Одной из основных тенденций развития российского информационного рынка является прагматизм действий его лидеров при работе с потребителями. Основные производители, несмотря на заметное давление зарубежного ИТ-рынка, все-таки предлагали те продукты и решения, которые могли быть востребованы основной массой потребителей. По мере повышения информационной культуры партнеров и потребителей рос и технологический уровень продуктов и услуг. Об этом свидетельствует и опыт разработчиков справочно-правовых систем, и производителей программных средств для создания информационных систем предприятий, прежде всего в финансово-хозяйственной сфере.
Так, фирма "1С", хотя и является дистрибьютором широкой номенклатуры зарубежных и отечественных продуктов, но основную деятельность связывала с наращиванием практичного набора продуктов и услуг на базе своей платформы "1С:Предприятие". Опыт фирмы "1С" и ее партнеров показывает, что возможности версии "1С:Предприятие 7.7" по-прежнему позволяют отражать в учетных системах все требования бухгалтерского и налогового законодательства, претерпевшего за последние годы целый ряд кардинальных изменений, а также учитывать информационные потребности руководства предприятий, растущие и изменяющиеся в связи с постоянным совершенствованием менеджмента. В разделе 4.2 части II представлены основные конфигурации этой системы.
Параллельно с развитием прикладных решений на основе старой платформы фирма "1С" ведет разработку новой версии технологической платформы "1С:Предприятие 8.0". Выпуск нового поколения тиражного программного продукта - процесс постепенный. В августе 2002 года фирма "1С" выпустила ознакомительную версию "1С:Предприятия 8.0" для изучения ее партнерами.
В процессе выбора основных направлений развития платформы "1С:Предприятия" учитывались современные реалии: увеличение среднего масштаба решений, строящихся на базе "1С:Предприятия", расширение спектра прикладных задач, которые решаются при автоматизации предприятий, новые технические условия, в которых функционирует система. Новая версия "1С:Предприятия", как и предыдущие, ориентирована на создание и поддержку массовых прикладных решений для малых и средних предприятий и позволяет повысить эффективность использования системы за счет расширения ее функциональности и повышения масштабируемости.
Компания "АйТи", реализуя подобный прагматичный подход работы с отечественными потребителями, представляет свои решения под лозунгом "Востребовано рынком. Проверено заказчиком". Заказчики сегодня сознательно выбирают те решения, которые показали свою надежность на практике и способны обеспечить потенциал для совершенствования процессов управления предприятий и организаций. В каталоге части II "АйТи" представлена и как разработчик целого ряда таких решений под маркой "БОСС", и как системный интегратор, создающий цельную инфокоммуникационную среду малого и среднего предприятия.
Сейчас российские ИТ-производители и системные интеграторы начинают подстраиваться под конкурентоспособные ИТ-стратегии растущих бизнесов. Поскольку повышение спроса отечественных предприятий возможно через повышение их информационной культуры, и "1С", и "АйТи" большое внимание уделяют обучению партнеров и потенциальных клиентов. Важным элементом общей информационной инфраструктуры может стать обучение специалистом информационному менеджменту. Сейчас "Академия АйТи" в сотрудничестве с ведущими государственными и коммерческими учебными заведениями подготовила программу подготовки специалистов уровня CIO (Chief Information Officier) (см. раздел 4.6. в каталоге Части II).
Обе фирмы способствуют и развитию рынка печатной продукции. Управлением по издательской деятельности "АйТи-Пресс" совместно с издательским домом "ДКМ-Пресс" регулярно выпускаются книги, посвященные самым "горячим" темам, связанным с использованием и развитием информационных технологий. Так, актуальной проблеме оценки эффективности информационных систем был посвящен, совместный с МГУ проект /23 /. Другие книги серии "ИТ-экономика" можно найти на веб-странице (www.it.ru/books/manual.html).
В результате прагматичности производителей на рынке и учета ими организационной неготовности российских предприятий интернет-бум и последующий спад зарубежной интернет-экономики практически не коснулись российского информационного рынка. Российские производители информационных продуктов и услуг длительное время настороженно относились к Интернету в качестве средства взаимодействия с потребителем. Сейчас, когда число потенциальных потребителей в Интернете возросло, производители предложили множество традиционных интернет-сервисов. Как и в случае мирового информационного рынка, наблюдается интеграция бизнес-информации и электронной коммерции, а предлагаемые электронные сервисы иногда обеспечивают комплексность обслуживания потребителей ряда отраслей (см., например, раздел 2.2 "Электронная оптовая торговля" в каталоге Части II). Серьезной проблемой для дальнейшего развития этого направления информационного рынка является недостаточное вовлечение малых и средних предприятий в электронный рынок. Для ее разрешения нужны недорогие и надежные решения по доступу в Интернет. Кроме того, необходимы серьезные вложения в организационно-маркетинговую работу, выполняемую, например, структурами поддержки предпринимательства - подобно тому, как это делают Система межрегиональных маркетинговых центров (