Важнейшей тенденцией развития мирового информационного рынка стало завершение периода становления массового производства информации. Датой окончания этого периода аналитики называют 2001 год. Исторический опыт развития массового производства в земледелии и промышленности свидетельствует о том, что период становления неизбежно заканчивается кризисом. В дальнейшем массовое производство стабилизируется на определенном рутинном уровне. Вероятно, в постиндустриальном обществе информационное производство тоже будет развиваться по этому сценарию. Кризис, парализовавший развитие высоких технологий с начала 2001 года, является, прежде всего, отражением кризиса перепроизводства информации, предназначенной для массового потребителя.
В период становления мирового информационного производства информация превратилась в дешевый товар широкого потребления. Практически все ниши мирового информационного рынка заняты конкретными лидерами. Главным следствием кризиса перепроизводства может стать утверждение супермонополий в каждом секторе ИТ-рынка и предельное углубление их специализации.
Ведущие производители готовы предлагать новые и новые технологии обработки и распространения информации, но потребители все избирательнее реагируют на инновации, часто выбирая более простые решения. Так, производители дали массовому потребителю возможность мобильного доступа в Интернет (WAP-услуги), повысили скорость передачи данных (GPRS-технология), но подавляющее большинство пользователей во всем мире заинтересовалось простейшей возможностью передачи коротких сообщений (служба SMS). Технологии настолько опережают реальный спрос, что существующие для связи и дистрибьюции контента сети не успевают окупить себя, как их уже заменяют новые. Многие аналитики полагают, что десятки миллиардов долларов, потраченных в Европе на лицензии мобильной связи третьего поколения, никогда не окупятся.
Период бурного роста индустрии персональных компьютеров (ПК), мобильной связи и традиционного Интернета закончился. Резерв сбыта продукции есть только в развивающихся странах, где потолок охвата населения еще не достигнут. Но здесь развитие инфокоммуникационной отрасли в значительной степени сдерживается невысоким уровнем развития экономики и низкой платежеспособностью населения. Эти факторы в полной мере влияют и на развитие российского информационного рынка.
Таким образом, мировая инфокоммуникационная индустрия подошла к завершению цикла интенсивного развития услуг связи и доступа информации для обезличенной массы потребителей. Удельные показатели предоставления услуг доступа к контенту и создания самого контента для обезличенного массового потребителя стабилизируются на более низком уровне, чем в начале 2001 года. Круг замыкается. Контент - наполнение средств коммуникаций информацией, занял свое место в процессах информационного обмена. Выход из кризиса развитые страны видят для себя в освоении информационных продуктов нового поколения, основанных на иных принципах сбора информации.