Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы
Московский центр развития предпринимательства
Малый бизнес Москвы


ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА
НОВОСТИ
РАССЫЛКА

  ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА МОСКВЫ


ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ







СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА








РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА































ФОРУМ "МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ"


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МСП В КРУПНЫХ ГОРОДАХ (ЧАСТЬ 1)
 

Переходя к более детальному рассмотрению особенностей и проблематике социально-экономических преобразований в крупнейших городах мира, следует сказать , что к числу вызвавших их основных причин относятся:

Переходя к более детальному рассмотрению особенностей и проблематике социально-экономических преобразований в крупнейших городах мира, следует сказать , что к числу вызвавших их основных причин относятся:

  • кризис устаревшей крупномасштабной промышленности;
  • необходимость оздоровления городской среды обитания и вследствие этого закрытие или перевод в другие районы экологически вредных производств;
  • перемещение некоторых отраслей промышленной инфраструктуры крупных городов в соседние поселения или на прилежащие территории, стимулируемое налоговой политикой, льготами, устранением административных препятствий и/или другими преференциями и методами;
  • стремление к развитию сопредельных территорий и близлежащих городов, минимизация социально-экономических различий крупных городов, периферийных населенных пунктов и прилежащих территорий, входящих в сферу влияния крупных городов;
  • технологические достижения в области транспорта, связи и информации, как средств реализации политической и экономической активности;
  • перемещение избыточной рабочей силы и горожан-пенсионеров на новые места жительства с лучшими удобствами и условиями жизни;
  • сокращение ежедневной “маятниковой” миграции населения по производственным и социально-бытовым причинам.

Таблица 4.6.

Роль малого предпринимательства в экономике

городов мирового значения

ГОРОД

Доля города в ВВП страны (%)

Доля сектора МП в ВВП города (%)

Лондон

30

60

Париж

29

48

Нью-Йорк

20

75

Токио

18

50

Москва

13,8

~ 40

Социально- экономическая роль МСП в жизни крупных городов постоянно растет, т.к. этот сектор динамично развивается во всех сферах городской деятельности, жизненно важных для обслуживания города и для обеспечения его экономического благосостояния. Это подтверждается данными об удельном весе МСП в валовом национальном доходе (ВНД) городов мирового значения (табл. 4.6.). Социальная значимость МСП в жизни городов мирового значения, обусловлена уже тем, что в этом секторе городской экономики сосредоточено свыше 70% занятых, устойчивый заработок которых обеспечивает достойные условия жизни основной массе городского населения и прилежащих к городу территорий.

Некоторые особенности развития и поддержки МСП в Лондоне

На начало 2000 г. в Великобритании активно действовало 3 657 885 предприятий всех типов , в том числе 3 179 675 индивидуальных, малых и средних предприятий. Причем к разряду индивидуальных предприятий или микропредприятий ( без наемных работников) относилось 2 339 645 (64% ) предприятий на которых было занято свыше 2,7 млн. человек (12,7% от всего занятого населения страны). При этом в Лондоне сосредоточено 17,9% всех предприятий страны на которых работает свыше 4,5 млн. человек.

В 80-е годы вследствие общего упадка деловой активности в Великобритании, в Лондоне произошел значительный сдвиг от производства к сфере обслуживания. В настоящее время занятость на производственных предприятиях сократилась более чем в 3 раза и составляет менее 10% занятого населения Лондона. Выход производственной продукции также снизился на 22%, при этом доля производства в экономике Лондона в настоящий момент ниже среднего показателя по всей стране. В то же время на долю финансовых и коммерческих услуг в Лондоне приходится около 40% ВВП по сравнению с 24 % ВВП по всей стране. Несмотря на общее сокращение крупномасштабной производственной деятельности, в Лондоне по прежнему существует дефицит трудовых ресурсов который восполняется в основном за счет примерно 1 миллиона жителей пригородных районов и ближайших городов, которые ежедневно совершают маятниковые поездки.

По мере перемещения производственной деятельности за пределы Лондона постепенно прекратила свое существование Лондонская территориальная концентрация промышленности. Это было обусловлено рядом факторов, характерных именно для крупнейших городов, наиболее значимыми из которых можно назвать следующие:

  • перегруженность транспортных магистралей;
  • рост стоимости земли препятствует развитию производства, вынуждает продавать крупную недвижимость и перемещать предприятия из города;
  • современные производственные процессы зачастую не совместимы с городской инфраструктурой;
  • ужесточение городских экологических стандартов, вводит ряд ограничений для производств, что снижает его конкурентоспособность;
  • возрастающий дефицит трудовых ресурсов, при одновременном увеличении стоимости труда.

