Российский рынок печатных деловых справочников достаточно разнообразен, но недостаточно унифицирован
Российский рынок печатных деловых справочников достаточно разнообразен, но недостаточно унифицирован. Среди ежегодников можно встретить межрегиональные каталоги универсального характера, отраслевые и территориальные информационные каталоги, адресно-справочные издания. Одни предназначены для широких слоев населения (модель B2C), другие - для обслуживания потребностей бизнеса (B2B).
Бизнес, связанный с подготовкой и распространением деловых справочников, довольно трудоемок и не приносит высокой отдачи. Надо организовать непрерывный сбор информации, наладить сбор рекламы, организовать весь издательский процесс. Возникают сложности в отношениях с клиентами из-за ошибок представления информации в продукте. Поэтому многие начинающие издатели часто отказываются от продолжения проектов и уходят в более доходные сферы.
Сектор адресно-телефонных справочников определяется специалистами как конкурентный. Пока окончательного раздела рынка не произошло. Существует группа издательств - лидеров, которая продемонстрировала устойчивость своего бизнеса в посткризисных условиях. Но своя ниша и свои клиенты пока имеются и у мелких издателей.
Деятельность, которую вели отечественные предприниматели в процессе создания справочников, так и не вышла на уровень крупного бизнеса. В ближайшие годы это может привести к тому, что лидерами рынка справочных изданий станут западные издатели. Они обладают финансовыми возможностями и опытом работы в этой области. Среди межрегиональных справочников сейчас конкурируют новый проект ЗАО "Евро Адрес" - общероссийский справочник "Бизнес Адрес" и проект "Абонент Навигатор" группы "Эниро". В то же время впервые в России на Российском деловом портале “Альянс Медиа” (
www.allmedia.ru) в открытом доступе установлена еженедельно обновляемая официальная база данных Московской регистрационной палаты, содержащая данные о всех зарегистрированных в Москве юридических лицах (более 800 тысяч записей). Это свидетельствует о том, что процесс доступа бизнес-сообщества к государственным ресурсам информации уже идет. Каким он будет – зависит только от государства.
Следует признать, что и у опытных издателей специфические российские условия (например, малые объемы рекламного рынка) вызывали серьезные ограничения по расширению информационного бизнеса. Об этом может свидетельствовать опыт работающей в России более 10 лет фирмы "Евро Адрес", которая уже дважды продавалась и сливалась с другими проектами, хотя ее справочники, например, "Адрес Москва" были очень популярны в столице.
В конце 2001 года в Москве появилась первая часть тиража первого выпуска общероссийского справочника "Бизнес Адрес".С выпуском общероссийского справочника западный издатель меняет стратегию своего присутствия на рынке телефонных справочников. Пока справочник "Бизнес Адрес" трудно назвать всероссийским изданием. Из 80 тыс. участников справочника только около 50% являются региональными предприятиями. Выпуск нового тиража запланирован на начало 2003 года, в нем региональный охват будет значительно шире.
В 2000 году группа "Эниро" (ENIRO) приобрела права на издание справочника "Желтые страницы Москва". Сегодня в России создана и успешно действует информационная система ENIRO, включающая офлайновые и онлайновые СМИ: печатные каталоги KONTAKT!, "Желтые Страницы Москва", бизнес-каталог НАВИГАТОР, CD ROM и электронный справочник России (
На межрегиональном рынке существуют также такие издания, как "WA2 Регистр", "Пресс Регистр", "Компас России". Однако они не являются прямыми конкурентами "Бизнес Адреса" и "Абонент-Навигатора", так как строят свой бизнес не на сборе рекламы, а на прямых продажах самого справочника.
Отражением тенденций развития рекламно-коммерческих изданий может служить деятельность издательства"Сервис делового мира", работающего на российском медиарынке с 1994 года. Сегодня издательство издает шесть разнопрофильных журналов, охватывающих практически все жизненно важные сферы деятельности человека: "Товары и цены " (март 1994 г.), "Туризм и отдых" (май 1995 г.), "Услуги и цены" (февраль 1996 г.), "Работа и зарплата" (июль 1999 г.), "Красота и здоровье" (апрель 2000 г.), "Обустройство и ремонт" (июнь 2000 г.). За 8 лет была создана собственная уникальная сеть распространения, охватывающая города России, а также государства ближнего и дальнего зарубежья, налажена многоуровневая система прямых продаж, оптовая и розничная торговля, курьерская доставка и подписка.
Сегодня международный рекламно-информационный еженедельник "Товары и цены. Что?Где?Почем?" - абсолютный лидер товарного рынка. Распространяется более чем в 500 городах России, стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, включает еженедельно более 45 тысяч предложений.
С периодичностью один раз в две недели выходит рекламно-информационный журнал "Услуги и цены". Он отражает более 3000 предложений по 300 видам услуг, его тираж составляет 100 тыс. экземпляров Содержание журнала имеет две составляющие: потребительскую аналитику и собственно рекламные блоки.
Одной из основных тенденций российского рынка во второй половине 90-х годов стало освоение различных форм распространения информации. Сначала был организован выпуск отдельных изданий на компакт-дисках, а в октябре 2000 года вышел компакт-диск, объединяющий информацию из журналов "Товары и цены", "Туризм и отдых", "Услуги и цены", "Красота и здоровье", "Обустройство и ремонт".
В декабре 1997 года издательство "Сервис делового мира" открыло интернет-сервер (www.d-mir.ru) - деловой ресурс, призванный помочь рекламодателям разместить информацию о себе в журналах и интернет-проектах издательства, а их клиентам - быстро найти ее. Процесс подачи рекламы помогают упростить программы "Свободный и персональный бланк".
Вся реклама, поданная в печатные издания, размещается бесплатно в соответствующих онлайновых проектах компании. Электронную версию издания "Товары и цены. Что?Где?Почем?" можно посмотреть за 6 дней до выхода печатного издания на сервере (
www.tovary.ru). В базе данных рекламных объявлений журнала "Товары и цены" можно отобрать необходимые объявления в онлайновом режиме.
Значительная роль в формировании общедоступных интерактивных ресурсов для бизнеса принадлежит сегодня региональным проектам, реализуемым в рамках программ поддержки предпринимательства и проектам, осуществляемым союзами и объединениями предпринимателей. Так, например, значительную роль здесь занимает Система информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы, обеспечивающая комплексную информационную поддержку не только столичного бизнеса, но, и в силу проблем федеральных программ, выполняющая их функции по организации межрегионального и международного информационного обмена. Эта система обеспечивает сбор, обработку и распространение электронной и печатной информации, в т.ч. проведение аналитических и социологических исследований - мероприятий, направленных на повышение информационной культуры предпринимателей и повышение имиджа предпринимательства. Только в сети Интернет представлено больше 20 популярных в предпринимательской среде проектов этой системы (см. II-ю часть обзора).
В этой связи также стоит отметить проекты Российской ассоциации развития малого и среднего бизнеса (
www.rasme.ru), Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, поддерживающего сеть SIORA (www.siora.ru), а также ряд региональных проектов.