МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ
www.mbm.ru

На арене тренер по бизнесу

10.12.2019 18:21

На арене тренер по бизнесуРастет число компаний, в которых считают, что навыкам ведения бизнеса, как и спортивному мастерству, можно научить. Цель в обоих случаях та же самая: добиться от человека достижения наилучших результатов.

Представьте себе, что вы попали на фабрику. Спиной к большой мусорной корзине сидит мужчина, пытаясь забросить в нее теннисные мячи. Поворачиваться и смотреть ему не разрешается. За ним наблюдают несколько коллег, смеясь, а рядом с ним стоит еще один человек, от которого особенно мало толку, хотя ему видны и мусорная корзина, и направление полёта мячей. «Что, поточнее не можешь что ли кидать? — усмехается он. — Ну, приятель, ты совершенно безнадежен». Человек, сидящий спиной к корзине, действительно никак не может попасть в цель. Но вдруг отношение другого меняется. «Уже лучше, — говорит он. - Ты почти угодил в корзину... Надо бросать чуть левее... Нет, это было слишком высоко... Вот так, почти попал». И следующий мяч попадает прямо в корзину. Позднее бросавшего мяч спрашивают о его реакции на различное отношение к нему стоявшего рядом инструктора. В ответ участник эксперимента говорит — и это не вызывает удивления, что поначалу поведение инструктора убивало в нем стремление добиться успеха. Однако позднее поддержка того оказала помощь и, в конечном итоге, привела к успеху.

Мужчина, пытавшийся забросить мяч в корзину, — не кто иной, как старший менеджер технологического отделения компании, которая является частью индустриального комплекса по производству строительных материалов.

Он участвует в одной из серии двухнедельных курсов по тренировке, которые проводит фирма консультантов по вопросам повышения качества работы, специализирующаяся на обучении деловых людей.

Многие из сегодняшних тренеров по бизнесу в свое время работали в спорте, специализируясь на так называемой «внутренней игре» — то есть игре, которая проходит в сознании играющего. Впервые исследованием концепции «внутренней игры» занялся Тимоти Голлвей, администратор американского колледжа и тренер по теннису: когда в начале 70-х годов прошлого века в свет вышла его книга «Внутренняя игра в теннис», она сразу же завоевала необычайную популярность. Позднее Голлвей применил идею «внутренней игры» к гольфу, а затем и к целому ряду других самых различных занятий, как, например, музыка.

В свою бытность тренером по теннису, Голлвей обратил внимание на то, что, когда бы он ни участвовал в игре, в его сознании не прекращался оценочный комментарий. Это явление он назвал «Первым Я». Каждый теннисист знаком с комментариями «Первого Я»: «Зачем же я не довел до конца этот удар?.. Теперь я не должен пускать игру на самотек», — и так далее. А ту часть сознания, которая просто давала возможность его телу наносить инстинктивный удар по мячу, Голлвей назвал «Вторым Я». Это интуитивная часть сознания, которую использует ребенок, учась ходить. Тимоти обнаружил, что «Первое Я» — этот выносящий суждение критический голос — имеет обыкновение мешать «Второму Я». А когда последнему давали большую свободу, результативность игры теннисиста улучшалась. Таким образом, суть тренировки «внутренней игры» заключалась в том, чтобы ограничить вмешательство «Первого Я».

К середине 70-х годов «внутренняя игра» получила широкое распространение в Западной Европе, особенно среди игроков в гольф и лыжников. Одним из наиболее странных приверженцев этой идеи был тренер по теннису и лыжам Грэйем Александр: он был одним из первых, кто применил концепцию «внутренней игры» к проблемам управления. Поскольку Александр сам был менеджером в компании «IBM», то у него был огромный профессиональный интерес к развитию управленческой деятельности. В 1988 году он основал собственную фирму по тренировке бизнесу, назвав ее «Корпорацией Александр». По мнению некоторых, в Британии она занимала лидирующее положение на рынке.

Цель такой тренировки состоит в том, чтобы дать возможность человеку реализовать свой потенциал. Однако, прежде всего, тренеру необходимо выяснить, в чем кроется причина того, что конкретное лицо работает не в полную силу, не реализуя всех имеющихся у него возможностей. Поэтому хороший тренер старается обнаружить специальные цели, которые ставит себе индивидуум, и мешающие ему комплексы, чтобы помочь ему избавиться от последних. Таким образом, необходимо отличать подобную тренировку от подготовки специалиста в какой-либо области. Тренировка представляет собой процесс обучения навыкам, которые обучающий специалист считает необходимыми, но которые не так уж и важны с точки зрения обучающегося.

Не следует тренировку путать и с психотерапией, цель которой разрешить пустившие глубокие корни проблемы эмоционального характера. У клиентов из делового мира, как правило, имеются трудности более практического характера: например, неспособность организовать людей или мероприятие, неумение выработать приоритет в выполнении заданий и поручить их выполнение определенным лицам.

