Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы
Московский центр развития предпринимательства
Малый бизнес Москвы


ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА
НОВОСТИ
РАССЫЛКА

  ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА МОСКВЫ


ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ







СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА








РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА































ФОРУМ "МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ"


ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
 

Опыт формирования крупнейших городов мира и образованных ими агломераций показывает, что их развитие взаимосвязано с определёнными преобразованиями на прилежащих к этим городам территориях

Опыт формирования крупнейших городов мира и образованных ими агломераций показывает, что их развитие взаимосвязано с определёнными преобразованиями на прилежащих к этим городам территориях. проблемы развития крупных городов и прилегающих территорий могут эффективно решаться только на основе долгосрочной, системно обоснованной социально-экономической политики властей на национальном, региональном и местном уровнях. Долговременные планы развития крупных городов и прилежащих территорий обычно охватывают период в 15 -25 лет, и, зачастую, носят концептуальный характер, позволяющий гибко реагировать на изменения условий, применяя новые решения и возможности для достижении поставленных целей. В общем виде важнейшими стратегическими целями долговременного развития всех рассмотренных крупных городов, включая прилежащие территории являются:

  • поддержание высокого международного статуса города при возрастающем стремлении к расширению сферы политического и экономического влияния;
  • развитие международных экономических связей и привлечение иностранного капитала;
  • совершенствование инфраструктуры города;
  • улучшение информационного, коммуникационного и транспортного обслуживания;
  • устойчивое социально-экономическое развитие города, прилежащих территорий и более мелких городов;
  • повышение качества жизни;
  • решение демографических проблем;
  • решение проблемы занятости;
  • охрана окружающей среды и создание благоприятных условий обитания;
  • улучшение образования, качества здравоохранения и соцобеспечения.
  • стремление к преодолению неравномерности социально-экономического развития на региональном, городском и местном уровнях;
  • повышение экономической эффективности имеющихся трудовых ресурсов и капитала, а также расширение налоговой базы;
  • повышение эффективности и дееспособности систем органов власти и управления на региональном, городском и местном уровнях.

Для достижения этих целей, администрация крупных городов, совместно с региональными и местными органами власти прилежащих территорий определяют основные направления активного взаимодействия, способствующие как привлечению и концентрации ресурсных возможностей так и обеспечивающие реализацию планов развития крупных городов, с соответствующими преобразованиями на прилежащих территориях. В числе основных направлений реализации таких планов можно назвать следующие:

  • повышение привлекательности города для размещения международных политических и экономических организаций, крупнейших транснациональных компаний, международных финансовых институтов;
  • повышение привлекательности города для внутреннего и иностранного туризма, для проведения деловых встреч на национальном и международном уровнях;
  • разработка долгосрочных планов совершенствования среды обитания и развития крупных городов в тесной взаимосвязи с перспективами развития сопредельных территорий и других близлежащих городов с учетом перемещения промышленных предприятий из крупных городов и их рассредоточения на прилегающих территориях и в соседних городах;
  • всемерное развитие сферы услуг (индивидуальных, социальных, бытовых, деловых, технических, финансовых и др.) и поддержание их высокого качества (развитая рыночная инфраструктура, наличие квалифицированных специалистов, эффективная транспортная система, информационное обслуживание и др.);
  • стимулирование приоритетных и новых видов деятельности по разработке перспективных технологий, созданию и изготовлению новых продуктов и услуг, обладающих высокой конкурентоспособностью и экспортными возможностями;
  • сокращение, конверсия, диверсификация и/или перебазирование из крупных городов больших предприятий традиционных отраслей промышленности в близлежащие города и на сопредельные территории путем солидарного инвестирования государственных и муниципальных средств крупных городов в развитие промышленной и городской инфраструктуры реципиентов ;
  • развитие социально-экономических связей между отдельными городами и регионами как внутри страны так и на международном уровне;
  • обеспечение связей между различными секторами экономики при одновременном осуществлении ряда новых видов деятельности;
  • развитие науки и образования на основе эффективных связей между университетами, предприятиями и исследовательскими центрами;
  • правовая, ресурсная, административная и техническая поддержка развития МСП;
  • стимулирование создания новых предприятий и обеспечение успешной деятельности малых и средних предприятий.

