Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы
Московский центр развития предпринимательства
Малый бизнес Москвы


ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА
НОВОСТИ
РАССЫЛКА

  ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА МОСКВЫ


ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ







СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА








РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА































ФОРУМ "МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ"


АКТИВНОСТЬ И ЛОББИСТСКИЕ СПОСОБНОСТИ ОП
 


Первым стимулом привлечения новых членов в действительно общественные объединения предпринимателей являются их лоббистские способности. Представители малого бизнеса обращаются в существующие ОП или даже создают новые ОП в надежде защитить свои интересы. Причем чаще всего это касается конкретных интересов того или иного предпринимателя, его бизнеса. Надежда на то, что ОП сможет помочь в отношениях с теми или иными государственными службами, контролирующими органами, в поиске крупного заказчика непосредственно подталкивает предпринимателя к членству в ОП.

Проведенные опросы выявили 14 наиболее активных ОП с точки зрения тех или иных форм лоббистской деятельности. В их число вошли: Опора России, Московская торгово-промышленная палата, Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства (РАРМП), Московская ассоциация туристических агентств (МАТА), Московская палата ремесел (МПР), Московская ассоциация-гильдия риэлторов (МАГР), Российская ассоциация зоотехнии, ветеринарии и зооиндустрии, Российская ассоциация маркетинга (РАМ), Московская ассоциация предпринимателей (МАП), Российская ассоциация франчайзинга (РАФ), НП «Содействие зообизнесу отечества», Российская ассоциация производителей мороженного и замороженных продуктов, Союз мороженщиков России, Общество купцов и промышленников России. Причем абсолютными лидерами активности и лоббистских способностей опрошенными определяются общероссийские Опора России и РАРМП. По результатам опросов высоким рейтингом обладает и Российская ТПП. Вес региональных ОП определяется на порядок ниже. Следует обратить внимание и на то, что о существовании номинально работающих московских префектурных общественных ОП опрошенные предприниматели даже не слышали. И это при том, что в Москве развернута масштабная система информирования предпринимателей о столичных ОП, в том числе через сайты Интернета. Складывается впечатление, что деятельность небольших ОП для предпринимателей пока неинтересна в принципе. Они считают такие ОП заведомо неспособными для решения проблем МП.

В полученных от предпринимателей оценках разных ОП обращает на себя внимание их устойчиво негативное отношение к Российскому Союзу промышленников и предпринимателей (РСПП). По-видимому, с учетом прежнего негативного опыта выслушивания пустых деклараций РСПП о поддержке малого бизнеса, этот союз уже потерял доверие малых предпринимателей. Очевидно, что интересы крупного капитала (тем более олигархов) и малого бизнеса весьма различны, во многом даже противоположны. Проведенный опрос подтвердил этот факт российской деловой жизни с ее природной склонностью к крайностям.

Обращает на себя внимание относительно большое число отрицательных оценок (столько же, сколько и положительных) о деятельности номинального флагмана российского МП – Опоры России. Становится все более очевидно, что реальные ее возможности очень далеки от начальных лозунгов. Но в целом отношение малых предпринимателей к «Опоре», судя по ответам, может быть определено как «пока терпимое».

В ходе последнего опроса было выяснено, что подготовка и широкое обсуждение тех или иных законодательных инициатив стали уже самыми распространенными явлениями в деятельности многих ОП малого бизнеса. Но обращает внимание, что почти половина опрошенных предпринимателей не участвует и, скоре всего, даже не интересуется этим направлением деятельности. Широко распространена точка зрения, что нормо- и законотворчеством должны заниматься специалисты. Но ведь задача ОП как раз и состоит в сборе таких специалистов для обеспечения защиты интересов малых предпринимателей в законодательной сфере (хотя в конечном итоге, защита и лоббирование таких интересов – это функции политических партий и законодателей федерального и регионального уровня).

В развитие своих лоббистских функций активные ОП, как правило, включаются в реализацию общенациональной или региональной, а также местной политики формирования благоприятной среды для малого бизнеса. Подготовка собственных предложений по изменению налогообложения, комплекса мер по противодействию административным барьерам, оценка воздействия принятия тех или иных законов, текущих мер госрегулирования на положение малых предприятий, предложение новых вариантов кодексов этики бизнеса является рутинной практикой активных ОП. Само их участие в такой деятельности повышает общественную значимость объединения: усиливает связь со средствами массовой информации, открывает для ее представителей двери в различные властные структуры (а, значит, повышает и ее лоббистские возможности).

