Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы
Московский центр развития предпринимательства
Малый бизнес Москвы


ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА
НОВОСТИ
РАССЫЛКА


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



Расширенный поиск

Бесплатные сервисы онлайн
КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
на 14.05.2019
USD65,4703+0,2416
EUR73,5231+0,4343
E/U1,1230+0,0025
БВК69,0941+0,3283
Все валюты
Москва - территория малого бизнеса


  ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА МОСКВЫ


ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ







СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА








РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА































ФОРУМ "МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ"


ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ БАЗЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МОСКВЕ
 


Принятые в 1998- 2000 гг. Правительством Москвы меры, позволили стабилизировать ситуацию в сфере малого предпринимательства Москвы и сегодня наблюдается рост этого сектора городской экономики. Постановлением Правительства Москвы от 23.01.2001. г. № 87-ПП “ О Комплексной программе развития и поддержки предпринимательства в г. Москве на 2001-2003 гг.” предусмотрено, что в ближайшие годы основными направлениями городской политики в отношении малого и среднего предпринимательства, обеспечивающими его дальнейшее устойчивое развитие станут:


совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе инициация изменений федерального законодательства, направленная на существенное улучшение внешней среды для развития предпринимательства и сокращение административных барьеров;


дальнейшее обеспечение потребностей предпринимательства развитой обучающей, консультационной и финансовой инфраструктурой;


активное взаимодействие и партнерство с предпринимательской общественностью, союзами и объединениями предпринимателей, учет их предложений и инициатив, делегирование им ряда функций, находящихся в ведении администрации города.

Следует также отметить, что совершенствование правовой базы малого предпринимательства на федеральном уровне нужно осуществлять с использованием опыта регионов России, обеспечивших наиболее эффективное развитие малого предпринимательства, в том числе, и за счет формирования полноценной региональной нормативно-правовой базы развития и поддержки малых форм хозяйствования. В этой связи, особого внимания заслуживает опыт Москвы, эффективно сочетающий организационные усилия городской администрации и инициативы предпринимательских сообществ, направленные на создание правовых условий, способствующих развитию малого предпринимательства в городе даже при критических макроэкономических обстоятельствах.

Необходимость совершенствования общегосударственной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность малых предприятий, подтверждается данными социологического опроса “Малый бизнес России в 2001 году”, проведенным в I квартале 2001 г. Национальным Деловым Партнёрством “Альянс Медиа” и социологической службой “Кассандра”. Так, на вопрос “ Какие проблемы, прежде всего, необходимо решить для успешного развития малого предпринимательства?” основные ответы распределились следующим образом: Необходимость совершенствования налогообложения - 89%; Совершенствование нормативно-правовой базы - 71%; Упрощение отчетности и бухучета - 71%; Регистрация, лицензирование, сертификация, контроль и др.-47%; Необходимость урегулирования арендных отношений - 37%.

Для определения уровня исполнения государственными и местными органами власти функций регулирования деятельности малого предпринимательства, был задан вопрос: “ Что особенно беспокоит Вас в процедурах регулирования малого предпринимательства?”. При этом были получены следующие ответы: Возможность разного толкования положений инструкций - 74%; Бюрократические проволочки - 60%; Проблематичность защиты своих законных интересов - 59%; Избыточность контролирующих органов - 59%; Отставание нормативных документов от предпринимательской практики - 48%; Нарушение законодательства властными и исполнительными органами - 32%.

Решение названных выше проблем, в том числе, и средствами эффективного нормативно-правового регулирования (но не зарегулированности !) должно обеспечить не только простое воспроизводство малых предприятий города, но и существенно усилить роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии Москвы.

политика Правительства Москвы в области и правовой поддержки развития малого предпринимательства исходит из следующих основных положений:


Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.


Малый бизнес является основой формирования среднего класса – гаранта политической и экономической стабильности социально ориентированного рыночного общества.


Целенаправленная поддержка частной инициативы москвичей является основой проводимых Правительством Москвы социально-экономических преобразований, направленных на создание подлинно гражданского общества, развитие принципов местного самоуправления.


Поддержка малого бизнеса не может быть ничем иным как поддержкой процесса его саморазвития.


Эффективная политика в отношении малого предпринимательства осуществляется только на основе учета целей и интересов города и бизнеса.


Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при обеспечении благоприятных социальных, экономических, правовых и других условий, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.