Возможность комплексного развития крупных городов и прилежащих к ним территорий базируется на создании благоприятного инвестиционного климата для национального и иностранного капитала. Существенным также является дифференцированный подход в создании социальных и экономических условий, способствующих привлечению в крупные города наиболее перспективных предприятий и вытеснению из города крупномасштабных и малоэффективных предприятий. Это достигается как экономической и административной политикой городской администрации, так и созданием для вытесняемых предприятий более привлекательных условий для переноса их деятельности на сопредельные территории или в ближайшие малые города. Это обеспечивает расширение экономической инфраструктуры на местах, формирует комплексную сферу услуг, стимулирует создание новых рабочих мест и позволяет повышать уровень жизни населения. Эффективная реализация совместных долговременных планов социально-экономического развития крупных городов и прилежащих территорий, возможна только на основе солидарных решений, объединения ресурсных возможностей всех заинтересованных сторон, при обеспечении четкой координации и контроле деятельности всех соисполнителей.

Как уже отмечалось выше, одним из основных движителей преобразовательных процессов в крупнейших городах мира является многочисленный сектор МСП, поэтому значительная часть полномочий по регулированию развития этого сектора сосредотачивается в органах городской, муниципальной и местной власти. Это дает возможность , наряду с общегосударственными методами поддержки и развития МСП, проводить эффективную локальную политику стимулирования деятельности МСП, с учетом конкретной ситуации и ориентацией на перспективу.

Важнейшим и необходимым следствием такой политики является разработка мероприятий по правовому, ресурсному и организационному обеспечению деятельности МСП, при реализации планов социально-экономического развития на регионом, городском и местном (муниципальном) уровнях. стремление к повышению активности сектора МСП и увеличению эффективности городской экономики, отражается в политике властей сформулированной в достаточно гибких нормативных актах. С одной стороны это позволяет применять различные механизмы и стимулы, способствующие инициированию деятельности МСП в необходимых направлениях. С другой стороны, такие меры способствуют как привлечению больших ресурсных возможностей, сконцентрированных в этих городах, так и оптимизации их использования.

Городские и местные органы власти, для эффективного решения некоторых внутренних проблем результативно применяют различные механизмы и способы стимулирования деятельности МСП, среди которых можно назвать следующие:

  • финансовое и материальное стимулирование открытия новых предприятий, создания новых рабочих мест на действующих и вновь создаваемых МСП, а также привлечение филиалов фирм, успешно функционирующих на других территориях;
  • компенсирование материальных затрат на совершенствование производства и технологий, проведение исследовательских и проектных работ, улучшение условий труда, повышение конкурентоспособности продуктов и услуг, обучение персонала, расширение или перебазирование предприятий, реорганизацию системы управления и др.;
  • сокращение административных препятствий для развития МСП, упрощение процедур по их созданию и регистрации, упрощение отчетности, гарантирование прав собственности и соблюдения условий договоров;
  • создание и финансирование широкой сети структур поддержки и развития МСП (консультационные агентства, информационные и справочные службы, агентства по оказанию технической помощи, учебные центры, бизнес-инкубаторы, финансовые институты и др.);
  • создание системы общедоступных информационно-консультационных пунктов и баз данных (печатные, телефонные, электронные) по основным вопросам бизнеса, в числе которых нужно отметить следующие:
  • о пустующих земельных участках и помещениях, об обеспечении землеотвода, о льготной продажи земель под промышленное строительство, а также сдача в аренду (в т. ч. и на льготных условиях) пустующих земель и помещений для приоритетных видов МСП;
  • по поиску финансовой поддержки для МСП и информированию возможных инвесторов о малых, динамично развивающихся предприятиях, изыскивающих возможности размещения своих акций ;
  • о возможностях взаимодействия малых средних и крупных предприятий.
  • о поставках и закупках, интересующих МСП, а также о возможностях получения государственных, региональных и частных заказов;
  • о технологических ресурсах, высоких технологиях и предприятиях реализующих эти технологии или ведущих исследования и разработки в этих направлениях;
  • о возможностях развития экспортных поставок малых предприятий как путём поиска партнеров в международной торговле, так и с помощью консультирования и постоянного информирования о финансовых, правовых, таможенных и других особенностях осуществления экспортных операций.
  • о генеральных подрядчиках (федеральных агентствах, региональных и местных органах власти, крупных предприятиях , международных компаниях и др.) , заинтересованных в установлении текущих или перспективных субконтрактных отношениях с МСП.
  • дифференцированный подход к отдельным территориям и районам крупных городов по степени значимости их преобразования, в соответствии с которой определяются различные режимы содействия их развитию путем установления стимулирующих уровней финансовых, кредитных и налоговых льгот, премий, погашения части расходов, пособий, кредитов, компенсаций;
  • предоставление льгот ( в т.ч. и налоговых) и преференций при покупке земли, сдаче недвижимости в аренду для МСП, деятельность которых направлена на удовлетворение общественных нужд, потребностей населения, развитие городской инфраструктуры и улучшение условий жизни в городе;
  • создание временных зон предпринимательской активности на депрессивных территориях, стимулируемое финансовыми и налоговыми льготами;
  • снятие ограничений на строительство, связанное с развитием МСП в зонах, допускающих упрощенные архитектурно-планировочные решения при их застройке или реконструкции на пустырях, в промышленных районах, а также в местах, не представляющих исторической, культурной или природной ценности;

Важно отметить, что в разных странах по мере достижения определённого уровня социально-экономического развития происходит изменение в приоритетных направлениях стимулирования деятельности МСП. Это обусловлено как относительно сбалансированным соотношением предложения и спроса на внутреннем рынке, так и множеством социальных, экономических и технологических факторов, возникающих в странах с мобильной экономикой, относительно свободным перемещением капиталов и трудовых ресурсов. В этой связи на смену отраслевым приоритетам или преимуществам по отдельным видам деятельности приходит принцип функциональной поддержки по социальному, экономическому, инновационному и территориальному признаку.

По социальному признаку, в крупных городах, наметилась тенденция приоритетной поддержки предпринимательской активности многочисленных предпринимательских групп (индивидуальное и микро - предпринимательство, предпринимательство этнических меньшинств, женское предпринимательство). Это обусловлено постоянно увеличивающимся количеством лиц свободных профессий занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью, ростом притока эмигрантов и иностранных работников, а также стремлением женщин к активному труду в различных сферах деятельности.

По экономическому и территориальному признаку в группы приоритетной поддержки относят предприятия любых видов деятельности, однако обладающие следующими особенностями:

    • предприятия с большим потенциалом роста и/или с высоким уровнем добавочной стоимости;
    • предприятия обладающие стратегической важностью для данного региона, города или района;
    • предприятия инновационного характера, способные к восприятию новых идей и подготовленные к их внедрению, а также венчурные предприятия;
    • предприятия специализирующиеся в сфере деловых услуг (аудит, бухучет, консалтинг, нотариат; финансовый менеджмент, посредничество, организация встреч и переговоров, операции с недвижимостью, страховые услуги и др.);
    • предприятия участвующие в выполнении национальных программ;
    • предприятия с высоким экспортным потенциалом;
    • предприятия действующие в депрессивных районах;
    • предприятия деятельность которых отвечает местным потребностям (социальные услуги, туризм, организация отдыха и развлечений, гостиничное обслуживание и др.).

