Некоторые особенности развития МСП в Париже
Некоторые особенности развития МСП в Париже
Экономика Парижа в значительной мере определяется высокой концентрацией предприятий сферы обслуживания, в которой сосредоточено 85% занятого городского населения. В городе есть и промышленные предприятия, наиболее значимыми из которых являются, расположенные в центре города полиграфическое и швейное производства. В последние десятилетия в Париже произошло значительное сокращение крупных традиционных промышленных производств (машиностроение, автомобильная промышленность, химические производства и др.). Это привело к изменению структуры занятости в городе. за последние 10 лет число занятых в традиционных отраслях промышленности сократилось на 35 %, а в целом по округу Иль-де- Франс - на 21 %. Острая проблема трудоустройства людей высвободившихся из сферы промышленного производства в основном решалась за счет сектора МСП, особенно путем развития сферы обслуживания, которая в Париже за этот же период выросла на 22%, а в округе Иль-де-Франс - на 14%.
При стабильном развитии экономики во Франции, за последние годы в Париже сложилось относительно устойчивое соотношение занятости в основных видах деятельности в таблице 4.7.
В течении последних двух лет, активная политика в отношении развития МСП как в самом округе Иль-де-Франс так и в Париже позволили сохранить лидирующее положение среди регионов Франции по уровню социально-экономического развития. Так округ Иль-де-Франс (включая Париж) представляя только 2% территории и 19% населения страны, к началу 2000 г. достиг высших показателей в стране по концентрации предприятий и по уровню развития предпринимательства (см. Табл. 4.7.).
Таблица 4.7.
Структура занятости по основным видам деятельности в Париже
Отрасли и виды деятельности |
Занято всего (чел)* |
Предприятий
сектора МСП (шт.) |
Средний размер предприятия
(чел) |
Занятость на 1000 чел. населения |
Всего |
4153000 |
276605 |
|
650,2 |
Промышленность |
685440 |
27334 |
25 |
107,3 |
Транспорт |
159000 |
8486 |
18,7 |
24,9 |
Почта и связь |
14580 |
533 |
27,3 |
2,3 |
Строительство |
316297 |
13473 |
23,5 |
49,5 |
Оптовая торговля (всего) в т.ч.. |
480440 |
33015 |
14,5 |
75,2 |
Непродовольственные товары |
57870 |
3043 |
19 |
9,1 |
Продовольственные товары |
377636 |
25294 |
14,9 |
59,1 |
Розничная торговля (всего) в т.ч .. |
553097 |
60598 |
9,1 |
86,6 |
Продовольственные товары |
168090 |
16837 |
9,9 |
26,3 |
Непродовольственные товары в т.ч. |
385100 |
43761 |
8,8 |
60,3 |
Товары для личного пользования |
76190 |
9258 |
8,2 |
11,9 |
Предметы домашнего обихода |
76490 |
8666 |
8,8 |
11,9 |
Предметы гигиены и лекарства |
31790 |
3618 |
8,8 |
5,0 |
Предм. культуры, досуга, спорта |
87200 |
11261 |
7,7 |
13,6 |
Продажа и ремонт автомобилей |
82150 |
5510 |
14,9 |
12,9 |
Различные товары на рынках |
23140 |
4746 |
4,9 |
3,6 |
Универмаги |
5640 |
20 |
282 |
0.88 |
Сфера услуг (всего) в т.ч. |
2107520 |
141799 |
14,8 |
324 |
Услуги в сфере торговли |
456050 |
44011 |
12,2 |
71,4 |
Гостиницы, кафе, рестораны |
292520 |
23944 |
12,2 |
45,8 |
Другие потребительские услуги |
163827 |
20061 |
8.1 |
25,6 |
Образование |
16600 |
491 |
33,8 |
2,6 |
Здравоохранение и соцобеспечение |
42660 |
850 |
50,2 |
6,7 |
Досуг, культура, спорт |
100750 |
6063 |
16,6 |
15,8 |
Финансовые услуги |
253540 |
12988 |
19,5 |
39,7 |
Услуги для предприятий (всего) |
1033700 |
68348 |
15,1 |
161,8 |
Операции с недвижимостью |
120780 |
11428 |
10,5 |
18,9 |
Консалтинговые услуги |
590390 |
41933 |
14 |
92,4 |
Исследования и разработки |
8730 |
350 |
24,9 |
1,37 |
Помощь в производстве |
291550 |
12027 |
24,2 |
45,6 |
Прочие услуги |
52900 |
2610 |
20,2 |
8,3 |
Примечание: Данные не обеспечивают сходимости прямого счета т.к. общее количество занятых включает 301600 работающих на 377 крупных предприятиях.