Потенциал малого бизнеса может быть востребован в полной мере при условии постоянного совершенствования созданной в Москве целостной системы его поддержки.

На перспективный период, важнейшими целями городской политики в отношении малого предпринимательства являются:

1. Обеспечение занятости, в том числе молодежи и незащищенных слоев общества, за счет увеличения числа рабочих мест на уже действующих и вновь создаваемых малых предприятиях, а также, за счет расширения возможностей в сфере самозанятости населения.

2. Насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами, через развитие рыночных отношений и создание конкурентной среды.

3. Обеспечение социальных программ Правительства Москвы за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет от малого бизнеса.

4. Поддержание статуса Москвы как города мирового значения за счет обеспечения приоритетного опережающего развития малого предпринимательства в инновационных и высокотехнологичных сферах, создания единого информационного пространства и условий для электронного ведения бизнеса, привлечения интеллектуального потенциала города к занятию предпринимательской деятельностью в наукоемких областях.

5. Усиление роли Москвы как центра деловой активности и туризма, привлечение инвестиций в экономику города через развитие межрегионального и международного сотрудничества в предпринимательской деятельности.

6. Снижение уровня внутригородской миграции за счет более равномерного распределения по территории Москвы предприятий малого бизнеса, в том числе в “спальных” районах города.

7. Оптимизация деятельности и реструктуризация крупных предприятий города за счет развития субконтрактных и иных кооперационных связей с малыми предприятиями.

8. Снижение затрат на содержание и обслуживание городского коммунального хозяйства за счет привлечения к выполнению городского заказа в этой сфере предприятий малого бизнеса.

9. Сохранение традиций и культурного наследия через развитие ремесел и высокохудожественных производств.

10. Укрепление семьи через поддержку семейных форм организации предпринимательской деятельности.

11. Увеличение отдачи от использования городской собственности за счет передачи ее эффективным собственникам в сфере малого предпринимательства

12. Освобождение органов власти от излишних функций за счет передачи их в ведение общественных объединений предпринимателей.

13. Гармонизация общественных отношений через развитие социального партнерства между властью, предпринимателями и наемными работниками.

Для обеспечения поставленных целей в условиях ресурсных ограничений в рамках “Комплексной программе развития и поддержки предпринимательства в г. Москве на 2001-2003 гг.” выделены следующие приоритетные направления:

1. Поддержка начинающих предпринимателей, в особенности молодежи и социально незащищенных групп населения.

2. Поддержка всех видов инновационного бизнеса, главным образом, в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях.

3. Поддержка проектов, имеющих высокий мультипликативный эффект и бюджетную отдачу.

4. Поддержка проектов, направленных на выпуск продукции массового спроса и создающих конкурентную среду на потребительском рынке.

5. Поддержка проектов, имеющих долевое внебюджетное финансирование.

6. Поддержка проектов международных и донорских организаций, направленных на развитие предпринимательства в Москве.

7. Поддержка проектов, направленных на импортозамещение.

8. Поддержка проектов, направленных на активизацию межрегиональных деловых связей и экспорт продукции.

Важным условием обеспечения высокой результативности намеченных мер по дальнейшему развитию предпринимательства являются следующие основные принципы осуществления поддержки предпринимательства:


Комплексность – обеспечение полного спектра услуг для малых предприятий.


Системность – обеспечение функциональной взаимосвязанности всех элементов городской инфраструктуры малого бизнеса.


Конкурсность – обеспечение равных прав и возможностей малых предприятий при получении поддержки и государственных заказов.


Распределенность – перенесение значительной части функций по поддержке малого предпринимательства с городского на территориальные уровни.


Гласность – наличие полной и доступной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки.


Интерактивность – рассмотрение процессов развития малого предпринимательства как комплексной системы “сигналов рынка” и адекватной реакции городской системы поддержки предпринимательства.


Делегирование функций – обеспечение участия предпринимательских кругов, общественных объединений и союзов предпринимателей в реализации проектов Комплексной программы.

Необходимость дальнейшего улучшения внешней среды

Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов законодательной и исполнительной власти, от состояния экономики страны в целом и от сложившихся макроэкономических условий, которые в основном формируют внешнюю среду предпринимательства. Эти факторы, безусловно, будут существенным образом влиять и на состояние малого предпринимательства в Москве. Основные мероприятия и приоритеты Комплексной программы направлены, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих развитие и эффективную деятельность субъектов малого предпринимательства в Москве. Целью программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности государственно-общественной поддержки малого предпринимательства г. Москвы.

