Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы
Московский центр развития предпринимательства
Малый бизнес Москвы


ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА
НОВОСТИ
РАССЫЛКА

  ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА МОСКВЫ


ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ







СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА








РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА































ФОРУМ "МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ"


МАТЕРИАЛЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ "МАЛЫЙ БИЗНЕС РОССИИ В 2001 ГОДУ"
 

Настоящий материал был подготовлен к открытию II Всероссийской конференции представителей малых предприятий, которая прошла 20-21 марта 2001 года в Москве в Центре Международной торговли при поддержке Администрации Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации. Конференция была посвящена рассмотрению вопросов устранения административных барьеров на пути развития малого предпринимательства.

"Неожиданно" оказалось, что малый и средний бизнес является основой развития экономики и становления России. На самом деле никогда нельзя было недооценивать возможности частной трудовой и экономической инициативы граждан, которые еще хотят что-то сделать для самих себя и для своей страны.

Обсудить и объективно оценить проблемы, стоящие на пути предпринимательства, участникам конференции из всех регионов России было достаточно сложно, хотя бы потому, что среди них присутствовало немалое количество тех же чиновников, пусть и от малого бизнеса. В целях расширения круга участников обсуждения этих проблем, а также для доведения позиций как можно большего числа предпринимателей до представителей властных структур Национальное Деловое партнерство "Альянс Медиа" и Социологическая служба "Кассандра" провели всероссийский опрос, результаты которого были опубликованы на сайте www.allmedia.ru и использованы при подготовке итоговых рекомендаций конференции и материалов заседания Правительства РФ.

В этом издании Вы также сможете ознакомиться с итогами анкетирования участников предыдущих съездов и конференций.

Первый тираж брошюры очень быстро разошелся не только среди предпринимателей, но и чиновников, что свидетельствует о необходимости и актуальности такой информации сегодня, поэтому было принято решение о подготовке и выпуске второго издания материалов социологического опроса "Малый бизнес России в 2001".


Президент "Национального Делового партнерства "Альянс Медиа" И. ГОРОДНИЧИЙ
Директор Социологической службы "Кассандра" В. ЛАЩИНСКИЙ



Настоящее исследование задумано и осуществлено в период с февраля по середину марта 2001 года Национальным Деловым Партнерством "Альянс Медиа", обеспечивающим многоаспектную информационную поддержку российских предпринимателей, и социологической службой "Кассандра", многие годы изучающей проблемы предпринимательства в стране. Участниками опроса стали субъекты малого предпринимательства и представители средних предприятий (те из них, кто по формальным основаниям не относится к категории малых предприятий и субъективно оценивает масштаб своей деятельности как небольшой). При организации исследования в максимальной мере были задействованы современные информационные возможности российского делового портала "Альянс Медиа", серверы которого ежедневно посещают от трех до четырех тысяч пользователей из всех регионов России. Анкетирование осуществлялось по электронной почте. Одновременно по ряду актуальных тем проводилось Интернет-голосование непосредственно на главной странице портала (www.allmedia.ru).

На предложенные вопросы, касающиеся оценки нынешнего состояния, проблем и перспектив развития предпринимательства в стране, были получены отклики от 2118 предпринимателей из всех регионов. В подавляющем большинстве случаев(94%) это владельцы, совладельцы или руководители предприятий (примерно 30% из них являются одновременно и владельцами, и руководителями МП). Две трети участников опроса имеют богатый деловой опыт, так как занимаются предпринимательством не менее семи лет, в том числе половина из них - более 9лет. Как правило, это или молодые люди (возраст каждого пятого не превышает 30 лет), или зрелые энергичные предприниматели в трудоспособном возрасте от 30 до 50 лет (66%). Деятельность большей части респондентов связана с производственной сферой, строительством или транспортом (41%). 35% респондентов занимаются торговлей или социальным бизнесом. Свыше 20% работают на рынке консалтинговых, информационных, телекоммуникационных, образовательных услуг.

