Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы
Московский центр развития предпринимательства
Малый бизнес Москвы


ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА
НОВОСТИ
РАССЫЛКА


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



Расширенный поиск

Бесплатные сервисы онлайн
КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
на 17.11.2018
USD65,9931-0,6228
EUR74,9022-0,6336
E/U1,1350+0,0011
БВК70,0022-0,6277
Все валюты
Москва - территория малого бизнеса


  ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА МОСКВЫ


ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ







СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА








РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА































ФОРУМ "МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ"


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МСП В КРУПНЫХ ГОРОДАХ (ЧАСТЬ 2)
 

Некоторые особенности развития МСП в Париже

Некоторые особенности развития МСП в Париже

Экономика Парижа в значительной мере определяется высокой концентрацией предприятий сферы обслуживания, в которой сосредоточено 85% занятого городского населения. В городе есть и промышленные предприятия, наиболее значимыми из которых являются, расположенные в центре города полиграфическое и швейное производства. В последние десятилетия в Париже произошло значительное сокращение крупных традиционных промышленных производств (машиностроение, автомобильная промышленность, химические производства и др.). Это привело к изменению структуры занятости в городе. за последние 10 лет число занятых в традиционных отраслях промышленности сократилось на 35 %, а в целом по округу Иль-де- Франс - на 21 %. Острая проблема трудоустройства людей высвободившихся из сферы промышленного производства в основном решалась за счет сектора МСП, особенно путем развития сферы обслуживания, которая в Париже за этот же период выросла на 22%, а в округе Иль-де-Франс - на 14%.

При стабильном развитии экономики во Франции, за последние годы в Париже сложилось относительно устойчивое соотношение занятости в основных видах деятельности в таблице 4.7.

В течении последних двух лет, активная политика в отношении развития МСП как в самом округе Иль-де-Франс так и в Париже позволили сохранить лидирующее положение среди регионов Франции по уровню социально-экономического развития. Так округ Иль-де-Франс (включая Париж) представляя только 2% территории и 19% населения страны, к началу 2000 г. достиг высших показателей в стране по концентрации предприятий и по уровню развития предпринимательства (см. Табл. 4.7.).

Таблица 4.7.

Структура занятости по основным видам деятельности в Париже

Отрасли и виды деятельности

Занято всего (чел)*

Предприятий

сектора МСП (шт.)

Средний размер предприятия

(чел)

Занятость на 1000 чел. населения

Всего

4153000

276605

650,2

Промышленность

685440

27334

25

107,3

Транспорт

159000

8486

18,7

24,9

Почта и связь

14580

533

27,3

2,3

Строительство

316297

13473

23,5

49,5

Оптовая торговля (всего) в т.ч..

480440

33015

14,5

75,2

Непродовольственные товары

57870

3043

19

9,1

Продовольственные товары

377636

25294

14,9

59,1

Розничная торговля (всего) в т.ч..

553097

60598

9,1

86,6

Продовольственные товары

168090

16837

9,9

26,3

Непродовольственные товары в т.ч.

385100

43761

8,8

60,3

Товары для личного пользования

76190

9258

8,2

11,9

Предметы домашнего обихода

76490

8666

8,8

11,9

Предметы гигиены и лекарства

31790

3618

8,8

5,0

Предм. культуры, досуга, спорта

87200

11261

7,7

13,6

Продажа и ремонт автомобилей

82150

5510

14,9

12,9

Различные товары на рынках

23140

4746

4,9

3,6

Универмаги

5640

20

282

0.88

Сфера услуг (всего) в т.ч.

2107520

141799

14,8

324

Услуги в сфере торговли

456050

44011

12,2

71,4

Гостиницы, кафе, рестораны

292520

23944

12,2

45,8

Другие потребительские услуги

163827

20061

8.1

25,6

Образование

16600

491

33,8

2,6

Здравоохранение и соцобеспечение

42660

850

50,2

6,7

Досуг, культура, спорт

100750

6063

16,6

15,8

Финансовые услуги

253540

12988

19,5

39,7

Услуги для предприятий (всего)

1033700

68348

15,1

161,8

Операции с недвижимостью

120780

11428

10,5

18,9

Консалтинговые услуги

590390

41933

14

92,4

Исследования и разработки

8730

350

24,9

1,37

Помощь в производстве

291550

12027

24,2

45,6

Прочие услуги

52900

2610

20,2

8,3

Примечание: Данные не обеспечивают сходимости прямого счета т.к. общее количество занятых включает 301600 работающих на 377 крупных предприятиях.

Таблица 4.8.

