Учитывая динамизм изменений внешней среды для малого предпринимательства, более подробно рассмотрим некоторые особенности правового обеспечения деятельности малого предпринимательства Москвы за последние 3 года. К началу 1998 года количественные показатели развития малого предпринимательства в Москве достигли уровня крупнейших городов экономически развитых стран мира. В городе работало около 200 тысяч малых предприятий с численностью занятых более 1,7 млн. человек. По количеству малых предприятий на 1000 жителей Москва приближалась к показателям, характерным для крупных мегаполисов и городов мирового значения. Малый бизнес столицы осуществлял деятельность во всех отраслях экономики города. Однако, августовский кризис 1998 года, крайне негативно отразившийся на состоянии всей экономики страны, нанес значительный урон городу и соответственно состоянию малого бизнеса. В результате этого экономического потрясения многие малые предприятия практически прекратили свое существование, или резко уменьшили объемы производства и услуг.
2.2.1. Мероприятия по смягчению последствий кризиса 1998 г.
С учетом изменившейся ситуации, Правительство Москвы приняло ряд экстренных мер, направленных на преодоление последствий кризиса, среди которых в первую очередь необходимо отметить следующие:
Постановление Правительства Москвы от 24. 11. 1998 г. № 900-ПП “О неотложных мерах по поддержке субъектов малого предпринимательства в Москве в условиях финансово-экономического кризиса”
Распоряжение Мэра Москвы от 25. 11. 1998 г. № 1190-РМ “О мерах по имущественной поддержке и развитию малого предпринимательства в городе Москве”
Ставки арендных платежей для малых предприятий были “заморожены” на докризисном уровне, а для некоторых видов деятельности, таких как ремесленничество и производство продуктов питания, снижены по сравнению с докризисными на 20%.
Создан целевой фонд нежилых помещений для субъектов малого предпринимательства. Приняты дополнительные льготы для субъектов малого предпринимательства по аренде земельных участков.
На базе Территориальных агентств по развитию предпринимательства организовано бесплатное информационное обслуживание и консультирование руководителей и работников малых предприятий города. Кроме того, на территориальные агентства возложены определенные функции по регистрации малых предприятий, что позволило сократить временные и финансовые затраты предпринимателей при прохождении этой процедуры.
Правительством Москвы были направлены значительные средства на финансовую поддержку малого предпринимательства города. К этой деятельности были привлечены Московский фонд (МФПМП) и территориальные фонды поддержки малого предпринимательства во всех административных округах города..
Расширены возможности префектур по оказанию поддержки малому бизнесу в административных округах города.
Активизирована работа по привлечению инвестиций в малый бизнес Москвы, в том числе от международных и донорских организаций. Получил дальнейшее развитие лизинг оборудования и технологий для малых предприятий.
В значительной мере активизировалась работа по выявлению причин возникновения и устранению необоснованных административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства в городе:
Отменено лицензирование производства хлеба и хлебобулочных изделий.
Упрощена процедура регистрации субъектов малого предпринимательства.
Системные усилия по обеспечению интегральной поддержки предпринимательства организациями городской инфраструктуры малого бизнеса позволили малым предприятиям высвободить средства, в которых они были стеснены в результате кризиса, и направить их на свою хозяйственную деятельность. Важную роль в разработке конкретных действий по выводу малого бизнеса из состояния кризиса сыграло традиционно тесное взаимодействие городских властей с предпринимательской общественностью. Конструктивный диалог бизнеса и власти способствовал принятию решений, направленных на максимальное использование административных и экономических ресурсов для оказания помощи малым предприятиям, испытавшим всю тяжесть финансово-экономического кризиса. Благодаря принятым мерам удалось стабилизировать ситуацию, а затем постепенно приблизить количественные и качественные показатели развития малого предпринимательства в городе к докризисному уровню.