Поскольку при проведении исследования использовались телекоммуникационные средства, полученные результаты в значительной мере отражают сегодняшние настроения и ощущение перспективы тех деловых людей, у которых бизнес, скорее всего, идет более успешно, чем у общей массы бизнесменов. Во-первых, они продвинулись в информационно-технологическом плане дальше предпринимателей, порой не имеющих не только компьютера, но и более простых технических средств. Более 70% респондентов уже используют для получения деловой информации ресурсы Интернет. Во-вторых, реализуемая ими продукция находит потребителей не только в своем городе или регионе, но и в России в целом, а также за рубежом. 58% имеют деловых партнеров в различных российских регионах, 10% - в государствах СНГ, а 15% - в других странах. Большинство из респондентов, в-третьих, удовлетворены итогами работы своих предприятий в 2000 году и рассчитывают на неплохие результаты в 2001 году.

Таким образом, это деловые люди, в определенном смысле задающие тон в малом предпринимательстве, и тем более важно знать, каковы настроения и намерения в этой относительно более активной предпринимательской группе. Это же обстоятельство делает возможным провести по ряду позиций сравнительный анализ с результатами опросов (состав респондентов во многом совпадает), проведенных социослужбой "Кассандра" на первом (1996 г.) и втором (1999 г.) всероссийских съездах представителей малых предприятий и на всероссийской конференции в 2000 году.

Основные темы опроса: отношение к всероссийским съездами конференциям, о налогообложении МП, о финансовом обеспечении МП, о нормативно-правовой базе МП, о регулировании и контроле за деятельностью МП, об отчетности МП, о мерах по преодолению административных барьеров.

"Нужно ли проводить всероссийские конференции или съезды?" - был задан вопрос предпринимателям.

"Нет, не нужно", - сказали одни, руководствуясь при этом следующей формулой: состояние дел "до" и "после" проведенных форумов. С этой точки зрения, наиболее характерными стали высказывания типа "а воз и ныне там", "это просто способ выпустить пар, а реальных результатов не будет" или "какие бы решения и выводы ни принимались, до сих пор властям до нас дела не было" и т.п. Действительно, для подобных суждений есть основания.

Сравнивая результаты опросов на предыдущих всероссийских форумах предпринимателей с итогами нынешнего исследования можно констатировать, что в целом ситуация для малого бизнеса практически не изменилась. Сложившиеся условия для развития предпринимательства в стране и в прошлые годы, и в 2001 году опрошенные в подавляющем большинстве оценивают "как плохие". Более того, с годами их число растет. Если в 1996 году среду, в которой развивались малые предприятия, считали плохой 67% участников опроса, то в 2001 году - уже 73%.

"Всероссийские конференции (съезды) предпринимателей проводить надо", - говорит другая часть респондентов и приводит свои доводы.

Такие форумы, говорят они, нужны, прежде всего, самим предпринимателям, так как способствуют улучшению взаимопонимания, укреплению взаимодействия и межрегиональных контактов, ускоряют объединительные тенденции, формируют позитивный имидж МП. Так считают 56%респондентов. Для того чтобы заявлять свои интересы, их сначала нужно осознать и четко сформулировать.

Всероссийские предпринимательские собрания необходимы, по мнению 48% опрошенных, и для налаживания более продуктивного диалога между предпринимателями и властями. На подобных мероприятиях предоставляется прекрасная возможность привлечь внимание представителей властных структур и довести до них истинное положение дел в сфере малого предпринимательства. Здесь же становится возможным поиск общих подходов к решению стратегических вопросов и выработке долгосрочной политики развития предпринимательства.

Нельзя прекращать попыток, отмечалось в анкетах, изменить в лучшую сторону условия развития малого предпринимательства, особенно в ситуации весьма распространенного скепсиса в отношении перспектив развития МП. Согласно результатам опроса, 45% респондентов опасаются, что в ближайшие год-два заниматься бизнесом станет еще труднее. При этом "пессимисты" численно преобладают над "оптимистами", которые надеются на перемены в лучшую сторону (32%).Остальные полагаются на то, что предпринимателям, по крайней мере, не станет хуже, чем сейчас.

