4.1. Развитие системы финансово-кредитной поддержки
См. материалы Форума по развитию предприятий и предпринимательства в РФ. Политические принципы и рекомендации.
Отсутствие бюджетных ассигнований на поддержку малого предпринимательства является серьезным политическим сигналом, способным разрушить единую систему государственной поддержки предпринимательства. Выделение средств из федерального бюджета позволит привлечь средства из региональных и местных бюджетов, консолидировать усилия органов исполнительной власти на взаимодействие с союзами и организациями предпринимателей, международными финансовыми организациями, коммерческими банками. Необходимо обязательное включение в проект федерального закона «О федеральном бюджете» строк на развитие рыночной инфраструктуры и поддержку малого предпринимательства.
В области финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения малого предпринимательства целесообразно предложить Центральному банку России принять нормативный документ, предусматривающий сокращение размера фонда обязательных резервов на сумму кредитов, выданных субъектам малого предпринимательства. А также рекомендовать Центральному банку России внести изменения в инструкцию от 30.07.1997 № 62а «О порядке финансирования и использования резерва на возможные потери по ссудам», позволяющие:
кредиты, выданные на развитие малого предпринимательства на льготных условиях, не относить к категории нестандартных;
кредиты, выданные субъектам малого предпринимательства под поручительства фондов поддержки малого предпринимательства, не относить к категории безнадежных, несмотря на присутствие одновременно трех факторов (отсутствие кредитной истории, достаточности залога, превышения суммы кредита 50% оборотных средств заемщика).
Для развития инновационной деятельности в стране необходимо создание особых схем работы кредитно-гарантийных механизмов, ориентированных на поддержку высокорисковых проектов, связанных с внедрением новых технологий для выпуска конкурентоспособной продукции. Внедрение инновационных ресурсосберегающих, экологически чистых, безотходных технологий будет способствовать снижению издержек производства, учету требований мирового рынка, обеспечению высокой конкурентоспособности на мировом рынке. Роль малого предпринимательства здесь особенно значительна.
В области структурной политики необходимо перейти к комплексной поддержке малого предпринимательства в отраслях с ускоренным оборотом капитала. Для привлечения и аккумулирования внебюджетных финансовых ресурсов необходимо инициировать массовое «создание снизу» кредитных кооперативов, обществ и союзов взаимного кредитования и страхования инвестиций в малый бизнес на местах с одновременным обеспечением «сверху» условий для централизованной закупки кредитных ресурсов на рынке с последующим их распределением по умеренным ставкам между этими кредитными кооперативами, союзами и т.п.
Расширить инфраструктуру финансовых институтов, предоставляющих микрофинансовые услуги для субъектов малого предпринимательства.
Необходимо ускорить решение вопросов, связанных со стимулированием вовлечения излишнего и неиспользуемого оборудования, в том числе находящегося на таможенных складах в хозяйственную деятельность малых предприятий. Основными направлениями задействования потенциала малых предприятий здесь должны стать: использование лизинга; использование механизмов отсрочки и (или) рассрочки платежей по выкупаемому оборудованию; привлечение инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на региональном уровне с обязательным участием системы региональных фондов.
Кроме того, в качестве направлений деятельности по созданию финансово-кредитных механизмов можно представить следующие:
1. Совершенствование работы лизинговых компаний, освобождение от налогов тех из них, которые предоставляют свои услуги малым предприятиям по низким процентным ставкам.
2. Привлечение для финансирования малых предприятий средства фондов занятости, используя их денежные потоки не на выплату пособий по безработице, а для финансирования малых предприятий, создающих рабочие места, тем самым решая проблему занятости населения.
3. Формирование государственного заказа. Размещение государственного заказа среди малых предприятий, придание этому процессу формы закона с последующим контролем выполнения
4. Совершенствование деятельности региональных фондов поддержки малого предпринимательства, как основного источника получения мелких кредитов прежде всего для развития производственной сферы
4.2. Совершенствование системы налогообложения малого бизнеса
Принятие второй части Налогового кодекса Российской Федерации отменило все существовавшие ранее льготы для субъектов малого предпринимательства.
