(на основании данных официальной статистики и налоговых органов)
Содержание
Список условных сокращений
Введение
Законодательная база
Количество субъектов малого предпринимательства
Количество средних предприятий
Выводы
Приложение. Результаты запросов информации в УФНС по г. Москве
Список условных сокращений
БО - бухгалтерская отчетность
ИП - индивидуальные предприниматели
Мосгорстат - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве
МП - малые предприятия
МСП - малые и средние предприятия
НП «МЦРП» - Некоммерческое партнерство «Московский центр развития предпринимательства»
Росстат - Федеральная служба государственной статистики
ОСН - основная система налогообложения
СМП - субъекты малого предпринимательства
СП - средние предприятия
УСН - упрощенная система налогообложения
УФНС по г. Москве - Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве
Введение
В работе представлен анализ динамики количества субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы за период 2004-2009 гг. по данным альтернативных источников. Рассматриваемый показатель является одним из ключевых при анализе состояния и развития сектора малого и среднего предпринимательства и позволяет оценить степень эффективности мероприятий Комплексных целевых программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, реализуемых в г. Москве.
В качестве основных источников информации были использованы данные официальной статистики о деятельности малых и средних предприятий г. Москвы, данные бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий, сдаваемой ими в органы официальной статистики, а также данные Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве, полученные по официальным запросам информации от лица Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы.
Основная проблематика работы – определение количества субъектов малого и среднего предпринимательства и анализ расхождений, возникающих вследствие использования различных источников информации.
Анализ выполнен на основании имеющихся в распоряжении Некоммерческого партнерства «Московский центр развития предпринимательства» данных по состоянию на август 2009 года.
Законодательная база
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г.), статьей 4 которого были введены критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по средней численности работников за предшествующий календарный год:
- от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
- от 16 до 100 человек включительно для малых предприятий;
- до 15 человек включительно для микропредприятий.
Таким образом, законодательно была выделена новая, статистически не наблюдавшаяся до этого группа микропредприятий, для которой ежеквартальные выборочные статистические наблюдения были заменены на ежегодные. В результате, начиная с января 2008 года, Федеральная служба государственной статистики публикует ежеквартальную информацию о деятельности только группы малых предприятий с численностью работников 16-100 человек включительно без учета микропредприятий. Т.е. произошел переход от ежеквартального статистического наблюдения за деятельностью всей совокупности малых и микропредприятий к ежегодному. Данные о деятельности микропредприятий за 2008 год были опубликованы на официальном сайте Росстата (www.gks.ru) только в июле 2009 года.
Введенная 209-м Федеральным законом новая схема статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства существенно затруднила анализ общего количества малых и микропредприятий в сравнении с предыдущими периодами до 2008 года, когда действовал утративший силу Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
На момент введения нового законодательства в г. Москве доля малых предприятий с численностью работников 16-100 человек в общем количестве предприятий малого бизнеса (малых и микропредприятий) составляла всего около 13%. Т.е. публикуемая в течение года информация о деятельности данной группы предприятий практически не отражала реальной динамики совокупного количества малых и микропредприятий города, что особенно обострило проблему аналитических наблюдений в условиях набирающего со второй половины 2008 года силу финансово-экономического кризиса.
Другая проблема статистических наблюдений возникла после принятия Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства". Помимо количественных критериев отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по средней численности работников данное Постановление ввело и экономические, что также косвенно повлияло на динамику рассматриваемого показателя.
Косвенное влияние на количество субъектов малого предпринимательства сыграет также изменение налогового законодательства, в частности принятие Федерального закона от 19 июля 2009 г. № 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому увеличен предельный размер годового дохода с 15 млн. до 45 млн. руб. в части перехода на упрощённую систему налогообложения и с 20 млн. до 60 млн. руб. в части утраты права на применение указанной системы.
Принимая во внимание преимущества применения УСН, многие средние и крупные предприятия могут пойти в будущем на формальное «дробление» с целью соответствовать критериям данной системы налогообложения.
Отдельно также необходимо оговорить тот факт, что на протяжении всего периода наблюдений с 1996 года по настоящее время органами статистики фактически осуществлялся анализ только по группе малых предприятий, использующих основную систему налогообложения, т.е. не рассматривалась довольно большая группа предприятий, применяющих УСН. Кроме того, официальной статистикой с начала 2008 года публикуется только обобщенная информация о количестве ИП без учета иных экономических показателей деятельности.
Таким образом, на наблюдаемое количество субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы помимо непосредственно экономических факторов существенное влияние оказывает законодательное поле ведения предпринимательской деятельности.
