Новые тенденции и приоритеты развития московского малого предпринимательства в долгосрочной перспективе потребуют существенного обновления инструментария его поддержки, переноса акцента с одних форм поддержки на другие, усиления целевого, адресного характера поддержки с целом с реализацией механизмов (процедур) оперативной переадресации (изменения круга объектов) отдельных форм поддержки, а в целом – их значительно большей соподчиненности и целеориентированности всех осуществляемых в этой области мероприятий. Ключевое значение для развития практики поддержки приобретут, следовательно, такие принципы, как абсолютное преобладание адресных мер поддержки, комплексность мер поддержки, открытость всех используемых процедур, бюджетоэкономные формы поддержки, оперативное управление экономической и социальной эффективностью осуществляемых мер поддержки через постоянный мониторинг (оценку) таковой эффективности – как в целом, так и по ее отдельным направлениям и даже отдельным получателям.
Перспективные формы поддержки должны реализовывать тенденции “передислокации” бюджетных средств преимущественно в сферу создания гарантийных фондов; конкурсного софинансирования проектов, затрагивающих, наряду с малым бизнесом, развитие предпринимательской среды в целом на городском и территориальном уровне; софинансирование институтов инфраструктуры поддержки до реализации возможности их “экономического самообеспечения”; финансирование научных исследований и перманентного социологического обследования московского малого бизнеса. Структура источников финансирования программы исходить из того, что привлечение ресурсов бюджетного финансирования должно быть преимущественно ориентировано на различные формы поддержки стартовых малых предприятий, на “дооформление” действующих в городе базовых институтов (инфраструктур) государственной и муниципальной поддержки, проведение необходимых экспертных и научных работ.
Наряду со снижением доли прямой финансовой поддержки малых предприятий (в виде кредитов, гарантий и т.п.) необходимо в среднесрочной перспективе стремиться к тому, чтобы выстроить взаимодополняющуюся систему специальных управляющих финансовых компаний, которые ведали бы фондами, выделяемыми на решение одной конкретной задачи каждая, – будь то поддержка стартующих малых предприятий (в виде микрокредитования), поддержка малых предприятий, создающих дополнительные рабочие места (в виде сокращения взносов в социальные фонды или льгот по аренде), поддержка инноваций, поддержка экологически чистых технологий и т.п. Таким образом, именно малые предприятия, которое удовлетворяли бы в своей деятельности наибольшему количеству целевых приоритетов, могли бы получать финансовые ресурсы или льготы (виды помощи) из нескольких источников (“пакетный подход”).
При этом предполагается, что прямое и косвенное привлечение ресурсов бюджетного финансирования (финансовая, имущественная поддержка из бюджетных источников, налоговые льготы и пр.) должно быть преимущественно ориентировано на формы поддержки стартовых малых предприятий. Однако должны быть осуществлены гарантии, что эта ориентация мер поддержки не стимулирует банальный процесс постоянной перерегистрации малых предприятий как “стартовых”.
Наиболее сложно определить перспективы для налогового инструментария политики в отношении малого предпринимательства, что связано с ограниченной компетенцией города как субъекта Федерации в области налогообложения. В целом, здесь можно выделить следующие перспективные тенденции:
* добровольность (для субъектов хозяйствования) введения любых форм / инструментов налогообложения, альтернативно предлагаемых представителям малого предпринимательства в качестве “упрощенных” и проч.; неоспоримость права любого субъекта хозяйствования пользоваться общеустановленными нормами учета, отчетности и налогообложения;
* достаточная дискуссионность моделей “вмененного обложения”, тенденция к сужению сферы их применения и к эволюции в сторону модели патентного обложения для строго ограниченного круга малых форм хозяйствования.
В целом перспективные формы поддержки должны быть ориентированы на поэтапный переход к преобладающему значению “пакетных форм” оказания поддержки (имущественная, финансовая и образовательно-консультационная поддержка), нацелены на становление систем комплексного сопровождения малого бизнеса с целью резкого повышения “выживаемости” малых предприятий за счет их реального утверждения на рынке.