На возможность выхода новых предприятий на рынок существенное влияние оказывают ограничения их деятельности со стороны органов власти и управления всех уровней, в том числе в таких сферах как налогообложение, лицензирование, сертификация, квотирование, порядок регистрации предприятий, предоставление производственных помещений и земельных участков, а также осуществление контроля за их деятельностью. Эти факторы в совокупности являются административными барьерами препятствующими развитию малых предприятий. Для устранения административных барьеров необходимо принятие норм и правил, стимулирующих развитие малого бизнеса и создающих благоприятные условия для граждан, готовых начать собственное дело.

Одним из важных элементов поддержки субъектов малого предпринимательства является размещение городских заказов на поставки продукции и оказание услуг (Закон определяет их обязательную долю в 15%). Однако фактически имеет место отсутствие полной информации о проводимых конкурсах и четкого механизма обеспечения доступа малых предприятий к получению заказов для государственных нужд.

важнейшей задачей является активизация процесса взаимодействия объединений предпринимателей с органами власти всех уровней. Одним из многих прагматических следствий такого взаимодействия стало действенное и конструктивное участие общественных объединений малого предпринимательства в обсуждении и продвижении законопроектов и нормативных актов, в разработке и реализации проектов и программ малого бизнеса Москвы.

Для обеспечения реализации данного направления, в рамках Концепции планируется осуществление ряда подпрограмм и проектов (нумерация разделов, подпрограмм и проектов соответствует “ Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2001-2003 гг.”)

по совершенствованию нормативно- правовой базы, регулирующей деятельность малых и средних предприятий. “Мероприятия Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2001-2003гг.” содержат 5 основных разделов, однако в рамках данной работы, предлагается рассмотреть только структуру первого раздела “Совершенствование внешней среды для развития предпринимательства в г. Москве”. Это обусловлено тем, что в нём сосредоточены основные предложения по совершенствованию нормативно правовой базы малого предпринимательства, изложенные в следующих подпрограммах:

1.1. Нормативно-правовая база.

1.2. Дерегулирование предпринимательской деятельности и устранение административных барьеров.

1.3. Административно-организационная поддержка малого предпринимательства.

1.4. Научно-методическое, статистическое и аналитическое обеспечение поддержки малого предпринимательства.

1.5. Формирование благоприятного общественного мнения. Самоорганизация бизнеса.

Основной целью вышеназванных подпрограмм является совершенствование системы государственно-общественной поддержки малого предпринимательства по следующим важнейшим направлениям:

Создание самостоятельной законодательной и нормативной базы.
Учет специфических условий деятельности субъектов малого предпринимательства в их отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами.
Совершенствование налоговой системы в отношении субъектов малого предпринимательства.
Минимизация административно-разрешительной и контролирующей практики, устранение бюрократических барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых малых предприятий.
Обеспечение безопасности и защиты личности и собственности.
Повышение роли объединений предпринимателей в процессе регулирования предпринимательской деятельности и принятии решений на всех уровнях власти по всем вопросам, затрагивающим интересы малого бизнеса.
Формирование благоприятного общественного мнения и популяризация идей предпринимательства.
Обеспечение научного подхода к решению проблем малого бизнеса на основе достоверных сведений о его состоянии и тенденциях развития.
Распространение передового опыта Москвы по поддержке малого предпринимательства.
Обеспечение социальных гарантий для работников малых предприятий.|
Для общего представления о содержательной части подпрограмм, входящих в раздел “ Совершенствование внешней среды для развития предпринимательства в г. Москве ”, кратко рассмотрим только те из них, которые непосредственно связаны с развитием правовой базы предпринимательства (подпрограммы: 1.1.; 1.2.; 1.3.).

Подпрограмма 1.1. Нормативно-правовая база

Проект 1.1.1. Разработка проекта закона г. Москвы "О поддержке и развитии предпринимательства в Москве" и подготовка изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

Проект предусматривает:


Внесение изменений и дополнений в действующее законодательство по малому предпринимательству в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, распространение его действия на некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, уточнение критериев отнесения предприятий и организаций к субъектам малого предпринимательства.


Расширение прав субъектов Российской Федерации по формированию собственной нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства.