Наконец, всероссийские конференции (съезды), как считают26% респондентов, способствуют обмену опытом, мнениями, информацией, общению предпринимателей.

В целом, тех, кто высказывается за проведение всероссийских форумов), о не исключает возможности организации подобных мероприятий на региональном уровне), оказалось почти в два раза больше - 58% (оставшиеся однозначно не определились в данном вопросе).

В основе вышеуказанной утвердительной аргументации лежит ряд существенных обстоятельств, которые, кстати, не оспариваются и противниками проведения всероссийских предпринимательских форумов.

Во-первых, малый бизнес набрал достаточный деловой веси занял вполне определенную социально-экономическую нишу в российском обществе. Более двух третей респондентов ощущают, что окружающие благосклонно относятся к малому бизнесу. 69% считают, что отношение населения к МП в последнее время становится лучше. 78% отмечают, что в их регионах имеется устойчивый, хотя и не полностью удовлетворяемый, спрос на продукцию и услуги малых предприятий.

Будучи востребованными обществом и понимая, какой огромный потенциал содержит в себе малое предпринимательство, опрошенные крайне не удовлетворены положением дел в данной сфере. Им было предложено, в частности оценить, какое место в мире занимает Россия по уровню развития МП. Ответы оказались, мягко говоря, неутешительными. Среди лидеров или в верхней части списка ведущих мировых держав страну видят лишь единицы. Немного и тех (9%), кто поставил Россию в середину списка. Основная часть респондентов считает, что поданному показателю мы плетемся в хвосте мировых социально-экономических процессов. 40% видит место нашего государства между середняками и аутсайдерами, а 46% - и вообще среди аутсайдеров.

Во-вторых, большинство предпринимателей (51%), как и в прошлые годы, продолжает высказываться за налаживание диалога с властями и считает, что дальнейшие успехи развития МП зависят от совместных усилий и действий самих деловых людей и властных структур.

Вместе с тем, одним из серьезных препятствий для предпринимателей при организации сотрудничества с властями являются существенные претензии к их действиям. 44%опрошенных считают, что отношение властных структур к малому бизнесу за последнее время меняется, но, к сожалению, в худшую сторону. Противоположной точки зрения придерживается вдвое меньше респондентов (только 20%).

В подавляющем большинстве анкет содержатся весьма критические высказывания по поводу того, как властные структуры содействуют бизнесу. 51 % предпринимателей думают, а еще 36% уверены, что органы власти последовательны в реализации своих собственных заверений. Иную точку зрения высказывают только 9% опрошенных.

Подобные настроения - не лучший фон для укрепления в ближайшей перспективе взаимоотношений предпринимателей с властными структурами, что и показали результаты опроса.75% респондентов не прогнозируют особых перемен в практике взаимодействия бизнеса и властей.

В то же время, показательно, что с заметно большим оптимизмом на действенность контактов с властными органами смотрят те предприниматели, которые входят в состав каких-либо деловых ассоциаций или объединений и, соответственно, отстаивают свои интересы не в одиночку, а лоббируют их сообща. Так, среди "одиночек" в укрепление взаимодействия с властями верят только 4% респондентов, а среди членов предпринимательских объединений - 20%. Отсюда приходит осознание, что решать актуальные предпринимательские проблемы лучше сообща.

Изменив общее отношение властных структур к МП, считает каждый второй опрошенный, удастся решить немало важных вопросов, снять существующие барьеры, которые, как показал опрос, у предпринимателей по-прежнему имеются с излишком. Сегодня из-за множества преград на предпринимательском пути малые предприятия предпочитают двигаться рискованными "потаенными тропами", что с сожалением констатировали опрошенные. В анкете был поставлен такой вопрос: "Много ли МП из-за неблагоприятных условий предпочитают держаться в тени?" Ответ на него, как выяснилось, не вызвал больших затруднений. Только 2% не стали отвечать вовсе, а 7% затруднились определиться однозначно. 62% респондентов указали, что таковых на сегодня больше половины (остальные ответы распределились следующим образом: 2% - отметили вариант "лишь отдельные",2% - "примерно 20%", 9% - "примерно треть"; 16% - "около половины").

