Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы
Московский центр развития предпринимательства
Малый бизнес Москвы


ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА
НОВОСТИ
РАССЫЛКА


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



Расширенный поиск

Бесплатные сервисы онлайн
КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
на 29.06.2017
USD59,5415+0,6572
EUR67,6868+1,7305
E/U1,1368+0,0167
БВК63,2069+1,1402
Все валюты
Москва - территория малого бизнеса


  ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА МОСКВЫ


ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ







СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА








РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА































ФОРУМ "МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ"
КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА
 
 
Институт коммерческой тайны появился в отечественном законодательстве в 1990 году, когда были приняты первые нормативные документы, содержащие это понятие. Затем в 1994 году был принят Гражданский кодекс Российской Федерации, где появилось определение коммерческой тайны (статья 139 ГК РФ).

В связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации статья 139 ГК РФ утратила силу с 01 января 2008 г.

В настоящее время отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау) регулируются Федеральным законом от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», Гражданским кодексом Российской Федерации (часть четвертая).

Статья 3 Закона «О коммерческой тайне» определяет коммерческую тайну следующим образом:

- коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;
- информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Понятие коммерческой тайны отражено еще более чем в 30 федеральных законах Российской Федерации. Федеральный закон № 98-ФЗ от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» содержит определения таких понятий, как «передача информации, составляющей коммерческую тайну», «разглашение информации, содержащей коммерческую тайну». Расширен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним отнесены сведения о задолженности работодателей по зарплате, сведения о доходах некоммерческих организаций и некоторые другие. Установлен перечень прав обладателя информации, составляющей коммерческую тайну.

Регулируются вопросы доступа и использования ее работником в рамках трудовых отношений, а также после их прекращения. Много внимания уделено мерам ответственности, а также основаниям освобождения от нее. Например, установлено, что лицо, использовавшее информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имевшее достаточных оснований считать ее таковой, а также получившее ее в результате случайности или ошибки, к ответственности привлечено быть не может.

Для того чтобы требовать от сотрудников, партнеров выполнения обязательства о неразглашении коммерческой тайны, необходимо соблюсти ряд условий:
  • обладатель коммерческой тайны должен определить перечень сведений, утвержденный администрацией компании, относящихся к коммерческой тайне;
  • сотрудник, имеющий доступ к таким сведениям, должен быть ознакомлен с таким перечнем, что и подтвердить своей подписью;
  • сотруднику должны быть разъяснены особенности режима коммерческой тайны и ответственности за ее разглашение. Данная информация, как правило, содержится в положении о коммерческой тайне, утверждаемом администрацией компании. Факт ознакомления работника с этим положением, как и с указанным выше перечнем сведений, должен быть подтвержден документально;
  • трудовой или гражданско-правовой договор (например, договор подряда) с лицом, имеющим доступ к коммерческой тайне, должен содержать положение, содержащее обязательство о неразглашении коммерческой тайны.

    На сегодняшний день сохраняет действие постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну"

  • Положение о коммерческой тайне (типовое)

  • Пример инструкции по обеспечению коммерческой тайны на предприятии

  • Договор подряда



    Экономическая безопасность





  • Rambler's Top100
    Статьи