Уточнение критериев, определяющих возможность |предоставления льгот и преимуществ за счет средств городского бюджета с учетом необходимости расширения межрегиональных связей между субъектами Российской Федерации, внесение дополнений, предусматривающих возможность включения в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы индивидуальных предпринимателей.


Введение понятий "микропредприятие" и "среднее предприятие", обеспечение дополнительных мер по защите прав предпринимателей, корректировка форм финансовой поддержки малых предприятий с учетом действия Бюджетного кодекса Российской Федерации и т.д.

Проект 1.1.2. Подготовка изменений и дополнений в статьи 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленных на упрощение процедуры ликвидации субъектов малого предпринимательства.

Проект предусматривает:


Упрощение процедуры добровольной ликвидации субъектов малого предпринимательства в Москве для добросовестных предпринимателей, включая сокращение срока ликвидации.


Упрощение процедуры удовлетворения требований кредиторов (использование механизма страхования ответственности) и составление промежуточного и ликвидационного баланса.


Упрощение процедуры принудительной ликвидации субъектов малого предпринимательства за отсутствием обязательных платежей по налогам и сборам и одновременное непредставление отчетности в уполномоченные органы.

Проект 1.1.3. Разработка изменений и дополнений, предусматривающих введение единой системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства для внесения их в Налоговый Кодекс РФ, в федеральные и городские налоговые законодательные и нормативные акты.

Цель проекта: Введение для всех субъектов малого предпринимательства единой системы налогообложения, учета и отчетности, включающей следующее:


установление в качестве объектов налогообложения валовой выручки и совокупного дохода;


включение в единый налог отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды; |


сохранение для субъектов малого предпринимательства упрощенного порядка учета и отчетности, аналогичного порядку, применяемому в рамках упрощенной системы;


решение проблемы уплаты НДС предприятиями, закупающими продукцию субъектов малого предпринимательства.

Проект 1.1.4. Подготовка проектов нормативно-правовых актов, предусматривающих создание системы льготного страхования субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов ремесленничества.

Цель проекта: Определение основных направлений стимулирования развития страхования в сфере малого предпринимательства в городе Москве в т.ч.:


.Определение порядка и условий компенсации страховым организациям частично недополученных ими доходов при страховании субъектов малого предпринимательства и субъектов ремесленничества на льготных условиях.


Определение порядка использования части средств страховых взносов, полученных от субъектов малого предпринимательства и ремесленничества на цели развития и поддержки малого предпринимательства и ремесленничества.


Определение правового положения, порядка создания, деятельности, реорганизации и ликвидации обществ взаимного страхования субъектов малого предпринимательства Москвы, прав и обязанностей участников, а также структуры управления обществом взаимного страхования.

Проект 1.1.5. Подготовка проектов нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию вневедомственного подхода к лицензированию отдельных видов деятельности, включая внесение изменений в действующее законодательство и деятельность лицензирующих органов на территории города.

Цель проекта: Обеспечение вневедомственной системы лицензирования в городе Москве, упрощение процедуры получения и продления лицензии, а также разграничение области применения лицензирования.

Проект 1.1.6. Подготовка проектов нормативно-правовых актов по введению в Москве подтверждения соответствия продукции субъектов малого предпринимательства на основе декларации изготовителя и упрощение процедуры сертификации продукции, работ и услуг.

Цель проекта: Разработка порядка подтверждения соответствия продукции и услуг, поименованных в Постановлении Правительства РФ от 07.07.1999 №766 "Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации" и других федеральных актов для субъектов малого предпринимательства, в т.ч. субъектов ремесленничества.

Проект 1.1.7. Подготовка проектов нормативно-правовых актов обеспечивающих дальнейшее развитие ремесленничества на городском и федеральном уровне.

Целью проекта является:


Разработка комплекса мер, направленных на введение в федеральное законодательство ключевых понятий и определений, связанных с ремесленной деятельностью.


Дальнейшее развитие государственной системы поддержки ремесленничества.


Обеспечение взаимодействия и обмена информацией между субъектами ремесленничества, действующими на территории города и за ее пределами.

Проект 1.1.8. Подготовка предложений по реализации системы налогообложения по принципу вмененного дохода для определенных видов деятельности, осуществляемых субъектами малого предпринимательства Москвы.