Какие же проблемы, прежде всего, необходимо решить для успешного развития бизнеса? Проведенное исследование показало, что наиболее злободневными темами для предпринимателей являются налогообложение, законодательство, финансирование и бюрократия, в том числе в процессе регистрации, лицензирования, сертификации, контроля за деятельностью предприятий, составления отчетности и ведения бухгалтерского учета. Характерно, что перечисленные проблемы не новы. О важности их решения говорили участники и предыдущих опросов на первом и втором всероссийских съездах представителей малых предприятий, на всероссийской конференции в 2000 году.

На вопрос "Какие проблемы, прежде всего, необходимо решить для успешного развития МП?" были получены следующие ответы:

89% (85%) - налогообложение,
71% (60%) - совершенствование нормативно-правовой базы,
71% (51%) - упрощение отчетности, бухучета,
58% (64%) - финансово-кредитные вопросы,
47% (33%) - регистрация, лицензирование, сертификация, контроль и т.п.,
37% (26%) - обеспечение безопасности,
37% 23%) - арендные отношения,
26% (20%) - лизинговое обслуживание,
20% (20%) - учеба кадров, квалификация,
19% (21%) - координация структур поддержки малого бизнеса,
19% (24%) - информационное обеспечение.

Примечание: Допускалось несколько ответов. В скобках даны усредненные результаты опросов, проведенных в предыдущие годы.

Наиболее часто, традиционно, опрошенные жалуются на существующую систему налогообложения. В феврале 1996 года о непомерном бремени налогов заявил 91% участников первого съезда представителей МП. В октябре 1999 года - 84%участников второго съезда. В марте 2000 года - 80% участников первой всероссийской конференции. Наконец, накануне второй всероссийской конференции о необходимости решения проблемы налогообложения для успешного развития малых предприятий сказали 89% предпринимателей. Более того, они считают, что этот вопрос должен быть в числе основных и на самой конференции.

Учитывая актуальность проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства, опрошенные традиционно вносят различные предложения по ее решению. Среди них, в частности:

• снижение (ослабление) налогового бремени, уровня налогов(например, за счет изменения налогооблагаемой базы);
• максимальное упрощение системы налогообложения("Надоело кормить разработчиков бухгалтерских программ", -писали в анкетах);
• предсказуемое и стабильное налогообложение ("Может быть, например, объявлена "пятилетка стабильности" с неизменными "правилами игры". При этом исходить надо из принципа, что ни одно из изменений в налоговом законодательстве не должно ухудшать материальное положение предпринимателя".);
• покончить с вседозволенностью налоговых органов.("Налоговые органы должны обслуживать предпринимателей, а не наоборот". "Дело доходит до смешного: на прием к налоговому инспектору нужно записываться заранее, иначе охрана на вахте просто не пропустит в здание. За получением ИНН -многочасовые очереди".)

В целом, предпринимателей не устраивает, что налогообложение напоминает "кампании по выжиманию налогов". Все сводится к формуле "Заплатил налоги, и государство спит спокойно", в то время, как неблагоприятное положение в налоговой сфере непосредственным образом сказывается на решении многих задач и, в значительной мере, кредитно-финансовых вопросов малых предприятий.

Здесь получается замкнутый порочный круг. МП уходят от налогов и в результате вынуждены быть "темными лошадками" для кредитных учреждений. Последние, естественно, связываться с такими "непрозрачными" фирмами не хотят. Кредиты не выдаются, инвестиции не поступают, и все буксует.

Плохое кредитно-финансовое и инвестиционное обеспечение МП продолжает, как и в прошлые годы, очень тревожить предпринимателей. 60% из них, согласно результатам опроса, относят этот вопрос к числу наиболее злободневных.