Ранее законы позволяли малым предприятиям уплачивать НДС и налог на прибыль по фактическим результатам работы без внесения авансовых платежей, а также представлять налоговые декларации ежеквартально, а не ежемесячно. Кроме того, на федеральном уровне законы об отдельных налогах предоставляли субъектам малого предпринимательства дополнительные льготы.
Закрепленное в 21 главе Налогового Кодекса освобождение от обязанности уплаты НДС не всегда можно рассматривать как льготу, так как предприниматель должен находиться в постоянном напряжении, отслеживая лимит валовой выручки и в случае его превышения, быть готовым к лишению льготы и уплате пени и штрафа. Очень сложна процедура оформления документов для освобождения от обязанности уплаты НДС.
Новый порядок расчета единого социального налога, зачисляемого в государственные внебюджетные фонды, гораздо сложнее и более трудоемок, требует от малых предприятий автоматизации расчета и, следовательно, дополнительных трудовых и финансовых ресурсов.
В 25 главе Налогового Кодекса отменена основная льгота для малого предпринимательства, предоставленная законом «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 года № 2116-1. Также отменены льготы на инвестиции, что способствовало развитию малого бизнеса.
В целях устранения упомянутых недостатков Налогового Кодекса МАП России предлагает дополнить вторую часть Налогового Кодекса отдельной главой «Единая система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства».
Данная система предлагается для субъектов малого предпринимательства вместо существующих налоговых систем (традиционной, упрощенной и системы налогообложения по принципу вмененного дохода) и предусматривает:
• возможность применения в качестве объектов налогообложения валовой выручки или совокупного дохода;
• сохранение упрощенного порядка учета и отчетности;
• наделение субъекта Российской Федерации значительными правами в налоговом регулировании;
• предоставление права выбора между уплатой единого налога по результатам хозяйственной деятельности и уплатой путем единовременной оплаты стоимости патента на осуществление определенного вида деятельности.
Это позволит снизить налоговую нагрузку на субъект малого предпринимательства при одновременном увеличении поступлений в бюджет за счет привлечения к уплате дополнительных налогоплательщиков. Система является «прозрачной», как для самих налогоплательщиков, так и для налоговых органов и будет способствовать с одной стороны усилению контроля, а с другой стороны к увеличению инвестиционной активности предпринимателей.
См. материалы Форума ОЭСР по развитию предпринимательства и предприятий в РФ. Политические принципы и рекомендации.
4.3. Содействие развитию инновационного предпринимательства
4.4. Совершенствование информационной поддержки
4.5. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса
4.6. Содействие интеграции малого и крупного бизнеса
Будущее российского предпринимательства, в том числе и малого бизнеса напрямую определяется возможностями развития реального производства и формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий. Как показывает зарубежный опыт, в нормальной рыночной экономике значительная, если не доминирующая, часть малых фирм, так или иначе находится в сфере интересов крупных предприятий. При этом устойчивость положения, доходы, финансовые и инвестиционные возможности малых фирм непосредственно зависят от их отношений с крупными предприятиями. Очевидно, что необходимо форсировать сотрудничество малых и крупных пред приятии и в нашей стране как магистральное направление развития всей предпринимательской среды. Стимулирование кооперирования МП между собой и с крупными предприятиями должно стать важной составляющей как государственной, так и корпоративной политики.
МП должны стать частью производственной структуры крупных предприятий, которые могут использовать рыночную и структурную гибкость МП, к инновационные возможности. Крупные предприятия заинтересованы в сотрудничестве с малыми предприятиями уже потому, что такое сотрудничество компенсирует их неповоротливость в нахождении и реализации новых технических решений, в проникновении на новые рынки сбыта, в оперативном получении важной информации, передовых инноваций. Кооперирование МП между собой и с крупными предприятиями в определенной степени способно нейтрализовать недостатки государственной политики поддержки малого бизнеса.
Среди прочих элементов внешней экономической среды крупный бизнес представляет собой весьма и весьма значимую для малого предпринимательства составную, что определяется, во-первых, лидерством крупного бизнеса в рыночной системе, а во-вторых, колоссальным потенциалом, который несет в себе сотрудничество двух секторов экономики.