Распад территориальной концентрации промышленности в Лондоне создал благоприятные условия для развития творческой и культурной деятельности, туризма и сферы обслуживания. Рост рынка международных банковских услуг в 70-80е годы и либерализация финансовой деятельности в Великобритании послужили главным толчком для развития сектора делового и технического обслуживания в сфере бизнеса.

В экономике Лондона сектор МСП занимает доминирующее положение, обеспечивая от 50% до 60% ВВП, производимого городом. В Лондоне сосредоточено свыше 568 тысяч предприятий , причем количество малых предприятий за последние 10 лет возросло почти на 60 тыс. и достигло 245 тыс. в 2000 г . На этих предприятиях занято 3091458 тыс. человек или 71,4% всех работающих в городе. Более 75% общего числа малых предприятий имеет штат до 10 человек, которые специализируются в основном в сфере обслуживания, не требуют значительных производственных площадей и занимаются обслуживанием местного рынка.

Следует особо отметить, что в Лондоне активно увеличивается сфера самозанятости, объединяющая микропредприятия, семейные предприятия (не использующих наемных работников) и представителей свободных профессий (артисты, журналисты, художники , ремесленники, водители, переводчики, коммивояжеры и др.). В 1998 г в сфере самозанятости насчитывалось 464 тыс человек. По прогнозам агентства Small Business Service (далее SBS), опубликованном в феврале 2000 г, в Лондоне к 2004 году в сфере самозанятости будет сосредоточено свыше 600 тыс. человек. Причём свыше 25% из них будет вовлечено в операции с недвижимостью и в оказание деловых услуг, а около 20% будут заниматься строительными и ремонтными работами. Кроме того, SBS обращает особое внимание на то, что рост самозанятости происходит, при одновременном сокращении количества малых предприятий размером от 10 до 200 рабочих мест. Это указывает на возрастающие трудности в процессе формирования и роста именно этой переходной группы предприятий.

Одной из характерных особенностей демографии Лондона является значительное количество представителей этнических меньшинств. Это в определенной мере сказалось на ситуации в секторе МСП. В настоящее время около 19% всех предприятий сектора МСП находятся во владении этнических меньшинств. Причем деловая активность этнических меньшинств в основном сконцентрирована в гостиничном бизнесе, в оптовой и розничной торговле.

Развитие и поддержка МСП в Лондоне

Правительственное ведомство по управлению Лондоном отвечает за осуществление политики, направленной на экономические преобразования и повышение конкурентоспособности города, координируя деятельность центральных и местных исполнительных органов власти. Власти административных округов обеспечивают жизнедеятельность городской инфраструктуры в рамках подведомственных территорий. В их обязанности входит также обеспечение занятости местного населения, при этом усиленное внимание уделяется общему экономическому развитию в подведомственных округах. Местные органы власти также занимаются планированием использования земли и играют важную роль в экономическом восстановлении депрессивных районов. Такой подход обеспечивает развитие материальных и людских ресурсов, позволяет выявлять нужды округов и отдельных районов, требующих оздоровления.

Характерной особенностью управления Лондона в последние годы стало появление организаций, товариществ и коалиций, создаваемых с целью повышения статуса Лондона на международном уровне и обеспечения экономического благосостояния различных частей столицы. В их задачи входит укрепление статуса Лондона и создание благоприятного климата для инвестиций и экономического роста. Подобные организации также занимаются внедрением новых технологий, развитием отдельных секторов экономики, освоением заброшенных или неиспользуемых участков земли.

поддержка МСП в значительной мере финансируется государством через Министерство Торговли и Промышленности (UK Department of Trade and Industry -DTI). DTI на регулярной основе рассматривают важнейшие вопросы, связанные с деятельностью сектора МСП, в числе которых:

  • степень воздействия стратегии и законодательства на деятельность МСП с целью предотвращения избыточных затрат, связанных с приведением их деятельности в соответствие требованиям законодательства;
  • комплексное развитие коммерческих возможностей МСП ( стимулирование торговли, стратегия размещения государственных заказов и др.) ;
  • программы по оказанию помощи МСП (по стимулированию выработки электроэнергии, производство оборудования для удаления отходов и др.).

DTI оказывает содействие МСП по четырем принципиальным направлениям:

  • налогообложение :
  • разработка законодательных актов и разъяснение его положений, послабление административных требований;
  • финансовая поддержка;
  • механизмы консультирования и поддержки.