"Хорошим" финансовое положение своих предприятий в исследовании назвали только 9% опрошенных. Каждый пятый ответил, что с финансами дело обстоит плохо. Остальные считают свои финансовые показатели удовлетворительными.

Основная проблема состоит в том, что у респондентов по-прежнему нет уверенности в коренном изменении положения дел с финансовым обеспечением предпринимательской деятельности.

Участникам второй всероссийской конференции представителей малых предприятий в марте прошлого года и предпринимателям в нынешнем году задавался один и тот же вопрос - рассчитывают ли они на улучшение финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения МП? Можно констатировать, что по истечении года никаких перемен не произошло. В 2000 г. утвердительно (выбрали ответ "да" или "скорее да") ответили 19% респондентов и в 2001 г. - столько же. Подавляющее большинство (более 70%) не верят, что ситуация изменится к лучшему.

Прошедший год не принес ощутимых перемен во взглядах на преимущественные источники финансовой поддержки МП. Основным из них, как и в 2000 г., считаются собственные средства малых предприятий. На них ориентировались, согласно данным прошлогоднего исследования, 62%, а в 2001г. - 67% опрошенных. Вторым источником, хотя и заметно уступающим первому, как и ранее, называется частный кредит. На него вновь рассчитывают порядка 30% опрошенных. Наконец, несмотря на труднейшие взаимоотношения малого бизнеса и кредитных учреждений, третьим реальным финансовым источником для МП считается банковский кредит. На поддержку банков надеются свыше 20% опрошенных.

Все остальные возможные источники финансовой поддержки МП - из разряда мечтаний или значатся лишь на бумаге:

9% - из фондов поддержки МП,
9% - через лизинг, франчайзинг,
5% - косвенное госфинансирование (льготы по налогам, нормы амортизации и т.п.),
5% - иностранный капитал,
2% - через кредитные кооперативы,
1% - венчурный капитал,
1% - прямое государственное финансирование (субсидии, дотации, кредиты).

Причем, зачастую, чтобы получить финансовое обеспечение из указанных источников, нужно исполнить жесточайшие требования. Опрошенные, в частности, сетуют на то, что структуры, созданные именно для поддержки МП, излишне заформализованы и информационно непрозрачны. Почему, спрашивают они, фонды поддержки малых предприятий не дают широкую информацию о своих услугах и возможностях, а также не занимаются поиском предприятий, которым их помощь может понадобиться ("К примеру, страховые компании постоянно засыпают потенциальных клиентов своими предложениями. Вот и организации, которые по своему назначению призваны поддерживать либо координировать МП, должны быть такими же настойчивыми!?").

К числу важных предпосылок для успешного развития малого бизнеса относится создание надлежащей нормативно-правовой базы, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Несмотря на то, что за несколько последних лет было принято немало законодательных и нормативных актов, проведенные опросы указывают на повышенную неудовлетворенность среди предпринимателей правовым регулированием их деятельности. Свыше 70% из них относит совершенствование нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства к наиболее актуальным сегодняшним проблемам, а 57%убеждены, что нормативно-правовая информация будет по-прежнему пользоваться повышенным спросом.

В этой связи у предпринимателей имеются серьезные претензии к работе Государственной думы, к фракциям и депутатским группам. Каждый третий респондент (32%) считает, что ни одно из депутатских образований на деле не озабочено проблемами малого предпринимательства. Остальные высказывают мнение, что в плане нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства что-то делается, но далеко не всеми фракциями и депутатскими группами одинаково. Депутаты, избранные от регионов, вяло контактируют с предпринимательскими объединениями на местах. На общем фоне, как говорят опрошенные, своим стремлением позитивно воздействовать на развитие малого бизнеса выделяются, пожалуй, "Союз правых сил", "Яблоко" и "Отечество - Вся Россия" (перечислены в порядке убывания числа упоминаний).

Проблематичность для МП отстаивать своих интересы кроется в разобщенности массы представителей малого бизнеса. Предприниматели часто "обходят стороной" деловые союзы и объединения, из-за чего возникают трудности образования достаточно мощных лоббистских структур не только на федеральном, но и на региональном уровне. В результате об их запросах слабо информированы законодательные собрания субъектов Федерации и, соответственно, не озабочены обеспечением требующейся правовой поддержки. Низка активность и самих местных законодателей.