Таблица 4.8.
Структура предприятий во Франции,
в округе Иль-де Франс и в Париже
|
Общее количество предприятий (шт. / %) |
|
Всего |
Промыш-ленность |
Строитель-ство |
Коммерческая
деятельность |
Оказание
услуг |
Всего по Франции |
2605481 / 100 |
306829 / 100 |
308183 / 100 |
723454 / 100 |
1267015 / 100 |
Округ Иль-де Франс |
619528 / 23,8 |
62207 / 20,3 |
50516 / 16,4 |
160069 / 22,1 |
346736 / 27,4 |
Париж |
283549 / 10,9 |
41332 / 13,5 |
------ |
109318 / 15,1 |
132899 / 10,5 |
Муниципальные органы Парижа и местные власти округа Иль-де-Франс в содружестве с территориальными агентствами по поддержке предпринимательства проводят кампанию по широкому информированию потенциальных партнеров о благоприятных для развития бизнеса особенностях данной территории (об имеющихся предприятиях, транспорте, возможностях инфраструктуры, перспективах развития, стоимости недвижимости, уровне арендной платы, предлагаемых местными властями преимуществах и т.д.). Это способствует привлечению инвестиций и позволяет активизировать предпринимательскую деятельность.
Следует отметить, что эффективное социально-экономическое развитие округа Иль-де-Франс в значительной мере было стимулировано и тем, что ядром этого округа является Париж. Будучи древнейшим центром социальных, культурных, экономических и политических связей Франции и Европы, Париж в последние десятилетия приобрёл и мировое значение, что способствовало привлечению иностранных инвестиций в этот регион.
Обеспечение развития и поддержка МП в Париже
Разработка стратегии социально-экономического развития Парижа, образованной им метрополии и региона в целом осуществляется Региональным Советом округа Иль де Франс и органами местного управления. на высшем региональном и общегородском уровне управления основное внимание при планировании уделяется охране окружающей среды, развитию инфраструктуры и образованию. На низших уровнях территориального управления (департаменты, районы, коммуны) превалируют экономические интересы, проявляющиеся в привлечении, удержании и развитии различных видов предпринимательской деятельности. При этом в процессе разработки и реализации Генеральной программы развития города и округа, происходит постоянная конкуренция интересов, способствующая поиску компромиссных решений.
Особенностью социально-экономического развития Большого Парижа является связь стратегии развития города и прилегающих территорий. Генеральная программа развития округа Иль де Франс и Парижа предусматривает перемещение крупных промышленных предприятий на периферию. Этому способствует дифференцирование по территории налогообложения, ренты, арендной платы, налогов на плотность и характер застройки, требований строительного законодательства, условий землеотвода , санитарных и других норм.
