Основой рынка деловой информации является достоверная информация о хозяйствующих на рынке структурах. Конкурентная борьба в бизнесе затрудняет формирование открытой информационной системы. Частные компании раскрывают сведения о своей деятельности лишь в той степени, в какой это будет необходимо для привлечения клиентов и инвесторов.
В зарубежной практике существуют определенные механизмы установления ответственности фирм за предоставление ложной информации, например, при регистрации фирмы или рекламировании продукции. Существовавшая в течение десятилетия регистрационная система хозяйствующих субъектов не давала ясного ответа на вопрос: действует ли сейчас реально на рынке данный субъект или нет.
Единственным возможным решением этой проблемы является открытие для предпринимателей государственных (налоговых, регистрационных) баз данных. Сегодня это важнейшая проблема информационной поддержки российского бизнеса, и от ее решения зависит многое: от возможности цивилизованного ведения бизнеса, до доверия предпринимателей к государству в целом.
Действовавшая до июля 2002 года система была настолько непрозрачна, что даже установить цифру действующих в стране юрлиц невозможно. По данным Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, в стране числилось 3,1 млн юридических лиц. Из них 1,3 млн компаний не предоставляли отчетности. Еще четверть миллиона предоставляли нулевые балансы. По Москве приводились такие цифры: из 820 тыс. юрлиц только 300 тыс. регулярно подавали отчетность /19/. В стране отсутствовал единый государственный реестр юридических лиц.
Предложенная в 2002 году новая система регистрации привязывает юридическое лицо к налоговой инспекции. Этот выбор обосновывается тем, что налоговое ведомство имеет территориальные подразделения во всех субъектах Российской Федерации, достаточно хорошо оснащено технически и имеет свою корпоративную систему связи. Фактически ведомство давно выполняло схожий с процессом государственной регистрации процесс постановки их на учет в качестве налогоплательщиков. Однако, за рубежом делом регистрации занимаются другие организации, например, торгово-промышленные палаты. Поэтому пока не ясно, сумеет ли налоговый орган, решающий свои фискальные проблемы, удовлетворить потребности общества и бизнеса в значимой для них информации о хозяйствующих субъектах.
Правда, ведомство собирается делиться с обществом информацией по регистрации (в отличие от налоговой тайны). Налоговая служба владеет базовой информацией о действующих организациях, и по идентификационному коду (ИНН) можно будет посмотреть свидетельство о государственной регистрации. Предполагается, что уточнение регистрационных сведений партнера будет бесплатным, например, при обращении к официальному сайту. За более полные сведения придется заплатить, стоимость запроса нормативно определена – два МРОТа.
Что должно способствовать повышению информационной прозрачности сферы регистрации? Одновременно с упрощением процедуры регистрации в Уголовном и Административном кодексах введена серьезная ответственность за предоставление ложных сведений, за их непредоставление, за ведение деятельности без регистрации. Отвечать будут и владелец фирмы, и его доверенное лицо -заявитель, который принес документы. Хотя, очевидно, что время всеобщей безответственности в деле организации бизнеса может закончиться лишь тогда, когда без проволочек в судебных органах будут выявляться ложные сведения о бизнесе.
Практику регистрации предприятий по новым правилам опробовал, например, корреспондент журнала "Русский фокус" /20/, обнаружив при этом, что она пока сильно отличается от принятого во многих странах заявительного принципа "в одно окно".
Материалы по государственной регистрации лиц представлены на веб-странице (