Известно, например, какую активную роль в обеспечении интересов малого бизнеса при формировании нормативно-правовой базы играют территориальные торгово-промышленные палаты, действующие на основании специального Закона "О торгово-промышленных палатах в Российской федерации". Опрос участников на III конференции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в конце декабря2000 года показал, что даже им не всегда удается наладить систематические контакты с региональными органами по вопросам создания местной законодательной и нормативной базы.

В результате несовершенство законодательства субъектов федерации нередко оборачивается для МП, кроме всего прочего, и материальными потерями. В анкете был задан вопрос: "Случалось ли нести Вашему предприятию материальные издержки из-за неожиданных изменений в региональных законах, нормах ведения бизнеса?". Оказалось, что только каждый десятый (10%) опрошенный избежал этой участи. Большинство попадали в подобную ситуацию, в том числе треть (34%) - довольно часто.

А каковы перспективы? Изменяется ли ситуация с регулированием МП в регионах? 69% респондентов, отвечая на эти вопросы, констатируют, что каких-либо видимых улучшений не наблюдается. Более того, каждого пятого опрошенного (23%)беспокоит то, что за последнее время происходят перемены в худшую сторону.

Многими предпринимателями высказывается пожелание провести усовершенствование федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации особенно в части, касающейся регулирования текущей деятельности малых предприятий.

Регламентирующая деятельность МП документация составлена таким образом, считают свыше 70% опрошенных(74%), что позволяет по-разному трактовать нормативные положения. Нормативные акты, по мнению каждого второго предпринимателя (48%), устарели и отстают от сложившейся предпринимательской практики.

Часть из них вполне возможно из числа директивных перевести в разряд рекомендаций. Действия, которые считаются предпринимателями недопустимыми, дают возможность "усердствовать" чиновникам - всегда можно наказать любого. "Нужен здравый смысл. Выживаемость предприятий не должна быть обязательно увязана с нарушениями тех или иных установленных норм".

Все еще не изжита практика (о чем поведали 40%респондентов), когда регулирующая документация вводится задним числом. Не так уж редки и случаи недостаточного информирования предприятий о принятых решениях и нормативных актах (35%).

Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства страдает и тем, что не способно в должной мере противодействовать бюрократическим проволочкам - так считают59% опрошенных, а то и вовсе не исполняется надлежащим образом со стороны уполномоченных органов и лиц (32% ответов). В таких условиях становится весьма проблематичным защищать законные предпринимательские интересы.

Больным вопросом для малого предпринимательства является неурегулированность процедур контроля за текущей деятельностью предприятий.

На вопрос "Что особенно беспокоит Вас в процедурах регулирования МП?" были даны такие ответы:

74% - возможность разного толкования положений инструкций,
60% - бюрократические проволочки,
59% - проблематичность защиты своих законных интересов,
48%- отставание нормативных документов от предпринимательской практики,
40% - введение регулирующих документов задним числом,
35% - недостаточное информирование о принимаемых решениях и нормативных актах,
32% - нарушения законодательства,
59% - избыточность контролирующих органов,
44% - попытки вымогательств,
42% - материальные издержки, необоснованные штрафы,
36% - некомпетентность проверяющих,
34% - непредсказуемость результатов проверок,
25% - угроза раскрытия коммерческой информации,
23% - превышение служебных полномочий,
21% - спонтанность проверок,
21% - множественность проверок,
9% - неисполнение служебных обязанностей.

Примечание допускалось несколько ответов.

Судя по результатам опроса, контролеры появляются на малых предприятиях регулярно (в среднем, как минимум, один раз в месяц). 59% предпринимателей жалуются на избыточность контролирующих органов. По наблюдениям 62% опрошенных, наиболее часто малые предприятия посещают налоговые инспекторы. Не забывают о малом бизнесе пожарники (34%),органы МВД (27%), СЭС (26%) и другие проверяющие.

