Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы
Московский центр развития предпринимательства
Малый бизнес Москвы


ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА
НОВОСТИ
РАССЫЛКА


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



Расширенный поиск

Бесплатные сервисы онлайн
КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
на 22.07.2017
USD58,9325-0,1498
EUR68,6623+0,6586
E/U1,1651+0,0141
БВК63,3109+0,2140
Все валюты
Москва - территория малого бизнеса


  ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА МОСКВЫ


ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ







СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА








РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА































ФОРУМ "МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ"


АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА Г. МОСКВЫ В 2004 – 2006 ГГ. И ЕГО ВКЛАДА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА
 
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА Г. МОСКВЫ В 2004 – 2006 ГГ. И ЕГО ВКЛАДА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА

Аналитический отчет № 4/2006

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. КОЛИЧЕСТВО СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

2. ЗАНЯТОСТЬ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

3.1. Анализ доходов и расходов малых предприятий

3.2. Формирование чистой прибыли и оценка факторов чистой прибыли

4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

5. ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ОТ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В БЮДЖЕТЫ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ

6. ОЦЕНКА ВАЛОВОЙ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ, ПРОИЗВЕДЕННОЙ МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

В данном отчёте представлены результаты оценки состояния малого бизнеса г. Москвы и его вклада в социально-экономическое развитие города.

Исследование проведено на основании официальных статистических данных Мосгорстата, бухгалтерской от отчетности малых предприятий (форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»), Федеральной службы государственной статистики и данных из иных источников (ФНС РФ, Департамент финансов г. Москвы и др.).

В 1 и 2 главе данного отчета проведен анализ количества субъектов малого бизнеса и занятости в малом бизнесе на основании статистических сборников МГС и данных ФНС.

В 3 главе рассмотрены основные финансовые результаты малых предприятий на основании данных бухгалтерской отчетности, в частности проанализированы динамика и структура доходов и расходов малых предприятий и формирование чистой прибыли. В 4 главе дан краткий анализ финансового состояния малых предприятий (на основании данных бухгалтерской отчетности), а именно, анализ динамики и структуры агрегированных балансов МП в разрезе видов экономической деятельности, анализ рентабельности МП и др.

В 5 главе проведена оценка налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса г. Москвы, исходя из данных бухгалтерской отчетности, данных Департамента Финансов г. Москвы и Федерального казначейства РФ. Оценка налоговых поступлений от малых предприятий осуществлялась на основании разработанной ранее методики (см. аналитический отчет ГИАЦ МЦРП №2/2005 «Анализ финансово-экономического состояния предприятий в сфере малого бизнеса г. Москвы в 2001-2004 гг.»).

В 6 главе дана оценка валовой добавленной стоимости, произведенной малыми предприятиями, на основании бухгалтерской отчетности МП и методики разработанной ранее (см. аналитический отчет ГИАЦ МЦРП № 2005/1 "Анализ финансово-экономического состояния предприятий в сфере малого бизнеса").

Отчет разработан ведущим специалистом информационно-аналитического управления Московского центра развития предпринимательства Н. В. Ширабон.

Отчет может быть использован руководством и специалистами Правительства Москвы и его структур, связанных с поддержкой и развитием малого предпринимательства, оценкой и прогнозированием социально-экономического развития города, а также исследователями, экспертами, предпринимателями и другими лицами, интересующимися данной проблематикой.

Использованы следующие сокращения: МП – малые предприятия, КМП – количество малых предприятий, СМБ – субъекты малого бизнеса, ИП – индивидуальные предприниматели, БО – бухгалтерская отчетность, ЧП – чистая прибыль, ФОТ – фонд оплаты труда.


1. КОЛИЧЕСТВО СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

По состоянию на 1 июля 2006 года количество малых предприятий по данным МГС составило 207 834 ед. (рис.1.1), что на 3,1% выше, чем по состоянию на 1 января 2005 г. Количество МП на 1 июля 2006 года в расчете на 100 тыс. населения (рис.1.2) достигло 1993,6 ед., увеличившись по сравнению с 1 января 2005 г. на 55,9 ед. (для сравнения: за 2005 год данный показатель по РФ вырос лишь на 18,3 ед.)

Как видно из рис.1.1, по количеству малых предприятий прослеживается умеренно положительная динамика.

Согласно данным ФНС количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01 августа 2006 г. составило 98949 ед. Динамика количества индивидуальных предпринимателей соответствует динамике по России в целом. Резкое сокращение количества ИП в 2005 г. в основном обусловлено проведением обязательной перерегистрации ИП, зарегистрированных до 1 января 2004 г. согласно ФЗ - 129 « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Далее рассмотрим распределение количества МП по видам экономической деятельности. Основная часть малых предприятий (39%) относится к классу 51 «оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами». Далее по доле в общем количестве МП следуют:

- раздел K «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - 18,7%;

- раздел D «Обрабатывающие производства» - 9,8%;

- раздел F «Строительство» - 8,3%;

- класс 52 «Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования» - 6,3%.

