Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы
Московский центр развития предпринимательства
Малый бизнес Москвы


ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА
НОВОСТИ
РАССЫЛКА


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



Расширенный поиск

Бесплатные сервисы онлайн
КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
на 14.05.2019
USD65,4703+0,2416
EUR73,5231+0,4343
E/U1,1230+0,0025
БВК69,0941+0,3283
Все валюты
Москва - территория малого бизнеса


  ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА МОСКВЫ


ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ







СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА








РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА































ФОРУМ "МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ"


ВСТУПЛЕНИЕ
 

Сфере малого предпринимательства принадлежит роль одного из важных факторов, определяющих долговременные тенденции развития г

Сфере малого предпринимательства принадлежит роль одного из важных факторов, определяющих долговременные тенденции развития г. Москвы как мегаполиса столичного типа. Это подтверждается мировым опытом, в частности, анализом тенденций социально-экономического развития важнейших городов современного мира и особенно крупнейших городов столичного типа. Сказанное должно определять значение развития и государственной поддержки малого предпринимательства как одной из системообразующих доминант для хозяйственных и социальных систем современного крупного города. Уже одно это является достаточным аргументом в пользу формирования политики развития и поддержки малого предпринимательства в городе, прежде всего, в контексте долговременной Концепции социально-экономического развития Москвы как мегаполиса столичного типа, учитывающей ресурсные, общехозяйственные, правовые, институциональные и иные факторы “зарождения” и функционирования малых форм хозяйствования в городской среде, а также в необходимой мере - и опыт зарубежных столиц, особенно близких Москве по уровню и тенденциям экономического развития.

Данное обстоятельство также говорит о необходимости не только строить региональную политику в области поддержки малого предпринимательства на долговременной основе, но и интегрировать ее в программу развития городского хозяйства, в решение конкретных экономических задач города, а также его социальной сферы. В этой связи основная цель излагаемой в книге Концепции – предложить взгляд на наиболее вероятные динамические и структурные характеристики малого бизнеса Москвы в предстоящее 20-летие, а также показать, что эти характеристики органично вытекают из ожидаемых трендов развития всей социально-экономической среды московского мегаполиса в целом. Кроме того, авторы работы ставили своей задачей оценить, какие усилия в области государственной поддержки потребуются для выхода на ожидаемый уровень развития городского малого предпринимательства и какие позитивные экономические и социальные эффекты для города, его населения могут быть получены на данном направлении.

Общим фоном предлагаемой концепции является вхождение экономики России в полосу относительного устойчивого экономического роста, результатом которого может быть приближение России (примерно к 2010 году) к уровню социально-экономического развития нынешних стран ЦВЕ, а к истечению всего прогнозируемого периода (до 2020 года) – к уровню нынешних среднеразвитых стран Европы (например, Испания, Португалия). При этом следует учитывать, что общероссийские тенденции социально-экономического развития значительно отличаются от динамики таковых в отдельных регионах страны ввиду сохраняющихся значительных разрывов в уровнях и тенденциях социально-экономического развития этих регионов. Такова в принципе особенность хозяйственной и социальной динамики для стран со среднеразвитой экономикой. Проявляется эта особенность и в нынешних российских условиях, в том числе, и применительно к сфере малого предпринимательства.

Так, по последним имеющимся данным, ВРП в Москве на душу населения примерно вдвое превышал среднероссийский уровень. Есть все основания полагать, что подобное опережение сохранится, хотя к концу прогнозируемого периода оно составит не более 1,5-1,7 раз. Это связано с тем, что, постепенно утрачивая одни преимущества (реализация роли города как ведущего центра коммерческого и финансового посредничества), Москва получит возможность реализовать иные подобные преимущественные факторы (значимость города как ведущего центра инновационных разработок, полученных как за счет собственного научного потенциала, так и адаптации наиболее эффективных зарубежных разработок в области технологии, управления, за счет предоставления образовательных услуг и пр.). Более того, есть все основания полагать, что именно развитие малых и средних форм хозяйствования будет основной формой реализации этих новых преимуществ, которые открываются ныне перед городом в условиях общих процессов оживления и подъема в стране.

Это значит, что при полном задействовании названных выше преимуществ, практическое приближение к неким апробированным мировой практикой “стандартам” развития малого предпринимательства может произойти в Москве даже и ранее названных выше сроков. Нельзя, конечно, поддаваться иллюзии возможности построить в отдельно взятой Москве “образцовый капиталистический город”, однако преобладающее значение для малого бизнеса неких локальных факторов его развития позволяет с большой уверенностью прогнозировать сохранение опережающих позиций Москвы - как по количественным, так и по качественным показателям функционирования всей среды малого предпринимательства в России.

Изложение Концепции в данной главе монографии охватывает три группы проблем. Первая из них отражает социально-экономические предпосылки, формирующие перспективные тренды развития малого бизнеса и его ожидаемый вклад в решение конкретных хозяйственных и социальных проблем городской агломерации в целом. Вторая группа дает описание тех количественных и качественных характеристик, в параметрах которых будет развиваться в перспективе сфера малого бизнеса, внося свою “лепту” в развитие городского хозяйства в целом. Наконец, третья группа концентрируется на изложении той совокупности правовых и институциональных предпосылок, которые необходимы для практического осуществления ожидаемых трендов развития малого бизнеса и позитивных, конструктивных изменений в системе его государственной поддержки на городском уровне.

При разработке данной Концепции, особенно с учетом опыта и уроков последних лет (нестабильность источников экономического подъема в стране, неопределенность бюджетного статуса субъектов РФ, очевидность дальнейших существенных преобразований в сфере федеративного устройства и становления систем местного самоуправления и пр.) авторы стремились избежать прямолинейности или однозначности своих выводов и исходили из многовариантности возможного развития всего городского народнохозяйственного комплекса Москвы, включая, естественно, и сферу малого бизнеса. В этой связи, в основе предлагаемой читателю концепции признание целесообразности исходить в прогнозах и рекомендациях одновременно из “пессимистического”, “оптимистического” и “среднего” или “усредненного” вариантов прогноза развития малого бизнеса в городе, в частности, через формулировку задачи - максимум и задачи - минимум по отдельным показателям развития малого предпринимательства, обеспечивающих его институтов, а также по направляемым на его поддержку финансовым и иным ресурсам (Для изложения и иллюстрации сделанных выводов, в монографии в отдельных случаях рассматриваются все три варианта прогноза, однако в основном работе ради экономии изложения использованы прогнозные показатели, относящиеся к “усредненному” варианту прогнозных расчетов и оценок).

 

 




Rambler's Top100
Статьи