Структура предприятий во Франции,

в округе Иль-де Франс и в Париже

 

Общее количество предприятий (шт. / %)

 

Всего

Промыш-ленность

Строитель-ство

Коммерческая

деятельность

Оказание

услуг

Всего по Франции

2605481 / 100

306829 / 100

308183 / 100

723454 / 100

1267015 / 100

Округ Иль-де Франс

619528 / 23,8

62207 / 20,3

50516 / 16,4

160069 / 22,1

346736 / 27,4

Париж

283549 / 10,9

41332 / 13,5

------

109318 / 15,1

132899 / 10,5

Муниципальные органы Парижа и местные власти округа Иль-де-Франс в содружестве с территориальными агентствами по поддержке предпринимательства проводят кампанию по широкому информированию потенциальных партнеров о благоприятных для развития бизнеса особенностях данной территории (об имеющихся предприятиях, транспорте, возможностях инфраструктуры, перспективах развития, стоимости недвижимости, уровне арендной платы, предлагаемых местными властями преимуществах и т.д.). Это способствует привлечению инвестиций и позволяет активизировать предпринимательскую деятельность.

Следует отметить, что эффективное социально-экономическое развитие округа Иль-де-Франс в значительной мере было стимулировано и тем, что ядром этого округа является Париж. Будучи древнейшим центром социальных, культурных, экономических и политических связей Франции и Европы, Париж в последние десятилетия приобрёл и мировое значение, что способствовало привлечению иностранных инвестиций в этот регион.

Обеспечение развития и поддержка МП в Париже

Разработка стратегии социально-экономического развития Парижа, образованной им метрополии и региона в целом осуществляется Региональным Советом округа Иль де Франс и органами местного управления. на высшем региональном и общегородском уровне управления основное внимание при планировании уделяется охране окружающей среды, развитию инфраструктуры и образованию. На низших уровнях территориального управления (департаменты, районы, коммуны) превалируют экономические интересы, проявляющиеся в привлечении, удержании и развитии различных видов предпринимательской деятельности. При этом в процессе разработки и реализации Генеральной программы развития города и округа, происходит постоянная конкуренция интересов, способствующая поиску компромиссных решений.

Особенностью социально-экономического развития Большого Парижа является связь стратегии развития города и прилегающих территорий. Генеральная программа развития округа Иль де Франс и Парижа предусматривает перемещение крупных промышленных предприятий на периферию. Этому способствует дифференцирование по территории налогообложения, ренты, арендной платы, налогов на плотность и характер застройки, требований строительного законодательства, условий землеотвода , санитарных и других норм.

Развитию сектора МСП в Париже содействует и ужесточение административных барьеров при организации новых предприятий с числом рабочих мест более 50 и при площади застройки более 500м2. В 1994 г. была разработана Генеральная программа развития округа Иль де Франс и Парижа до 2015 г., которая носит концептуальный характер , допускающий принятие инициативных решений на местном уровне при реализации конкретных планов. Основными элементами стратегии этой программы, является ограничение чрезмерного разрастания Парижа. Эта программа предусматривает:

  • акцент на роль города мирового и европейского значения с укреплением таких сильных сторон Парижа, как туризм, культура и экономика;
  • придание особого значения новым “полюсам” деятельности, включающим реконструкцию и преобразование бывших крупных промышленных зон;
  • охрана окружающей среды и создание благоприятных условий обитания;
  • совершенствование инфраструктуры города и улучшение транспортного сообщения с определенными районами.

Стратегия в области экономики проявляется в том, что за последние годы национальное правительство ввело ряд законодательных, административных и организационных мер, направленных на содействие развитию МСП. Основной целью этих мер является создание новых рабочих мест, внедрение новых технологий, расширение экспортных возможностей для местных производителей, оздоровление социально-экономических условий в депрессивных районах. Для достижения этих целей национальное правительство активно проводит политику снижения административного давления и уменьшения издержек производства, что способствует ускорению создания новых предприятий и оказанию более серьезной финансовой поддержки для стимулирования роста и развития МСП. Считается, что национальное правительство должно отвечать за создание условий, благоприятных для роста и развития бизнеса, а не за выбор секторов экономики, которым следует оказывать поддержку.