Целью проекта является: Анализ и обобщение практики введения единого налога на вмененный доход в субъектах Российской Федерации. Подготовка рекомендаций по введению системы налогообложения по принципу вмененного дохода для определенных видов деятельности в Москве. Участие в разработке региональных законодательных актов, регулирующих введение единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории города.


Подпрограмма 1.2.Дерегулирование предпринимательской деятельности и

устранение административных барьеров.

Проект 1.2.1. Предоставление комплекса бесплатных услуг по государственной регистрации вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства.

Цель проекта: Обеспечение деятельности территориальных подразделений уполномоченного представителя Держателя реестра субъектов малого предпринимательства Москвы по предоставлению комплекса бесплатных услуг лицам, желающим осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве субъектов малого предпринимательства при осуществлении ими государственной регистрации.

Проект 1.2.2. Упорядочение деятельности контролирующих, надзорных и правоохранительных органов при осуществлении ими проверок деятельности субъектов предпринимательства на территории города

Цель проекта: Обеспечение взаимодействия между органами и службами города Москвы, осуществляющими контрольно-разрешительную деятельность в отношении субъектов малого предпринимательства. Изготовление обязательного единого номерного бланка направления на осуществление проверки.

Проект 1.2.3. Формирование и ведение единого банка данных, содержащего информацию о количестве проведенных проверок, выявленных нарушениях, наложенных штрафных санкциях, а также о планах проведения проверок на предстоящий период.

Цель проекта: Обеспечение сохранности и доступности информации, содержащейся в базе данных, а также удаленного доступа к информации о проведенных и планируемых проверках со стороны всех заинтересованных органов и служб города Москвы.

Проект 1.2.4. Создание в 2001 году межведомственных комиссий при префектах административных округов по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства.

Цель проекта: Организация работы по рассмотрению вопросов, связанных с выявлением и устранением административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства, обусловленных распорядительными документами и действиями территориальных органов власти. Принятие конкретных мер по результатам рассмотрения жалоб предпринимателей на должностные злоупотребления, волокиту и бюрократизм при решении территориальными органами управления и контроля вопросов регулирования предпринимательской деятельности.

Подпрограмма 1.3. Административно-организационная поддержка

малого предпринимательства

Проект 1.3.1. Совершенствование и разработка механизмов формирования рыночного пространства.

Предусматривается разработка комплекса мер по улучшению предпринимательской среды на рынке информации, рынке земли, рынке нежилых помещений, рынке поставок для государственных нужд, рынке кредитно-финансовых услуг, рынке сырья и комплектующих для производственных малых предприятий, в т.ч. хлебопекарни, рыбопереработка и др., рынке консультационных услуг, рынке продвижения продукции, рынке страхования, рынке труда, рынке образования и т.д.

Проект 1.3.2. Обеспечение деятельности реестра субъектов малого предпринимательства, а также комплекса мер по программному, технологическому и методическому сопровождению Реестра субъектов малого предпринимательства Москвы.

Предусматривается совершенствование хранения и актуализации информации о субъектах Реестра, а также оперативного доступа к ней с целью решения аналитических и иных задач по выявлению тенденций развития малого предпринимательства Москвы.

Проект 1.3.3. Развитие системы целевых фондов нежилых помещений для размещений субъектов малого предпринимательства и развития инфраструктуры его поддержки.

Планируется наполнение фонда нежилых помещений и создание новых целевых фондов нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства и организаций его поддержки.

Проект 1.3.4. Создание в 2001-2002 годах советов по вопросам развития малого предпринимательства в районных управах.

Эта мера будет способствовать развитию организационного обеспечения государственно-общественной поддержки малого предпринимательства в муниципальных районах города.

Проект 1.3.5. Изучение и мониторинг деятельности объединений предпринимателей (региональных, межрегиональных и общероссийских), их состава и роли в социально-экономических процессах и влияния на предпринимательский климат в Москве.

Эта работа позволит осуществить анализ состояния, форм, методов и результатов деятельности объединений предпринимателей. Кроме того, предусматривается распространение положительного опыта работы объединений предпринимателей.

На основе приведенных данных, можно заключить, что стратегическое направление на всемерную поддержку и развитие малого предпринимательства в первую очередь должно базироваться на совершенствовании нормативно-правой базы предпринимательства, учитывающей перспективы социально-экономического развития как отдельного региона, так и всей страны в целом.




Rambler's Top100
Статьи