Во всех крупнейших городах мира огромное внимание придается экономическим и социальным преобразованиям, осуществляемым в интересах местного населения. Государственные и муниципальные власти всемерно способствуют повышению уровня и качества жизни, обеспечению обслуживания, развитости инфраструктуры города, безопасности условий жизни и работы. При этом достигается высокий уровень экономического развития всех действующих в городе структур и, особенно сектора МСП, т. к. именно в нём сосредоточена основная масса занятого городского населения. Причём динамичное развитие этого сектора предпринимательства обеспечивает постоянный рост занятости, компенсирующий сокращение рабочих мест при свёртывании ресурсоёмких традиционных промышленных производств.

Как видно из приведённых материалов, во всех рассматриваемых странах развитию МСП придётся огромное внимание на всех уровнях власти. Это обусловлено пониманием важнейшей социально-экономической значимости МСП для стабильного и благополучного развития этих стран. Несмотря на развитость рыночных механизмов и на минимизацию роли государства в управлении экономикой, просматривается явная тенденция по усилению государственного регулирования всей системы поддержки и развития МСП на всех уровнях. Это проявляется как в постоянно совершенствующейся правовой и нормативной базе, так и в создании специализированных структур по регулированию и координации мер поддержки МСП при важнейших государственных органах власти (Департамент торговли и промышленности - в Великобритании; Администрация Малого Бизнеса-при Президенте США; Министерство экономики и промышленности - во Франции; Министерство внешней торговли и промышленности - в Японии).

Указанные головные ведомства проводят государственную политику в отношении МСП через систему специализированных уполномоченных организаций, которые, как было показано выше, оказывают правовую, финансовую, организационную и техническую поддержку предпринимателям. Кроме того, в этих странах действует сеть исследовательских институтов, которые изучают правовые, социальные, экономические, международные, этнические, территориальные и другие факторы влияющие на состояние и развитие МСП. На основании этих исследований и статистических данных, оценивается ситуацию на рынке МСП и отслеживается результативность различных правовых и нормативных актов. Это позволяет правительственным органам иметь достаточную информацию для принятия взвешенных решений в области правового регулирования деятельности МСП, в организации инфраструктуры и механизмов поддержки МСП, а также в их ресурсном обеспечении.

В общем виде государственная и региональная политика в отношении МСП в зарубежных мегаполисах столичного типа базируется, как показывает опыт, на следующих принципах:

  • повышение эффективности МСП путем создания благоприятных условий для его развития на макроэкономическом уровне (предсказуемость государственной политики, низкий уровень инфляции, стабильность валютного курса, низкие налоги, и т.д.) и сокращение бюрократических процедур на административном уровне;
  • поддержка вновь создаваемых предприятий, содействие расширению, реструктуризации или сохранению действующих предприятий, повышение их конкурентоспособности и их устойчивости к изменениям внешней среды;
  • стимулирование создания новых рабочих мест и повышения занятости для сокращения безработицы и минимизации социальных осложнений, особенно в депрессивных районах;
  • инициирование создания предприятий по производству новых продуктов и услуг, способных диверсифицировать существующую, но малоэффективную инфраструктуру и уменьшить межрегиональные различия в экономическом развитии;
  • помощь предприятиям в инновационной деятельности, в разработке новых продуктов и услуг, в снижении инвестиционных рисков, в развитии экспортных возможностей и в улучшении финансирования их деятельности;
  • помощь в повышении профессионального уровня руководителей и штатных сотрудников предприятий;
  • создание разветвлённой и общедоступной инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства (информационное обслуживание, ресурсное обеспечение, консультирование, техническая помощь, обучение и др.) с ясными и едиными для всех условиями её пользования;
  • использование местных административных и ресурсных возможностей (льготное налогообложение, субсидии и компенсации, кредитные преимущества и др. преференции) являются существенным фактором в целенаправленном развитии предпринимательства на местах.