Таким образом, по официальным данным к концу первого полугодия 2006 г. количество субъектов малого бизнеса Москвы достигло 306783 ед., в том числе 207834 малых предприятий и 98949 индивидуальных предпринимателей. Показатель «плотности» малых предприятий Москвы постепенно приближается к среднеевропейским показателям (4 - 6 тыс. малых предприятий на 100 тысяч жителей). Необходимо отметить, что разрыв между регионом-лидером и регионами-аутсайдерами достигает десятки раз.

Необходимо отметить, что данные МГС о количестве малых предприятий и данные, полученные от ФНС, заметно расходятся. Согласно данным ФНС количество МП, представивших налоговые декларации за 2005 год по налогам, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, составило 71368 ед. По данным МГС количество МП, применяющих общую систему налогообложения, в 2005 году - 184960 ед. Т.е., общее количество МП в 2005 году получается равным 256328 ед., в то время как по официальным данным МГС эта цифра составляет 201651 ед.

Таким образом, можно предположить, что:

- по минимальной оценке количество субъектов малого бизнеса к концу 2006 года составит 310 тыс. ед., в 2007 г. достигнет 320 тыс.ед.;

- по максимальной оценке в 2006 г. данный показатель может составить 365 тыс.ед., в 2007 г. – 380 тыс.ед.


2. ЗАНЯТОСТЬ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

Согласно официальным данным МГС средняя численность работников малых предприятий к концу первого полугодия 2006 г. достигла 2 млн. человек, что составляет одну треть от общего числа занятых в Москве (рис.2.1). Данный показатель (доля) значительно превышает аналогичный показатель по России в целом.

За первое полугодие 2006 г. средняя численность работников увеличилась на 14 083 чел. или на 0,7%. В 2005 г. дополнительно было создано 60,2 тыс. рабочих мест. Необходимо отметить, что значительное количество рабочих мест в малом бизнесе не отражается в системе статистического учета, а именно, наемные работники, занятые у индивидуальных предпринимателей. В настоящее время Росстатом применяется расчетная методика, согласно которой предполагается, что каждый индивидуальный предприниматель создает 3 рабочих места. Учитывая, что в Москве к концу первого полугодия зарегистрировано 98,9 тыс. индивидуальных предпринимателей, к данным о занятости по малому бизнесу возможно добавление данных о занятости у индивидуальных предпринимателей - около 296,8 тыс. человек.

Таким образом, можно предположить, что в малом бизнесе Москвы занято 2,3 млн. человек или 37,2% от числа работающих. По этому показателю мы приближаемся к США и развитым странам Европы (50-55 % занято в малом бизнесе), но в 2 раза отстаем, к примеру, от Японии, где 80 % занято в малом бизнесе. Такое различие объясняется, в том числе, высокой теневой составляющей занятости как в Москве, так и по в России в целом.

Далее рассмотрим распределение занятых на малых предприятий по видам деятельности (табл.2.1).

Почти 80% от общей численности занятых работают на МП, занимающихся оптовой торговлей (29,2%), операциями с недвижимым имуществом (21%), обрабатывающим производством (16,7%) и строительством (11,1%).

Рис.2.2. Среднее количество работников в расчете на 1 МП в 2005 году, ед.

Среднее количество работников в расчете на 1 МП в первом полугодии 2006 г. достигло 9,6 ед. Максимальное среднее количество работников наблюдается на МП, относящихся к разделу N «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» (20,7 ед.).

По официальным данным МГС средняя заработная плата на МП достигла 7,192 тыс. руб. в 2005 г. против 4,223 тыс. руб. в предыдущем году.


3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

3.1. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

По состоянию на 1 января 2006 года, согласно представленной бухгалтерской отчетности (табл.3.1), общая сумма доходов малых предприятий составила 8,124 трлн. руб. (табл. 3.2). За год данный показатель вырос на 12,6% в номинальных ценах и на 0,5% в сопоставимых. Наибольший удельный вес в общей сумме доходов малых предприятий занимают доходы от обычных видов деятельности или выручка от реализации продукции (товаров, услуг) – 61,2% в 2005 году и 58,9% в 2004 году. Далее в порядке убывания следуют операционные доходы (33,9% в 2004 году и 32,7% в 2005 году) и внереализационные доходы (7,2% в 2004 году и 6% в 2005 году).

Доходы МП от обычных видов деятельности (выручка от реализации) в 2005 году достигли 4,975 трлн. руб. (табл.3.2). За год данный показатель с учетом инфляции вырос на 4,5%, в то время как операционные и внереализационные доходы убывают на 3,2% и 15,3% соответственно.

Общая сумма расходов МП в 2005 году достигла 7,905 трлн. руб. (табл.3.3) Основную часть расходов МП формируют расходы от обычных видов деятельности. Так в 2004 году их доля в общей сумме составляла 58,7%, в 2005 году – 61,5%. По сравнению с предыдущим годом расходы от обычных видов деятельности выросли на 4,3% (в сопоставимых ценах). По операционным и внереализационным расходам в 2005 году наблюдается некоторое снижение их доли в общей сумме расходов, при этом в сопоставимых ценах их сумма также имеет тенденцию к снижению (на 8% и 0,7% соответственно).

Из рис. 3.1 видно, что доля ФОТ и налоговых отчислений в сумме выручки невысокая и по сравнению с предыдущим годом немного снизилась: в 2005 г. доля ФОТ составила 2,5%, доля налоговых отчислений – 4,3%. Учитывая, что около половины ФОТ и налоговых отчислений не отражается в бухгалтерской отчетности, можно предположить, что их доля и в сумме выручки и в сумме расходов МП гораздо выше.