К тому, что встречи с контролером не избежать, предприниматели, в принципе, готовы. Их не устраивает другое:"проверки ведутся по произвольно устанавливаемым или неизвестным, а то и непонятным для них правилам. Такая порочная практика распространена довольно широко, и 40%опрошенных указали, что у них именно так была произведена большая часть проверок. Кроме того, правила осуществления контрольных действий могут быть заранее известными, но инспекторы явно превышают свои служебные полномочия, с чем приходится сталкиваться примерно каждому пятому предпринимателю (23% ответов).

К тому же работа с контролерами отнимает непозволительно много рабочего времени. По прикидкам предпринимателей, на работу с представителями контролирующих органов ежемесячно приходится до 15% рабочего времени, в том числе - из-за довольно часто выявляемой некомпетентности проверяющих(36% опрошенных сталкивались с такими случаями). Все это оборачивается материальными издержками, а то и необоснованными штрафами. Не так уж редки со стороны контролеров и попытки вымогательств, что отмечалось в 44% анкет.

Есть и другие тревожащие моменты. Каждый четвертый опрошенный (25%) не исключает возможности раскрытия проверяющими коммерческой тайны. Предприниматели также не исключают, что в отдельных случаях контролеры действуют по чьему-то злому умыслу - для устранения конкурентов.

При усовершенствовании процедур регулирования малого предпринимательства опрошенные рекомендуют внимательнее посмотреть на требования к ведению малыми предприятиями отчетной документации. 71% предпринимателей считает уместным сократить и упростить существующие учет и отчетность, в частности, путем унификации заполняемых форм и замены бумажных отчетов их электронным видом с последующей передачей соответствующим инспекциям электронной почтой.

Установленные на сегодня учетные операции страдают бумаготворчеством и отнимают массу времени. В целом учетно-отчетную ситуация на малых предприятиях предприниматели в анкетах образно описывают так: "Пусть они посмотрят хотя бы на форму товарной накладной и подумают о том, какой смысл делать документы, которые не нужны ни тем, кто с ними непосредственно работает, ни тем, кто все это должен проверять. А ведь из-за такого рода мелких деталей, на которые, кстати, тоже уходит уйма времени, приходится либо нанимать людей на непроизводительную работу, либо самому делать лишнюю работу, что также оставляет гораздо меньше времени на осуществление основных обязанностей". Помимо того, что требуется заполнять "кучу лишней и непонятно кому нужной отчетной документации", пишут респонденты, нужно постоянно реагировать на многократные и малопонятные изменения форм отчетности.

Массу документов приходится готовить, согласовывать и утверждать в процессе регистрации, при сертификации и лицензировании. Здесь также, по высказываниям каждого второго предпринимателя (47% ответов), необходимо критическое переосмысление накопившегося опыта и внесение кардинальных изменений.

Главное, что не устраивает предпринимателей при осуществлении административного регулирования работы малых предприятий учетно-контрольными методами - это отсутствие какого-либо ощутимого позитивного воздействия на развитие МП. Каждый второй опрошенный (48%) не смог припомнить ни одного случая, когда бы работа контрольных органов хоть в чем-то помогла ему. Только треть респондентов(33%) извлекли из результатов проверок полезные выводы для своего бизнеса, но лишь в отдельных ситуациях.

Высказывая критические замечания по поводу административного воздействия на развитие малого предпринимательства, опрошенные одновременно делали предложения по изменению существующей практики.

В анкетах была высказана мысль "о необходимости отмены того, чем "торгует" большинство чиновников - всевозможных видов, хотя и узаконенных, льгот. Экономические правила и цены внутри страны, по их мнению, должны быть одинаковыми для всех предприятий и физических лиц(добывающих, производящих, торгующих, инвалидов, ветеранов, награжденных, военных, депутатов, администраций, фондов, ассоциаций и других). Только полное равноправие всех участников рынка (больших, малых, государственных, частных, зарубежных и прочих предприятий), считают они, обеспечит здоровую конкурентную среду для появления эффективно и устойчиво работающих МП".