Существенные дополнения и изменения в политике поддержки МСП обусловлены изменениями на внутреннем и внешнем рынках, сменой приоритетов в экономической и социальной политике, инновационными процессами, конъюнктурными интересами и другими обстоятельствами. Изменения в политике по отношению к МСП периодически проявляются на всех уровнях государственного, регионального и местного управления, однако на государственном уровне они проявляются реже (например в Японии базовый закон по регулированию деятельности МСП принятый в 1963 г. был существенно изменен и дополнен в декабре 1999 г., т.е. почти через 27 лет), это обусловлено как скоростью макроэкономических изменений в масштабах страны, так и определенной инертностью государственных структур. В крупных городах и регионах такие изменения протекают быстрее. Особенно это заметно на примере крупнейших городов мира, т.к. администрация этих городов обладает определённой свободой действий и достаточными ресурсными возможностями (см. разделы 1 и 2), а кроме того в этих городах быстрее и резче проявляются социально-экономические тенденции, способствующие вышеуказанным изменениям.

Понимая, что каждый из рассмотренных крупнейших городов мира, обладает собственными особенностями социально-экономического развития, постараемся выделить наиболее общие тенденции в изменении городской политики в отношении МСП:

  • поддержка индивидуального предпринимательства, обусловлена ростом количества микропредприятий, семейных предприятия и возрастанием числа лиц обладающих свободными профессиями;
  • содействие в развитии системы услуг и обеспечении их высокого качества с целью поддержания высокого статуса города - как места наиболее приемлемого для размещения крупнейших фирм и международных организаций:
  • бизнес-услуг (юридических, финансовых, страховых, технических, посреднических, риэлторских; консалтинговых, информационных, рекламных, транспортных и др.);
  • социальных услуг (персональные услуги, медицинское обслуживание, обучение, бытовые услуги и др.);
  • сфера услуг в области отдыха и времяпрепровождения ( туризм, организация зрелищ, культурные развлечения, спорт, оздоровление и др. );
  • приоритетная поддержка предприятий сектора МСП обеспечивающих:
  • наибольшие показатели экономического роста (наивысший уровень добавочной стоимости, высокая окупаемость инвестиций, способность к расширению масштабов производства и др.);
  • активное продвижение инновационных процессов (в управлении, в производстве, в технологии, в коммерции и в др. Направлениях);
  • повышение экспортного потенциала города, производящих конкурентоспособные продукты и услуги;
  • способствующие повышению международного статуса города (гостиничное обслуживание, транспорт, связь, информация, образование, культура и др.);
  • реструктуризацию , диверсификацию и / или передислокацию устаревших крупных производств за пределы города;
  • улучшение среды обитания (рекультивация земель, создание рекреационных зон, охрана окружающей среды, переработка мусора и отходов и др.).

Из рассмотренных в данном разделе примеров, видна основополагающая роль государственных, региональных и городских органов власти в формировании политики в отношении МСП и в разработке долговременной стратегии по её реализации. Однако необходимо понимать, что эффективная политика и результативная стратегия базируются на всестороннем изучении широкого спектра явлений, происходящих в социально-экономической жизни странны, регионов, городов и отдельных районов. Это возможно только на основе получения достоверной статистической и социологической информации о фактическом состоянии на рынке МСП во взаимосвязи с другими социально-экономическими явлениями, происходящими на данной территории. Опыт развитых стран подтверждает, что на этой основе можно осуществить объективный анализ ситуации и определить основные тенденции в жизни города и в секторе МСП. Только на этой основе, можно приступить к обоснованному определению стратегических целей перспективного развития МСП и , исходя из имеющихся возможностей, сформулировать долговременную политику в отношении МСП.

Следует отметить перспективность более детального и масштабного исследования социально-экономического развития крупных городов мира (метрополий и городских агломераций) и прилежащих к ним территорий с сетью относительно малых городов, находящихся в сфере активного взаимодействия с крупными городами. Это поможет в поиске апробированных и эффективных решений поддержки сектора МСП в интересах дальнейшего развития Москвы и Московской области.