К числу положительных изменений в динамике доходов и расходов МП можно отнести:

1) общая сумма доходов МП превышает общую сумму расходов, кроме того, темпы роста доходов опережают темпы роста расходов;

2) прирост доходов МП от обычных видов деятельности в номинальных ценах на 17,1%, в сопоставимых ценах на 4,5%;

3) доходы МП от обычных видов деятельности имеют наибольший удельный вес в общей сумме доходов МП, и их доля растет – прирост составил 2,3%;

4) средняя выручка в расчете на 1 МП в целом по всем МП выросла с 21,6 до 24,7 млн. руб.;

5) снижение сумм операционных и внереализационных доходов (с учетом инфляции), а также их доли в общей сумме доходов;

6) рост расходов по обычным видам деятельности не превышает рост соответствующих доходов;

7) чистая прибыль МП увеличилась в 1,4 раза в сопоставимых ценах (табл.3.4).

Отрицательные изменения в динамике и структуре:

1) увеличение расходов по обычным видам деятельности на 4,3% в сопоставимых ценах.

Таким образом, изменения в динамике и структуре доходов показывают, что:

- основным, определяющим видом доходов МП являются доходы от обычных видов деятельности,

- происходит увеличение или стабилизация масштабов обычных видов деятельности МП.

Далее рассмотрим доходы и расходы МП в разрезе видов экономической деятельности (рис.3.3).

К числу лидеров по объему полученной выручки от реализации (доходы от обычной деятельности) в 2005 году относятся МП оптовой и розничной торговли (3051,7 млрд. руб.), занимающиеся операциями с недвижимым имуществом (454,5 млрд. руб.), строительством (380,5 млрд. руб.), обрабатывающим производством (380,1 млрд. руб.) и финансовой деятельностью (300,1 млрд. руб.) (табл.3.5.). Доля выручки от реализации МП других видов деятельности в общей сумме составляет менее 2%. Самую высокую среднюю выручку (62,4 млн. руб. в 2005 г. и 58,6 млн. руб. в 2004 г.) получили МП, занимающиеся финансовой деятельностью (рис.3.4). Далее в порядке убывания следуют (по 2005 году):

- Рыболовство, рыбоводство – 31,1 млн. руб.;

- Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 30,6 млн. руб.;

- Строительство – 22,6 млн. руб.;

- Обрабатывающие производства - 19,3 млн. руб.;

- Производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 16,9 млн. руб.;

- Научные исследования и разработки – 15,5 млн. руб.;

- Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 15,5 млн. руб. и т.д. На рис. 3.2 приведены данные о средней выручке всех МП по данным бухгалтерской отчетности и МГС.

Как видно из рисунка 3.2, превышение средней выручки по данным БО над оценкой по данным МГС за 2004 год составляет 21%, а за 2005 г. – 34%. Т.е. статистические данные МГС по-прежнему существенно отличаются от данных бухгалтерской отчетности и получение достоверных оценок на основе официальных данных МГС вызывает сомнение.

Необходимо отметить, что средняя выручка по прибыльным МП составила в 2005 г. 45,6 млн. руб. (приложение), т.е. почти вдвое выше аналогичного показателя, рассчитанного по всем МП в целом.

Рис.3.3. Доходы и расходы МП по обычным видам деятельности в 2005 году, млрд. руб.

Рис. 3.4. Средняя выручка в расчете на 1 МП по видам экономической деятельности в номинальных ценах, млн. руб.

Как видно из рис.3.5, 37% МП получили нулевую выручку, выручку от 100 до 500 тыс. руб. - 8,8% от общего количества МП, от 500 до 1000 тыс. руб. – 5,4% МП, от 1 до 5 млн. руб. – 15,4% МП, от 5 до 10 млн. руб. – 7% МП, от 10 до 50 млн. руб. – 12,1% МП, от 50 млн. руб. и более – 7,7% МП.


3.2. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ И ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ

Согласно бухгалтерской отчетности, в 2005 году малые предприятия получили чистую прибыль в размере 218,9 млрд. руб., что по сравнению с предыдущим годом больше в 1,4 раза (с учетом инфляции). В абсолютном выражении прирост чистой прибыли составил 81,2 млрд. руб. (табл.3.6)

Структурная динамика доходов в 2005 году претерпела заметные изменения (табл.3.7):

- сальдо внереализационных доходов и расходов уменьшилось на 38% в номинальных ценах и на 45% в реальных ценах, кроме того, значительно снизился удельный вес данного сальдо в чистой прибыли с 87% до 33,9%;

- наблюдается хороший прирост прибыли от продаж (сальдо доходов и расходов по обычным видам деятельности) на 23,3% в номинальных ценах и на 10% в реальных;

- доля прибыли от продаж в сумме чистой прибыли несколько снизилась в связи с увеличением сальдо операционных доходов и расходов до 30,9%.

