Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы
Московский центр развития предпринимательства
Малый бизнес Москвы


ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА
НОВОСТИ
РАССЫЛКА

  ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА МОСКВЫ


ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ







СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА








РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА































ФОРУМ "МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ"


ВВЕДЕНИЕ
 


Со времени формальной легализации российского малого бизнеса прошло уже более 13 лет. Срок немалый. Количество малых предприятий как юридических лиц в стране более 5 лет колеблется на уровне около 800-900 тысяч. Однако это уже совсем не тот малый бизнес, который действовал 10 и более лет назад. У него уже более высокая степень предпринимательской зрелости, профессионализма и развития деловой культуры. Малый бизнес занял качественно иные, более убедительные позиции в российской экономике и, кроме того, все более и более консолидируется как социально-политическая сила, как опора и двигатель реформационных процессов.

Разумеется, не все протекает гладко в смысле утверждения малых форм хозяйствования как важного элемента новой рыночной экономики России. Более того, можно со всей определенностью утверждать, что “революционный” период российских реформ не принес малому бизнесу в итоге даже элементарно нормальных условий развития. Более правильно сказать, что сейчас лишь начат длительный эволюционный период формирования нормальной предпринимательской среды в российской экономике, в том числе и в плане утверждения в ней достойной роли малого предпринимательства.

Естественно и то, что ситуация с развитием малых форм хозяйствования в каждом из многообразных регионов России складывается весьма специфически. В этом смысле можно однозначно констатировать: московское малое предпринимательство и система его поддержки твердо занимают лидирующее положение в сфере российского малого предпринимательства. О ситуации в московском малом предпринимательстве в сравнении с малым предпринимательством России в целом свидетельствуют следующие показатели. С 1995 года по настоящее время доля Москвы в общем числе малых предприятий России стабильно составляет порядка 20%. Так, на 1 апреля 2001 г. в городе насчитывалась 181,7 тыс. малых предприятий и было зарегистрировано около 54 тыс. предприятий без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

При этом доля работающих в малом бизнесе Москвы в общем числе работающих на российских малых предприятиях возросла с 15% в 1995 году до 18% в 1998 году и 20% в 2000 году. По средней численности постоянно занятых на Москву приходится порядка 17-18% от общероссийского количества этой категории работников сферы малого предпринимательства. По показателю работающих по совместительству на Москву приходится около 30% общего числа таких работников, а по работающим на малых предприятиях по договорам на Москву приходится более 35% общероссийского итога.

На московский малый бизнес приходится также около 22% объема произведенной продукции и 24% инвестиций в основной капитал малых предприятий по отношению к общероссийскому объему таких инвестиций. Малые предприятия московского мегаполиса производят около 12% произведенной малыми предприятиями России промышленной продукции, 17% объема строительно-монтажных работ, 9% транспортных услуг, 18% объема выпуска продукции и услуг сферы торговли и общественного питания. За этими достижениями – большой объем работы городских систем управления и общественных организаций по созданию наиболее благоприятных условий по утверждению малых форм хозяйствования в экономике московского мегаполиса.

Исход из этого, можно сказать: цель данной работы – пропаганда позитивного опыта Москвы в области развития и поддержки малого предпринимательства. Иногда прямо или косвенно ставятся под сомнение возможности практического повторения этого опыта со ссылкой на то, что, дескать, мало где из регионов России имеются столь значительные возможности финансового (бюджетного) обеспечения усилий в области развития и поддержки малого бизнеса. Мы не считаем данный аргумент существенным с точки зрения практической значимости или повторяемости московского опыта. Конечно, условия, цели и возможности поддержки малого бизнеса везде разные. Но не это главное.

Главное – не отсутствие денег, а отсутствие желания их достать из-за непонимания экономической и социальной важности проблемы. Чрезвычайно важно обеспечить общественную поддержку идее приоритетного развития малого предпринимательства. Необходимо концентрироваться на утверждении благоприятного отношения к честному предпринимательству. Необходимо настраивать общественное мнение на необходимость и выгодность поддержки малого предпринимательства. Тогда найдутся и деньги.