DTI регламентирует общие условия ведения предпринимательской деятельности и допускает определённые возможности для местных органов власти по применению альтернативных мер, способствующих решению локальных проблем методами дополнительного регулирования и стимулирования предпринимательской активности. DTI также оказывает прямую ограниченную финансовую поддержку, однако предпринимает ряд мер с целью расширения круга источников финансирования МСП. К числу важнейших инициатив в данном направлении можно отнести следующие:

  • Программа гарантированных кредитов для МСП, введенная с целью обеспечения финансовой поддержки платежеспособным предприятиям, которые не могут получить финансирование из традиционных источников. По этой программе кредиторы получают правительственную гарантию от 70% до 85% кредита. Вариации в размере гарантии отражают приоритеты местных властей в поддержке МСП во внутренней зоне города и других территориях, намеченных для восстановления или преобразования.
  • создание Фондов венчурного капитала, направленных на стимулирование отдельных лиц к инвестициям в более мелкие, не зарегистрированные на бирже торговые компании. Такие инвесторы освобождаются от уплаты налогов, и сами фонды пользуются определенными налоговыми льготами.
  • Программа инвестирования предприятий оказывает содействие малым предприятиям в поиске инвесторов;
  • создание Региональных и Конкурентных фондов по предоставлению финансирования на конкурсной основе.

Кроме того, под патронажем DTI действует ряд уполномоченных специализированных агентств и компаний, осуществляющих организационную и практическую работу по поддержке и развитию МСП. К наиболее действенным организациям в Лондоне можно отнести городское агентство SBS, компанию Business Link (имеет 84 отделения по всей стране, из них 14 расположены в Лондоне) , Советы по обучению и предпринимательству, а также и др. организации .

Советы по обучению и предпринимательству- это специально созданные частные компании, возглавляемые работодателями, которые работают по контрактам с центральным правительством и выпускают местные варианты программ обучения. Такие Советы, обычно обслуживающие по три-четыре округа каждый, все активнее участвуют в стратегическом экономическом планировании округов. Центральное правительство помогло создать в Лондоне сеть из 7 Советов по обучению и предпринимательству, которые имеют статус частных компаний. Директора этих Советов привлекаются из частного сектора, при этом в правление таких Советов входят представители местной власти и местной системы образования. Советы получают средства от Центрального правительства и играют решающую роль в распределении средств на конкурсной основе из различных фондов. Советы несут ответственность за обеспечение финансируемых государством курсов обучения в подведомственных им районах, а также играют ведущую роль в программах экономического восстановления и стратегическом планировании бизнеса. Центральное правительство передало этим Советам управление рядом государственных программ, нацеленных на обеспечение поддержки малому предпринимательству. В эти программы входят, например, такие виды и направления деятельности как:

  • консультативные услуги ( по телефону и доступ к опытным консультантам - обычно вышедшим на пенсию бизнесменам);
  • распределение займов и субсидий предприятиям, которые пользуются услугами консультантов;
  • выплата субсидий и предоставление обучения начинающим предпринимателям, впервые открывающим свой бизнес.

С 1991 года центральное правительство в лице DTI изменило принцип распределения средств на поддержку экономических преобразований, отменив ряд индивидуальных программ, каждая из которых имела свой бюджет. вместо них был учрежден фонд “Challenge Funds”, который на конкурсной основе предоставляет средства проектам, способным внести безусловный положительный вклад в развитие конкретного округа и его экономики. Предусматривается привлечение к участию в таких проектах других компаний способных изыскать дополнительные инвестиции, например из частного сектора.

Большинство новых МСП нуждается в помощи, которая обычно предоставляется :

  • государственными фондами, обеспечиваемыми Центральным правительством и его агентствами;
  • банковской системой, в которой каждый из основных банков имеет свои программы кредитования, службы поддержки и стимулирования, создания и развития малых предприятий ( банковские кредиты сектору МСП составляют около 7% от общей суммы предоставленных кредитов).

Наиболее существенным изменением во взаимоотношениях между банками и малыми предприятиями стала замена ссуд частным лицам и овердрафтов (особая форма предоставления краткосрочного кредита наиболее надёжным клиентам банка в случае, когда величина платежа превышает остаток средств на счёте клиента).

