Данный обзор служит продолжением информационно-аналитических материалов по мониторингу российского рынка информационных продуктов и услуг, подготовленных ранее к конференциям БИНФО-2000 и БИНФО-2001. Обзор отражает основные тенденции и проблемы развития информационного рынка, выявляет новые задачи в сфере информационного обеспечения предпринимательства на нынешнем этапе и представляет справочные сведения о тех продуктах, услугах, а, главное, решениях, которые помогают в деле создания современной инфокоммуникационной среды предприятия.
Сегодня Россия оказалась на новом этапе либеральных реформ: от чисто идеологических решений власти перешли к более прагматичному подходу. Более заметной становится системная работа в решении практических задач. Одной из важнейших управленческих задач является трансформация российского экспорта с сырьевой ориентации на интеллектуальную. Концептуально поставлен вопрос о необходимости государственной информационной инфраструктуры, способствующей выходу на зарубежные рынки продукции средних и малых предприятий.
Идет процесс укрепления инфраструктуры инновационного производства. В Москве разработана и утверждена "Концепция поддержки инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства". В ближайшие два-три года актуальными будут задачи развития деятельности в сфере информационных технологий (ИТ), включая интернет-технологии, и электронных форм ведения бизнеса. Выполнение Федеральной программы "Электронная Россия", а также программы столичного правительства "Электронная Москва", несомненно будет способствовать вовлечению малых и средних предприятий в электронный рынок.
Одной из важных мотиваций освоения электронного ведения бизнеса может стать распространение на разных уровнях управления электронной регламентированной отчетности. В первую очередь это касается сферы регистрации, налоговой и таможенной системы. Сейчас отработка операций обмена информацией в электронном виде между предприятиями и официальными органами находится в стадии экспериментального внедрения.
Россия опоздала к мировому буму информационных технологий. Она смогла остаться в стороне и от мирового спада, который на ним последовал, избежав кризисных явлений и ошибок. Сегодня Россия стала быстро растущей страной в области продаж высокотехнологичных продукции и услуг.
В то же время в России есть серьезные ограничения для дальнейшего развития ИТ-сектора:
- низкая платежеспособность населения;
- ограниченный экономический рост страны в целом;
- стагнация в сфере развития малого и среднего бизнеса;
- общая обстановка недоверия в деловой сфере;
- недостаточное количество информационно активных потребителей;
- низкая информационная культура общества в целом и бизнеса в частности;
- зависимость финансовой поддержки ИТ-отрасли от уровня цен на нефть и газ на мировом уровне.
Наряду с положительной возможностью быстрого освоения зарубежного опыта в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, для России существуют очевидные проблемы, проистекающие из процессов глобализации /16/. Это, прежде всего, потеря интеллектуального капитала.
При разработке отечественной стратегии информационного обеспечения разных категорий потребителей следует учитывать, что за рубежом идет активный поиск новых путей развития информационной отрасли. Развитые страны готовятся к переходу на информационные продукты и услуги следующего поколения, и России важно не просто усваивать старый опыт, но и активно участвовать в этих разработках.
В части I данного обзора представлены основные тенденции развития мирового информационного рынка, отражено состояние российского рынка информационных продуктов и услуг, показаны проблемы отечественного рынка, не позволяющие пока достичь высокоэффективного комплексного информационного обеспечения многих категорий потребителей, в частности, малых и средних предприятий. В обзоре также показано, что основная тенденция мирового рынка - конвергенция бизнес-информации и электронной коммерции - начинает проявляться и в России. Это позволяет по-новому подойти к организации информационной поддержки многих бизнес-задач.