования МСП
- Выдача ссуд общего назначения
- Выдача ссуд специального назначения
- Национальная финансовая корпорация
- Выдача ссуд общего назначения
- Выдача ссуд специального назначения
- Кредитование финансового оздоровления особо малых предприятий
- Центральный банк торгово-промышленных кооперативов
- Корпорация финансирования санитарно-гигиенических мероприятий
- Корпорация кредитования МСП на островах Окинавы
- Государственная корпорация по развитию МСП
- Финансирование развития и оздоровления МСП
- Кредитование кооперативов финансовой взаимопомощи
- Финансовые источники государственных и муниципальных органов власти
- Кредитование модернизации оборудования
- Система лизинга оборудования
- Система специального кредитования кооперативов МСП
- Система укрепления хозяйства МСП. Кредитование:
- мер по поддержке субподрядных МСП
- мер по развитию местной промышленности
- деятельности кооперативов МСП
- мер по регулированию местной производственной структуры
- новых производств с участием МСП
- Повышение кредитоспособности
- Общество гарантии кредитов
- Корпорация страхования кредитов МСП
- Кредитование общества гарантии кредитов
- Различные операции по страхованию
- Стимулирование инвестиций
- Акционерное общество инвестиций и поддержки МСП
- Инвестиционная деятельность
- Деятельность по поддержке МСП
Налоговые меры:
- Меры, не требующие специальных законов, в отношении:
- частных предпринимателей
- юридических лиц
- наследования хозяйственной деятельности
- кооперативов
- Меры, принимаемые согласно специальным законам
(примеры таких законодательных актов)
- Закон о кредитовании модернизации МСП
- Закон о развитии субподрядных предприятий
- Закон о развитии розничных торговых предприятий
Организационные меры:
- Поощрение объединения МСП в кооперативы
- Организационная помощь в работе кооперативов
- Финансовая помощь кооперативам
- Содействие в организации менеджмента для МСП.
- Помощь в проведении диагностики и подготовке кадров
- Помощь в обеспечении информацией
- Помощь в осуществлении мер против банкротства
- Поддержка инновационной деятельности
- Организация обучения и обмена опытом
- Внедрение инноваций
- Активизация инновационной деятельности в регионах
- Поддержка развития субподрядной деятельности
- Защита интересов малых субподрядных предприятий при заключении контрактов
- Меры по развитию МСП, работающих на субподряде
- Размещение на МСП заказов от центральных и местных органов власти
- Помощь МСП в выходе на внешние рынки
2. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МСП
- Меры по модернизации и оздоровлению МСП:
- Модернизация МСП
- Оздоровление МСП
- Регулирование трудовых отношений
- Снижение текучести и переподготовка кадров
- Обеспечение нормальных бытовых условий для работников
- Обеспечение требуемого количества рабочей силы
- Рационализация материальных потоков
- Ускорение транспортных сообщений между производителями и потребителями
- Развитие оптовой торговли
- Развитие розничной торговли
- Развитие предприятий сферы услуг
- Экология и энергосбережение
- Разработка новых технологий, обновление оборудования
- Информационное обслуживание
- Помощь при выборе мер по защите экологии и экономии энергии
3. ПОДДЕРЖКА ОСОБО МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ:
- Содействие в осуществлении мер по поддержке особо малых предприятий ассоциациями предприятий и ТПП
- Информирование о совершенствовании менеджмента, консультации
- Совершенствование инфраструктуры
- Кредитование мер по оздоровлению особо малых предприятий
- Организация системы взаимопомощи
- Помощь в модернизации оборудования
4. ПРОЧИЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ
- Специальные меры
- Обеспечение равенства стартовых возможностей
- Противодействие ущемлению интересов МСП при сделках
- Помощь МСП, пострадавшим от стихийных бедствий
- Меры по улучшению экономического положения регионов, в том числе тех, где проживают этнические меньшинства
- профильные мероприятия в области развития:
- Текстильной промышленности
- Производства изделий национального искусства
- Производства предметов домашнего обихода
- отраслевых МСП
государство и местные органы власти в Японии разрабатывают и осуществляют скоординированную политику в отношении сектора МП, направленную на решение важнейших социально-экономических задач. наряду с эффективной инфраструктурой поддержки МСП, этому сектору обеспечен широкий доступ к финансированию. Следует отметить, что в японии весьма сильно проявляется государственное влияние на всю систему поддержки и развития МСП. Это оправдано тем, что, например по данным на середину 2000г. , в секторе МСП было сосредоточено 72,7% всего занятого населения страны и этот сектор производит свыше 55% добавочной стоимости национального продукта. Развитая правовая база, способствует применению широкого спектра инструментов финансовой, налоговой, технической, организационной и административной поддержки деятельности МСП. Причем формы, методы и размеры оказываемой поддержки четко регламентированы и в значительной мере зависят как от величины предприятия и целевого использования предоставляемых ресурсов, так и от территориального уровня структуры поддержки (региональный, префектурный, муниципальный, местный ). В данном обзоре нет возможности рассмотреть все многообразие методов и систем поддержки МСП в Японии и конкретно в г. Токио.