на новую форму среднесрочного кредитования мелких компаний, которая ныне действует на территории всей страны. Кроме того банки оказывают целый комплекс услуг для предприятий малого бизнеса в числе которых можно указать следующие:

  • ведение бухгалтерских счетов и контроль денежных потоков;
  • предоставление гарантий, плановых и внеплановых займов;
  • осуществление залоговых операций, предоставление ипотечных кредитов;
  • осуществление финансовых операций по указанию клиентов.

В Лондоне разработаны и действуют общегородские и местные специальные программы поддержки и развития предпринимательства, нацеленные на:

  • стимулирование предприятий, создающих новые рабочие места;
  • обучение и повышение квалификации рабочих и специалистов;
  • вовлечение в предпринимательскую деятельность женщин , представителей расовых и этнических меньшинств;
  • экономическое оздоровление депрессивных районов;
  • стимулирование развития венчурных предприятий.

Лондонское Региональное агентство развития МСП (Reginal Development Agency -RDA) на период 2000-2003 гг., будет иметь ежегодный бюджет 147,6 млн. фунтов стерлингов. на конец 1999 г. финансовые ресурсы направляемые на поддержку и развитие МСП в Лондоне имели следующую структуру расходов:

  • содействие производству потребительских товаров -18%;
  • развитие и инфраструктуры поддержки МСП-9%;
  • развитие сферы обслуживания- 34%;
  • развитие промышленного производства - 20%;
  • исследование рынка МСП- 18%.

При этом основные расходы по поддержке предпринимательства в зависимости от размеров предприятий сложились следующим образом:

  • для предприятий размером 1-19 работающих - 48%;
  • для предприятий размером 20-50 работающих - 19%;
  • для предприятий размером 51-100 работающих - 10%;
  • для предприятий размером 101-200 работающих - 8%;
  • для предприятий размером 201-250 работающих - 2%;
  • для предприятий размером 251-500 работающих - 5 %;

С 1996 г. предоставление консультативных услуг и поддержки малым предприятиям в Лондоне было передано в ведение новой сети под названием “Business Link”. Эта сеть финансируется преимущественно Центральным правительством (DTI)и курируется местными торгово-промышленными палатами, Советами по обучению и предпринимательству и другими органами, представляющими интересы работодателей.

Главная цель “Business Link” - обеспечить для предпринимателей, единый информационный центр для ответа на их вопросы. В этой связи была проведена рационализация деятельности всей системы поддержки МСП, что привело к закрытию многих местных агентств помощи малым предприятиям, действовавшим с 60-х и 70-х годов. Некоторые из них сохранились в виде специализированных консультативных служб, предоставляя помощь предприятиям, владельцы которых относятся к национальным меньшинствам. Другие являются субподрядчиками Советов по обучению и предпринимательству.

Услуги информационной и консультативной службы сети “Business Link” по общим вопросам предлагаются предприятиям бесплатно. Специализированное консультирование и диагностические услуги обычно предоставляются за плату. Консультирование производится в местных офисах, по телефону или по сети Интернет. “Business Link” предоставляет следующий стандартный перечень услуг:

  • Информация и консультирование (быстрое, исчерпывающее информирование и беспристрастное профессиональное консультирование по всем вопросам бизнеса);
  • Развитие бизнеса ( разработка бизнес-плана и стратегии предприятия);
  • Маркетинг и расширение продаж ;
  • Помощь в открытии и поддержке предприятия в других странах (поиск и помощь в освоении ключевых позиций на рынках других стран);
  • Обучение персонала ( повышение профессионализма управляющих и штатных сотрудников);
  • Новые идеи, инновации и передовые технологии ( определение перспективных технических решений и помощь в их внедрении);
  • Качество ( повышение стандартов качества, совершенствование технологий и переподготовка персонала);
  • Информационные технологии и электронная коммерция ( новые разработки в информационных и коммуникационных технологиях, компьютеры, периферия и программное обеспечение);
  • Финансы и финансовый менеджмент ( разработка и планирование финансовой стратегии, содействие в поисках приемлемых источников финансирования);
  • Законодательство и правоприменение ( понимание и применение множества нюансов в комплексе коммерческого, трудового и финансового законодательства);
  • Помощь в открытии предприятия ( поддержка начинающих предпринимателей на каждой стадии становления, включая информационное обеспечения, практические советы, обучение и консалтинг).

Наряду с вышеперечисленными средствами поддержки МСП в Лондоне существуют другие агентства. Лондонская торгово-промышленная палата также предоставляет сектору МП ряд информационных услуг и является главным партнером в деятельности “Business Link” .