Западный опыт свидетельствует, что интеграция мелких фирм и больших компаний в промышленно развитых странах не блажь филантропов от бизнеса, а объективная необходимость, отвечающая современным тенденциям. Двумя китами, которых стоит западная экономика, являются, с одной стороны, крупные структуры, которые придают ей стабильность и управляемость, открывают путь к широк масштабной инновации, с другой — малый бизнес, формирующий конкурентную среду и обеспечивающий гибкость, индивидуализацию производства.
В условиях рынка основными формами интеграции крупного и малого бизнеса являются: в производстве — субподряд, в производстве и сбыте — франчайзинг в инновации — венчурное финансирование, в финансировании — лизинг.
Включение в перечень лизинга скорее отвечает российской, нежели запади» специфике, поскольку именно у нас на крупных предприятиях значительная час машинного парка простаивает или недоиспользуется, в то время как малые пре приятия испытывают острую нужду в оборудовании. Подобный парадокс и да основание говорить о настоятельной необходимости интеграционного лизиш который связал бы, к примеру, предприятия ВПК и мелких производителей.
Все перечисленные выше формы интеграции способны подстраховать мал предпринимательство от рыночных катаклизмов, а кроме того, обеспечить взаимовыгодное движение информационных, технологических, сырьевых, кадровых и (финансовых ресурсов в интересах национального хозяйства.
Значительная, если не главная, роль в становлении этих форм должна принадлежать государственным органам поддержки малого предпринимательства, которые обязаны во имя блага страны принять на себя роль посредника между крупными и мелкими субъектами хозяйствования.
Субподряд. Еще Госкомитет по промышленной политике РФ (ныне упраздненный) выступал с инициативой создания субконтрактной системы. Однако организационный механизм, связывающий крупных и мелких производителей, так и не появился.
Между тем в промышленно развитых странах субподряд практикуется довольно широко. В Японии, например, еще с 1950-х гг. начал складываться принципиально новый подход к формированию отношений с поставщиками, суть которого заключалась в увеличении объема работ, передаваемых крупными компаниями на контрактной основе малым и средним специализированным фирмам, а также в сокращении общего числа прямых поставщиков комплектующих.
Представляется, что в России субконтрактная система должна быть основана на тех же принципах, что и система информационного обеспечения малого предпринимательства, включающая два уровня — отраслевой и региональный. Потенциальные заказчики — крупные государственные предприятия — традиционно тяготеют к отраслевым органам управления экономикой, являющимся для них главным источником информации, а исполнители — малые фирмы — взаимодействуют главным образом с местными властями и органами поддержки малого предпринимательства. Именно здесь возможный поставщик и может получить информацию о заказе и выйти на контракт с крупным предприятием. Федеральный же центр, аккумулируя и обобщая информацию, способен выступать в роли своеобразного коммутатора двухуровневой системы.
В роли посредника, организующего сотрудничество малых предприятий с финансово-промышленными группами на основе контрактных, субподрядных, арендных отношений, способны выступить коммерческие банки, по роду деятельности завязывающие контакты с обеими сторонами.
Сотрудничество крупных предприятий с малыми инновационными фирмами могло бы строиться по такой схеме: малая фирма устанавливает свое созданное на базе изобретения или оригинальных опытно-конструкторских разработок оборудование на крупном либо среднем предприятии и одновременно задействует простаивающие мощности партнера в рамках договора о совместной деятельности, аренды и т.д. Подобное сотрудничество позволило бы при минимуме затрат опробовать новую технику, отработать прогрессивную технологию.
На втором этапе апробированное и освоенное производство может «тиражироваться» на других крупных и средних предприятиях региона, где простаивают мощности.
Надо думать, такую практику по достоинству оценят инвесторы, поскольку сначала делается небольшой пробный шаг, не требующий больших вложений, и лишь в случае успеха развертывается производство. Она позволила бы достичь сразу нескольких целей: задействовать простаивающие мощности, сократить отток высококвалифицированных кадров; снизить себестоимость продукции и повысить ее качество; сократить капиталовложения и срок их окупаемости.