Необходимо отметить, что в 2004 году большая часть чистой прибыли по всем МП в целом была сформирована за счет положительного сальдо внереализационных доходов и расходов (87% от чистой прибыли). В 2005 году наметилась хорошая тенденция: заметно снизилась доля сальдо внереализационных доходов и расходов, а наибольшую часть чистой прибыли МП составила прибыль от продаж (53,1%). Т.е. если в предыдущем году, рост чистой прибыли был обусловлен в большей степени доходами МП от внереализационных операций, то в 2005 году определяющим фактором стала прибыль от продаж.

Кроме того, на протяжении последних трех лет сохраняется активная положительная динамика чистой прибыли МП, так в 2003 году прирост с учетом инфляции составил 74%, в 2004 году -157%, в 2005 году – 42%.

Средняя чистая прибыль в расчете на 1 МП в целом по всем МП в 2005 году составила 1,09 млн. руб. против 0,7 млн. руб. в 2004 году. Годовой прирост с учетом инфляции составил 38,3%. Самую высокую среднюю чистую прибыль в расчете на 1 МП (16,7 млн. руб.) получили МП, относящиеся к разделу «Финансовая деятельность». Средняя чистая прибыль остальных МП составляет менее 1 млн. руб. в год (рис.3.6). Так, в порядке убывания средней чистой прибыли следуют МП следующих видов деятельности:

- операции с недвижимым имуществом - 940 тыс. руб.;

- научные исследования и разработки – 566,7 тыс. руб.;

- обрабатывающие производства – 485,7 тыс. руб.;

- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 442,7 тыс. руб. и др.

Рис.3.6. Средняя чистая прибыль в расчете на 1 МП по видам экономической деятельности в 2005 году, тыс.руб. (для наглядности на рисунке не отражен раздел «Финансовая деятельность», ввиду значительного отличия значений)

Как видно из рис.3.7 почти треть МП получили нулевую чистую прибыль, чистую прибыль в размере от 10 до 50 тыс. руб. - 11% от общего количества МП, от 50 до 100 тыс. руб. – 4,8% МП, от 100 до 500 тыс. руб. - 9,5% МП, от 0,5 до 1 млн. руб. – 2,8% МП, от 1 до 5 млн. руб. – 3,7% МП, от 5 млн. руб. и более – менее 1% МП.

Средняя чистая прибыль в расчете на 1 прибыльное МП в 2005 г. составила 3 млн. руб. По сравнению с предыдущим годом данный показатель вырос на 27,4% (в сопоставимых ценах).


4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

По состоянию на 01.01.2006 общая стоимость активов (пассивов или валюты баланса) малых предприятий составила 6,076 трлн. руб., что на 12,9 % в номинальных ценах или на 0,7% в сопоставимых ценах, выше, чем в предыдущем году (табл.4.1).

Наибольшая часть активов приходится на оборотные (73,6% в 2004 г. и 72,7% в 2005 г.). Их сумма с учетом инфляции в 2005 году уменьшилась незначительно (на 0,6%), в то время как сумма внеоборотных активов выросла на 4,1%.

В сумме пассивов большую часть составляет заемный капитал (78,8% в 2005 году). По абсолютной величине заемный капитал МП в несколько раз превосходит собственный капитал (в 2005 году почти в 4 раза), что является характерной особенностью субъектов малого бизнеса.

К числу положительных изменений в структурной динамике агрегированного баланса совокупности всех МП можно отнести следующее:

1)Темп прироста внеоборотных активов заметно опережают темпы прироста оборотных активов (6,7% и 1,8% соответственно);

2)Наблюдается рост собственного капитала (СК) МП в абсолютном и относительном выражении: прирост величины СК в сопоставимых ценах составил 4,7%, доля СК в общей сумме активов выросла за год на 0,8%.

3)Снижение доли заемного капитала в сумме пассивов МП на 0,8%, а также снижение величины заемного капитала в сопоставимых ценах на 0,4%.

4)Снижение суммы и доли (в заемном капитале) краткосрочных кредитов и займов и увеличение суммы и доли долгосрочных обязательств;

5)Увеличение запасов МП на 11,4% в сопоставимых ценах и их доли в сумме активов с 11,3% до 12,5%.

6)Такие важные показатели деятельности МП, как средняя выручка и средняя чистая прибыль в расчете на 1 МП растут опережающими темпами по сравнению со стоимостью активов МП, что свидетельствует о более эффективном управлении активами МП в рассматриваемом году (см. табл.4.2).

Для оценки эффективности управления активами МП помимо динамики вышеупомянутых показателей рассмотрим рентабельность продаж МП и рентабельность активов по чистой прибыли.

Уровень рентабельности продаж МП на протяжении 3 лет остается примерно на одном уровне (по всем МП 2,3% в 2005 г.). Рентабельность активов по чистой прибыли (по всем МП в целом) устойчиво растет вверх, за 3 года этот показатель увеличился втрое. В основном такая динамика обусловлена активном ростом чистой прибыли МП, только за последний год ее размеры в сопоставимых ценах увеличились в 1,4 раза. Как видно из рис.4.1, рентабельность прибыльных предприятий заметно выше, так рентабельность активов вдвое выше аналогичного показателя, рассчитанного по всем МП в целом.

Самая высокая рентабельность активов по чистой прибыли в 2005 г. наблюдалась на МП, занимающихся финансовой деятельностью – 8,4%.