В целом опрос конца 2003 г. подтвердил результаты прежних опросов: на порядок меньшее число ОП занимается отстаиванием интересов своих членов в частных организациях по сравнению с взаимодействием с государственными органами. Среди таких частных организаций чаще других упоминались кредитно-финансовые учреждения, учебно-консалтинговые фирмы, другие объединения предпринимателей. Намного реже упоминались торговые организации, организации сферы услуг. В основном успешно сотрудничают с частными организациями в решении проблем своих членов те же ОП, что успешно взаимодействуют и с государственными органами.

В ответах на вопрос о поддержке ОП своих членов в решении частных проблем своего бизнеса практически все опрошенные дали положительный ответ. При этом было выявлено, что около 60% обращений за поддержкой объединение предпринимателей смогло удовлетворить. Это – высокий процент, говорящий о дееспособности ведущих ОП, таких, например, как Опора России и РАРМП.

Опрос позволил внести некоторые коррективы в ранее полученные результаты мониторинга. Так, из ранее проведенного опроса руководителей ОП следовало, что их услуги своим членам абсолютно бесплатны. Последний опрос не подтвердил эти сведения от руководителей ОП. Предприниматели сообщают, что практически все ОП оказывают как бесплатные, так и платные услуги. Спектр бесплатных услуг – очень невелик. В него входят информационные и консультационные услуги, предложение участия в действующих и новых хозяйственных проектах, предложения по кооперации хозяйственной деятельности членов ОП. Т.е. ОП содействуют своим членам в организации и продвижении нового бизнеса, создают и расширяют действующие предпринимательские цепочки. Они ведут себя как субъекты рынка. Это – их позитивное свойство.

Именно благодаря тому, что ОП оказывают бесплатные услуги, они становятся конкурентоспособными на рынке обслуживания МП и могут оказывать востребованные платные услуги для своих членов. В число последних входят дополнительные консультации, образовательные услуги, содействие в привлечении инвестиций, юридические услуги, маркетинговые услуги, разработка и анализ бизнес-планов, бухгалтерские услуги, содействие в открытии новых предприятий, защита от недобросовестной конкуренции, защита от недобросовестного поведения охранных структур.

Обращает на себя внимание тот факт, что ОП, судя по результатам опросов их членов, плохо оказывают своим членам помощь в защите от бюрократических барьеров, от чиновничьего произвола. Но такая помощь декларируется практически всеми ОП. Дело, скорее всего, в том, что оказываемая помощь этого направления вследствие очень ограниченных возможностей ОП, их слабости как раз и не устраивает малых предпринимателей. Борьба с чиновничьим произволом очень сложна и требует от ОП значительной концентрации сил. Даже Опора России, не говоря уже о средних и мелких ОП, не в состоянии пока достичь серьезных успехов в противодействии административным барьерам и чиновничьему произволу.

Опросы, по существу, подтвердили наличие острого противоречия между необходимостью российских ОП иметь хорошо налаженные контакты с органами власти (чиновничеством), с одной стороны, и необходимостью противостояния чиновничьему произволу – с другой. Это, можно сказать, глобальное российское противоречие. Сильно зависимые от государства ОП в их нынешнем виде противостоять чиновничеству просто не могут и с этим фактом нужно считаться как государству (оно само должно усиливать контроль за чиновничеством, максимально устранять ненужные административные барьеры предпринимательству), так и предпринимательскому сообществу. ОП малого бизнеса пока могут сделать очень немногое для противодействия административному произволу. Но даже простое привлечение внимание общественности к этой теме – это уже позитивная работа крепких ОП.

Практически все опрошенные предприниматели – члены ОП указали на то, что они активно принимают участие в тематических мероприятиях, проводимых их объединением предпринимателей (конференции, семинары, встречи). Т.е. ОП такие мероприятия устраивают и активно приглашают своих членов для участия в них. В целом это совершенно правильное направление активности ОП, которое следует всячески приветствовать.

ОП выступают также как информационные источники по привлечению своих членов на всевозможные мероприятия, проводимые другими организациями. Этот факт показывает, что между ОП нет особой конкуренции за членов, более того, наличествует сотрудничество объединений предпринимателей в содействии малым предприятиям.

В реализации лоббистских функций для ОП несомненно важное значение имеет использование средств массовой информации. Налаженный контакт со средствами МасМедиа – качественная характеристика дееспособности ОП. Опрос показал, что умеют сотрудничать со СМИ такие объединения, как РАРМП, Опора России, Общество купцов и промышленников, Российская ассоциация зоотехнии, ветеринарии и зооиндустрии, МАП. Но, к сожалению, общее количество таких ОП крайне невелико.




Статьи