Франчайзинг. Этим термином принято обозначать систему договорных отношений крупных и мелких фирм в области сбыта продукции. Преимущества подобной хозяйственной кооперации значительно укрепляют жизнеспособность малых фирм. По данным АМБ, в США к концу пятого года существования разорялись лишь 14% франчайзинговых предприятий, тогда как для независимых малых фирм этот показатель составил более 65%.
Развитие франчайзинга в России позволит решить многие проблемы малого предпринимательства.
Прежде всего, оно привлечет в бизнес множество людей, не рискующих открыть собственное предприятие без поддержки и обучения. Именно так обстояло дело со средним персоналом корпораций США, который потерял работу в 1980-х гг. и нашел новое «место под солнцем» благодаря франчайзингу. В России франчайзинг поможет реализовать свои способности оставшимся без работы специалистам ВПК, научно-технической интеллигенции, уволенным в запас военным, а также начинающим бизнесменам, которые предпочитают работу под руководством свободному плаванью в бурных водах коммерции.
Кроме того, франчайзинг сулит освоение малым бизнесом новых технологий, расширение сфер его деятельности.
Наконец, он послужит повышению качественного уровня подготовки кадров для отечественного малого предпринимательства.
В настоящее время по системе франчайзинга в России работают такие известные зарубежные компании, как «Пицца-Хат», «Рибок» и др. Рядом с действующими международными системами свое место могут занять российские фирмы, например: «Русское бистро» и «Золотой цыпленок» — в сфере быстрого питания, «Синий кристалл» — в сфере бытового обслуживания (сеть прачечных), «Модный трикотаж» — в розничной торговле и т.д.
Кроме названных отраслей весьма перспективным представляется создание франчайзинговых систем в строительстве, сфере трудоустройства, розничной торговле (особенно в удаленных сельских районах, которые остро нуждаются в передвижных торговых и сервисных точках), автомобильном и гостиничном сервисе.
Ввиду сказанного весьма позитивным шагом стало бы принятие Постановления Правительства РФ «О развитии франчайзинга в РФ», в проекте которого предусмотрены меры по нормативно-правовому, финансово-кредитному, информационному и кадрово-консультационному обеспечению данной формы хозяйственных связей.
Свою лепту в развитие франчайзинга могли бы внести и региональные органы власти, приняв участие в подготовке нормативных актов, методических материалов и предложений о введении налоговых льгот, создании специализированных банков данных.
Одновременно местным властям следовало бы предпринять самостоятельные шаги в русле федеральной политики, скажем, ввести льготы по уплате местных налогов.
К числу других полезных инициатив, с которыми стоило бы выступить администрациям на местах, относятся:
• установление контактов с развитыми российскими фирмами — потенциальными организаторами франчайзинга в целях совместной выработки типовых документов (например, контрактов);
• организация юридической, консалтинговой, информационной помощи фрян-чайзерам и франчайзи (поиск и подбор деловых партнеров, консультации сторон, содействие в обучении и контроле и др.);
• организация международного франчайзинга (поиск франчайзеров за рубежом, помощь в анализе рынка, подбор потенциальных франчайзи, адаптация к российским условиям зарубежной системы франчайзинга, организация субфранчайзинга, помощь в создании региональных прототипов базовых предприятий и решении вопросов, связанных с отдаленностью франчайзеров от франчайзи — корреспондентское обслуживание, переводы и т.п.);
• пропаганда фрайнчайзинга путем созыва конференций, семинаров, симпозиумов;
• создание специализированных фирм-посредников, занимающихся подбором партнеров и другими аспектами развития франчайзинга на коммерческой основе;
• создание региональных отделений Российской ассоциации развития франчайзинга, а также центров поддержки;
• предоставление на льготных условиях зданий и помещений предпринимателям — участникам системы франчайзинга.
Венчурное финансирование. Это понятие можно трактовать двояко. В широком смысле под ним подразумевают все вложения в рискованные с точки зрения финансовых результатов проекты, прежде всего в области высоких технологий, в узком — долгосрочные и среднесрочные инвестиции в виде кредитов или приобретения акций, осуществляемые венчурным фондом в целях создания малых, стремительно растущих компаний.
