Государственным заказом называют потребность органов государственного управления в товарах, работах или услугах .
[1]
Потребность эта может возникать на разных уровнях вертикали власти: на уровне Российской Федерации (федеральная власть), на региональном уровне (субъекты Российской Федерации) или на местном уровне (органы местного самоуправления). Прежде всего эти потребности возникают у органов исполнительной власти.
Общее, что объединяет все эти потребности, это то, что они удовлетворяются за счет средств налогоплательщиков, аккумулированных в бюджетах соответствующего уровня или внебюджетных фондах. Расходование этих средств должно осуществляться в соответствии с рядом принципов, которые были выработаны международной практикой государственных закупок:
- экономичное и эффективное расходование средств;
- гласность и открытость процесса и результатов размещения государственного заказа;
- равное и справедливое отношение ко всем поставщикам;
- подотчетность и ответственность чиновников за принятые решения.
Договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) по государственному заказу заключаются по результатам конкурсов или схожих процедур, а также напрямую. При этом далеко не всегда делается различие между производителем продукции или посредником (дилером, дистрибьютором).
[1] Под «товарами» обычно понимаются готовые к использованию вещи, предметы, оборудование, механизмы (бумага, скрепки, компьютеры, автомобили, мебель). «Работы» обычно обозначают строительно-монтажные или ремонтные работы, а также всевозможные сервисные услуги (уборка улиц, вывоз мусора, техническое обслуживание). «Услуги» — это обычно консультационные (интеллектуальные) услуги (аудит, консалтинг, научные или аналитические исследования).
|