Лидерами по рентабельности продаж в 2005 г. являются МП, относимые к разделу «Добыча полезных ископаемых» (13,1%), «Операции с недвижимым имуществом»(11,65) и «Аренда машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования» (11%).

Далее рассмотрим структуру агрегированных балансов МП в разрезе видов деятельности (табл.4.3). Практически по всем видам деятельности в структуре пассивов заемный капитал значительно превосходит размер собственного капитала, за исключением МП относящихся к классу «Научных исследований и разработок» и разделу F «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», где на долю собственного капитала приходится 65% и 48,3% соответственно. В структуре активов практически по всем видам деятельности наблюдается преобладание оборотных активов (за исключением раздела М «Образование»).

Средняя стоимость активов (в расчете на 1 МП) колеблется от 2,2 млн. руб. (раздел М «Образование») до 198,5 млн. руб. (раздел J «Финансовая деятельность»). Самые высокие показатели усредненного агрегированного баланса наблюдаются в разделе J «Финансовая деятельность» (табл.4.4).



5. ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ОТ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В БЮДЖЕТЫ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ

Оценка налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса г. Москвы проведена на основе данных бухгалтерской отчетности, данных Департамента Финансов г. Москвы и Федерального казначейства РФ. Оценка налоговых поступлений от малых предприятий осуществлялась на основании разработанной ранее методики (см. аналитический отчет №2/2005 «Анализ финансово-экономического состояния предприятий в сфере малого бизнеса г. Москвы в 2001-2004 гг.»).

Результаты расчетов приведены в таблице 5.1. Общая сумма налоговых поступлений в бюджет г. Москвы от субъектов малого бизнеса в 2005 году составила 47,06 млрд. руб., по сравнению с предыдущим годом сумма выросла на 1,1 млрд. руб. Наиболее существенный вклад в увеличение суммы налоговых поступлений внесли единый налог по упрощенной системе налогообложения (прирост составил 1,12 млрд. руб.) и НДФЛ, уплачиваемый малыми предприятиями (прирост - 0,94 млрд. руб.).

Темпы роста налоговых поступлений от МП, применяющих общую систему налогообложения, заметно ниже, чем от субъектов малого бизнеса, применяющих специальные режимы налогообложения, по которым наблюдается активная динамика. Так, по единому налогу по упрощенной системе налогообложения, прирост составил 29,9% или 1,11 млрд. руб., по единому сельскохозяйственному налогу – 57,8% или 205,2 млн. руб. Максимальный рост произошел по единому налогу на вмененный доход в 142 раза.

Доля налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса, применяющих специальные режимы налогообложения, в общей сумме налогов, поступивших в бюджет г. Москвы увеличилась в 2005 году до 12,5% (в 2004 году - 8,8%). При этом общая сумма налогов, уплаченных по специальным режимам налогообложения, увеличилась почти на 2 млрд. руб. или на 46,2% в номинальных ценах, что может свидетельствовать о динамичном развитии данного сектора малого бизнеса и о предпочтении специальных режимов общему.

Далее рассмотрим поступления в федеральный бюджет. Общая сумма налоговых поступлений от малых предприятий выросла за год на 5,1% и достигла 149,6 млрд. руб., в том числе: НДС – 134,16 млрд. руб., налог на прибыль 8,05 млрд. руб. и единый социальный налог – 7,4 млрд. руб.

Значительное сокращение в 2,2 раза отмечено по единому социальному налогу, что связано со снижением налоговой ставки до 26% (с 35,6%) и, соответственно, ставки отчисления в федеральный бюджет с 28% до 20%.

На рис. 5.1 показаны доли налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса в налоговых доходах бюджетов. Наблюдается тенденция к снижению доли малого бизнеса в налоговой части как федерального, так и регионального бюджетов. Такая динамика объясняется более быстрыми темпами роста налоговых доходов бюджетов по сравнению с налоговыми поступлениями от малого бизнеса.

На рис.5.2, 5.3 показана структура налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса в бюджет г. Москвы и федеральный бюджет в 2005 году.

Из диаграммы видно, что в налоговых платежах, поступающих в городской бюджет, наибольшую долю имеет налог на прибыль МП (47%), треть платежей приходится на налог на доходы физических лиц (34%), далее следует единый налог по УСН (10%), налог на имущество (7%). Примерно одинаковую долю вносят единый налог на вмененный доход (1%) и НДФЛ, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (1%). Отсюда следует, что в целях повышения уровня занятости в малом бизнесе, динамичного развития СМБ, увеличения вклада малого бизнеса в бюджет города, наиболее целесообразны меры: по стимулированию сокращения теневых выплат работникам, вывода из "тени" прибыли МП, расширение сферы применения специальных режимов налогообложения и т.д.

Основную долю в платежах, поступающих от СМБ в федеральный бюджет, составляет налог на добавленную стоимость (89,7%). Примерно одинаковую долю составляют налог на прибыль (5,4%) и единый социальный налог (4,9%).

Сравнение объемов платежей в бюджеты различного уровня (рис. 5.4) показывает, что их основная часть поступает в федеральный бюджет. В 2005 году эта доля составила 67,4%, а доля платежей в бюджет Москвы – 21,2% (рис. 5.5).