Развитию сектора МСП в Париже содействует и ужесточение административных барьеров при организации новых предприятий с числом рабочих мест более 50 и при площади застройки более 500м2. В 1994 г. была разработана Генеральная программа развития округа Иль де Франс и Парижа до 2015 г., которая носит концептуальный характер , допускающий принятие инициативных решений на местном уровне при реализации конкретных планов. Основными элементами стратегии этой программы, является ограничение чрезмерного разрастания Парижа. Эта программа предусматривает:
- акцент на роль города мирового и европейского значения с укреплением таких сильных сторон Парижа, как туризм, культура и экономика;
- придание особого значения новым “полюсам” деятельности, включающим реконструкцию и преобразование бывших крупных промышленных зон;
- охрана окружающей среды и создание благоприятных условий обитания;
- совершенствование инфраструктуры города и улучшение транспортного сообщения с определенными районами.
Стратегия в области экономики проявляется в том, что за последние годы национальное правительство ввело ряд законодательных, административных и организационных мер, направленных на содействие развитию МСП. Основной целью этих мер является создание новых рабочих мест, внедрение новых технологий, расширение экспортных возможностей для местных производителей, оздоровление социально-экономических условий в депрессивных районах. Для достижения этих целей национальное правительство активно проводит политику снижения административного давления и уменьшения издержек производства, что способствует ускорению создания новых предприятий и оказанию более серьезной финансовой поддержки для стимулирования роста и развития МСП. Считается, что национальное правительство должно отвечать за создание условий, благоприятных для роста и развития бизнеса, а не за выбор секторов экономики, которым следует оказывать поддержку.
В ряду важнейших инициатив по поддержке и развитию МСП, реализованных на национальном уровне и активно продвигаемых муниципальными органами Парижа, можно указать на следующие:
- стимулирование ведения собственного дела и предпринимательства;
- обеспечение большей правовой защиты владельцев-единоличников и устранение неравенства между ними и компаниями с ограниченной ответственностью, а также упрощены требования по организации единоличного предприятия, по ведению и предоставлению финансовой отчетности;
- введение налоговых и других финансовых льгот для стимулирования индивидуальных инвестиций в малые предприятия;
- сокращение административной нагрузки на малые предприятия;
- введение четкого законодательного определения ремесленных промыслов с ограничением размера ремесленных предприятий до 15 работников;
- снижение суммы взносов в фонд государственного и социального страхования, а также введение налоговых льгот для новых работников;
- снятие ограничений и устранение требований по продолжительности рабочего дня на малых предприятиях;
- децентрализация и реформирование системы профессиональной подготовки для обеспечения соответствия местным потребностям и с целью привлечения к этой деятельности малых предприятий.
В 1994 г. был образован Национальный Фонд развития предпринимательства, который оказывает поддержку МСП путем:
- предоставления ссуд новым предприятиям и предприятиям, участвующим в слиянии компаний;
- гарантирования ссуд и предоставления гарантий инвесторам венчурного капитала.
Министерство промышленности оказывает прямую поддержку МСП с акцентом на введение новых технологий и помощь в адаптации к новым условиям рынка. С участием этого министерства создаются специализированные фонды поддержки МСП, которые предоставляют финансирование для образования основного капитала вновь созываемых МП, а также финансирует использование консультантов для развития коммерческих идей. Кроме того министерством образован Гарантийный фонд Кредитования с капиталом $387 млн.
В 1983 была создана Комиссия COSIFORM, которая занимается вопросами сокращения административной нагрузки на малые предприятия и стремится оказать соответствующее влияние на правительство.
Эффективность экономической и технической поддержки МСП в Париже обеспечивается тесным взаимодействием национальных и местных органов власти, направленных на решение социально-экономических проблем путём широкого вовлечения предпринимателей в реализацию Генеральная программа развития округа Иль де Франс и Парижа.