Хотя объектом тренировки, главным образом, является конкретное лицо, ее могут использовать и при решении какой-либо широко распространенной проблемы в управленческой сфере. К примеру, в одной компании все признавали необходимость в совершенствовании процесса оценки менеджерами качества работы сотрудников — речь идет о ежегодной аттестации работников, которую проводят во многих компаниях. Проблема с аттестацией заключалась в том, что «она главным образом касалась того, что было в прошлом, и никак не содействовала улучшению работы сотрудников. Это была процедура, как все считали, через которую было просто необходимо пройти».

По стечению обстоятельств, начальник отдела кадров посетил семинар по тренировке, и семинар произвел на него благоприятное впечатление. Он решил, что менеджерам пошли бы на пользу, как сами тренировки, так и умение тренировать других. И он смог убедить руководство о важности привлечения к этому тренеров со стороны.

Затем 12 старших менеджеров из технологического отделения компании провели с двумя привлечёнными тренерами-консультантами из «Корпорации Александр» три двухчасовых занятия. Тогда и другие старшие менеджеры получили возможность познакомиться с тренировочным процессом, чтобы получить о нем представление из первых рук и впоследствии самим проводить тренировки. В компании даже появилась аксиома: «Если не можешь тренировать, то не можешь быть и менеджером».

Консультанты из «Корпорации Александр» пользовались различными методами, чтобы продемонстрировать свои намерения и цели. Одним из них является игра с теннисными мячами, описанная ранее. Другие — более специфичные. Например, менеджерам предлагают подумать и затем написать на бумаге качества, которыми, по их мнению, должен обладать хороший тренер, в отличие от плохого. Разумеется, конечная цель этого — сделать из самих менеджеров более опытных тренеров.

Еще один метод состоит в использовании графического образа с целью иллюстрации процесса аттестации. Менеджер, проводящий аттестацию, чертит на чистом листе бумаги горизонтальную линию. Это есть ось «X», которая означает «взаимопонимание». Отметив треть длины горизонтальной оси, менеджер затем проводит через эту точку вертикальную ось «Y», которая означает «уровень детализации». Отрезок горизонтальной оси слева от оси «Y» представляет плохое, а отрезок справа — хорошее взаимопонимание Последний затем делится на квадранты. Как считают члены группы из «Корпорации Александр», следует находиться в верхнем квадранте справа: это означает, что сотрудник, которому проводят аттестацию, получает максимально полную обратную связь, сохраняя при этом прекрасный контакт с менеджером.

Слишком часто во время аттестации возникает плохое взаимопонимание: сотрудники ведут себя настороженно или обижаются на проводящее аттестацию лицо, а их желание оправдаться лишь усиливается, когда они выслушивают перечень своих недостатков. График помогает менеджерам тут же понять, что значит хороший инструктор.

Прежде чем начать любую тренировку, инструкторы применяют тест с чернильными пятнами, в ходе которого клиенту показывают ряд произвольных форм на бумаге и спрашивают его, что они ему напоминают. Этот тест проводится для того, чтобы получить более полную картину личности клиента. При другом методе клиенту показывают фотографию с большой выдержкой, изображающую что-то слегка устрашающее: например, лицо хмурящегося человека. И хотя изображение становится более четким по мере того, как выдержку уменьшают, некоторые клиенты так и не замечают хмурого взгляда. Как говорят, такой процесс показывает действие механизма защиты. Хотя, в целом, есть вера, что чем точнее человек понимает свою сущность, тем лучше, но очень важно то, как он получает эту информацию. Тренеры должны быть большими мастерами в вопросе обратной связи. Безусловно, далее тренировка переходит в более традиционные консультации по вопросам управления. Специалисты по подготовке кадров во многих компаниях применяют такой метод тренировок уже в течение многих лет, однако они преподносят его в рамках развития управленческого опыта.

Правда, некоторые директора утверждают вначале, что тренировки «слишком сильно опираются на психологический подход к проблеме и чересчур удалены от бизнеса». Тем не менее, многие коучи обязательно прибегает к психологическому тестированию, «если этого требует момент и лишь на той стадии программы, когда совершенно очевидно, что такой подход пойдет на пользу».
Сама идея оказания помощи коллегам, которые могут быть соперниками, часто идет вразрез с элементом соперничества в корпоративной этике. Как говорил один директор по рекламе в крупной компании: «Если люди не могут хорошо работать, их надо увольнять. Сурово, но справедливо. За счет доброго отношения ко всем карьеры не сделать». Однако некоторые работодатели начинают сознавать, что менеджеры работают лучше, если им помогают, а не угрожают.






Rambler's Top100