Таким образом, на основании проведенного анализа по налоговым поступлениям от субъектов малого бизнеса можно сделать следующие выводы:

1)Исходя из введенных в действие изменений в налоговом законодательстве, замедления темпов прироста налоговых поступлений, снижения доли в налоговых доходах бюджетов и в валовой добавленной стоимости, но в тоже время более активной положительной динамике финансовых результатов МП можно сделать вывод о снижении налоговой нагрузки.

2)Темпы роста налоговых поступлений от МП, применяющих общую систему налогообложения, заметно ниже, чем от субъектов малого бизнеса, применяющих специальные режимы налогообложения, по которым наблюдается активная динамика. Так, по единому налогу по упрощенной системе налогообложения, прирост составил 29,9% или 1,11 млрд. руб., по единому сельскохозяйственному налогу – 57,8% или 205,2 млн. руб. Максимальный рост произошел по единому налогу на вмененный доход в 142 раза.

3)Наибольшую долю в налоговых поступлениях в городской бюджет, имеет налог на прибыль МП (47%), треть платежей приходится на налог на доходы физических лиц (34%), далее следует единый налог по УСН (10%), налог на имущество (7%). Примерно одинаковую долю вносят единый налог на вмененный доход (1%) и НДФЛ, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (1%). Отсюда следует, что в целях повышения уровня занятости в малом бизнесе, динамичного развития СМБ, увеличения вклада малого бизнеса в бюджет города, наиболее целесообразны меры: по стимулированию сокращения теневых выплат работникам, вывода из "тени" прибыли МП, расширение сферы применения специальных режимов налогообложения и т.д.

4)Основная часть налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса в 2005 году поступает в федеральный бюджет (67,4%). В бюджет Москвы поступает лишь пятая часть от общей суммы налогов (21,2%).


6. ОЦЕНКА ВАЛОВОЙ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ, ПРОИЗВЕДЕННОЙ МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Оценка валовой добавленной стоимости, произведенной малыми предприятиями, проведена на основании бухгалтерской отчетности МП и методики разработанной ранее (см. приложение к отчету ГИАЦ МЦРП № 2005/1 "Анализ финансово-экономического состояния предприятий в сфере малого бизнеса").

Результаты оценки вклада малых предприятий в ВРП Москвы по данным бухгалтерской отчетности МП приведены на рис. 6.1, 6.2.

За 2005 год малые предприятия произвели валовой добавленной стоимости на сумму 745,4 млрд. руб. (в номинальных ценах), по отношению к предыдущему году прирост составил 12% , в сопоставимых ценах ВДС остался на уровне предыдущего года. Учитывая высокую теневую составляющую по заработной плате и налогам, можно предположить, что реальная цифра ВДС гораздо выше, т.е. данная оценка является минимальной.

При расчете ВДС были использованы данные бухгалтерской отчетности, так по оценке ГИАЦ МЦРП годовой фонд заработной платы составил 123,4 млрд. руб., тогда как по данным статистических сборников МГС – 171,5 млрд. руб. Отметим, что в 2004 году ситуация была иной, по оценке ГИАЦ годовой фонд заработной платы был на 18,9% выше официальных данных МГС. Если использовать при расчете ВДС данные МГС, тогда ВДС МП увеличится до 793 млрд. руб. и прирост в сопоставимых ценах составит 6,3%.

5. В 2006 г. дана оценка ГИАЦ МЦРП.

Как видно из диаграмм, доля ВДС МП в ВРП Москвы постоянно растет, к концу 2005 года, этот показатель достиг 24,6%. Среднегодовой прирост в номинальных ценах составляет 25,6%, в сопоставимых ценах 12,3%.

Наибольший вклад в валовую добавленную стоимость всех МП, внесли МП следующих видов деятельности (рис.6.3, 6.4):

- оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами - 38,4%;

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг- 21,7%;

- обрабатывающие производства – 11,7%;

- строительство – 7%;

- розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт быт. изделий и предметов личного пользования – 5,4%.

На долю малых предприятий, относимых к другим видам деятельности, приходится 15,8% от общей суммы ВДС МП.

Рис.6.3. Доля ВДС МП отдельных видов деятельности в общей сумме ВДС всех МП в 2005 году, %

Валовая добавленная стоимость, произведенная МП в 2005 г., в расчете на 1 занятого составила 375 тыс. руб. Из представленных данных видно (рис.6.5), что производительность труда на МП Москвы в течение 2002 – 2005 гг. превышала производительность труда по России в целом. В 2005 г. это превышение составило 18,7%. В то же время производительность труда на МП Москвы заметно ниже, чем соответствующий показатель в целом по Москве (в 2005 г. – на 31%).

Таким образом, производительность труда по Москве в целом стабильно растет и превышает общероссийский уровень этого показателя на 18,7%.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. По официальным данным к концу первого полугодия 2006 г. количество субъектов малого бизнеса Москвы достигло 306783 ед., в том числе 207834 малых предприятий и 98949 индивидуальных предпринимателей. По минимальной оценке ГИАЦ МЦРП количество субъектов малого бизнеса к концу 2006 года составит 310 тыс.ед., в 2007 г. достигнет 320 тыс.ед., по максимальной оценке 365 тыс.ед. и 380 тыс.ед. соответственно.