В 1981 г. было создано национальное агентство “Anvar” (имеет 24 региональных отделения) по поддержке и финансированию инновационных проектов в МСП. Сейчас в штате сотрудников агентства числится 490 специалистов, а ежегодный бюджет составляет 215 миллионов евро. Агентство “Anvar” за последние 10 лет приняло участие в реализации 34000 инновационных проектов на 22000 малых предприятиях, затратив на эти цели 3, 13 миллиарда евро. Основным видом финансовой поддержки является беспроцентный заём, покрывающий до 50% затрат на инновационную программу предприятия. Кроме того, “Anvar” может представлять гранты суммой до 38 000 евро. Основными техническими направлениями поддержки МСП, стремящихся к внедрению новаций являются:
- подготовка комплексных инновационных программ для предприятий (маркетинговые исследования, проектирование, патентование);
- помощь в организации и становлении инновационных МСП;
- повышение научно-технического уровня МСП ( привлечение к работе исследователей, разработчиков, обеспечение доступа к информации и т.д.);
4.2.3. Некоторые особенности развития МСП в Нью-Йорке
В отличие от других крупных городов Нью-Йорк не является государственной столицей, однако статус города мирового значения ему придаёт размах международной финансовой деятельности, концентрация штаб-квартир международных организаций и ведущих транснациональных корпораций, а также роль крупнейшего торгового и культурно-развлекательного центра.
Экономика Нью-Йорка в значительной мере подвержена колебаниям, связанным с нестабильностью на мировом рынке. Например, в конце 70-х годов Нью-Йорк был охвачен финансовым кризисом, а уже в начале 80-х годов, в городе наблюдалось стремительное восстановление экономики. Было создано более 400 тыс. новых рабочих мест, причём более 70% из них в сфере финансирования и страхования, операций с недвижимостью и оказания деловых услуг. Оживление деловой активности в городе привело к росту доходов городского бюджета, что позволило расширить деятельность в сфере коммунальных и социальных услуг. Одновременно отмечался бум в строительстве, обусловленный необходимостью в помещениях для новых предприятий.
Процесс экономического роста и создания новых рабочих мест сопровождался активной перестройкой местной экономики и рынка рабочей силы в основном за счет сокращения производственного сектора, занятость в котором снизилась в два раза. Около половины новых рабочих мест в Нью-Йорке было создано в сфере профессиональных, технических и управленческих вакансий, при этом значительно повысился уровень квалификации трудовых ресурсов. Сложившаяся структура предприятий в Нью-Йорке представлена на таблице 4.9. В приводимых данных рассматриваются примерно 80 % площади всего города с населением около 7 млн. человек. основное количество малых предприятий - 97,8 процента - сосредоточено в группе предприятий с численностью занятых до 100 чел.
Состояние нью-йоркской экономики зависит, главным образом, от “ключевых” отраслей промышленности и тех видов деятельности, которые определяют роль города в национальной и мировой экономике, обеспечивая конкурентноспособность Нью-Йорка на мировых рынках. К числу “ключевых” относятся следующие пять основных видов деятельности обеспечивших 1 млн. 442 тыс. рабочих мест или почти 54% занятости всего частного сектора Нью-Йорка:
- финансовые и деловые услуги (информация, юрисдикция, маркетинг, менеджмент и консультирование,) составляют 7.4% всей занятости США в данном секторе;
- средства массовой информации, культура и индустрия развлечений составляют 5.7% общей занятости по США в данной сфере;
- Здравоохранение, высшее образование и некоммерческие организации, что составляет - 4,7% общенациональной занятости в данной сфере.
- изготовление модной одежды охватывает 9.5% национального объема занятости в этом секторе;
- транспорт, связь и коммунальное обслуживание составляют 5.2% национальной занятости в этих видах деятельности.
- Все виды деятельности по производству экспортной продукции города.
Правительство Нью-Йорка делает различия между "ключевыми" и "местными" отраслями по обслуживанию местного рынка. При этом учитывается, что "местные" отрасли и виды деятельности, обеспечивают конкурентоспособность города на мировой арене, создавая благоприятные условия для размещения и функционирования “ключевых” видов деятельности.
Таблица 4.9.