Ответы на вопрос "Укажите наиболее действенные меры для устранения административных барьеров" распределились следующим образом:

39% - навести порядок в сфере лицензирования,
38% - перейти от разрешительного порядка регистрации к уведомительному,
33% - ограничить права ведомств по проверке предприятий,
32% - относить затраты на проверки в себестоимость продукции,
30% - ввести материальную ответственность для недобросовестных контролеров,
28% - ужесточить контроль за соблюдением Закона о госслужбе,
27% - реформировать деятельность судов,
26% - перейти к комплексным проверкам (не чаще одного раза в год),
20% - повысить правовую грамотность предпринимателей,
18% - повысить зарплату чиновникам,
17% - создать Комиссии по снятию административных барьеров,
17% - активизировать деятельность предпринимательских объединений,
13% - другое.

Примечание: допускалось несколько ответов.

39% предпринимателей поддерживают намерения федеральных властей по наведению порядка в сфере лицензирования. (Пора, например, разорвать порочный круг, когда без лицензии нельзя оформить аренду, а без аренды -лицензии). Нельзя также выпустить из поля зрения и процедуры сертификации. (В одной анкете из Сибири была описана следующая парадоксальная ситуация: "По роду деятельности, написали респонденты, мы производим оборудование, подлежащее сертификации. Ее можно провести только в Москве. Зачем нужна такого рода централизация? - задаются вопросом предприниматели").

38% респондентов считают правильным осуществление перехода от разрешительного к уведомительному порядку регистрации предприятий, а чтобы умерить пыл противников данного решения, рекомендуют проводить с ними сеансы "бизнес-терапии" -дать им попробовать зарегистрировать свою фирму в каком-нибудь провинциальном городе по тем правилам, за которые они ратуют.

32% опрошенных полагают, что, поскольку административные барьеры стоят на пути развития предпринимательства, некоторые оздоравливающие ситуацию меры могли бы носитьрыночный характер. В частности, вполне оправданным моглобы стать отнесение затрат на контрольные проверки в себестоимость продукции.

Было высказано и поддержано много других предложений. Однако, рассуждая о том, как бы расчистить бюрократические завалы на пути развития малого предпринимательства, многие респонденты делают это с изрядной долей скепсиса.

Так, треть опрошенных (31%) прогнозируют, что объявленная борьба с административными барьерами закончится, как это уже случалось, попросту на бумаге. Каждый четвертый предприниматель (25%) опасается, что после реализации определенных мероприятий наряду с существующими преградами появятся дополнительные. 36% респондентов допускают счастливый исход в противодействии бюрократии, но одновременно предполагают, что на месте старых административных завалов возникнут новые. 13% вовсе не берутся предопределить, чем все закончится. В безоговорочную победу верят только 5% опрошенных.

Рассуждая о перспективах МП, опрошенные полагают, что малопродуктивно сводить все проблемы только к созданию более благоприятных условий для непосредственной производственной работы малых предприятий, как это происходит сегодня. Малое предпринимательство изменяет образ жизни миллионов россиян.

Свыше 80% респондентов в принципе удовлетворены тем, чем занимаются, хотя часто работают в ущерб своему здоровью(каждый третий не может похвастаться состоянием здоровья),посвящая работе значительную часть свободного времени(каждый второй недоволен тем, как отдыхает). 60% опрошенных верят в свои жизненные перспективы на этом пути. В сферу малого бизнеса вовлекается все больше молодых людей.

Отвечая на вопрос, каковы у МП перспективы стать основой для формирования среднего класса в России, только 20%респондентов исключили подобное. Более половины участников опроса верят в то, что предприниматели, занимающиеся малым бизнесом, или уже стали прообразом среднего класса в стране(10%) или могут стать в ближайшее время (44%). А вот станут ли реально, - во многом зависит от дальнейшей политики государства в отношении малого предпринимательства.




Rambler's Top100
Статьи