Практика Московского Правительства в обеспечении системного подхода к решению проблем малого бизнеса, даже в кризисных условиях полностью себя оправдала. Особенно эффективным правовым и организационным инструментом являются периодически разрабатываемые среднесрочные комплексные программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве. Например, реализация мер, предусмотренных в Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 1998 - 2000 гг., позволила не только преодолеть последствия кризиса 1998 г., но и создать условия для дальнейшего развития этого сектора экономики. Эффективность работы, созданной в Москве, системы развития и поддержки малого предпринимательства подтверждается высокой устойчивостью этого сектора городской экономики, обеспечившей сохранение лидирующих позиций в развитии малого бизнеса среди всех регионов страны. Политика Московского Правительства в отношении малого предпринимательства получила признание как в большинстве регионов России так и на международном уровне. (Материалы Всемирного совещания экспертов по поддержке малого и среднего предпринимательства. ООН, ноябрь 2000 г. )
2.2.2. Организационная структура поддержки малого предпринимательства
В современных условиях на малое предпринимательство - как на самый многочисленный и инициативный слой деятельного населения ложится основная задача по обеспечению социально-экономического развития города. Важнейшим организационным и координирующим фактором в решении этой задачи является система государственно-общественной поддержки малого предпринимательства в Москве. Эта система обеспечивает реализацию политики Правительства Москвы в отношении малого предпринимательства, исходя из соответствующих правовых актов. Основными элементами государственно-общественной поддержки малого предпринимательства в Москве являются:
Департамент поддержки и развития малого предпринимательства - орган исполнительной власти, осуществляющий реализацию государственной политики по содействию становлению и развитию частного сектора экономики, осуществляющий государственное регулирование и координацию действий в сфере развития и поддержки малого бизнеса в Москве.
Общественно-экспертный совет по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы, обеспечивающий учет позиции предпринимателей при формировании и реализации государственной политики в сфере малого бизнеса, а так же осуществляющий взаимодействие объединений, ассоциаций и союзов предпринимателей по выработке единого подхода к развитию малого предпринимательства в городе.
общественные организации, представляющие и защищающие политические, социальные и корпоративные интересы предпринимателей среди которых наиболее активными являются:
Московская торгово-промышленная палата;
Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства;
Российская ассоциация развития франчайзинга;
Общество купцов и промышленников России;
Лига кооператоров и предпринимателей России;
Российская палата высокохудожественных производств и ремесел;
Ассоциация женщин-предпринимателей России;
Московская ассоциация предпринимателей;
Московская городская организация Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса;
Московская городская организация Российского профсоюза инновационных и малых предприятий;
Профсоюз предпринимателей Московского региона.
Специализированные системообразующие организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, оказывающие информационную, консультационную, обучающую и интегральную финансово-имущественную поддержку в том числе:
Московский фонд поддержки малого предпринимательства;
Московское агентство по развитию предпринимательства;
Московский фонд подготовки кадров;
Московская палата ремесел;
Московская лизинговая компания;
Межрегиональный маркетинговый центр “Москва”;
“Национальное деловое партнерство “Альянс Медиа”;
Московский центр деловой информации “Бинек”;
Международный центр деловых контактов “Дельконт”;
Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства;
Издательский дом “Деловая пресса”;
территориальные агентства по развитию предпринимательства (ТАРПы) в административных округах г. Москвы;
муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства в административных округах г. Москвы.
2.2.3. Обеспечение формирования отдельных систем поддержки
и развития малого предпринимательства
Инициатива создания различных структур поддержки малого предпринимательства исходят от Правительства Москвы, администраций территориальных округов и муниципальных районов, а так же от общественных объединений предпринимателей. Именно объединение интересов органов городского управления с сообществом предпринимателей дало возможность объединить усилия всех заинтересованных сторон в создании важнейших систем поддержки малого предпринимательства в городе. Остановимся только на рассмотрении особенностей создания и деятельности некоторых из них, обеспечивающих наиболее мощное стимулирующее влияние на развитие малого предпринимательства в интересах города.
Система финансово-имущественной поддержки малого предпринимательства
Система финансово-имущественной поддержки включает в себя: финансирование проектов и программ малого предпринимательства, расширение возможностей доступа малых предприятий к внебюджетным ресурсам, инвестиционную поддержку и/или предоставление им необходимых производственных помещений и земельных участков. Порядок и формы финансирования таких проектов регулировались “Положением о финансировании программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве” (Постановление Правительства Москвы №942-ПП от 30.12.1997 года).