2. Показатель «плотности» малых предприятий Москвы (почти 2000 МП на 100 тыс. жителей) постепенно приближается к среднеевропейским показателям (4 - 6 тыс. малых предприятий на 100 тысяч жителей). Необходимо отметить, что разрыв между регионом-лидером и регионами-аутсайдерами достигает десятки раз.

3. Основная часть малых предприятий (39%) в 2005 г. функционирует в оптовой торговле.

4. Согласно официальным данным МГС средняя численность работников малых предприятий к концу первого полугодия 2006 г. достигла 2 млн. человек, что составляет одну треть от общего числа занятых в Москве. Данный показатель (доля) значительно превышает аналогичный показатель по России в целом (13%).

5. По оценке ГИАЦ МЦРП, в малом бизнесе Москвы занято как минимум 2,3 млн. человек или 37,2% от числа работающих. По этому показателю мы приближаемся к США и развитым странам Европы (50-55 % занято в малом бизнесе), но в 2 раза отстаем, к примеру, от Японии, где 80 % занято в малом бизнесе. Такое различие объясняется, в том числе, высокой теневой составляющей занятости как в Москве, так и по в России в целом.

6. Среднее количество работников в расчете на 1 МП в первом полугодии 2006г. составило 9,6 ед. Максимальное среднее количество работников наблюдается на МП, относящихся к разделу N «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» (20,7 ед.).

7. По состоянию на 1 января 2006 года, согласно представленной бухгалтерской отчетности, общая сумма доходов малых предприятий составила 8,124 трлн. руб. За год данный показатель вырос на 12,6% в номинальных ценах и на 0,5% в сопоставимых. Наибольший удельный вес в общей сумме доходов малых предприятий занимают доходы от обычных видов деятельности или выручка от реализации продукции (товаров, услуг) – 61,2% в 2005 году и 58,9% в 2004 году. Далее в порядке убывания следуют операционные доходы (33,9% в 2004 году и 32,7% в 2005 году) и внереализационные доходы (7,2% в 2004 году и 6% в 2005 году).

8. Выручка от реализации продукции, товаров, услуг МП (или доходы МП от обычных видов деятельности) в 2005 году достигла 4,975 трлн. руб. За год данный показатель с учетом инфляции вырос на 4,5%, в то время как операционные и внереализационные доходы убывают на 3,2% и 15,3% соответственно.

9. К числу лидеров по объему полученной выручки от реализации (доходы от обычной деятельности) в 2005 году относятся МП оптовой и розничной торговли (3051,7 млрд. руб.), занимающиеся операциями с недвижимым имуществом (454,5 млрд. руб.), строительством (380,5 млрд. руб.), обрабатывающим производством (380,1 млрд. руб.) и финансовой деятельностью (300,1 млрд. руб.). Доля выручки от реализации МП других видов деятельности в общей сумме составляет менее 2%.

10. Средняя выручка в расчете на 1 МП в целом по всем МП выросла с 21,6 до 24,7 млн. руб. Самую высокую среднюю выручку (62,4 млн. руб. в 2005 г. и 58,6 млн. руб. в 2004 г.) получили МП, занимающиеся финансовой деятельностью.

11. Необходимо отметить, что средняя выручка по прибыльным МП составила в 2005 г. 45,6 млн. руб., т.е. почти вдвое выше аналогичного показателя, рассчитанного по всем МП в целом.

12. Согласно бухгалтерской отчетности, в 2005 году МП получили чистую прибыль в размере 218,9 млрд. руб., что по сравнению с предыдущим годом больше в 1,4 раза (с учетом инфляции). В абсолютном выражении прирост чистой прибыли составил 81,2 млрд. руб. Необходимо отметить, что в 2004 году большая часть чистой прибыли по всем МП в целом была сформирована за счет положительного сальдо внереализационных доходов и расходов (87% от чистой прибыли). В 2005 году наметилась хорошая тенденция: заметно снизилась доля сальдо внереализационных доходов и расходов, а наибольшую часть чистой прибыли МП составила прибыль от продаж (53,1%). Т.е. если в предыдущем году, рост чистой прибыли был обусловлен в большей степени доходами МП от внереализационных операций, то в 2005 году определяющим фактором стала прибыль от продаж.

13. На протяжении последних трех лет сохраняется активная положительная динамика чистой прибыли МП, так в 2003 году прирост с учетом инфляции составил 74%, в 2004 году -157%, в 2005 году – 42%.

14. Средняя чистая прибыль в расчете на 1 МП в целом по всем МП в 2005 году составила 1,09 млн. руб. против 0,7 млн. руб. в 2004 году. Годовой прирост с учетом инфляции составил 38,3%. Самую высокую среднюю чистую прибыль в расчете на 1 МП (16,7 млн. руб.) получили МП, относящиеся к разделу «Финансовая деятельность». Средняя чистая прибыль остальных МП составляет менее 1 млн. руб. в год.

15. Средняя чистая прибыль в расчете на 1 прибыльное МП в 2005 г. составила 3 млн. руб. По сравнению с предыдущим годом данный показатель вырос на 27,4% (в сопоставимых ценах).