В целях интенсификации развития МСП в стране и для координации деятельности ранее созданных структур поддержки МСП, по инициативе Центрального Правительства Великобритании, в рамках DTI, в начале 2000 г. было организовано национальное агентство Обслуживания Малого Бизнеса ( Small Business Service -SBS). Администрация Лондона совместно с SBS и другими городскими организациями разработали в апреле 2000 г. предложения к стратегическому плану реорганизации системы поддержки и развития МСП в лондоне. Предполагается, что этот план будет реализован в в течении ближайших 18 месяцев , т.е. к концу 2001 г. Основной целью этого плана является создание условий для стабильного и динамичного развития МСП, отвечающего социально-экономическим потребностям Лондона, конкурентоспособного в условиях ЕС и на мировом уровне. Стратегия реализации этого плана включает следующие важнейшие положения:

  • ориентация всех усилий структур поддержки МСП на удовлетворение конкретных потребностей предпринимателей;
  • структуры поддержки МСП должны выступать в роли катализаторов, при продвижении новаций в практику предпринимательства , особенно в области передовой техники, технологии и электронной коммерции;
  • проводить широкую практику финансовой поддержки предпринимателей, фокусируя основные ресурсы на приоритетных сегментах рынка;
  • оказывать всемерную поддержку предприятиям, организовываемым этническими меньшинствами;
  • повышать уровень поддержки МСП в Лондоне, постоянно отслеживая результативность и практику применения наиболее прогрессивных приемов, подтверждённых опытом широкого круга предпринимателей;
  • оказывать содействие предпринимателям, координируя и используя интегрированные возможности различных фондов, структур поддержки и применяя широкий круг других средств, при условии минимального отвлечения предпринимателя от его основной деятельности;
  • вести работы по развитию МСП в тесном содружестве со всеми правительственными и общественными структурами для обеспечения дальнейшего развития и конкурентоспособности экономики Лондона;
  • Лондонское отделение SBS должно являться примером в культуре предпринимательских отношений, в использовании передовых технологий и инноваций, в повышении квалификации своего персонала, что позволит в максимальной мере удовлетворять запросы предпринимателей.

Исходя из нынешних и перспективных потребностей Лондона, в целях повышения эффективности использования ограниченных ресурсных возможностей для развития МСП с 2000 г. в городе вводится два уровня приоритетности в осуществлении поддержки МСП:

Первый уровень приоритетности:

    • Предприятия с большим потенциалом роста, способные превратиться в более крупные предприятия;
    • Предприятия с максимально высоким уровнем добавленной стоимости и имеющие наилучшие показатели по окупаемости инвестиций;
    • Предприятия открытые для новаций и подготовленные к их внедрению;
    • Предприятия, деятельность которых обладает стратегической важностью для экономики города, округа или района.

Второй уровень приоритетности - охватывает следующие стратегически важные сектора экономики Лондона, которые нуждаются в диверсификации или в консолидации):

    • Предприятия с высоким уровнем добавленной стоимости, специализирующиеся в машиностроении и производстве продуктов питания;
    • финансовые и бизнес- услуги;
    • Туризм, отдых и гостиничное обслуживание;
    • информационные и коммуникационные технологии;
    • Поддержка предпринимательства этнических меньшинств;
    • Районные и местные приоритеты в предпринимательской деятельности;
    • Развитие экспорта;
    • Деятельность, связанная с выполнением национальных программ.

Учитывая достаточно устойчивое и динамичное развитие городской экономики и её важнейшей составляющей - сектора МСП, Администрация Лондона совместно DTI, во взаимодействии с крупнейшими финансовыми и промышленными корпорациями и ассоциациям промышленников, при участии общественных организаций наметили перспективы развития города в 21 веке. В числе важнейших целей развития Лондона можно отметить следующие:

  • Поддерживать статус города мирового значения;
  • Сохранить за Лондоном статус мирового центра финансовых и деловых услуг;
  • Увеличить в Лондоне в 2 раза к 2020 году среднедушевой ВВП;
  • Довести к 2020 году долю Лондона в ВВП страны до 20%;
  • Разработать и реализовать план устойчивого развития города и улучшения среды обитания.

Достижение этих целей будет в значительной мере определяться социально-экономической эффективностью деятельности сектора МСП. При этом особую роль играет национальная и региональная политика в отношении МСП, которая должна предусматривать достаточные возможности регулирования приоритетов и мер поддержки МСП на местах с их конкретными особенностями социально-экономического положения и путях их дальнейшего развития.




Статьи