Подобными операциями занимаются как специализированные независимые компании, так и дочерние фирмы крупных корпораций, мелкие инвестиционные предприятия и даже партнерства с ограниченной ответственностью.
В России перспективы венчурного финансирования в первую очередь связаны, надо полагать, с реализацией потенциала промышленно-финансовых групп, взаимодействие которых с малыми инновационными предприятиями способствовало бы разрешению конфликта между невостребованностью российской науки и необходимостью кардинального обновления технической базы всех отраслей национального хозяйства. Государство обязано создать благоприятную для этого среду и обеспечить прямую финансовую поддержку приоритетных разработок.
Первым шагом в нужном направлении могло бы стать создание федеральной инновационной системы, призванной создавать благоприятные условия для развития инновационного предпринимательства, подготовки и реализации инновационных проектов, преобразования механизмов управления и координации инновационной деятельности в России. Примерная структура федеральной системы показана на рис.2.1, а на рис.2.2 представлен один из возможных вариантов управления подготовкой и реализацией инновационного проекта.
Государственное регулирование инновационной деятельности должно осуществляться специальным государственно-общественным органом, в обязанности которому следует вменить:
• создание национальной системы государственно-общественной поддержки инновационной деятельности, развитие производства, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции, в том числе выпускаемой малыми предприятиями;
• создание национальной инфраструктуры содействия инновациям, включающей региональные деловые, венчурные и сертификационные центры, фонды, агентства;
• стимулирование научно-технической и производственно-технологической кооперации малых инновационных предприятий РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья;
• разработку предложений по совершенствованию организационного, нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, правовой охраны интеллектуальной собственности;
• создание национального информационного фонда инновационных проектов и программ;
• продвижение на внешние рынки продукции российских инновационных предприятий, патентование отечественных разработок в России и за рубежом, проведение выставок наукоемкой продукции и технологий;
• исполнение функции патентообладателя в отношении объектов интеллектуальной собственности, исключительное право на которую передано государству;
• ведение национального реестра малых инновационных предприятий;
• развитие сотрудничества и создание условий для делового партнерства со странами и организациями-донорами, готовыми оказать консультативно-техническое содействие РФ в развитии инновационного предпринимательства;
• координация деятельности государственных, частных и смешанных структур, содействие привлечению в сферу инновационного предпринимательства средств отечественных и зарубежных инвесторов;
• вовлечение в сферу инновационного предпринимательства экономически активной части населения, создание новых рабочих мест.
Главными задачами федеральной инновационной системы должны стать подготовка и реализация программы, нацеленной на повышение восприимчивости российской экономики, в первую очередь — промышленности, к новейшим достижениям науки и техники, содействие технологическому и техническому перевооружению российской индустрии, укрепление конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей.
Реализация подобной программы позволит создать рынок научно-технической продукции и расширить экспортный потенциал России, а также добиться сокращения расходов за счет внедрения ресурсосберегающих технологий.
Особый интерес представляет предложенный Инновационным союзом РФ проект общероссийской системы информационного обеспечения инновационной деятельности, образуемой информационно-аналитическими центрами различного уровня (федеральный, стран СНГ и региональными), к которым могут подключаться абоненты.
Концепция построения системы основана на максимальном использовании сложившихся к настоящему времени информационно-вычислительных сетей, что позволит снизить вложения капитала. Она предусматривает применение современных средств защиты информации от несанкционированного доступа.
Проект также учитывает открывшиеся перед российскими пользователями возможности работы в глобальной сети «Интернет», однако разработчики его предлагают при организации информационной системы не ограничиваться существующими информационными базами из соображений конфиденциальности.
Очевидно, что в общероссийской системе наряду с открытой, адресованной широкому кругу информацией, например рекламного характера, будут циркулировать и сведения, не подлежащие широкому распространению, в том числе и составляющие коммерческую или общенациональную тайну. В России между тем не существует сертификационных средств защиты информации для работы в «Интернете», пригодных для всего спектра данных.