Таким образом, при формировании долгосрочной концепции развития и поддержки малого бизнеса в столичном мегаполисе Москвы необходимо учитывать уже имеющийся зарубежный опыт (причем, как позитивный, так и негативный). Он свидетельствует, что проблемы развития крупных городов и прилегающих территорий могут эффективно решаться только на основе долгосрочной (15-25 лет), системно обоснованной социально-экономической политики властей на национальном, региональном и местном уровнях. Причем в решение всех важнейших стратегических целей долговременного развития мегаполисов и прилежащих территорий вносит заметный вклад малый бизнес. Это в особенности касается таких целей, как:

  • поддержание высокого международного статуса города при возрастающем стремлении к расширению сферы политического и экономического влияния;
  • развитие международных экономических связей и привлечение иностранного капитала;
  • совершенствование инфраструктуры города;
  • улучшение информационного, коммуникационного и транспортного обслуживания;
  • устойчивое социально-экономическое развитие города и прилежащих территорий;
  • повышение качества жизни;
  • решение демографических проблем;
  • решение проблемы занятости;
  • охрана окружающей среды и создание благоприятных условий обитания;
  • улучшение образования, качества здравоохранения и соцобеспечения;
  • стремление к преодолению неравномерности социально-экономического развития на региональном, городском и местном уровнях;
  • повышение экономической эффективности имеющихся трудовых ресурсов и капитала, а также расширение налоговой базы;
  • повышение эффективности и дееспособности систем органов власти и управления на региональном, городском и местном уровнях.

Важнейшим и необходимым условием эффективного встраивания политики поддержки МСП в общую концепцию социально-экономического развития мегаполиса является разработка мероприятий по правовому, ресурсному и организационному обеспечению деятельности МСП как неотъемлемых элементов планов социально-экономического развития на регионом, городском и местном (муниципальном) уровнях. Городские и местные органы власти для эффективного решения некоторых внутренних проблем эффективно применяют различные механизмы и способы стимулирования деятельности МСП, среди которых можно назвать следующие:

  1. финансовое и материальное стимулирование открытия новых предприятий, создания новых рабочих мест на действующих и вновь создаваемых МП, а также привлечение филиалов фирм, успешно функционирующих на других территориях;
  2. компенсация материальных затрат на совершенствование производства и технологий, проведение исследовательских и проектных работ, улучшение условий труда, повышение конкурентоспособности продуктов и услуг, обучение персонала, расширение или перебазирование предприятий, реорганизацию системы управления и др.;
  3. сокращение административных препятствий для развития МСП, упрощение процедур по их созданию и регистрации, упрощение отчетности, гарантирование прав собственности и соблюдения условий договоров;
  4. создание и финансирование широкой сети институтов поддержки и развития МП (консультационные агентства, информационные и справочные службы, агентства по оказанию технической помощи, учебные центры, бизнес-инкубаторы, финансовые институты и др.);
  5. создание системы общедоступных информационно-консультационных пунктов и баз данных (печатные, телефонные, электронные) по основным вопросам бизнеса, в том числе:

  • о пустующих земельных участках и помещениях, об обеспечении землеотвода, о льготной продажи земель под промышленное строительство, а также сдача в аренду (в т. ч. и на льготных условиях) пустующих земель и помещений для приоритетных видов МСП;
  • по поиску финансовой поддержки для МСП и информированию возможных инвесторов о малых, динамично развивающихся предприятиях, изыскивающих возможности размещения своих акций ;
  • о поставках и закупках, интересующих МСП, а также о возможностях получения государственных, региональных и частных заказов;
  • о технологических ресурсах, высоких технологиях и предприятиях реализующих эти технологии или ведущих исследования и разработки в этих направлениях;
  • о возможностях развития экспортных поставок малых предприятий как путём поиска партнеров в международной торговле, так и с помощью консультирования и постоянного информирования о финансовых, правовых, таможенных и других особенностях осуществления экспортных операций;
  • о генеральных подрядчиках (федеральных агентствах, региональных и местных органах власти, крупных предприятиях, международных компаниях и др.), заинтересованных в установлении текущих или перспективных субконтрактных отношениях с МСП.