занятость и средний размер малых предприятий в Нью-Йорке
Отрасли и виды
деятельности |
Занятых всего
(чел)(%) |
Предприятий
сектора МСП (шт.) |
Средний размер предприятия
(чел). |
Занятость на 1000 чел. населения |
Всего (в том числе:) |
2 807 281 |
176595 |
|
406,8 |
С/х услуги |
2684 |
418 |
6,4 |
0,39 |
Строительство |
76476 |
7822 |
9,8 |
11,1 |
Производство |
299 915 |
11875 |
25,3 |
43,5 |
Транспорт, связь и коммун. услуги |
202 037 |
6982 |
28,9 |
29,3 |
Оптовая торговля всего (в том числе:) |
198 912 |
19274 |
10,3 |
28,8 |
товарами длительного пользования |
63728 |
8291 |
7,7 |
9,2 |
товарами повседневного спроса |
116573 |
10856 |
10,7 |
16,9 |
Розничная торговля всего (в том числе:) |
334 329 |
38887 |
8,6 |
48,4 |
Стройматериалы и инвентарь |
5314 |
963 |
5,5 |
0,77 |
Универмаги |
29142 |
984 |
29,6 |
4,2 |
Продовольственные магазины |
50325 |
7338 |
6,8 |
7,3 |
Продажа автомоб. и станц. обслуж. |
11714 |
1 748 |
6,7 |
1,7 |
Одежда, обувь и др. е товары |
35966 |
4776 |
7,5 |
5,2 |
Мебель, ковры и др. товары |
15669 |
2566 |
6,1 |
2,3 |
Кафе, рестораны и общ. питание |
113914 |
9862 |
11,5 |
16,5 |
Другие виды розничной торговли |
51289 |
9107 |
5,6 |
7,4 |
Финансы, страхование и недвижим. |
468725 |
28631 |
16,4 |
67,9 |
Сфера услуг всего (в том числе:) |
1222363 |
61042 |
20 |
177,1 |
Отели, кемпинги, пансионы, общежития |
34097 |
408 |
83,6 |
4,9 |
Индивидуальные услуги |
25760 |
5753 |
4,5 |
3,7 |
Деловые услуги |
223569 |
10852 |
20,6 |
32,4 |
Ремонт и обслуживание автомобилей, стоянки |
20146 |
3830 |
5,3 |
2,9 |
Различные ремонтные службы |
8036 |
1330 |
6 |
1,16 |
Кино-и видео услуги |
28221 |
2168 |
13 |
4,1 |
Услуги по развлечению и отдыху |
38940 |
2884 |
13,5 |
5,6 |
Здравоохранение |
375081 |
11768 |
31,9 |
54,3 |
Юридическое обслуживание |
70011 |
4996 |
14 |
10,1 |
Образование |
117494 |
1765 |
66,5 |
17 |
Социальные услуги |
88418 |
3442 |
25,7 |
12,8 |
Услуги по инжинирингу и менеджменту |
109545 |
6989 |
15,7 |
15,9 |
1. Не включены данные о государственных служащих, работниках ж/д транспорта и самозанятых.
2. Приведенные данные носят выборочный характер и не обеспечивают сходимость счета .
“местные” отрасли промышленности и виды деятельности подразделяются на следующие четыре главных сектора:
- операции с недвижимостью, строительство и связанные с ними услуги.
- местное промышленное производство, распределение продукции и услуг.
- розничная торговля и потребительские услуги .
- медицинское обслуживание, образование и социальные услуги, а также сфера обслуживания домов для престарелых, растущего контингента пожилого и болезненного населения.
Малое предпринимательство в экономике Нью-Йорка играет важнейшую роль, производя до 75% ВВП города и обеспечивая работой 69,8% занятого населения города. Это свидетельствует о доминирующем положении малого предпринимательства в социально-экономической жизни Нью-Йорка. В тоже время в Нью-Йорке значительно снижен уровень занятости в крупных предприятиях с числом работающих свыше 500 человек, отражая более благоприятные условия для развития малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями.
|