Кроме того, приходится учитывать низкое качество коммутируемых каналов. Обычно при работе в сети «Интернет» график связи абонентов выбирается произвольно, что в России может привести к значительным задержкам подключения из-за большого числа региональных центров, каждый из которых обслуживает множество абонентов. В связи с этим разработчики проекта предлагают в качестве базовой использовать другую сеть, обеспечивающую более высокую скорость обмена информацией и пригодную для использования существующих сертифицированных средств защиты информации, которые гарантируют высокий класс защищенности. При этом следует предусмотреть выход в «Интернет» для обмена информацией, не составляющей коммерческой тайны.
Информационное обеспечение инновационной деятельности может быть реализовано на базе успешно развивающейся государственной автоматизированной системы «Выборы», которая предназначена для проведения выборов и референдумов и обладает разветвленной вычислительной сетью, включающей центральный узел и 86 региональных информационных центров. ГАС «Выборы» располагает коммутационными серверами-маршрутизаторами и собственными выделенными каналами связи между центральным и региональными узлами, позволяющими вести обмен данными с большей скоростью, чем по коммутируемым каналам. Таким образом, Россия располагает информационной сетью, распространяющейся практически на всю страну.
Поскольку свою основную функцию — обслуживание Центральной избирательной комиссии — ГАС «Выборы» исполняет в период общероссийских выборов, ясно, что в промежутках между выборами она загружена частично. Использование ее позволило бы значительно снизить затраты на реализацию проекта и сроки внедрения информационной системы.
В период выборов и референдумов может использоваться резервная система передачи данных — сеть коммутации пакетов АО «Текос», которая использует те же транспортные протоколы, но имеет меньшую разветвленность.
При необходимости возможно подключение дополнительных спутниковых систем передачи данных (например, системы «Банкир»). Обмен данными с представителями ближнего и дальнего зарубежья разработчики проекта предлагают осуществлять при помощи средств связи МИД РФ.
Использование существующих информационных сетей помимо снижения капиталоемкости имеет еще и то преимущество, что сети развиваются и в перспективе скорость информационного обмена возрастет за счет перехода на более современные каналы связи.
По мысли разработчиков, главный и региональные центры информационной системы должны образовать структуру сбора и обработки информации верхнего уровня. Абоненты смогут по коммутируемым каналам связи выйти на свой региональный узел, а через него — на узел любого региона.
Лизинг. Как уже отмечалось, особое значение лизинга как формы взаимодействия крупного и мелкого производства обусловлено самим ходом российских реформ.
С одной стороны, в результате структурных сдвигов и резкого сокращения спроса многие крупные предприятия не используют значительную часть производственных фондов. По данным ГКРП РФ, суммарная стоимость простаивающего, но вполне пригодного оборудования эксперты оценивают в 400 трлн руб. (400 млрд днм руб.).
С другой стороны, подавляющая масса мелких производителей не располагает надлежащей материальной базой и не имеет средств для закупки техники. По тем же оценкам, применение лишь 20% незадействованного сегодня оборудования позволило бы произвести в секторе малого предпринимательства продукции на 500 трлн руб. (500 млрд днм руб.).
Оптимальным способом разрешения противоречия является лизинг, но не финансовая его форма, получившая уже широкое развитие в России и предполагающая выплату пользователем полной стоимости арендуемого объекта до истечения срока договора, а интеграционная.
Разработанный Минэкономики РФ проект программы развития лизинга в России на 1996-2000 гг. предусматривает следующие мероприятия:
• учреждение в четырех регионах лизинговых компаний, специализирующихся на обслуживании малых предприятий, и развитие сети подобных компаний при содействии региональных органов;
• организация в Межрегиональном методическом информационно-выставочном лизинговом центре специального отдела по формированию и ведению базы данных о спросе и предложении на машины и оборудование для малых предприятий;
• создание межрегиональных лизинговых центров в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге, Томске, Хабаровске, Самаре.
В проекте констатируется, что хотя на начало 1996 г. в стране насчитывалось около 25 активных лизинговых российских компаний, практически лишь Московская лизинговая компания специализируется на работе с малым бизнесом. Возможно, это обусловлено тем, что фирма, избравшая своими клиентами мелких предпринимателей, должна охватить самый широкий спектр оборудования, в том числе производственное и строительное, мини-пекарни, мини-заводы для изготовления и розлива безалкогольных напитков, оборудование для химчисток, прачечных, магазинов, предприятий общественного питания и т.д.