  1. дифференцированный подход к отдельным территориям и районам крупных городов по степени значимости их преобразования, в соответствии с которой определяются различные режимы содействия их развитию путем установления стимулирующих уровней финансовых, кредитных и налоговых льгот, премий, погашения части расходов, пособий, кредитов, компенсаций;
  2. предоставление льгот (в том числе, налоговых) и преференций при покупке земли, сдаче недвижимости в аренду для МСП, деятельность которых направлена на удовлетворение общественных нужд, потребностей населения, развитие городской инфраструктуры и улучшение условий жизни в городе;
  3. создание временных зон предпринимательской активности на депрессивных территориях, стимулируемое финансовыми и налоговыми льготами;
  4. снятие ограничений на строительство, связанное с развитием МСП, в зонах, допускающих упрощенные архитектурно-планировочные решения при их застройке или реконструкции на пустырях, в промышленных районах, а также в местах, не представляющих исторической, культурной или природной ценности.

Необходимо отметить, что в столичных городах ряда стран Центральной и Восточной Европы, осуществляющих переход к рыночному хозяйству, также разработаны и реализуются специальные программы поддержки малого предпринимательства. Более того, малый бизнес рассматривается – особенно в таких столицах, как Варшава и Будапешт, – в качестве основной движущей силы преобразований как в экономике города, так и в его жилищно-коммунальной и социальной сферах. В этих городах в настоящее время число МСП на тысячу человек взрослого трудоспособного населения (50-58 МСП или МП на 1 тыс. чел.) превышает соответствующие показатели ряда западноевропейских столиц, за счет чего обеспечивается как социальная стабильность, так и реструктуризация городского хозяйства. В то же время необходимо отметить, что во многих вопросах осуществления экономических реформ в этих странах роль западных программ технического содействия, а также прямых иностранных инвестиций – на порядок выше, чем это имеет место в Москве в частности и в России в целом (мы не говорим здесь о Восточном Берлине, который в данном отношении вообще уникален).

Кроме того, значительная прослойка мелкого частного предпринимательства существовала в этих столичных городах задолго до начала осуществления рыночных преобразований, так что МСП располагали определенным опытом и капиталом, которые позволили малому бизнесу при появлении благоприятных политических предпосылок сразу значительно увеличить свое присутствие на рынках и в короткие сроки превратиться в заметный фактор социально-экономического развития.

Учитывая сказанное, опыт поддержки МСП в столицах ряда центрально-европейских стран, безусловно, заслуживает изучения и использования, но при реалистической оценке возможностей его применения в условиях ограниченности ресурсов и гораздо более “примитивной” рыночной организации большинства московских МП (низкий уровень использования современных коммуникационных технологий, включая Интернет, особенности национальной системы бухгалтерского учета и т.п.).

Вместе с тем, проведенные исследования позволяют предполагать, что в краткосрочной перспективе в Москве могут быть рекомендованы все перечисленные выше меры, особенно (3), (4), (5) и (9), за исключением (1) и, отчасти, (2). В среднесрочной же перспективе следует стремиться к более активному задействованию также набора мер поддержки, описанных в пп. (6), (7) и (8). Наконец, по мере полной стабилизации социально-экономической ситуации в городе, а главное – создания конкурентной среды и решительного снижения уровня коррупции - возможен переход к более широкому использованию мер (1) и (2).