Как было показано выше, рассматриваемой перспективе одним из важнейших направлений развития институциональной среды и форм поддержки малого предпринимательства в Москве как мегаполисе столичного типа – под влиянием объективно складывающейся ситуации в городе и в полном соответствии с имеющимся мировым опытом – будет децентрализация форм и инструментов политики поддержки малого предпринимательства, а также выделяемых с этой целью ресурсов. Только реальная децентрализация способна обеспечить рост эффективности государственной поддержки малого бизнеса. Не случайно при всей маломощности территориальных структур поддержки в ходе анкетирования их содействие оказалось наиболее “замеченным” со стороны представителей малого бизнеса. Нынешний курс на укрепление (в соответствии с нормами федерального законодательства) институтов местного самоуправления в Москве (видимо, включая в итоге и формирование их собственной “закрепленной” налоговой базы) делает это направление совершенствования политики поддержки малого предпринимательства в городе наиболее актуальным.
Так, вводить “веерные льготы” можно, например, и на общегородском уровне, но сейчас, когда ситуация требует перехода к методам “точечной” целевой поддержки наиболее перспективных малых предприятий, это в преимущественной мере возможно только на территориальном уровне. В рамках необходимого с этого целью разграничения полномочий и ответственности органов городских управления разного уровня можно сформулировать следующие предложения.
К сфере компетенции городских властей должно быть отнесено, в частности, следующее: а) защита интересов городского малого бизнеса в законодательных и исполнительных органах как городской, так и федеральной власти; б) разграничение полномочий органов власти и управления города и территориального управления в сфере политики развития и поддержки малого предпринимательства; в) организация взаимодействия административно-государственных и формально самостоятельных (негосударственных) структур поддержки; г) методическое руководством подготовкой окружных и муниципальных программ поддержки; д) идентификация субъектов малого предпринимательства; е) определение долговременных приоритетов и ориентиров развития малого предпринимательства в соответствии с перспективной Концепцией (Генеральным планом) развития города; ж) единая налоговая политика в отношении субъектов малого предпринимательства; з) определение критериев малых предприятий, имеющих возможность получить поддержку непосредственно в соответствующих городских структурах; и) установка общих и дифференцированных принципов и условий аренды (льготной аренды) и иных форм предоставления функционально различных нежилых помещений для субъектов малого предпринимательства; к) осуществление мер поддержки инновационно - технологического малого бизнеса, действующего в сфере “высоких технологий”; л) разработка и реализация общих принципов политики, ориентированной на формирование единой целостной городской предпринимательской среды, прежде всего, на основе развития кооперационных и иных связей и взаимодействий представителей малого, среднего и крупного бизнеса; м) осуществление мер поддержки малых предприятий в форме финансирования и размещения “городского” государственного заказа, причем как на стадии прямой контрактации, так и на стадии субконтрактации; н) привлечение иностранных инвестиций в малые предприятия города; о) разработка принципов и форм ведения Реестров субъектов малого предпринимательства.