4.7. Совершенствование и развитие системы государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса
Формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства должно быть приоритетным направлением в проводимой политике каждого субъекта Российской Федерации. Регионы должны иметь обязательный набор объектов инфраструктуры, в состав которого входят бизнес-инкубаторы, фонды поддержки малого предпринимательства, лизинговые компании, технопарки, учебно-деловые центры, агентства развития малого и среднего бизнеса.
При их создании должен соблюдаться принцип паритетности - участие федерального и регионального бюджета. В целях оказания помощи при создании объектов инфраструктуры и увеличения числа малых предприятий необходимо предусмотреть использование имущества, простаивающих помещений федерального и местного значения, путем упрощения механизмов и процедур передачи этого имущества, в т.ч. льгот за аренду производственных помещений за счет федерального и регионального (муниципального) фондов поддержки малого предпринимательства.
Действующая инфраструктура поддержки малого предпринимательства в условиях кризисного финансирования программ претерпевает существенные изменения. С одной стороны, усиливаются такие явления, как коммерциализация, которая превращает систему государственной поддержки из инфраструктуры в разновидность предпринимательства (в частности, эта тенденция прослеживается в деятельности государственных фондов поддержки малого предпринимательства и других субъектов инфраструктуры, не имеющих притока бюджетных средств). С другой стороны, государственные структуры пытаются усилить прямое влияние на текущую деятельность предпринимателей, возвращаясь к прежней системе государственной плановой экономики (свобода государственного администрирования начинается там, где заканчивается свобода частного предпринимательства).
См. материалы Форума ОЭСР по развитию предпринимательства и предприятий в РФ. Политические принципы и рекомендации.
4.8. Содействие развитию негосударственных структур поддержки малого бизнеса
В настоящее время для малого и среднего предпринимательства В России жизненно необходимо развитие общественной инфраструктуры способной обеспечить его социальную поддержку. Самое главное правильно выбрать путь самоорганизации предпринимателей и механизм ее осуществления. Сейчас можно утверждать, что в России существует сложившаяся система объединения предпринимателей.
Самоорганизация предпринимателей возможна лишь на основе аккумулирования и синтеза различных индивидуальных интересов и выработки единого «общегруппового» интереса. Такая деятельность предполагает, что предпринимательские объединения должны обладать:
• Инновационным потенциалом – программой действия, содержащей четкую формулировку целей, основных этапов и механизмов их реализации.
• Развитой организационной структурой для проведения этой программы в жизнь.
• Административными ресурсами, в том числе средствами воздействия на решения властных структур.
Следует отметить важность сочетания программных и технологических аспектов. Если программные аспекты – это концептуальные подходы, идеи и декларации, то под технологическими подразумеваются способы реализации конкретных федеральных (региональных, муниципальных) программ – все, что касается инфраструктуры поддержки предпринимательства, подготовки кадров, консалтинга.
При этом существенно возрастает роль структур, умеющих на отдельном участке реализовать конкретные технологии, не включая их в тот или иной политический контекст, в том числе конструктивно взаимодействуя с властью, со средствами массовой информации.
Органам государственной власти всех уровней необходимо рассматривать объединения предпринимателей как действенный инструмент установления обратной связи между предпринимателями и государством, предпринимателем и обществом; выработки сбалансированной политики в отношении развития малого предпринимательства и экономики в целом.
Осуществлять часть функций, принадлежащих государственным структурам и относящихся к регулированию предпринимательской деятельности, либо полностью делегировать их на определенных государством условиях и под его контролем. К таким функциям можно отнести некоторые виды регистрации, лицензирования сертификации предпринимательской деятельности, разработку мер по поддержке МП.
Поддерживать общественные объединения предпринимателей путем подготовки лидеров, информационного обеспечения их деятельности министерствами, ведомствами, международными организациями и фондами.
4.9. Оптимизация нормативно-правовых основ администрирования развития малого и среднего бизнеса со стороны государства
См. материалы Форума ОЭСР по развитию предпринимательства и предприятий в РФ. Политические принципы и рекомендации.