В ряду важнейших инициатив по поддержке и развитию МСП, реализованных на национальном уровне и активно продвигаемых муниципальными органами Парижа, можно указать на следующие:

  • стимулирование ведения собственного дела и предпринимательства;
  • обеспечение большей правовой защиты владельцев-единоличников и устранение неравенства между ними и компаниями с ограниченной ответственностью, а также упрощены требования по организации единоличного предприятия, по ведению и предоставлению финансовой отчетности;
  • введение налоговых и других финансовых льгот для стимулирования индивидуальных инвестиций в малые предприятия;
  • сокращение административной нагрузки на малые предприятия;
  • введение четкого законодательного определения ремесленных промыслов с ограничением размера ремесленных предприятий до 15 работников;
  • снижение суммы взносов в фонд государственного и социального страхования, а также введение налоговых льгот для новых работников;
  • снятие ограничений и устранение требований по продолжительности рабочего дня на малых предприятиях;
  • децентрализация и реформирование системы профессиональной подготовки для обеспечения соответствия местным потребностям и с целью привлечения к этой деятельности малых предприятий.

В 1994 г. был образован Национальный Фонд развития предпринимательства, который оказывает поддержку МСП путем:

  • предоставления ссуд новым предприятиям и предприятиям, участвующим в слиянии компаний;
  • гарантирования ссуд и предоставления гарантий инвесторам венчурного капитала.

Министерство промышленности оказывает прямую поддержку МСП с акцентом на введение новых технологий и помощь в адаптации к новым условиям рынка. С участием этого министерства создаются специализированные фонды поддержки МСП, которые предоставляют финансирование для образования основного капитала вновь созываемых МП, а также финансирует использование консультантов для развития коммерческих идей. Кроме того министерством образован Гарантийный фонд Кредитования с капиталом $387 млн.

В 1983 была создана Комиссия COSIFORM, которая занимается вопросами сокращения административной нагрузки на малые предприятия и стремится оказать соответствующее влияние на правительство.

Эффективность экономической и технической поддержки МСП в Париже обеспечивается тесным взаимодействием национальных и местных органов власти, направленных на решение социально-экономических проблем путём широкого вовлечения предпринимателей в реализацию Генеральная программа развития округа Иль де Франс и Парижа.

В 1981 г. было создано национальное агентство “Anvar” (имеет 24 региональных отделения) по поддержке и финансированию инновационных проектов в МСП. Сейчас в штате сотрудников агентства числится 490 специалистов, а ежегодный бюджет составляет 215 миллионов евро. Агентство “Anvar” за последние 10 лет приняло участие в реализации 34000 инновационных проектов на 22000 малых предприятиях, затратив на эти цели 3, 13 миллиарда евро. Основным видом финансовой поддержки является беспроцентный заём, покрывающий до 50% затрат на инновационную программу предприятия. Кроме того, “Anvar” может представлять гранты суммой до 38 000 евро. Основными техническими направлениями поддержки МСП, стремящихся к внедрению новаций являются:

  • подготовка комплексных инновационных программ для предприятий (маркетинговые исследования, проектирование, патентование);
  • помощь в организации и становлении инновационных МСП;
  • повышение научно-технического уровня МСП ( привлечение к работе исследователей, разработчиков, обеспечение доступа к информации и т.д.);

4.2.3. Некоторые особенности развития МСП в Нью-Йорке

В отличие от других крупных городов Нью-Йорк не является государственной столицей, однако статус города мирового значения ему придаёт размах международной финансовой деятельности, концентрация штаб-квартир международных организаций и ведущих транснациональных корпораций, а также роль крупнейшего торгового и культурно-развлекательного центра.

Экономика Нью-Йорка в значительной мере подвержена колебаниям, связанным с нестабильностью на мировом рынке. Например, в конце 70-х годов Нью-Йорк был охвачен финансовым кризисом, а уже в начале 80-х годов, в городе наблюдалось стремительное восстановление экономики. Было создано более 400 тыс. новых рабочих мест, причём более 70% из них в сфере финансирования и страхования, операций с недвижимостью и оказания деловых услуг. Оживление деловой активности в городе привело к росту доходов городского бюджета, что позволило расширить деятельность в сфере коммунальных и социальных услуг. Одновременно отмечался бум в строительстве, обусловленный необходимостью в помещениях для новых предприятий.

Процесс экономического роста и создания новых рабочих мест сопровождался активной перестройкой местной экономики и рынка рабочей силы в основном за счет сокращения производственного сектора, занятость в котором снизилась в два раза. Около половины новых рабочих мест в Нью-Йорке было создано в сфере профессиональных, технических и управленческих вакансий, при этом значительно повысился уровень квалификации трудовых ресурсов. Сложившаяся структура предприятий в Нью-Йорке представлена на таблице 4.9. В приводимых данных рассматриваются примерно 80 % площади всего города с населением около 7 млн. человек. основное количество малых предприятий - 97,8 процента - сосредоточено в группе предприятий с численностью занятых до 100 чел.