К сфере компетенции окружных и муниципальных властей должно быть отнесено, в частности, следующее: а) определение долговременных приоритетов и ориентиров развития малого предпринимательства на территориальном уровне в соответствии с особенностями данной территории и Концепцией социально-экономического развития административного округа; б)практическое осуществление мер поддержки группы “стартовых” малых предприятий через комплексное и облегченное решение вопросов регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности, а также единое осуществление всех других разрешительных процедур, включая регистрацию во всех необходимых инстанциях, получение лицензий, сертификатов и пр. Создание (в первую очередь, с ориентацией на “стартовые” малые предприятия) специализированных учреждений/отделов, выполняющих роль “централизованной бухгалтерии” для малых предприятий (в том числе, в течение 1-2 лет - на льготных условиях), включая услуги по восстановлению бухгалтерского учета, почтово-секретарские услуги и пр.; в) практическое осуществление мер финансовой поддержки наиболее перспективных малых предприятий (кредитование и предоставление кредитных гарантий); г) практическое осуществление мер имущественной поддержки основной группы малых предприятий (аренда и иные формы предоставления нежилых офисных, производственных, торговых, офисных и иных помещений). Приобретение в “муниципальную” собственность пустующих площадей и помещений для передачи их в аренду малым предприятиям или для использования в качестве центров развития малого предпринимательства (бизнес - инкубаторов; центров ремесел и кустарных промыслов и пр.); д) практическое осуществление мер информационно-консультационной и обученческой поддержки основной группы малых предприятий (обучение основам малого предпринимательства и представленным в нем массовым специальностям); е) выбор предпринимательских проектов, а также оценка и мобилизация ресурсов для практического осуществления метода “пакетной помощи” малым предприятиям, в том числе, и стартовым (возможно, на конкурсной основе); сюда же входит комплектация условий и ресурсов для реализации проектов по принципу “лизинг предприятия под ключ”; ж) отработка и реализации “индивидуализированных моделей” использования инструментов малого и среднего предпринимательства при реструктуризации, перепрофилировании и закрытии (передислокации) отдельных предприятий округа; и) практическое осуществление и регулирование на местах практики “минимального вмешательства и контроля” со стороны всех “проверяющих” административных структур в отношении малых предприятий с целью сбора и обобщения соответствующей информации и ее представления в городские и федеральные органы управления; к) осуществление мер поддержки малых предприятий в форме финансирования и размещения территориального “муниципального” заказа; л) основная работа по составлению Реестра субъектов малого предпринимательства (работа в качестве территориальных подразделений уполномоченного держателя Реестра); м) выставочная деятельность, резервирование (на льготных условиях) определенной доли наружной рекламы, установленной в пределах данной территории.
Перспективные тенденции институциональной среды поддержки московского малого предпринимательства прямо указывает на важность заметного усиления ее общественной составляющей. Практические меры поддержки со стороны общественных институтов малого бизнеса в возрастающей мере должны быть ориентированы на решение таких задач, как: а) формирование в среде малого предпринимательства определенного менталитета ответственного социального и предпринимательского поведения, корпоративной консолидации и взаимной ответственности, без чего малый бизнес не в состоянии выполнить свою позитивную роль в экономическом и социальном подъеме российской столицы; б) усиление представительской роли общественных организаций малого предпринимательства, для чего, в первую очередь, они сами должны добиться, чтобы их известность и уровень общественной поддержки со стороны малого бизнеса возросли на порядок – в настоящее время они практически неизвестны рядовому малому предпринимателю столичного региона.
Однако передача части полномочий в сфере поддержки малого предпринимательства его общественным организациям не может носить спонтанного и разового характера. Подобный процесс частичного “разгосударствления” политики развития и поддержки малого предпринимательства в городе должен быть подготовлен в правовом, организационном, экономическом и кадровом отношении. Прежде всего, предстоит более четко определить, какие именно функции поддержки предстоит передать на уровень общественных организаций малого бизнеса и определить основные этапы этой работы, что со всей очевидностью и конкретно (а не через традиционные общие тезисы об усилении роли общественных организаций) должно быть нормативно закреплено. С этой целью должны быть предложены сроки разработки и внесения поправок в соответствующий целевой закон города, который в его нынешнем виде также пока не содержит четких процедур отбора и делегирования отдельных функций поддержки общественным структурам малого предпринимательства городского и территориального уровня.