16. По состоянию на 01.01.2006 общая стоимость активов МП составила 6,076 трлн. руб., средняя стоимость активов в расчете на 1 МП – 30,1 млн. руб.

17. Уровень рентабельности продаж МП на протяжении 3 лет остается примерно на одном уровне (по всем МП 2,3% в 2005 г.). Рентабельность активов по чистой прибыли (по всем МП в целом) устойчиво растет вверх, за 3 года этот показатель увеличился втрое. В основном такая динамика обусловлена активном ростом чистой прибыли МП, только за последний год ее размеры в сопоставимых ценах увеличились в 1,4 раза. Рентабельность прибыльных предприятий заметно выше, так рентабельность активов вдвое выше аналогичного показателя, рассчитанного по всем МП в целом.

18. Общая сумма налоговых поступлений в бюджет г. Москвы от субъектов малого бизнеса в 2005 году составила 47,1 млрд. руб., по сравнению с предыдущим годом сумма выросла на 1,1 млрд. руб. Наиболее существенный вклад в увеличение суммы налоговых поступлений внесли единый налог по упрощенной системе налогообложения (прирост составил 1,12 млрд. руб.) и НДФЛ, уплачиваемый малыми предприятиями (прирост - 0,94 млрд. руб.).

19. Общая сумма налоговых поступлений в федеральный бюджет от МП выросла за год на 5,1% и достигла 149,6 млрд. руб., в том числе: НДС – 134,16 млрд. руб., налог на прибыль 8,05 млрд. руб. и единый социальный налог – 7,4 млрд. руб. Значительное сокращение в 2,2 раза отмечено по единому социальному налогу, что связано со снижением налоговой ставки до 26% (с 35,6%) и, соответственно, ставки отчисления в федеральный бюджет с 28% до 20%.

20. Основная часть налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса в 2005 году поступает в федеральный бюджет (67,4%). В бюджет Москвы поступает лишь пятая часть от общей суммы налогов (21,2%).

21. Темпы роста налоговых поступлений от МП, применяющих общую систему налогообложения, заметно ниже, чем от субъектов малого бизнеса, применяющих специальные режимы налогообложения, по которым наблюдается активная динамика.

22. За 2005 год малые предприятия произвели валовой добавленной стоимости на сумму 745,4 млрд. руб., по отношению к предыдущему году прирост составил 12% , в сопоставимых ценах ВДС остался на уровне предыдущего года. Учитывая высокую теневую составляющую по заработной плате и налогам, можно предположить, что реальная цифра ВДС гораздо выше, т.е. данная оценка является минимальной.

23. Доля ВДС МП в ВРП Москвы постоянно растет, к концу 2005 года, этот показатель достиг 24,6%.

24. Наибольший вклад в валовую добавленную стоимость всех МП, внесли МП следующих видов деятельности:

- оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами - 38,4%;

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг- 21,7%;

- обрабатывающие производства – 11,7%;

- строительство – 7%;

- розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования – 5,4%.

25. Валовая добавленная стоимость, произведенная МП в 2005 г., в расчете на 1 занятого составила 375 тыс. руб. В течение 2002 – 2005 гг. производительность труда на МП Москвы стабильно росла и превышала производительность труда по России в целом. В 2005 г. это превышение составило 18,7%. В то же время производительность труда на МП Москвы заметно ниже, чем соответствующий показатель в целом по Москве (в 2005 г. – на 31%).


ГЛОССАРИЙ

Доходы от обычных видов деятельности – выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Доходы от обычных видов деятельности следует рассматривать как основной, определяющий вид доходов организации, который при нормальных условиях деятельности имеет наибольший удельный вес в общей величине доходов.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Операционными доходами и расходами соответственно являются: поступления и расходы, связанные с использованием активов организации как таковых (выбытием ввиду списания в случае морального и физического износа, безвозмездной передачи, продажи и др.). К ним относятся, в частности:

- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции и товаров;

- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием указанных активов;

- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование кредитной организацией денежных средств, находящихся на счете организации;

- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

- прочие операционные доходы;

- прочие операционные расходы.

Внереализационными доходами и расходами являются соответственно поступления и расходы, не нашедшие отражения в составе доходов и расходов по обычным видам деятельности, а также операционных доходов и расходов. К ним, в частности, относят:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров (отдельно полученные и отдельно уплаченные);

- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

- поступления в возмещение причиненных организации убытков;

- возмещение причиненных организацией убытков;

- прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году (развернуто);

- суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и других долгов, нереальных для взыскания;

- курсовые разницы (положительные и отрицательные развернуто);

- суммы дооценки и уценки (развернуто) активов (за исключением внеоборотных);

- прочие внереализационные доходы;

- прочие внереализационные расходы.

В отличие от операционных доходов и расходов, имеющих исчерпывающий перечень, составляющие внереализационных доходов и расходов не ограничены таким перечнем, так как не связаны напрямую с операциями продажи товаров, продукции, активов организации и потому отличаются большим разнообразием.

Прибыльные малые предприятия – малые предприятия, имеющие ненулевую чистую прибыль.

Рентабельность активов по чистой прибыли – отношение чистой прибыли к стоимости активов.

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

© НП "Московский центр развития предпринимательства"





Rambler's Top100
Статьи