Состояние нью-йоркской экономики зависит, главным образом, от “ключевых” отраслей промышленности и тех видов деятельности, которые определяют роль города в национальной и мировой экономике, обеспечивая конкурентноспособность Нью-Йорка на мировых рынках. К числу “ключевых” относятся следующие пять основных видов деятельности обеспечивших 1 млн. 442 тыс. рабочих мест или почти 54% занятости всего частного сектора Нью-Йорка:

  • финансовые и деловые услуги (информация, юрисдикция, маркетинг, менеджмент и консультирование,) составляют 7.4% всей занятости США в данном секторе;
  • средства массовой информации, культура и индустрия развлечений составляют 5.7% общей занятости по США в данной сфере;
  • Здравоохранение, высшее образование и некоммерческие организации, что составляет - 4,7% общенациональной занятости в данной сфере.
  • изготовление модной одежды охватывает 9.5% национального объема занятости в этом секторе;
  • транспорт, связь и коммунальное обслуживание составляют 5.2% национальной занятости в этих видах деятельности.
  • Все виды деятельности по производству экспортной продукции города.

Правительство Нью-Йорка делает различия между "ключевыми" и "местными" отраслями по обслуживанию местного рынка. При этом учитывается, что "местные" отрасли и виды деятельности, обеспечивают конкурентоспособность города на мировой арене, создавая благоприятные условия для размещения и функционирования “ключевых” видов деятельности.

Таблица 4.9.

занятость и средний размер малых предприятий в Нью-Йорке

Отрасли и виды

деятельности

Занятых всего

(чел)(%)

Предприятий

сектора МСП (шт.)

Средний размер предприятия

(чел).

Занятость на 1000 чел. населения

Всего (в том числе:)

2 807 281

176595

 

406,8

С/х услуги

2684

418

6,4

0,39

Строительство

76476

7822

9,8

11,1

Производство

299 915

11875

25,3

43,5

Транспорт, связь и коммун. услуги

202 037

6982

28,9

29,3

Оптовая торговля всего (в том числе:)

198 912

19274

10,3

28,8

товарами длительного пользования

63728

8291

7,7

9,2

товарами повседневного спроса

116573

10856

10,7

16,9

Розничная торговля всего (в том числе:)

334 329

38887

8,6

48,4

Стройматериалы и инвентарь

5314

963

5,5

0,77

Универмаги

29142

984

29,6

4,2

Продовольственные магазины

50325

7338

6,8

7,3

Продажа автомоб. и станц. обслуж.

11714

1 748

6,7

1,7

Одежда, обувь и др. е товары

35966

4776

7,5

5,2

Мебель, ковры и др. товары

15669

2566

6,1

2,3

Кафе, рестораны и общ. питание

113914

9862

11,5

16,5

Другие виды розничной торговли

51289

9107

5,6

7,4

Финансы, страхование и недвижим.

468725

28631

16,4

67,9

Сфера услуг всего (в том числе:)

1222363

61042

20

177,1

Отели, кемпинги, пансионы, общежития

34097

408

83,6

4,9

Индивидуальные услуги

25760

5753

4,5

3,7

Деловые услуги

223569

10852

20,6

32,4

Ремонт и обслуживание автомобилей, стоянки

20146

3830

5,3

2,9

Различные ремонтные службы

8036

1330

6

1,16

Кино-и видео услуги

28221

2168

13

4,1

Услуги по развлечению и отдыху

38940

2884

13,5

5,6

Здравоохранение

375081

11768

31,9

54,3

Юридическое обслуживание

70011

4996

14

10,1

Образование

117494

1765

66,5

17

Социальные услуги

88418

3442

25,7

12,8

Услуги по инжинирингу и менеджменту

109545

6989

15,7

15,9

1. Не включены данные о государственных служащих, работниках ж/д транспорта и самозанятых.

2. Приведенные данные носят выборочный характер и не обеспечивают сходимость счета .

“местные” отрасли промышленности и виды деятельности подразделяются на следующие четыре главных сектора:

  • операции с недвижимостью, строительство и связанные с ними услуги.
  • местное промышленное производство, распределение продукции и услуг.
  • розничная торговля и потребительские услуги .
  • медицинское обслуживание, образование и социальные услуги, а также сфера обслуживания домов для престарелых, растущего контингента пожилого и болезненного населения.

Малое предпринимательство в экономике Нью-Йорка играет важнейшую роль, производя до 75% ВВП города и обеспечивая работой 69,8% занятого населения города. Это свидетельствует о доминирующем положении малого предпринимательства в социально-экономической жизни Нью-Йорка. В тоже время в Нью-Йорке значительно снижен уровень занятости в крупных предприятиях с числом работающих свыше 500 человек, отражая более благоприятные условия для развития малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями.




Rambler's Top100
Статьи