Количество субъектов малого предпринимательства
Под субъектами малого предпринимательства понимается совокупность малых и микропредприятий, а также индивидуальных предпринимателей (для г. Москвы - без учета крестьянских (фермерских) хозяйств).
Для определения количества субъектов малого предпринимательства г. Москвы возможно использование 3-х источников информации:
1. данные официальной статистики;
2. данные бухгалтерской отчетности, сдаваемой малыми предприятиями в органы государственной статистики;
3. данные УФНС по г. Москве с информации о количестве налогоплательщиков, применяющих УСН, полученные по письменным запросам Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы, подготовленным НП «МЦРП».
Данные официальной статистики
По данным официальной статистики на 01.01.2009 года количество малых предприятий г. Москвы с численностью работников от 16 до 100 человек включительно (т.е. без учета микропредприятий) составило 28760 единиц.
По данным Мосгорстата на 01.01.2009 года количество микропредприятий с численностью работников до 15 человек включительно составило 188711 единиц. Таким образом, общее количество малых и микропредприятий г. Москвы на начало 2009 года оценивается в 217471 единицу.
В табл. 1 приведено сравнение доли малых и микропредприятий некоторых основных видов деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности в общем количестве малых и микропредприятий г. Москвы по состоянию 1 января 2009 г.
Как видно из табл. 1, группы малых и микропредприятий достаточно сильно отличаются по наиболее крупным разделам, таким как торговля и операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. Для г. Москвы, как и для любого другого мегаполиса, характерно преобладание среди торговых предприятий малого бизнеса именно микропредприятий.
По данным официальной статистики количество малых предприятий (без учета микропредприятий) в 1 квартале 2009 года составило 24 904 единицы, что на 13,4% меньше, чем по итогам всего 2008 года. Оценить количество малых и микропредприятий в 1 квартале 2009 года затруднительно из-за отсутствия ежеквартальных статистических данных по группе микропредприятий.
Данные бухгалтерской отчетности
В распоряжении НП «МЦРП» находятся данные бухгалтерской отчетности малых предприятий г. Москвы за период 1996-2007 гг. (данные за 2008 год, возможно, поступят осенью 2009 года), в частности Формы №1 и №2. В среднем в год сдается порядка 150-170 тыс. бухгалтерских отчетностей.
Основная особенность данных БО в том, что они представлены по группе малых предприятий с численностью работников 1-100 человек (т.е. с учетом микропредприятий), которые применяют основную систему налогообложения.
Кроме того, первичная база данных БО малых предприятий проходит дополнительную верификацию, после чего количество записей в базе данных сокращается. Для примера, в 2007 году количество малых предприятий в первичной базе данных БО составляло 171105 единиц, а после верификации – уже 158000 единиц.
Для данной работы использовано значение количества малых предприятий в верифицированной базе данных БО.
Данные УФНС по г. Москве (по письменным запросам)
НП «МЦРП» регулярно формирует запросы информации в адрес УФНС по г. Москве от лица Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, в частности о количестве налогоплательщиков, сдавших декларации в связи с применением УСН.
Согласно статье 346.12. Налогового кодекса РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения «организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек» (цитата). Т.е. фактически предприятия, применяющие УСН, по сути своей являются малыми.
УФНС по г. Москве предоставляет разграничения предприятий, применяющих УСН, на малые и микропредприятия, а также не приводит их структуру по видам экономической деятельности
Таким образом, можно сделать вывод о том, что количество малых предприятий г. Москвы (с учетом микропредприятий) можно оценить двумя способами:
- по данным официальной статистики;
- по совокупности данных БО и УФНС по г. Москве, т.е. как сумму количества малых предприятий, применяющих ОСН и УСН, и предоставивших соответствующую отчетность
На рис. 1 представлена динамика количества малых и микропредприятий г. Москвы по данным официальной статистики и данным БО и УФНС по г. Москве за 2004-2008 гг. По предварительным оценкам количество МП по данным БО в 2008 году составило не менее 160 тыс. единиц.
Как видно из рис. 1, совокупность количества малых и микропредприятий г. Москвы по данным Мосгорстата существенно меньше оценки количества малых и микропредприятий по данным БО и по данным УФНС по г. Москве, причем, наблюдается тенденция постепенного увеличения этого разрыва.
Количество ИП
Органы государственной статистики до начала 2008 года не предоставляли данные о количестве ИП, в связи с чем, оценка данного показателя возможна по данным УФНС по г. Москве.
На рис. 2 представлена динамика количества ИП г. Москвы за период 2004 г. - 1 квартала 2009 г. по данным статистики и налоговых органов.