Приведем только два примера, которые отражая принцип функциональной поддержки МСП в Японии, распространяются на предприятия всех видов деятельности. Структуры, осуществляющие такую поддержку рассредоточены по всей стране. Так разработана национальная программа направленная на улучшение организации управления предприятиями, совершенствование финансового менеджмента, консультирование по применению налоговых льгот и по ведению бухучета. В рамках этой программы работают 9000 советников, в штате 2800 торгово-промышленных обществах и в 500 торгово-промышленных палатах. Другим примером служит система продвижения прогрессивных технологий в сектор МСП, которая предусматривает следующие 4 основные формы финансовой и технической поддержки предприятий:
1. Финансовая поддержка заключается:
- в предоставлении субсидий (общей суммой до 50% затрат) ;
- в предоставлении беспроцентных и льготных займов на приобретение технологического оборудования ( причем дается список прогрессивных технологий, на которые распространяется эта льгота);
- в предоставлении специальной системы налоговых льгот (от 6 до 37,5 % от стандартной суммы налога ) на:
- модернизацию и приобретение нового оборудования;
- инвестирование в новые технологии;
- техническое перевооружение предприятия;
- переход на выпуск нового продукта и др.
2. Программы Японской Корпорации Малого Бизнеса по стимулированию взаимодействия МСП с научными кругами:
- по финансированию проведения исследований и разработок для институтов и малых предприятий;
- по финансированию трансферта технологий, результатов исследований и по поиску партнеров в их реализации;
- по созданию института уполномоченных научных консультантов, способствующих коммерциализации научных разработок и трансферту технологий.
3. Программа технической поддержки МСП на основе создания и бюджетного финансирования множества общественных лабораторий и испытательных центров действующих в каждой префектуре и во многих городах. Работа этих лабораторий и центров направлена на:
- техническое консультирование и техническое руководство в части поиска и внедрения каких либо технологических новшеств;
- обеспечение для работников сектора МСП свободного доступа в лаборатории и испытательные центры, оснащенные всем необходимым оборудованием и укомплектованные квалифицированным персоналом;
- разработку предложений по техническому оздоровлению местных предприятий во взаимодействии с различными институтами и организациями, а также для технического обучения сотрудников МСП.
4. осуществлённая Японской Корпорации Малого Бизнеса, программа по внедрению типовых технологических разработок для МСП, включающая:
- технологии способствующие повышению производительности и улучшению условий труда;
- базовые интегрированные технологии;
- технологии применения альтернативных источников энергии;
- энергосберегающие технологии ;
- пакет различных технических программ обучения реализуемых в каждой префектуре, а также специализированные лекционные курсы.
Поддержка, оказываемая Правительством Токийской Метрополии (ПТМ)
сочетает в себе как государственные так и местные ресурсы. В Токио действует 73 правительственных, городских и в том числе 46 муниципальных агентства специализирующихся в поддержке и развитии МСП. Кроме того, в Токио кроме национальной и городской торгово-промышленной палаты, имеется также 10 иностранных торгово-промышленных палат, активно взаимодействующих МСП.
стратегию оказания помощи МСП в рамках метрополии разрабатывает Бюро труда и экономики при ПТМ. Это Бюро в 1995 г. израсходовало 86,5% своего бюджета на развитие и поддержку сектора МСП. Подавляющая часть расходов была предназначена для выдачи ссуд и гарантий, а также для финансирования модернизации малых предприятий (90% бюджета в $4,5 млрд.). Кроме того ПТМ реализуют и другие важные программы по поддержке МСП, направленные на обучение менеджменту, распространение новой технологии и дизайна, развитие экспортной деятельности и интернационализации малых предприятий.
