МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ
www.mbm.ru

06.11.2018  Даже при стагнации рынка МСБ имеет хорошие перспективы в розничной торговле

   1 ноября на площадке МТПП состоялся форум «Розничные сети и поставщики: лицом к потребителю».

   Как отметил в приветственном слове вице-президент МТПП Роман Дунько, это уже второй форум, который Московская ТПП организует совместно с ГБУ «Малый бизнес Москвы». «Мы постарались составить программу таким образом, чтобы в ней было больше практики, успешных кейсов и анализа рынка. Немаловажной часть станет и живое общение между участниками», - отметил представитель руководства Палаты. Модератор Форума – бизнес-тренер Дмитрий Разбегаев – посоветовал участникам в ходе нетворкинга быть открытыми к новым контактам, даже к тем, которые, на первый взгляд, не могут принести сиюминутной выгоды, сообщает пресс-служба МТПП.

   На Форуме были представлены основные тенденции, характерные для рынка розничной торговли. Как сообщил представитель компании Nielsen (которая занимается анализом рынков и предпочтений потребителей), несмотря на некоторое оживление потребительских настроений россиян во втором квартале нынешнего года, 2/3 жителей нашей страны по-прежнему экономят. «Доля промо растет в большинстве категорий товаров. До 80 процентов таких товаров как стиральный порошок, кондиционеры для белья покупаются по акциям и скидкам», - обозначил основную тенденцию спикер. Поэтому задача повышения маржинальности бизнеса, стоящая сейчас перед всей розничной торговлей FMCG сектора, решается очень сложно. В целях экономии многие потребители заменяют брендовые вещи частными марками. Согласно опросам, 84 процента покупателей уже перешли на частные марки, а 81 процент из них заявили, что и дальше будут их использовать даже при улучшении экономической ситуации. Это дает производителям возможность для развития своего бизнеса в этом направлении. В целях дополнительного заработка многие люди теряют баланс между работой и отдыхом, в результате чего новой «валютой» становится время. Часть потребителей готова переплачивать за товар или услугу, если удается сэкономить время. Еще часть покупателей готовы платить больше за высокое качество продукта.

   В результате того, что людям приходится много работать, растет обеспокоенность состоянием своего здоровья. В результате меняется поведение потребителей: стремительно растет интерес к здоровым продуктам.

   Еще одна тенденция в торговле – все более широкое распространение интернет-торговли: теперь в сети постоянно не только молодые потребители, но и клиенты более старшего возраста. В результате сократилось, например, число детских магазинов – выживают только крупные сети.

   Но и им выживать не просто: за последнее время только с московского рынка ушли «7 континент», «Монетка», «Бахетле» и другие. Остальные сети заявляют о разработке новых стратегий, стараются быть все более удобными для покупателя, разрабатывают и внедряют новые сервисы, которые привлекают покупателей, используют новейшие технологии, например, промороботы, кассы самообслуживания, доставка продуктов и т.д.

   Появляются новые форматы, учитывающие современные реалии – магазины при АЗС, отделы и стойки «кофе с собой», вендинговые аппараты, в которых можно купить не только кофе и шоколадку, но и полноценный обед. Все более популярным становится формат «магазин у дома»: по оценке X5 Retail Group, у этого сегмента есть потенциал роста на 10 процентов в год вплоть до 2021 года.

   Как сообщила управляющий партнер проекта «Магазин под ключ» Екатерина Кузнецова, существуют несколько покупательских миссий:

   - основная закупка продуктов на неделю;

   - покупка в дополнение к основной закупке (свежие овощи, фрукты, выпечка, хлеб, молоко);

   - ежедневная покупка продуктов (в основном люди старшего возраста, те кто не делает закупку на неделю);

   - что-то срочно нужно;

   - купить что-то, чтобы поесть сейчас или чуть позже (наиболее активно развивающийся сегмент, наибольшая маржинальность);

   - купить алкоголь или сигареты.

   Решая открыть магазин, или усовершенствовать уже имеющийся, необходимо понять на какую миссию он рассчитан и обустроить его так, чтобы в нем был достаточный ассортимент того, что наиболее востребовано у покупателей. «У малого бизнеса есть много возможностей в секторе розничной торговли. Необходимо изучать конкурентное окружение, внимательно относиться к персоналу, следить за новыми тенденциями», - отметила спикер.

   Исполнительный директор Союза торговых предприятий независимых сетей Сергей Кузнецов посоветовал производителям обратить внимание на региональные торговые сети, на которые приходится до 30 процентов рынка. «Произвести продукт - не самое сложное дело, - отметил Сергей Кузнецов, - нужно понимать для кого ты его производишь и где ты его собираешься продавать». Прежде чем пытаться зайти со своей продукцией в какую-либо сеть необходимо изучить её ассортимент, понять, какую нишу может занять ваш продукт и зачем он нужен магазину. «Приходить в сети нужно уже с готовым предложением. Мы ни одной копейки не заплатили сетям за вход со своими продуктами», - заявил спикер.

   Интересный опыт развития магазинов у дома представил региональный менеджер по развитию франчайзинга компании Metro Cash&Carry Баграт Багов. «Программа развития сети супермаркетов «Фасоль» стартовала в 2015 году, по не самым последним данным заключено 1305 контрактов, открыто 883 магазина в 62 городах», - сообщил он. Спикер рассказал, что владельцы традиционных магазинов розничной торговли часто не обращают внимание на факторы, которые приводят к снижению количества покупателей, уменьшению среднего чека. Очень часто в магазинах недостаточный товарный запас и плохая визуализация наполненности полок и витрин. «Для магазина в 100 кв. метров необходим товарный запас на сумму около двух миллионов рублей и нужно иметь более 4 тысяч наименований артикулов», - отметил докладчик. До сих пор 60-70 процентов розничных магазинов работают в формате прилавка. «Мы учим наших партнеров тому, что каждый метр площади должен приносить им прибыль», - сказал Баграт Багов. Среди часто встречающихся недостатков, на которые владельцы не обращают внимания, спикер отметил использование люминесцентных ламп, из-за которых в магазине темно, а счета за электроэнергию очень большие; разбитые ступеньки, грязные фасады, отсутствие ремонта и т.д. Мало используются цифровые технологии в управлении магазином. Докладчик пригласил желающих принять участие в программе развития магазинов сети «Фасоль» и рассказал о привлекательных условиях, на которых Метро привлекает партнеров.

   Еще два блока форума были посвящены представлению удачных кейсов: Полина Кирова рассказала о развитии сети рыбных супермаркетов «РыбСеть»; сыровар Любовь Горбачёва пояснила, почему она не хочет поставлять продукцию в сети, зато работает с ресторанами и магазинами LavkaLavka; а руководитель производства eatBESTmeat Антон Лушенков обозначил основные ценности, которые важны для его семейного производства.

   Помимо этого, участники мероприятия узнали какие цифровые технологии можно использовать в оптимизации розничной торговли, производства и логистике. Перед ними выступили генеральный директор агентства сетевого мерчандайзинга «СмартМерч» Максим Архипенков, генеральный директор компании «7 красных линий» Роман Вальтер, директор по продажам первой платформы для оптовой торговли продуктами питания АГРО24 Никита Обидин, а также Сергей Блохин, который представил первую платформу для рекламы у блогеров под управлением AI «AdHive».

   Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города.

   ИА "Альянс Медиа"

В блог / На сайтОтправить по e-mail