Полагаем, что аналогичные нормативные акты об участии общественных организаций малого бизнеса в реализации программ и отдельных мер его поддержки должны быть приняты на уровне префектур округов. Как в городской, так и в территориальных программах должны быть отражены и меры по подготовке общественных кадров из среды малого предпринимательства с целью формирования общественных структур, реально дееспособных в практической самоорганизации малого бизнеса, распределении и эффективном использовании всех инструментов его поддержки.
Важной организационной предпосылкой подобной трансформации должно стать укрепление территориального звена общественной самоорганизации московского малого бизнеса. Как мы полагаем, этот уровень должен стать основным, а городские структуры в большей мере тяготеть к статусу некоей “федерации” территориальных союзов и/или ассоциаций малых предприятий города. Такая расстановка сил диктуется тем, что, по нашему мнению, основная доля функций поддержки, которая вместе с известной долей государственных и муниципальных финансовых ресурсов может делегироваться самоорганизующимся структурам малого бизнеса, лет именно на уровне территорий, т.е. округов и частично, на муниципальном уровне. При этом финансовые ресурсы должны делегироваться территориальным структурам общественной самоорганизации малого бизнеса строгим целевым назначением и на договорной основе.
Конкретно, постепенной передаче с территориального (муниципального) уровня поддержки в круг полномочий и ответственности институтов общественной самоорганизации малого бизнеса подлежат следующие функции.
1. Создание и реализация системы “общественного патронирования” группы “стартовых” малых предприятий, направленной на то, чтобы избежать или, во всяком случае, существенно снизить долю “предприятий-однодневок”. Разумеется, общественный патронаж не может ограничивать свободу предпринимательства и учредительства, как одно из важнейших демократических завоеваний рыночной экономики. Однако подобное патронирование должно помочь попадания через те ли иные каналы отдельных видов государственной помощи в карман указанных “предприятий-однодневок”. Целесообразно взаимодействие указанного патронирования с деятельностью системы специализированных учреждений/отделов, выполняющих роль “централизованной бухгалтерии” для “стартовых” малых предприятий, включая услуги по восстановлению бухгалтерского учета и статистической отчетности. Через данные каналы можно добиться определенной меры “прозрачности” деятельности предприятий (не нарушая их коммерческой и финансовой тайны) для аттестации на получение существенной целевой государственной (бюджетной) помощи.
2. Курирование мер финансовой поддержки малых предприятий через кредиты и предоставление кредитных гарантий от лица территориальных обществ взаимного кредитования (взаимного страхования).
3. Участие в осуществлении мер имущественной поддержки основной группы малых предприятий (аренда и иные формы предоставления нежилых офисных, производственных, торговых и иных помещений). В частности, мыслим такой вариант, как аренда (оперативное управление) территориальной Ассоциацией малых предприятий переданных (или приобретенных) в муниципальную собственность пустующих площадей и помещений для передачи их в субаренду малым предприятиям или для использования в качестве центров развития малого предпринимательства (бизнес - инкубаторов; центров ремесел и кустарных промыслов и пр.).
4. Создание систем общественной аттестации качества продукции и услуг малых предприятий в рамках профессиональных (ремесленных) цехов и ассоциаций с выдачей соответствующих аттестатов, выполняющих роль аналогичных государственных разрешительных документов.
5. Осуществление в рамках “общественных приемных” мер информационно-консультационной поддержки основной группы малых предприятий, а также организация начальных стадий обучения основам малого предпринимательства и представленным в нем массовым специальностям.
6. Участие в отборе предпринимательских проектов для практического осуществления метода “пакетной помощи” малым предприятиям с учетом степени прозрачности их финансово-хозяйственной деятельности, а также итогов общественной аттестации их продукции и услуг.
7. Участие в отработке и реализации “индивидуализированных моделей” использования инструментов малого и среднего предпринимательства при реструктуризации, перепрофилировании и закрытии (передислокации) отдельных предприятий округа.
8. Практическое осуществление и регулирование на местах практики “минимального вмешательства и контроля” со стороны всех “проверяющих” административных структур в отношении малых предприятий.