С целью максимального привлечения сторонних финансовых ресурсов Московский Фонд поддержки малого предпринимательства заключал с коммерческими кредитно-финансовыми структурами договоры о совместном финансировании субъектов малого предпринимательства. Совместное финансирование осуществлялось в форме предоставления поручительств Фонда по возврату кредита субъектом малого предпринимательства. Для упрощения процедуры финансирования программ и проектов малых предприятий в 10 административных округах г. Москвы были созданы муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, которые решали следующие задачи:
оказывали содействие органам власти и управления в осуществлении государственной поддержки малого предпринимательства;
принимали участие в разработке и реализации территориальных программ развития и поддержки малого предпринимательства;
осуществляли финансовое обеспечение территориальных программ и проектов малого предпринимательства;
оказывали финансовую поддержку субъектам малого предпринимательства и структурам поддержки малого предпринимательства в форме инвестиций, льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов и в других формах;
предоставляли гарантии финансовым институтам по проектам субъектов малого предпринимательства.
С целью облегчения доступа к внебюджетным финансовым ресурсам в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2000 г. № 296-ПП разработан проект положения о компенсации снижения процентной ставки по кредитам малым предприятиям в кредитно-финансовых организациях. Расчеты, сделанные в обоснование этого проекта показывают очень высокую эффективность данного инструмента финансовой поддержки. Предполагается, что банки, участвующие в данной программе, будут инвестировать в малый бизнес до 10 рублей из собственных источников на каждый 1 рубль бюджетных средств.
Одним из важнейших направлений реализации инвестиционной поддержки малого бизнеса стал лизинг оборудования, автотранспорта, технологий и недвижимости. Лизинг является надежным и эффективным инструментом финансово-имущественной поддержки малых предприятий. Благодаря присущим лизингу свойствам, обеспечиваются целевое использование финансовых средств, предоставляемых конечному потребителю, а также возврат и дальнейшая реализация предмета лизингового договора в случае неисполнения потребителем своих обязательств.
инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства
Создание и совершенствование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства включают целый комплекс организационных, технических и правовых действий, а так же требует значительных капиталовложений. Создание отдельных объектов инфраструктуры базируется на масштабных проектах и их реализация, в связи с дефицитом ресурсных возможностей, может растянуться на несколько лет. Примером крупного объекта инфраструктуры поддержки малого предпринимательства может служить недавно введенный в действие “Технопарк – Зеленоград” с полезной площадью с выше 10 тысяч кв. метров. Это позволило обеспечить значительное число малых предприятий г. Зеленограда офисными, производственными и складскими помещениями, создав благоприятные условия для становления и развития бизнеса. Другими примерами являются ввод в действие Московского центра малого предпринимательства и ремесел и создание Московской палаты ремёсел. Кроме того, идет активный процесс создания Дворов и Центров ремесел в административных округах г. Москвы. Это стимулировало развитие ремесленнической деятельности в городе, обеспечив дополнительным заработком многие семьи, т.к. этот вид деятельности имеет глубокие традиции семейных помыслов.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16. 09. 1997 г. № 683 –ПП “О развитии малого предпринимательства в “спальных” районах города Москвы” ведутся работы по обеспечению малых предприятий нежилыми помещениями. По инициативе Департамента поддержки и развития малого предпринимательства и при участи НИИПИ Генплана г. Москвы разрабатываются “Схемы размещения мест применения труда в районах массовой застройки (Южное и Северное Бутово) с учетом размещения предприятий малого бизнеса и рекомендаций по развитию сети объектов малого предпринимательства в различных градостроительных условиях г. Москвы”. Для этих территорий, проанализированы планировки жилых районов и промышленных зон, с учётом размещения производственных комплексов и общественных центров. Разработан демографический прогноз роста населения и определена перспективная потребность в малых предприятиях. Это позволит разработать предложения по созданию в жилых районах Москвы многофункциональных деловых центров малого бизнеса и повысить уровень занятости населения.
В 1999 году по заданию Департамента поддержки и развития малого предпринимательства и Департамента экономической политики и развития г. Москвы Москомархитектурой разработана Схема размещения предприятий и учреждений малого бизнеса в различных градостроительных условиях г. Москвы, что создает возможность социальной ориентации бизнеса в интересах жителей города.
На основании постановления Правительства Москвы от 16. 09. 1997 г. № 683-ПП, по заданию Департамента поддержки и развития малого предпринимательства разрабатывается комплекс рекомендаций по проектированию предприятий и учреждений малого бизнеса. Переход к проектированию и строительству многомодульных и отдельно стоящих нежилых помещений для размещения предприятий и учреждений малого бизнеса позволит снять ряд социальных проблем на территории районов Москвы, отстающих по возможностям обеспечения занятости населения и развитию социально-бытовой инфраструктуры. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13. 10 1998 г. №773-ПП “О строительстве многофункционального делового центра для размещения предприятий и учреждений малого бизнеса в районе Марьино” ведутся работы по проектированию делового центра площадью 16 тыс. кв. метров. Кроме того, для каждого административного округа ведутся разработки предложений по размещению и строительству в районах массовой жилой застройки многофункциональных деловых центров с целью размещений предприятий и учреждений малого бизнеса для обеспечения занятости населения.
В соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 10.05.2000 № 495-РМ, Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства совместно с Москомархитектурой, разработан механизм подготовки исходно-разрешительной документации для размещения объектов некапитального строительства и нестационарных объектов малого предпринимательства. Это упрощает процедуры по выдаче разрешений на строительство и эксплуатацию объектов малого предпринимательства в районах массового жилищного строительства. Кроме того, обязывает соответствующие городские органы осуществлять финансирование разработки и согласование исходно-разрешительной документации, а так же предоставлять в аренду для этих целей земельные участки площадью до 100 кв. метров.
Правовое обеспечение формирования системы технической и информационной поддержки малого предпринимательства
одним из основных направлений деятельности по реализации “Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 1998-2000 гг.”, принятой постановлением Правительства Москвы от 30. 12. 1997 г. № 942-ПП явилось формирование системы технической и информационной поддержки малого предпринимательства явилось. В рамках Комплексной программы создавались новые и совершенствовалась деятельность существующих элементов инфраструктуры технической и информационной поддержки малого бизнеса. Это способствовало повышению устойчивости малых предприятий, что особенно проявилось в период их посткризисной экономической реабилитации. Технические и консультационные услуги малым предприятиям оказывают Московское агентство развития малого предпринимательства (МАРП) и 10 его территориальных агентств (ТАРПов), а также 22 микроагентства малого бизнеса в муниципальных районах административных округов. Одним из основных звеньев системы технической и информационной поддержки является МАРП. Наряду с консультационными услугами, МАРП организует дистанционное обучение предпринимателей и предоставление им необходимой информации в удаленном доступе. МАРП и система территориальных агентств оказывают различные специализированные консультационные услуги. Они содействуют в разработке и проведении экспертизы бизнес-планов предпринимателей, выполняют маркетинговые исследования и координируют деятельность сети микроагентств малого бизнеса в районных управах. Кроме того, эти структуры создают и распространяют методические материалы для предпринимателей и консультантов.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.11.98 г. № 900-ПП “О неотложных мерах по поддержке субъектов малого предпринимательства в г. Москве в условиях финансово-экономического кризиса” этими структурами осуществляется бесплатное информационное обслуживание и консультирование руководителей и работников малых предприятий города. С 1999 г. ТАРПЫ стали предоставлять адрес местонахождения малым предприятиям города и оказывать им почтово-секретарские услуги, благодаря чему эти предприятия находятся в оперативном контакте с ТАРПами. При этом, ТАРПы установили прочные деловые связи с префектурами административных округов и принимают непосредственное участие в разработке и реализации окружных комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства, а также привлекаются к подготовке аналитических, справочных материалов по проблемам развития малого бизнеса. ТАРПы сотрудничают с Московской регистрационной палатой и налоговыми инспекциями, а так же активно взаимодействуя с различными общественными объединениями, союзами и лигами предпринимателей. сфера деятельности ТАРПов постоянно расширяется при сохранении общего профиля консультационной организации.
В соответствии с Распоряжением Мэра Москвы от 07. 05. 1997 г. № 367-РМ “О создании Реестра субъектов малого предпринимательства Москвы”, значительный объем работы по ведению Реестра субъектов малого предпринимательства поручен ТАРПам. Создание Реестра обусловлено необходимостью объективной оценки состояния и динамики развития малого предпринимательства в городе. В настоящее время в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы внесено 53 тысячи предприятий. При внесении в Реестр, малые предприятия получают информацию о льготах, которыми они могут воспользоваться, а также сведения об общегородских и территориальных структурах поддержки малого предпринимательства города, о бесплатных информационных ресурсах, размещенных в сети “Малый бизнес Москвы”. На основе базы данных Реестра предоставляются аналитические справки департаментам Правительства Москвы, префектурам административных округов, Московской торгово-промышленной палате и другим организациям. Эти сведения служат основой для принятия организационных решений на муниципальном, окружном и общегородском уровнях власти.