Сейчас в Японии начинается новый этап развития МСП, вызванный накопившимися за последние 15 лет изменениями в национальной экономике и в технологии, а также в связи с глобализацией экономики и возрастанием конкуренции на мировом рынке. Для обеспечению дальнейшего устойчивого развития страны в новых условиях были введены значительные изменения в “Основной закон о малом предпринимательстве”. Из официального доклада (25 апреля 2000 г.) Японскому Парламенту и Кабинету Министров можно заключить, что сущность и основные цели этих изменений состоят в следующем:
- Стремление помочь сектору МСП в преодолении структурных изменений в экономике вызванных в последние годы следующими обстоятельствами:
- Революция в информационных и высоких технологиях;
- Реструктуризация финансовой системы после кризиса 1998 г. ( сокращение источников финансирования, крах крупнейших банков, переход к другим институтам и системам финансирования);
- Изменения трудовых отношений в крупных фирмах и возрастание различий в условиях труда на крупных и малых предприятиях (сокращение льгот, отмена пожизненного найма, привлечение молодых специалистов, страхование и др.), привели к изменениям на рынке труда для сектора МСП;
- Реструктуризация крупных предприятий и необходимость в рационализации субконтрактных отношений между крупными предприятиями и сектором МСП;
- Обострение конкуренции промышленной сфере в связи с глобализацией экономики требует дополнительного стимулирования деятельности МСП по следующим направлениям:
- активизация инновационной деятельности, расширение масштабов исследовательских и проектных работ;
- обеспечение перехода производства к выполнению требований Международной Организации по Стандартизации (ISO);
- активизация взаимодействия коммерческих и производственных предприятий;
- обеспечение больших возможностей в поставках и госзаказах для МСП.
- Необходимостью удовлетворения постоянно возрастающих требований покупателей, т.к. обострение конкуренции в оптовой и розничной торговле, между крупными торговыми организациями, привели к необходимости дополнительных организационных и ресурсных мер поддержки для МСП.
3. Повышением потребности в оказании специализированных социальных услуг, особенно в развития системы домашних услуг ( помощь детям отстающим в развитии, помощь престарелым и инвалидам; потребность в сиделках, индивидуальные услуги и др.).
4. Необходимостью в повышении устойчивости предприятий сектора МСП к внешним негативным воздействиям как путем создания специализированных страховых фондов, так и созданием и развитием альтернативных институтов финансирования МСП. Это обусловлено тем, что после кризиса 1998 г. оздоровление сектора МСП происходит значительно медленнее чем в крупном бизнесе. В связи с крахом крупных банков, у предпринимателей утратилось доверие к ним, также проявилось значительное сокращение объёмов кредитования для МСП, вследствие ужесточения требований действующих финансовых институтов, предъявляемых к заёмщикам.
Схематично и весьма в кратко ниже приведены некоторые основные различия между прежней (1963 г) новой редакцией “Основного закона о малом предпринимательстве” рассматривает ситуацию следующим образом:
Основные
положения |
Прежняя трактовка |
Новая трактовка |
Представление МСП как субъекта экономической деятельности |
МСП - слабый сектор экономики, нуждающийся в поддержке |
Сектор МСП- источник динамического развития национальной экономики |
Направленность закона |
Устранение существенных различий между крупным бизнесом и сектором МСП |
Поддержка различных активно развивающихся предприятий сектора МСП, |
Основная цель закона |
Модернизация предприятий сектора МСП, совершенствование технологий, развитие сферы обслуживания |
1) Поддержка вновь создаваемых и инновационных и венчурных предприятий;
2) Усиление системы управления предприятиями;
3) Улучшение устойчивости предприятий |
Размеры производственных предприятий |
1) занято не более 300 чел.
2) капитал не более 100 млн. иен |
1) занято не более 300 чел.
2) капитал не более 300 млн. иен |
Размеры предприятий оптовой торговли |
1) занято не более 100 чел.
2) капитал не более 30 млн. иен |
1) занято не более 100 чел.
2) капитал не более 100 млн. иен |
Размеры предприятий розничной торговли |
1) занято не более 50 чел.
2) капитал не более 10 млн. иен |
1) занято не более 50 чел.
2) капитал не более 50 млн. иен |
Размеры предприятий по оказанию услуг |
1) занято не более 50 чел.
2) капитал не более 10 млн. иен |
1) занято не более 100 чел.
2) капитал не более 50 млн. иен |
Приведенный пример изменения государственной политики в отношении МСП, даёт возможность увидеть взаимосвязь между причинами осложняющими деятельность МСП, мерами по минимизации их негативного влияния и стратегическими целями поддержки МСП. Так увеличение уставного капитала предприятий, позволит расширить ресурсные возможности предприятий как в целях совершенствования производства, так и в целях повышения финансовой устойчивости предприятий. Кроме того, это позволяет значительно расширить диапазон налоговых льгот. Увеличение размера предприятий сферы обслуживания в два раза с 50 до 100 работающих, при одновременном увеличении их уставного капитала в 5 раз указывает на стремление к динамичному расширению этого вида деятельности. В заключение следует особо отметить, что в государстве являющемся одним из лидеров стремительного социально-экономического развития, официально подтверждается первостепенная роль сектора МСП в развитии национальной экономики.
|