В начале 90-х годов в офисе любой фирмы стояли отдельные настольные компьютеры, к которым были подключены матричные принтеры. Но довольно скоро было осознано удобство локальных сетей для офиса. Появилось множество сервисных фирм, устанавливающих типовые решения по компьютерным, сетевых, связным технологиям.
Перейти от стационарного офиса к мобильному помогли портативные компьютеры и мобильные телефоны. Основным элементом решения для мобильного офиса могут стать и производительные карманные устройства. При этом они также подключаются к беспроводной локальной сети. Таким образом, мобильный офис - это решение на основе ноутбука или карманного компьютера. Сейчас в крупных российских городах отмечается стабильный рост спроса на мобильные офисы в разных комплектациях.
Пути решения задачи рациональной организации связи и экономии средств на коммуникации во время деловых поездок и отдыха руководителя фирмы подробно описаны в статье /13/. Здесь представлены два аспекта проблемы:
- устройства для мобильного офиса (портативные компьютеры, карманные компьютеры, мобильные телефоны и коммуникаторы);
- сервисы, необходимые для реализации деловых коммуникаций.
Один из типовых вариантов мобильного офиса состоит из ноутбука, мобильного телефона, портативного принтера, цифрового аппарата, кейса. Подобный комплект весит около трех килограмм. Наличие у ноутбука инфракрасного порта позволяет подключать к нему периферийные устройства без дополнительных кабельных соединений. С помощью мобильного телефона с инфракрасным портом можно постоянно выходить в Интернет.
Вариант мобильного офиса на базе карманного компьютера, например, Palm обеспечивает еще меньший вес, автономный срок работы до 30 часов, не требует соединительных проводов.
Очевидно, что комплект мобильного офиса выбирается в зависимости от типа решаемых задач. Если задача сводится к работе с документами и отправке писем, факсов, то можно ограничиться мобильным телефоном и карманным компьютером (цена комплекта 700-1000 долл.) или ноутбуком (цена комплекта 1500-2000 долл.).
Для работы мобильного офиса нужны сервисы, прежде всего, доступ к Интернету, электронной почте, программы для работы с документами. Если стоит задача работы с вебом, то целесообразно организовать для своего мобильного офиса интернет-роуминг, так как выход в Сеть с мобильного телефона будет дорогим.
Удобный интерфейс, устанавливающий связь с множеством местных зарубежных провайдеров, предоставляют системы GRIC (Global Reach Internet Connection) и ipass. По подписке на услуги системы ipass пользователь может подключиться к одной из 8000 точек присутствия по всему миру. GRIC является крупнейшей международной сетью интернет-роуминга. Для работы с ней пользователь устанавливает программу GRIC Dial. В России услуги GRIC предоставляет "Россия-Он-Лайн".
Другая возможность обеспечения интерфейса мобильного офиса с Сетью - заключение договора с одним из международных провайдеров, создающих глобальную сеть интернет-доступа, например, AOL, MSN Networks, T-Online, Tiscali. Эти услуги будут стоить несколько дороже, но появляется возможность пользоваться различными сервисами, например, услугами в области мобильного Интернета.
Если деловые коммуникации ограничиваются разговором по телефону, то можно воспользоваться решениями, позволяющими сэкономить на мобильной связи. Например, в России компании "Совинтел", "Ростелеком", Golden Telecom предоставляют карты, позволяющие воспользоваться опцией tall free или беспошлинный номер, начинающийся на 8\888. При этом в каждой стране пользователю карты присваивается номер, причем для всех внутренних разговоров используется низкий тариф.
За рубежом можно также воспользоваться международной картой Swisscom (пока в России нет офиса ее продаж), арендовать мобильный телефон с местным номером, воспользоваться услугой аренды или доступа к удаленной интеллектуальной станции для настройки номеров переадресации, получить номер у национального мобильного оператора.
Таким образом, растущее малое и среднее предприятие имеет сегодня возможность пользоваться всем спектром решений по организации своей инфокоммуникационной среды наиболее подходящим для ее задач способом. Она даже может воспользоваться полностью услугами внешних организаций, передав им функции, связанные с поддержкой инфокоммуникационной среды. Практический опыт оказания услуг по аренде приложений накоплен, например, такими фирмами, как "Гарант-Парк-Интернет направление - PARKING.RU (www.parking.ru), DATA FORT (www.datafort.ru), e-Style ISP (www.esisp.ru), EPAM Systems (www.epam.com), Фронстеп (