Дальнейшее развитие получила Система обучения и переподготовки работников малых предприятий, организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также сотрудников аппарата органов управления. Ведущее место в этой Системе занимают Московский фонд подготовки кадров и МАРП. Постоянные изменения спроса и предложения на рынке образовательных услуг потребовали проведения исследования потребностей в обучении и переподготовке кадров малых предприятий, в сфере бытового обслуживания и услуг, на конверсионных предприятиях Москвы. В результате была разработана “Межотраслевая программа подготовки кадров для рыночной экономики Москвы на 2001-2003 гг.”, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 26.09.2000 г. № 755 ПП. Учебно-методические программы направлены на приобретение реальных навыков управления и ведения малого бизнеса в условиях рыночной экономики с учетом специфики российского рынка. Эти программы освещают вопросы организации и регистрации собственного дела, обучают разработке бизнес-планов и инвестиционных проектов. Особое внимание уделяется изучению финансирования и кредитования малых предприятий; налогообложению; лицензированию деятельности; менеджменту; путям повышения эффективности работы предприятий; подбору кадров и работе с персоналом.
В связи с глобальным развитием современных информационных и коммуникационных технологий, стратегическим направлением поддержки малых предприятий города стало создание единой системы их информационного обеспечения. В числе важнейших мер в этом направлении, Постановлением Правительства Москвы от 01.02.2000 № 83-ПП “Об информационной поддержке малого предпринимательства города Москвы”, предусматривается:
оптимизация существующей информационной инфраструктуры и создание на ее основе единого информационного поля для малого предпринимательства;
расширение сферы применения современных информационных технологий в практике бизнеса;
использование малыми предприятиями сетей деловой информации и СМИ.
Головным исполнителем проектов по развитию системы информационной поддержки малого предпринимательства является “Национальное Деловое Партнерство “Альянс Медиа” (НДП “Альянс Медиа”). В кратчайшие сроки были разработаны и введены в эксплуатацию Интернет-серверы:
“Деловые предложения” (www.bisinessoffers.ru);
“Деловые тесты” (www.businesstest.ru);
“Кадровое агентство малого бизнеса” (www.jobsme.ru);
“Производители товаров и услуг” (www.openmarket.ru),;
“Торговый центр” (www.tradecenter.ru);
“Экспресс-почта” (www.expresspost.ru),.
“Деловая пресса” (www.businesspress.ru),
Кроме того в НДП “Альянс Медиа” (www.allmedia.ru) интегрированы серверы:
Информационной сети “Малый бизнес Москвы” (www.binec.ru);
Дистанционного консалтинга (www.dist-cons.ru);
Системы межрегиональных маркетинговых центров (www.marketcenter.ru);
Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства (www.rasme.ru);
Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства (www.mcs.ru);
Московской лизинговой компании (www.ml.ru)
В результате в Москве был создан крупнейший в России информационно-технологический ресурс, позволяющий предпринимателям получать необходимую информацию и осуществлять партнерское взаимодействие в оперативном режиме, а также размещать сведения о своих деловых возможностях и потребностях. Кроме того, это дало возможность малым предприятиям осуществлять прямую связь по “горячим линиям” с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства, Общественно-экспертным советом по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы и другими организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства.
В соответствии с Постановлением Правительства от 15. 10. 1996 г. № 860 –ПП “О совершенствовании городской информационно- справочной системы г. Москвы”, Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства ведутся работы по созданию в Москве Городской информационно-справочной системы (ГИСС). Эта система будет способна удовлетворить многопрофильные потребности предприятий, учреждений, организаций, населения и гостей столицы в информационно-справочных услугах. Стремление к скорейшей реализации проекта ГИСС и его стратегическая значимость для дальнейшего развития Москвы как города мирового значения, подтверждается следующими Постановлениями Правительства Москвы:
от 16. 09. 1997г. №680-ПП “О концепции создания городской информационно-справочной системы г. Москвы”;
от 02. 11. 1999г. №1008 -ПП “О реализации прав ОАО “Городская информационно-справочная служба” на земельные участки для строительства справочно-информационных узлов”;
от 30. 11. 1999г. №1092 -ПП “О развитии сети справочно-информационных автоматов и создание единой централизованной системы управления сетью автоматов в г. Москве”;
от 08. 02. 2000г. №106-ПП “Об увеличении уставного капитала ОАО “Городская информационно-справочная служба”;
от 07. 06. 2000г. №418 -ПП “О первоочередных задачах по дальнейшему проектированию, строительству и финансированию городской информационно-справочной системы”.