Под какую идею, под какую практическую цель необходима консолидация усилий и экономических для поддержки малого предпринимательства? Мы полагаем, что такая идея задается, прежде всего, интересами развития политической и экономической демократии и социальной стабильности в обществе. Укрепление малых форм хозяйствования означает развитие конкуренции и повышении качества продукции и услуг. Развитие малых форм предпринимательства обеспечивает усиление независимости граждан от властей, формирует менталитет “опоры на собственные силы” вместо длительно укоренившихся у нас тенденций иждивенчества. Малое предпринимательство исключительно важно как один из факторов мобилизации “человеческого фактора” современной экономики - эти проблемы у нас пока решены в далеко не полной мере и решать их надо как на федеральном, так и на региональном уровне.

Что касается столичной системы поддержки малого предпринимательства, то она уже сейчас вполне может быть определена в качестве “макетной” для российских регионов. Политика поддержки московского малого предпринимательства вырабатывается и реализуется Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы в тесном контакте с Общественным советом по поддержке и развитию малого предпринимательства, с другими подразделениями Правительства Москвы, с городской Думой, с муниципальными органами управления. Имеющаяся сегодня в Москве инфраструктура поддержки малого бизнеса включает в себя: фонды поддержки малого предпринимательства, функционирующие как на городском, так и муниципальном уровнях; торгово-промышленную палату; фонд подготовки кадров; общегородское и территориальные (муниципальные) агентства по развитию предпринимательства (ТАРПы); Московскую лизинговую компанию; Межрегиональный маркетинговый центр “Москва”; Московскую палату ремесел; Национальное деловое партнерство “Альянс-Медиа”; Московский центр малого предпринимательства и ремесел; Международный центр деловой информации “Дельконт”; Московский центр деловой информации “Бинек”, Центр новых финансовых технологий “Система Ф”; Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства; Производственно-консультационный сервисный центр малого хлебопечения “Сервис Хлеб”, Технопарт “Зеленоград”, Издательский дом “Деловая пресса”; редакция газеты “Бизнес для всех”; Российское агентство поддержки малого и среднего предпринимательства.

Меры поддержки малого предпринимательства в Москве заблаговременно планируются и, в то же время, находятся в процессе постоянного развития, совершенствования. В системном виде такие меры обобщаются в трехлетних Комплексных программах развития и поддержки малого предпринимательства. Ныне действующая программа принята на 2001-2003 гг. и включает в себя разделы мероприятий по улучшению внешней среды развития малого бизнеса (включая необходимые новые законодательные и нормативные документы и т.п.), улучшению инвестиционного климата и финансово-имущественной поддержки, повышению устойчивости и эффективности предприятий малого бизнеса.

Отметим, что многие положения московской комплексной программы были использованы при разработке проекта новой Федеральной программы поддержки малого предпринимательства на 2002-2004 гг. Если обычно российские регионы копируют в своих программах федеральную программу поддержки малого предпринимательства, то в случае с Московской программы как раз все наоборот – московские программы в этом смысле всегда смотрелись как оригинальные, самостоятельные документы, глубокого отражающие специфику условий становления и деятельности малых форм хозяйствования в условиях экономики столичного города. Это закономерно и символично.

Дальнейшее совершенствование системы поддержки и развития малого предпринимательства требует дополнения нынешней системы текущих (краткосрочных) мер поддержки малого предпринимательства системой долгосрочного прогнозирования и индикативного стратегического планирования. В качестве шага к решению названной задачи сотрудниками Института малого предпринимательства Государственного университета - Высшая Школа Экономики и Российского Независимого института национальных и социальных проблем, а также Центра социального прогнозирования по заказу Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы и Московского фонда поддержки малого предпринимательства была разработана Долгосрочная концепция развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве.

Важным элементом формирования Долгосрочной концепции стало проведение социологического обследования 1100 субъектов малого бизнеса Москвы и близлежащих районов Московской области с целью уточнения имеющейся статистической информации о положении малого предпринимательства, о его проблемах и потребностях в поддержке. Кроме того, была предпринята попытка всестороннего учета зарубежного опыта развития и поддержки малого предпринимательства в крупных мегаполисах. Результаты работы по подготовке названной выше Концепции, по обобщению итогов проведенного обследования и сделанных в этой связи рекомендаций приведены в данной монографии.




Статьи