Важно отметить, что такая ступенчатость в применении отдельных инструментов поддержки МСП наблюдается во всех мегаполисах, опыт которых был изучен авторами настоящей монографии. Другими словами, по мере достижения определённого уровня социально-экономического развития мегаполиса неизбежно происходит изменение в приоритетных направлениях стимулирования деятельности МСП и, соответственно, его государственной поддержки. Это обусловлено как долговременными изменениями соотношения между предложением и спросом на внутреннем рынке, так и множеством социальных, экономических и технологических факторов, возникающих в странах с мобильной экономикой, относительно свободным перемещением капиталов и трудовых ресурсов. В этой связи важно подчеркнуть, что везде по мере развития городского хозяйства и становления системы его государственной поддержки на смену отраслевым приоритетам или преимуществам по отдельным видам деятельности приходит принцип функциональной поддержки по социальному, экономическому, инновационному и территориальному признаку. Очевидно, и в Москве назрел переход к такому – в долговременном плане более эффективному и вполне сочетающемуся с мерами по развитию конкурентных начал в экономике города - подходу.

В большинстве мегаполисов при этом происходит все больший перенос центра тяжести на поддержку предпринимательской активности определенных целевых предпринимательских групп, а не отраслей (индивидуальное и микро -предпринимательство, предпринимательство этнических меньшинств, женское предпринимательство). Это обусловлено постоянно увеличивающимся количеством лиц свободных профессий, увеличением – по мере роста образовательного и культурного уровня и развития институтов поддержки предпринимательства – доли лиц, предпочитающих занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью работе по найму, ростом притока эмигрантов и иностранных работников, а также стремлением женщин к активному труду в различных сферах деятельности.

По экономическому и территориальному признаку в группы приоритетной поддержки в мегаполисах с высоким уровнем развития малого бизнеса относят МСП, обладающие следующими особенностями:

    • предприятия с большим потенциалом роста и/или с высоким уровнем добавочной стоимости;
    • предприятия, обладающие стратегической важностью для данного мегаполиса или городского района;
    • предприятия инновационного характера, а также венчурные предприятия;
    • предприятия, специализирующиеся в сфере деловых услуг (аудит, бухучет, консалтинг, нотариат; финансовый менеджмент, посредничество, организация встреч и переговоров, операции с недвижимостью, страховые услуги и др.);
    • предприятия с высоким экспортным потенциалом;
    • предприятия, деятельность которых отвечает местным потребностям (социальные услуги, туризм, организация отдыха и развлечений, гостиничное обслуживание и др.).

Причём динамичное развитие МСП обеспечивает постоянный рост занятости, компенсирующий сокращение рабочих мест при свёртывании ресурсоёмких традиционных промышленных производств.

Развитость рыночных механизмов и минимальная роль городских органов власти в управлении экономикой мегаполисов не отменяют необходимости поддержки и развития МСП на всех уровнях. Это проявляется как в постоянно совершенствующейся правовой и нормативной базе, так и в развитии системы специализированных институтов по регулированию и координации мер поддержки МСП при важнейших государственных органах власти. Кроме того, действует сеть исследовательских институтов, которые изучают правовые, социальные, экономические, международные, этнические, территориальные и другие факторы, влияющие на состояние и развитие МСП. Это позволяет правительственным органам иметь достаточную информацию для принятия взвешенных решений в области правового регулирования деятельности МСП, в организации инфраструктуры и механизмов поддержки МСП, а также в их ресурсном обеспечении.

В свете сказанного необходимо отметить, что в Москве в краткосрочной перспективе необходима серьезная инвентаризация созданной инфраструктуры поддержки МСП, переосмысление применяемых ей методов и форм поддержки МСП, ликвидация или укрупнение ряда институтов, усиление координации их деятельности на общегородском и окружном уровнях, а в среднесрочной - “достройка” отсутствующих на данный момент звеньев (особенно – в области мониторинга и комплексного изучения процессов, происходящих в сфере малого бизнеса и его взаимодействия с др. элементами городской экономики и социальной сферы).




Статьи