Обеспечение развития межрегиональных экономических связей
Устойчивое социально-экономическое развитие Москвы в значительной мере базируется на расширении и упрочнении межрегиональных экономических связей. Для интенсификации усилий в этом направлении, распоряжением Премьера Правительства Москвы от 01. 08. 1997 г. № 834-РП, была создана Система межрегиональных маркетинговых центров (Система ММЦ), которая стала одним из действенных инструментов расширения и укрепления деловых связей малых предприятий Москвы с другими регионами. Региональные маркетинговые центры Системы ММЦ работают в тесном контакте с местными администрациями и принимают активное участие в практической реализации Соглашений, заключенных Правительством Москвы с Администрациями субъектов РФ по экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Информационная сеть Системы ММЦ позволяет обеспечивать постоянное пополнение баз данных и осуществлять оперативный поиск партнеров для московских предпринимателей на межрегиональном уровне.
Система ММЦ первоначально была нацелена на восстановление хозяйственных связей внутри Российской Федерации, однако ее деятельность быстро привлекала внимание стран ближнего и дальнего зарубежья. В результате многочисленных обращений о присоединении к Системе ММЦ других стран было принято Распоряжение Правительства г. Москвы от 17. 11. 1998 г. № 1284-РП “О дальнейшем развитии Системы ММЦ”. В 1999 году на Ялтинской конференции глав государств СНГ, утвердившей Межгосударственную программу поддержки малого предпринимательства в рамках СНГ на 2000-2001 годы, признано необходимым и целесообразным в рамках реализации Российского Проекта Системы ММЦ открыть подобные центры во всех столицах стран СНГ. К настоящему времени отделения ММЦ созданы в 67субъектах Федерации, открыты 3 центра в странах Европейского союза и 3 центра в странах СНГ.
Межрегиональный Центр промышленной субконтрактации и партнерства
По инициативе Московского фонда поддержки малого предпринимательства и Российской ассоциацией развития малого и среднего предпринимательства был создан в конце 1998 года Межрегиональный Центр промышленной субконтрактации и партнерства (МЦС). Этот проект был реализован при технической поддержке Организации Объединенных Наций по Промышленному развитию (ЮНИДО). задачами МЦС являются обеспечение малого бизнеса Москвы информационными и экспертными услугами, а также установление и развитие партнерских взаимоотношений между местными субконтракторами и заказчиками на региональном, национальном и международном уровнях. Силами МЦС были обследованы более 100 промышленных предприятий Москвы и отобран ряд предприятий, имеющих потенциал в области субконтрактации. МЦС принял участие в подготовке проекта Рамочной программы сотрудничества между Российской Федерацией и ЮНИДО на период 1999 - 2002 гг. В данной Программе МЦС является соисполнителем при реализации проектов ЮНИДО по созданию Центров субконтрактации в Республике Коми и в Тверской области.
Обеспечение участия малых предприятий в выставках и на ярмарках
Важным направлением поддержки малого предпринимательства в Москве является целенаправленная деятельность Правительства по продвижению на рынок товаров и услуг, производимых малыми предприятиями города с помощью организации всевозможных выставок и ярмарок. Постоянно ведётся активная работа по привлечению к участию в них как московских, так и региональных малых предприятий.. За последнее время было подготовлено и выпущено 13 распорядительных документов Правительства Москвы по выставочно-ярмарочной проблематике в малом бизнесе (см. Приложение). В рамках выставочных мероприятий формировались оргкомитеты, рабочие группы и комиссии, обеспечившие проведение конкурсов, семинаров, круглых столов, конференций и деловых встреч по различным аспектам предпринимательской деятельности и обмену положительным опытом ведения бизнеса. В выставках и ярмарках, организованных в рамках реализации Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 1998 - 2000 гг., приняли участие на льготных условиях более 800 малых предприятий города. Кроме того, на них свои достижения демонстрировали представители малого бизнеса 58 регионов России и 25 других стран. При содействии Московской палаты ремесел, в 5 специализированных международных и региональных ремесленных выставках приняли участие более 60 предприятий, специализирующихся в ремесленных и художественных промыслах. Следует отметить, что многие малые предприятия участвуя в выставках и ярмарках наряду с расширением объёмов продаж способствуют так же развитию производственной и технологической кооперации как на внутригородском так и на межрегиональном уровнях.
|