Различие между показателями количества ИП по данным статистики и данным УФНС по г. Москве в 2007-2008 гг. во многом объясняется различиями в категориях анализируемых ИП. Статистика рассматривает «Число индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию (перерегистрацию)», а налоговые органы – «Количество индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, состоящих на учете в налоговых органах» (Форма № 2-НК).
Количество субъектов малого предпринимательства
Подводя итог всему вышесказанному, оценка реального количества СМП г. Москвы в настоящее время затруднена в связи с расхождениями данных альтернативных источников.
Так, по итогам 2008 года количество СМП, оцененное по данным официальной статистики, составило 362,4 тыс. единиц. В то же время количество малых и микропредприятий, применяющих ОСН и УСН, а также количество ИП по данным УФНС по г. Москве формируют совокупность СМП в 432 тыс. единиц (рис. 3). Оценить количество СМП по данным статистики за 2006 год невозможно, так как официально публикуются данные статистики о количестве ИП только начала 2008 года.
И по данным официальной статистики, и по данным альтернативных источников информации количество СМП за 2008 год выросло примерно на 7%.
Оценить количество СМП по данным статистики в 2004-2006 гг. затруднительно в связи с отсутствием официально опубликованной информации по количеству ИП г. Москвы за этот и более ранние периоды.
Количество средних предприятий
Для определения количества средних предприятий г. Москвы возможно использование 2-х источников информации:
- данные бухгалтерской отчетности;
- данные официальной статистики.
Данные статистики о количестве СП г. Москвы опубликованы на официальном сайте Росстата (www.giac.ru) только начиная с 2008 года. Так, по итогам 2008 года количество СП составило 1078 единиц, а в 1 полугодии 2009 года – 874 единицы.
На рис. 4 представлена динамика показателя количества СП г. Москвы за 2004-2009 гг. по данным БО и по данным официальной статистики.
Оценить объективность показателя количества СП г. Москвы по данным БО за период 2004-2007 гг. затруднительно ввиду отсутствия альтернативных источников информации. Данные БО дают информацию только о тех СП, которые сдали финансовую отчетность в органы государственной статистики и могут не отражать в полной мере количество предприятий данной категории в г. Москве.
В связи с этим, рост более чем в 2 раза в 2007 году количества СП по данным БО может объясняться не только экономическими факторами, но и субъективными причинами увеличения количества предоставивших отчетность предприятий, а также отсутствием на тот момент экономических критериев отнесения хозяйствующих субъектов к категории средних.
Выводы
На основании проведенного в данной работе анализа можно сделать следующие выводы.
1. Изменение законодательной сферы деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе по вопросам формальных критериев отнесения к различным категориям предприятий, оказывает непосредственное влияние на статистически наблюдаемое количество малых и средних предприятий, а также на представление данных индивидуальными предпринимателями.
2. В настоящее время существует проблема поквартального анализа статистической информации по группе микропредприятий, данные о деятельности которой по итогам 2008 года поступили в свободный доступ только во втором полугодии 2009 года, т.е. с существенным запозданием. Невозможность анализа ежеквартальной динамики количества микропредприятий приводит к потере актуальности получаемой информации по сектору малого бизнеса и затрудняет прогнозирование ситуации на будущие периоды, что особенно важно в условиях текущего финансово-экономического кризиса.
3. Оценка количества субъектов малого предпринимательства по разным источникам информации приводит к получению различных результатов. Так, в 2008 году по данным официальной статистики количество СМП составило 362,4 тыс. единиц, а по данным альтернативных источников – 432 тыс. единиц. Последнее значение получено как сумма количества ИП, состоящих на учете в налоговых органах, количества малых предприятий, применяющих основную систему налогообложения (по данным БО), и количества малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения (по данным УФНС по г. Москве).
4. Оценить количество средних предприятий г. Москвы за длительный период времени затруднительно в связи с тем, что данные официальной статистики по этой группе предприятий публикуются только с 2008 года, а данные БО за более ранние периоды не подтверждены и не опровергнуты данными альтернативных источников информации. Кроме того, данные БО могут отражать простое увеличение количества средних предприятий, сдавших финансовую отчетность в органы государственной статистики, в связи с рядом субъективных причин, а также наличие или отсутствие ряда критериев отнесения к средним предприятиям, в частности экономических.
5. С целью получения объективной оценки показателя количества субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы необходимо оптимизировать взаимодействие между Федеральной службой государственной статистики и налоговыми органами, а также выработать соответствующий механизм выделения из баз данных УФНС по г. Москве непосредственно малых и средних предприятий, в том числе с их распределением по видам экономической деятельности. Целесообразно также привлечь на межведомственном уровне таможенные органы, службы пожарной инспекции и Пенсионного фонда РФ в качестве источников альтернативной информации.
© НП "Московский центр развития предпринимательства"
|